Из капитулярия Карла Великого 811 года

Глава 1. Если какой-либо свободный человек, будучи ньпван для несения военной службы, явкою пренебрежет,1 повинен уплатить полный герибанн*, т. е. 60 солидов*.

Если же не будет иметь, чем заплатить эту сумму, самого себя пусть отдаст в закладничество королю, как раба, пока не уплатит полностью вышеозначенного герибанна, и тогда снова пусть вернется к состоянию своей с победы. Если же тот, кто отдаст себя, за неуплатою герибанна, в рабство, в этом рабском состоянии умрет, наследники его не теряют ни оставшегося после него наследства, ни состояния своей свободы, а также за уп­лату означенного герибанна не отвечают.

Глава 2. [Показывают], что бедняки жалуются на ли­шение их собственности; одинаково жалуются и на епи­скопов, и на аббатов, и на их попечителей, на графов*, И на их сотников*.

Глава 3. Показывают, что, если кто отказывается пе­редать свою собственность епископу, аббату, графу или1 сотнику, ищут случая, чтобы осудить такого бедняка, а также заставить его идти на войну, и это до тех пор, пока, оскудевши, волею-неволею собственность свою не передаст или не продаст, и те, кто совершит передачу, проживают дома без всякого беспокойства.

Глава 4. Что епископы, аббаты, графы, а также аб­батисы посылают своих свободных людей на господский диор под именем министериалов*, то они — сокольничьй, ловчие, сборщики пошлин, старосты, десятники, то дол­жны принимать и сопровождать государевых посланцев.

Глава 5. Разузнать [у них] должно, отрекся ли от мира ггот, кто владения свои каждодневно всячески приумно­жать тщится, приманивая блаженством небесного цар-стна, устрашая вечными муками ада, и во имя божие богатых и бедняков, несведущих... простецов лишая иму­щества, а законных наследников — их наследства, тем самым из-за оскудения их... подвигая на позор и зло­действа; ибо как бы по необходимости идут на татьбу и на разбой те, у кого отеческое наследство чужим че­ловеком исторгнуто.

Глава 6. А еще разузнать должно, отрекся ли от мира тот, кто, движимый алчностью, чужого имущества жаж­дет, подкупом побуждает людей к клятвопреступлениям и ложным свидетельствам, и не справедливого и бого­боязненного попечителя... ищет, но безжалостного, жад­ного и не останавливающегося перед клятвопреступле­нием.

Глава 21. Пусть ни епископы, ни аббаты, ни графы*, ни викарии* и никто другой никоим образом... злыми ухищрениями имущество бедных... ни покупать, ни силою отнимать не осмеливаются.

Из капитулярия Людовика Благочестивого 818—819 годов

Глава 7. Постановлено, чтобы ни один из церковников не осмеливался принимать земельные вклады от тех лиц, дети или родственники которых не дали согласия на это приношение и могут оказаться лишенными наследства... Если же кто впредь захочет это сделать, принимающий вклады подлежит строгому осуждению собора* или им­ператора, земли же пусть возвратятся к тем, кто оказался лишенным наследства.

ТЕМА 4

ПРОЦЕСС ХРИСТИАНИЗАЦИИ ГЕРМАНСКИХ НАРОДОв

П л а н

1. Боги и верования германцев языческой эпохи.

2. Основные пути проникновения христианства к германским народам.

3. Принятие христианства франками в эпоху Меро-вингов.

4. Принятие христианства англосаксами и северными гер­манцами-скандинавами.

5. Христианское миссионерство в VII—VIII вв.

6. Христианизация как одно из орудий внешней экспансии при Каролингах.

7. Язычество и "народное христианство".

8. Государство и церковь раннего средневековья.

Дополнительные источники

1. Старшая Эдда / Пер. А. Корсуна (любое издание). Стурлусон Снорри. Младшая Эдда/ Пер. О. А. Смирницкой (любое издание).

Литература

1. Безрогов В. Г. Ранние монастырские общины Британских островов: Св. Колумба и обитель на острове Иона // Общности и человек в средневековом мире. М.; Саратов, 1992.

2. Гвоздецкая Н. Ю. Бэда: монах, ученый, поэт (около 673—735) // Семь портретов средневековых интеллектуалов. Иваново, 1997.

3. Герген Е. История папства. М., 1996.

4. Глебов А. Г. Англия в раннее средневековье: проблемы культурной истории и внешних связей. Воронеж, 1997.

5. Глебов А. Г. Христианизация англосаксов и ирландское монашество // Шэмрок. Shamrock. Журнал ирландских исследований № 1. Irish studies magazine. № 1. Воронеж, 1997.

6. Глебов А. Г. Англия в раннее средневековье. Воронеж, 1998. Гл. 3

7. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

8. Даркевич В. П. Народная культура средневековья. М, 1988.

9. Добиаш-Рождестве некая О. А. Духовная культура Западной Европы IV—IX вв. //Дробиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского сред­невековья. М., 1987.

10. История Европы. М., 1992. Т. 2. Средневековая Европа.

11. История Франции. М., 1972. Т. 1.

12. Лебек С. Происхождение франков. IV—IX вв. М., 1993.

13. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. Гл. 1, 2, 5.

14. Левандовский А. П. Карл Великий. Через Империю к Европе. М., 1995.

15. Лозинский С. Г. История папства. Изд. 3-е. М., 1986. ,

16. Савело К. Ф. Раннефеодальная Англия. Л., 1977.

17. Средневековая Европа глазами современников и историков / Под ред. А. Л. Ястребицкой. М., 1994. Ч. 1; 1995. Ч. 3.

18. Теис Л. Наследие Каролингов. IX—X вв. М., 1993

Методические рекомендации

Христианизация германских народов была одним из самых важных моментов раннесредневековой европейской истории. Именно христианство в эту эпоху способствовало организации германского мира, а затем стало духовным стержнем сред­невековой цивилизации.

Процесс христианизации германских народов шел медленно и разными путями, и еще медленнее отступало их язычество. Главной задачей семинара на данную тему и должно стать выяснение того, когда и как христианство проникало к разным германским народам, какую роль сыграли в этом королевская власть, римские папы, проповедники и миссионеры, насколько мирным был сам процесс, особенно в каролингскую эпоху и, наконец, как вела себя церковь, и что произошло с нею и самим христианством на германской почве.

Источники по теме можно разделить на несколько групп: нарративные, в том числе — литературные и эпи­столярные, законодательные и документальные. По времени они распадаются на ранние (I—VII вв.) и более поздние (VIII— X вв.).

Самые ранние из нарративных источников — уже известные нам сочинения Гая Юлия Цезаря (100—44 до н. э.) и Публия Корнелия Тацита (55—120). "Записки о Галльской войне" Це­заря содержат сведения о германцах в трех книгах из семи, "Германия" Тацита (46 глав) целиком посвящена их истории, общественному строю, быту и нравам. Оба сочинения включают некоторые данные о богах и верованиях германцев.

Богатый материал о богах содержат литературные источ­ники — древние мифы германо-скандинавского происхожде­ния, записанные в XIII в. — "Младшая Эдда" исландского по­эта-скальда и историка Снорри Стурлусона (1178—1241), его же сочинение "Хеймскрингла" (история норвежских ко­ролей), а также "Старшая Эдда" — бытовавшие с древних времен поэтические сказания о богах и героях, записанные в том же XIII в. Сведения об именах богов и их функциях со­держатся также в разного рода "Клятвах отречения", "Заклина­ниях" и др.

Рассказами о принятии христианства германскими народами богаты сочинения историков VI—VIII вв. О готах и причинах принятия ими христианства в арианской форме пишет Иордан в книге "О происхождении и деяниях гетов" (551), о франках — "отец франкской истории" епископ Григорий Турский (540— 594). Свою знаменитую "Историю франков" он закончил в 591 г., почерпнув большую часть сведений от очевидцев событий. Первый английский историк — монах Беда Почтенный (672— 735) в "Церковной истории народа англов" нарисовал картину принятия христианства германцами-англосаксами, переселив­шимися в середине V в. на Британские острова, и представил роль римского папства и ирландских миссионеров в этом процессе. Его рассказ дополняют еще несколько авторов VIII в.: Алкуин, Уиллиброрд, Эддиус Стефаниус, красочно изложив­ших события собора в Уитби (полемику между епископами-бриттами и посланцами римского папы) и драматические мо­менты миссионерства среди континентальных германцев.

Что касается юридических памятников, то наиболее замет­ный след христианизация оставила в законах кентских королей Этельберта (560—616) и Уитреда (688—725). Их законы по­зволяют также выяснить отношение королевской власти к цер­кви и духовенству, меры борьбы с язычеством. Материал по­добного рода содержит и более поздняя "Правда" короля Уэс-секса Альфреда Великого (871—899).

Достаточно богата свидетельствами каролингская эпоха. Среди нарративных источников на первое место следует по­ставить Лоршские анналы (последняя треть VIII в.) и сочинение Эйнгарда (ок. 768—840) "Жизнь Карла Великого", уже изве­стные нам по другим темам. Оба источника содержат материал о методах христианизации саксов в ходе франкских завоеваний, об отношении к их языческим богам и святилищам, о силе древних традиций у саксов.

Законодательное оформление власть церкви и новой ре­лигии нашла в так называемых "Саксонских" капитуляриях Кар­ла Великого от 785 и 797 гг., а также в "Саксонской правде", записанной по приказу императора около 802 г. Эти источники содержат богатый материал об охране церкви, ее имущества, ее привилегий, о защите духовных лиц, о наказаниях за пре­ступления в отношении них, об остатках язычества.

Самый обильный материал можно найти в источниках по вопросу об отношениях церкви и государства: это дипломы и грамоты пожалований церквам и монастырям, ко­ролевские капитулярии и указы, постановления церковных со­боров, по времени относящиеся главным образом к VIII— X столетиям.

Наши рекомендации