С кротостью наставлять других
Павел продолжает разъяснять суть истинного закона Духа, закона Христа (6:2). Кротость, исходящая от Духа (5:23), — самый верный путь наставления других; законник же, который почитает себя духовным, нообращается с ближними по плоти, показывает, что его мало заботят духовные потребности других.
6:1. В разнообразных греческих источниках, в том числе в греческой и еврейской литературе мудрости и Свитках Мертвого моря, часто приводятся слова упрека и наставления на путь добра. При этом обращаетсявнимание на то, что прежде необходимо исследовать свой внутренний мир, а потом уже обращаться к другим с наставлениями. В иудаизме (в отличие от греческой культу-ры) смирение и кротость считались одними из самых важных добродетелей, даже для благородных людей.
6:2. «Носите бремена» — этот образ мог напоминать читателям о рабах или о насильственной вербовке (напр., римские воины имели право заставить местных жителей нести их поклажу); он мог применяться ииносказательно по отношению к тяжелым утратам. В любом случае, это требует сопереживания, содействия, отказа от собственной выгоды или удобств. В данном контексте он может означать помошь собрату-христианину, которому нужно разобраться со своими грехами (6:1). Многие воспринимают слова «закон Христов» как ссылку на изречение Иисуса, но в контексте послания это скорее относится к примеру и характеру Иисуса, к Которому можно приобщиться через Духа (2:20; 5:14).
6:3—5.В греческой литературе встречаются краткие мудрые изречения, максимы, наподобие этой: «Каждый понесет свое бремя», и обычно они подчеркивают самодостаточность; но Павел раскрывает здесь совсеминой аспект. Учитывая важность проявления кротости по отношению к другим (6:1,3,4), «носить бремена других» (6:5) — значит дать ответ Самому Богу за то, что человек совершил (6:7,8).
Делать всем добро
В этом отрывке, по-видимому, подчеркивается важность финансовой поддержки, хотя, вероятно, не ограничивается только значением сбора пожертвований для иерусалимской церкви (1 Кор. 16:1), как полагают некоторые комментаторы. 6:6. Многие учителя брали плату за обучение; многие греческие учителя настаивали на том, чтобы сообща владеть имуществом, а некоторые учителя и ученики даже жили коммуной. В Малой Азии (включая Галатию) взималась плата за посещение храма. Здесь Павел убеждает галатийских христиан оказывать поддержку учителям, которые преподают им здравое учение (в отличие отего оппонентов).
6:7. «Пожинать плоды» — это знакомый всем в древности образ (см., напр.: Иов. 4:8; Прит. 22:8; Ос. 8:7; 10:12; ср.: Прит. 11:18; Ис. 3:10; Иер. 12:13; а также многочисленные тексты в другой еврейской литературе).Во 2 Кор. 9:6 Павел несколько иначе использует этот образ; здесь он, вероятно, продолжает мысль, высказанную в 6:6. «Не обманывайтесь» — это стандартная фраза в сентенциях и нравственных увещеваниях в древности.
6:8,9.О тленности плоти см. во введении к 5:19—26; Павел часто связывает Дух с воскресением плоти.
6:10.За исключением киников, все философы и моралисты ратовали за совершение добрых дел на благо другим. Павел подчеркивает здесь необходимость служить в первую очередь своим собратьям по вере, восполняя их нужды.
Распятие, а не обрезание
Греки и римляне рассматривали обрезание как увечье, но оно ни в какое сравнение не идет с самой позорной и мучительной казнью, которая была распространена в римском мире — распятием.
6:11.Большинство длинных писем диктовались писцам, которые сокращали текст, чтобы быстрее справиться с задачей. Павел, возможно, был не знаком с такой практикой написания писем и не мог писать кратко и быстро (или, может быть, руки его ослабли от работы с кожей в зимнее время в холодных мастерских ремесленников). В некоторых документах, если письма длинные, привлекается внимание к особо важным темам в самом начале или в конце. С какой бы целью ни писал Павел «крупными буквами» (•£ NASB; в синодальной Библии — «много»), главное, что оно написано не секретарем, а им самим, как показываетпочерк (крупные буквы). Именно к этому Павел привлекает их внимание.
6:12,13.Здесь иносказание выражено в форме гротеска: Павел активно обличает тех, кто живет «по плоти», полагаясь на собственные силы и игнорируя Бога; сам физический обряд обрезания обычно назывался «во плоти». Здесь Павел затрагивает моменты, связанные с особенностями культуры миссионеров. См. коммент. к 4:29 и 5:11.
6:14.Павел хвалится раной несравненно более жестокой, чем обрезание, — распятием. Он не боится преследования недовольных иудейских лидеров (см. введение к этому разделу).
6:15.«Новая тварь» означает, что жизнь грядущего мира началась у верующих уже сейчас (см коммент. к 5:5,6; 2 Кор. 5:17). И снова Павел призывает полагаться на силу Божью, а не на человеческие силы.
6:16.Павел благословляет тех, кто «поступает по сему правилу», в отличие от иудейского «правила» halakah(см. коммент. к 5:16). Пожелание мира было традиционным оборотом в иудаизме; это одна из самых часто встречающихся фраз на еврейских гробницах. «Мир Израилю» — это формула повседневной молитвы в сина-гогах, последнее благословение (оно восходит к Пс. 124:5; 127:6); это достойное противопоставление проклятию, которому подвергались нарушители закона (1:8,9). Исследователи спорят по поводу того, что означает здесь «Израиль»: верный остаток израильтян или всех верующих как духовных наследников Авраама (гл. 3)? Вероятнее всего, речь идет именно о духовных наследниках.
6:17.Некоторые рабы, преступники и военнопленные имели на теле татуировки (выжженное клеймо), как это было принято у последователей ряда религиозных культов в Египте и Сирии. Греки и римляне обычно связывали татуировку с варварством, клеймили же обычно лошадей. Слово «язвы», которое использовано здесь, скорее призвано напомнить о боли от нанесения этих отметин, и ничего более. В данном контексте Павел просто имеет в виду, что он был сораспят с Христом (6:14), — вероятно, об этом свидетельствуют «язвы», оставшиеся у него от прошлых преследований (5:11; 6:12,13).
6:18.Термин, переведенный как «братия», т. е. родные братья и сестры (в греческом языке множественное число этого существительного мужского рода как собирательный термин может иметь в виду также и женщин). Этот термин постоянно применялся по отношению к соплеменникам, а также к членам религиозных сообществ и групп (см. коммент. к Деян 9:17).
ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ
ВВЕДЕНИЕ
Авторство. Хотя богословы часто спорят по поводу авторства Павла, есть основания для положительного ответа. Например, большинство так называемых слов, фраз и стилистических особенностей, которые вызывают сомнения, хотя бы иногда встречаются в посланиях, автором которых все исследователи единодушно признают Павла. Многие отличия между этим посланием и более ранними посланиями Павла не существенны. Так, например, ряд исследователей отмечает, что «подлинный Павел» отдельно упоминает о Христе как о главе (1 Кор. 11:3) и о Церкви как о Его теле (Рим. 12:4; 1 Кор. 12:12). Но ведь и древние философы иногда использовали метафору «тело» в значении «тело с головой, главой», а иногда имелось в виду только «тело». И требовать от Павла, чтобы он употреблял всегда одно и то же выражение во всех дошедших до нас посланиях, хотя другие авторы этого не делают, было бы несправедливо по отношению к нему.
В отличие от многих более ранних посланий Павла, послания к эфесянам, филиппийцам и колоссянам, по-видимому, были написаны им после того, как он научился представлять христианство, используя философский язык для передачи своих мыслей (Деян. 19:9) Тот факт, что Павел сумел адаптировать язык для своей аудитории, в том числе для тех, кому предназначена терминология стоиков в Послании к Ефесянам, четко виден и в других его работах (напр.: Рим. 1; 1 Кор. 8). Такой язык в большей степени характерен для посланий к эфесянам и филиппийцам, тогда как, скажем, для Послания к Колоссянам больше подходит лексика, свойственная философам платонической школы. Хотя эти споры об авторстве Послания к Ефесянам не умолкают в среде богословов, в данном комментарии принимается, что Павел был автором этого послания.
Жанр.Наставления в послании Павла охватывают несколько главных тем, при этом все они, похоже, освещают конкретную ситуацию, в которой находятся получатели послания (хотя Павел использует стандартные формы описания). Эта точка зрения противостоит представлению о том, что это послание — простое «письмо-эссе», сообщающее общеизвестные истины.
Множество параллелизмов и повторов в послании сближают его с еврейской поэзией, но эти приемы характерны также и для эпидиктической ("£ поучительной и хвалебной) риторики (т. е. формы восхваления богов или людей). В первых трех главах послания преобладает язык поклонения, свойственный определенного рода вступительной молитве и благодарению, которые часто встречаются в древних письмах. Как обычно, Павел здесь комбинирует разные виды риторики: наставления в его послании носят характер раздумий, которые призваны убедить читателей выбрать конкретный вариант действий; другие части послания «эпидиктические» — там, где он возносит хвалу Богу и "Церкви, которая должна отражать славу Божью.
Не исключено, что Павел, одновременно составляя план других посланий (напр., колоссянам), использовал писца или секретаря, который помогал ему передать основную мысль послания, высвечивая различные ситуации в разных церквах.
Историческая обстановка. Павел пишет свое послание, находясь в заключении, вероятно, в Риме Как могло быть известно читателям, проживавшим в Малой Азии, в районе Эфеса, он был арестован по обвинению в том, что привел язычника в храм (Деян. 21:28,29, 28.16.
Введение
Как отмечается в большинстве переводов, не во всех рукописях присутствует фраза «в Ефесе» (ст. 1). Многие исследователи высказывают предположение, что это послание было первоначально послано в ряд "церквей, из которых эфесская была просто одной из самых известных. (Таким образом, это могло быть и «циркулярное письмо», наподобие имперских указов.) Но, поскольку все эти церкви предположительно находились вблизи Эфеса, история эфесской церкви помогает нам понять, что послужило причиной написания этого послания (см.: Деян. 19:1—41).
«Благодать» и «мир» — это обычные приветствия; здесь важно отметить, что они ог «Бога Отца и Господа Иисуса Христа». См. также введение к посланиям и коммент. к Рим. 1:1-7.
Хвала за спасение
Начало, или exordium, послания Павла включает благодарственную молитву («Благословен Бог»); в древних письмах обычно присутствовали либо молитвы, либо благодарения, хотя Павел преподносит их в несколько необычном варианте. Многие иудейские молитвы начинались со слов «Благословен Бог, Который [помогает Своему народу]...» В греческом тексте фрагмент 1:3—14 представляет собой одно пространное восхваление Бога; в нем, как это характерно для еврейских молитв, перечисляются планы искупления и спасительные деяния Бога во имя возлюбленного Им народа. В этих стихах Павел использует одиннадцать терминов для Израиля, заимствованных им из Ветхого Завета, соотнося их с верующими в Иисуса. Поскольку церковь в Эфесе объединяла в своем составе людей разных культур — и иудеев, и язычников (Деян. 19:17), могли возникнуть трения на культурной и этнической почве. Павел убеждает верующих, что независимо от ихэтнической принадлежности и особенностей культуры, все они один народ во Христе и должны работать вместе, исполняя замысел Божий.
1:3. Сегодня мы различаем понятия «небеса» в научном (т. е. внешняя часть земной атмосферы и вся остальная вселенная, за исключением земли) и духовном смысле — как место обитания Бога. Но во временаПавла не было необходимости сообщать об этих понятиях своим читателям; они подразделяли понятие «небесная сфера» иначе. Практически весь Древний мир верил, что небеса состоят из нескольких уровней(трех или семи), где обитают различные духовные существа, небожители (ангелы, демоны, звезды и др.). При этом Бог или самые высшие духовные существа находятся на самом высоком небе. Согласно иудейскому учению, духи праведных будут жить там с Богом после смерти. «Небеса», таким образом, могут означать одновременно место пребывания и Бога, и ангельских сил.
1:4,5.В Ветхом Завете говорится, что Бог «предназначил» (или букв.: «избрал») Израиль в Аврааме в качестве Своего народа, заключил с ним завет-договор и усыновил его. Но Его избранный народ часто нарушал этот договор. Павел разъясняет, что в практическом смысле человек приобщается к завету Божьему через Христа, а не на основании своей этнической принадлежности.
1:6. Одно из предназначений Израиля, избранного Богом, — прославить Своего Бога (Ис. 60.21; 61:3; Мер. 13:11). Итак, Израиль должен был открыть Его славу, показать, что и суды Божьи призваны обратить людей к Нему (Исх. 7:5; Ам. 4.6) — истинному источнику жизни (Иер 2:13).
1:7,8-Бог искупил Израиль (т. е. освободил народ из рабства) посредством крови пасхального агнца. Кровь жертвенных животных в Ветхом Завете указывает на то, что цена, заплаченная за прощение грехов, являет собой жизнь. Павел объединяет эти два образа в один.
1:9—12.По представлениям иудаизма, история развивалась отдельными этапами, направляясь к своему кульминационному моменту, когда все сущее будет находиться под суверенным правлением Бога. Некоторые философы высказывают мысль о том, что вся вселенная наполнена Богом и будет снова «поглощена» Им. Подобно еврейским авторам, которые адаптировали язык таких философов, Павел верит, что история направлена к своему кульминационному завершению — к полному владычеству Бога, а не к поглощению Им всего сущего. Ветхий Завет и иудаизм признают, что у Бога есть собственный замысел завершения человеческой истории. О «наследниках» см. в коммент. к 1:13,14. О замысле Божьем см. в коммент. к 3:8—11.
1:13,14.На восковой печати должен был стоять штамп ее владельца, который удостоверял содержимое контейнера или вместилища. Поскольку широко бытовало мнение, что Дух особым образом явит себя в конце времен, Павел здесь говорит о Духе как о «залоге», используя термин древних деловых документов, что примерно соответствует в современном представлении «предоплате», гарантии. Те, кто ощутил присутствие Духа, могли, тем самым, предвкушать грядущую жизнь, которую Бог обещал Своему народу.
После того как Бог «искупил» (см. коммент. к 1:7,8) израильский народ из рабства в Египте, Он ввел его в «наследство» в Земле обетованной. В более поздней еврейской литературе грядущий мир изображается какокончательное «наследие» Израиля, и раннехристианские писатели использовали ту же самую терминологию (Мф. 5:5; 25:34; Рим. 8:17; 1 Кор. 6:9; Иак. 2:5). Для Павла христиане — народ Божий, искупленный Богом, но ожидающий окончательного искупления в грядущем; как и для Израиля в древности,присутствие Бога среди них являет собой гарантию того, что Он возьмет их в землю, которую обещал отдать им (ср.: Агг. 2:5).
Молитва об откровении
1:15,16.Подобно благочестивым иудеям, благочестивые христиане тоже уделяли особое время ежедневной молитве. Многие благочестивые иудеи молились по несколько часов в день. Павел воспринял этот обычай, и можно себе представить, как ревностно он молился за свои "церкви.
1:17,18.Иудеи обычно молились о том, чтобы Бог просветил их, помог понять Слово Божье; в Ветхом Завете тоже говорится о том, чтобы Бог «открыл очи», дабы люди могли понять Слово Его (Пс. 118:17) или другие духовные реалии (4 Цар. 6:17). В некоторых еврейских источниках Дух Божий предстает как «Дух премудрости» (это особенно подчеркивается в Ветхом Завете, напр.: Исх. 28:3; 31:3; 35:31; Ис. 11:2; ср Втор. 34:9).
Писатели, владевшие риторическим искусством, часто во введении представляли главные темы, которые они собирались обсуждать, и Павел не является исключением. Он намеревался разъяснить им ряд вопросов и молился за них — дабы они смогли понять его объяснения. О «наследии» см. в коммент. к 1:13,14.
1:19,20. Вповседневной молитве иудеев прославлялась сила Божья, способная воскресить мертвых в грядущем, — как высшее выражение Его всемогущества. Павел соглашается с этим, но для него самый решительный момент уже наступил — первый плод грядущего воскресения уже был явлен. Место по правую руку правителя указывало на великую честь и авторитет власти; восседать по правую руку от Бога означало воцариться в ранге правителя вселенной, даже если не все Его враги еще повержены (Пс. 109:1). О «небесах» см. в коммент. к 1:3.
1:21—23.Изгонявшие бесов и волхвы пытались манипулировать могущественными духами, называя их по имени (см. коммент. к Деян. 19:13); верховная сущность Иисуса, возвеличивающая Его имя над всемидругими именами, означает, что Он превыше всех духовных сил, которые призываются людьми и которые не могут быть приведены в действие.
Павел использует обычные для его времени термины, описывающие демонические (бесовские) и ангельские силы, которые стояли за политическими структурами мира, силы, которые, как считалось, управляютдействиями земных правителей и народов (ст. 21). Большинство современников Павла верили в то, что мир управлялся богиней судьбы, и это обычно выражалось в звездах (которые считались небесными существами); большинство из них верили, что нет никакой возможности избежать предназначенной им судьбы. Некоторые культы "мистерий, однако, например культ Исиды, обрели популярность вследствие того, что вселяли надежду в силы, которые якобы были способны побороть оковы богини судьбы.
Иудеи в своей основной массе верили, что небесные силы управляли всеми народами, за исключением Израиля. Некоторые более поздние учителя разъясняли, что Израиль был возвеличен над этими небесными силами благодаря пребыванию в Аврааме, их предке. Павел говорит, что над христианами, находящимися в единении с Христом, тоже не властны эти силы. Его слова служили большим ободрением и поддержкой для христиан, которые были обращены в веру и тем самым оторваны от своих оккультных корней (ср.: Деян. 19:18—20).
Иудеи, в частности, брали в расчет эти небесные силы «ангелов язычников» — духовные сущности, которые стояли за земными правителями и направляли их действия (ср.: Дан. 4:35; 10:13). (Хотя детально эта концепция была разработана в более поздних еврейских источниках, ее корни обнаруживаются уже в Книге Пророка Даниила и во Второзаконии — в переводе LXX.)
Такие существа были, в конечном итоге, выражением духовного разделения среди разных народов, но Павел говорит, что эти разделения были преодолены на небесном уровне во Христе: здесь снова речь идет об общине, испытывающей трудности на межнациональных и культурных различиях. Таким образом, тело Христово есть «полнота Наполняющего все во всем», где «все» относится к представителям всех народов вЦеркви (4:6-10; ср.: 3:19; 5:18).