Церковь и духовенство в XI-XIII вв.
План
1. Источники по истории церкви.
2. Понятие «церковь». Организационное строение католической церкви. Основные функции церкви в странах средневековой Европы.
3. Церковь в системе феодальных отношений.
4. Место духовенства в сословной структуре общества.
5. Усиление могущества церкви в XI—XIII вв.
6. Католическая церковь и процесс политической централизации в странах Западной Европы.
7. Историческая роль церкви в эпоху средневековья.
Источники
1. Борьба пап с императорами // Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. М, 1949. Т. 1.
2. Христианская церковь в XI—XIII вв. // История средних веков: Хрестоматия / Сост. В. Е. Степанова, А. Я. Шевеленко. М., 1980. Ч. 1.
Литература
1. Аннаньель Тристан. Христианство: догмы и ереси. СПб., 1997.
2. Гергеи Е. История папства, М., 1996.
3. Герье В. И. Западное монашество и папство. М., 1913.
4. Герье В. И. Расцвет западной теократии. М., 1916.
5. Добиаш-Рождественская О. А. Церковное общество во Франции в XIII веке. Пг., 1914. Ч. 1.
6. Карсавин Л. П. Монашество в средние века. М., 1992. 226
7. Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв. преимущественно в Италии. Пг., 1915.
8. Керов В. Л. Апокалипсис и еретики. М., 1994.
9. Керов В. Л. Католическая церковь в Западной Европе в XI— XV вв. // Ю. Е. Ивонин, М. М. Казаков, В. Л. Керов, Г. Л. Курбатов, В. А. Федосик. Очерки истории христианской церкви в Европе (Античность, Средние века, Реформация). Смоленск, 1999.
10. Ковальский Я. Папы и папство. М., 1991.
11. Корелин М. С. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. СПб., 1901.
12. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
13. Лозинский С. Г. История папства. М., 1986. ..
14. Омэнн Джорд а Н; Христианская духовность в католической традиции. Рим; Люблин, 1994.
15. Репина Л. П. Церковь, христианство и ереси в средние века // Средневековая Европа глазами современников и историков. М., 1994. Ч. 2.
16. Рожков В. Очерки по истории римско-католической церк-ви.М., 1994.
17. Удальцова 3. В., Уколова В. И., Щапов Я. Н. Распространение христианства, церковь и ереси в период развитого феодализма // История Европы. М., 1992. Т. 2; Средневековая Европа.
18. Чайковская О. Г. Клюнийское движение X—XI вв., его социальный и политический характер // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1960. Вып. 8.
19. Шевкина Г. В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. М., 1972.
Методические рекомендации
Влияние церкви на все стороны жизни западноевропейского средневекового общества было настолько мощным и многогранным, что рассмотрение даже самых существенных аспектов ее истории в рамках одного занятия не представляется возможным.
Предлагаемый вариант его проведения уделяет преимущественное внимание изучению проблемы места Западной церкви в социально-экономической и политической структуре средневекового общества, влияния церкви на процессы, разворачивавшиеся в этих сферах общественной жизни.
Отметив многозначность понятия «церковь» и выявив характерные черты церковной организации в странах Западной Европы XI—XIII вв., кратко охарактеризовав многообразные (идеологические, нравственные, культурные, политико-правовые, экономические, социальные) функции церкви, следует более подробно остановиться на рассмотрении особенностей статуса церковного землевладения в системе феодальных отношений, а также своеобразия положения духовенства в рамках сословного строя.
Особое внимание предлагается обратить на осмысление роли Западной церкви в политической жизни на различных этапах развития средневекового общества, выяснить содержание важнейших изменений ее структуры с учетом региональных особенностей.
Многоплановость обозначенных вопросов обусловила разнообразие типов и видов прилагаемых источников. Если по вопросу о сословных привилегиях духовенства наиболее важные сведения содержат постановления церковных соборов различного ранга (в особенности IV Латеранского, состоявшегося в 1215 г.), то при анализе свидетельств источников о политических притязаниях папства в период усиления его могущества первостепенное значение приобретает знаменитый трактат папы Григория VII (1073—1085) «Диктат папы».
Это, разумеется, не означает, что рассмотрение того или иного вопроса может ограничиться ознакомлением с источниками какого-либо одного типа. Напротив, обращение к разным типам источников (там, где это возможно) позволяет, как правило, составить более полное представление об изучаемых событиях и явлениях. Примером такого рода могут, в частности, послужить приводимые ниже свидетельства о «Божьем мире» — попытке церкви в доступной ей мере ограничить достигший критического рубежа размах разбоев и опустошений в пору глубочайшего упадка королевской власти и нескончаемых феодальных усобиц. Нормативный (постановление Тулузского собора 1046 г.) и литературный (письмо Бернара, епископа Безье 1170г.) тексты, взаимно дополняя друг друга, дают возможность взглянуть на факты исторической действительности с различных точек зрения и прийти к более обоснованным выводам.
В заключение отметим необходимость критического подхода к односторонне негативным суждениям об исторической роли Западной церкви в средние века, высказывавшимся в отечественной медиевистике вплоть до рубежа 80—90-х гг.
I. ЮРИДИЧЕСКИЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ XI-XII ВЕКОВ О «БОЖЬЕМ МИРЕ*
1. Постановление Тулузского собора о «Божьем мире» (1046 год)
1. Вот мир, учрежденный епископами, аббатами*, графами, виконтами* и другими богобоязненными магнатами* всей епархии[317], именно: отныне и впредь да не дерзает никто силою врываться в церковь, церковную ограду, кладбище и жилище, кои есть и будут около церкви, на протяжении тридцати церковных шагов в окружности.
2. Мы не ставим под охрану этого [мира] церквей, в коих устроены или будут устроены замки; относительно же церквей, в коих грабители и тати сложили награбленное и похищенное и из коих отправляются они на преступное дело... повелеваем, чтобы и эти церкви были безопасны, доколе не поступят жалобы на преступное дело епископу или... каноникам*... Если же епископ или... каноники... разберут дело преступника и вынесут приговор, а он подчиниться этому приговору не пожелает, тогда... и самому ему, и имуществу его безопасностью в означенной церкви не пользоваться. Если же кто вторгнется в церковь по иному делу или учинит там какое-либо зло другим людям, помимо вышеназванных преступников, или же если нанесет ущерб тому, что отстоит от этой церкви на расстоянии 30 церковных шагов в окружности, повинен уплатить пени за святотатство и вдвойне истцу за учиненное преступление.
3. Определили также, чтобы никто не дерзал нападать на невооруженных клириков, монахов или монахинь и обиду им или какое-либо зло учинять. Никто да не дерзает причинять вред общинам каноников*; монахов или монахинь, а также землям и владениям, коими церкви нашей епархии, невооруженные клирики*, монахи и монахини пользуются... А если кто сделает это, вдвойне им обязан дать возмездие.
4. Равным образом утвердили, чтобы никто в сей епархии не дерзал захватывать в качестве добычи ни кобылиц с их жеребятами моложе шестимесячного возраста, ни быков, ни коров, ни ослов, ни ослиц, ни овец, ни баранов, ни ягнят, ни коз, ни козлов, ни молодняка их.
5. Никто да не дерзает сжигать или разрушать жилища крестьян или клириков, а также голубятни их и сараи. Крестьянина, крестьянку, невооруженных клириков, монахов или монахинь никто да не смеет убивать, ранить, увечить, схватывать и подвергать наказанию иначе, как за вину их... и, однако, лишь после судебного разбирательства... Одежд, плугов и кирок у крестьян не отнимать... Оливковых деревьев не сжигать и их плодов не губить.
6. Постановили еще, чтобы никто чужого имущества не присваивал ни в виде залога, ни по другой заключенной с кем-либо сделке, если должное будет уплачено. А кто этот установленный нами мир нарушит и в течение 15 дней не даст удовлетворения потерпевшему, по истечении 15 дней вдвойне причиненный ему вред возместит, и это второе возмещение пойдет епископу и графу, который распорядится воздать по справедливости.
7. Утвердили также накрепко поименованные епископы Господне перемирие, именно — чтобы непрерывно соблюдалось оно всеми христианами от заката солнца четвертого дня, т.е. среды, до восхода солнца второго дня, т.е. понедельника. Непрерывно соблюдать его также с первого дня Адвента Господня[318] до восьмого дня после Богоявления[319], когда празднуется день св. Илария[320]. Соблюдать его также непрерывно с понедельника перед Beликим Постом[321] до первого понедельника после Пятидесятницы[322]. Также в кануны и праздники Обретения и Воздвижения креста Господня, в три кануна и праздника св. Марий, в кануны и праздники всех апостолов и в канун и праздник св. Лаврентия.
Постановили еще отнести сюда кануны и праздники св. Павла Нарбонского, св. Иоанна Крестителя, св. апостолов, св. архангела Михаила, св. Мартина Исповедника и Всех Святых[323]. Сюда же отнесли посты четырех времен года[324]. Означенные дни перемирия Господня поименованные епископы постановили соблюдать со включением предшествующих и последующих ночей, именно — от заката солнца, когда начинается это перемирие Господне, до восхода солнца, когда оно кончается. Если же кто во время этого Божьего перемирия учинит кому-либо какое-либо зло, вдвойне ему вред возместит, а потом подвергнется испытанию холодной водой[325]... Если же кто во время этого перемирия по своей воле, без всякого повода человека умертвит... определили тому быть во все дни его жизни в изгнании. Если же совершит это по какому-либо поводу, быть ему в изгнании на срок, какой положит епископ с канониками*...
Запретили также воздвигать в течение этих непрерывных перемирий, именно — Адвента Господня и Великого Поста, всякие замки и укрепления, если постройка их не начата за 15 дней до наступления этих непрерывных перемирий... Тех же, по отношению к которым епископ и каноники означенной кафедры произнесут приговоры для восстановления мира и перемирия Господня, а также их поручителей и заложников в соблюдении мира..., в случае недобросовестности их..., отлучать от церкви... вместе с их покровителями и помощниками... В таком случае и их самих, и имущество их не считать состоящими под покровительством мира и перемирия Господня.
2. Письмо Бернара, епископа Безье, о соблюдении «Божьего мира» (1170 год)
Бернар, Божией милостью епископ Безье, возлюбленному своему Видуину, архипресвитеру Безье, мир и привет. Полагаю я, дражайший [брат мой], что по справедливости за множество прегрешений наших — не только в прошлом, но и в настоящем — ниспосланы нам бедствия, кои мы терпим... Но хотя и утеснены мы великими войнами и опасностями, все же, возлагая упование на милосердие Божие, блага и мира для земли жаждем достигнуть. Призвали мы посему Раймонда, виконта* [Безье] и рыцарей земли [сей] и заставили их принести клятву [о соблюдении] мира. Под охрану мира поставили: всех монахов с имуществом их, всех клириков* с имуществом их, всех крестьян с имуществом их, всех рыбаков, охотников, женщин и тех, кои сопровождают их без оружия; участников похоронных процессий, всех неподкованных кобылиц, всех вьючных животных с вьюками их, всех путников и купцов со всем имуществом, какое везут или несут они, быков, коров, овец, свиней, коз, мельницы и оливковые насаждения.
Посему по долгу нашему в обязанность вам вменяем: увещевайте прихожан своих, чтобы до последнего воскресенья перед Вознесением Господним принесли клятву о соблюдении мира и о принуждении всех, кто нарушит его, являться по нашему вызову в Сарзак для судебного разбирательства. Если же кто из сеньоров, владеющих замками, клятвы о соблюдении мира до названного воскресенья не принесет, да не совершается во всем приходе божественная служба, пока не даст клятвы. Все прочие с 15-летнего возраста, буде принести клятвы не пожелают, да будут отвержены от церкви... постановили мы также, чтобы от заката солнца среды до восхода солнца понедельника все безоружные были под охраною Божьего перемирия, дабы никто не смел брать кого-либо в плен, истязать и зло ему учинять.