Павел как служитель примирения народов
В заключительной части речи, эпилоге, часто повторяется сказанное во вступлении; Павел использует такие повторы в своем послании, но более эмоционально, будучи переполнен любовью к ближним. В конце письма обычно подчеркивались чувства его автора, то, что греки называли pathos.
15:14. Греческие авторы часто заверяли своих адресатов в своем искреннем расположении к ним; это помогало читателям слушать с большим вниманием и благосклонностью все послание до конца, а иногда и служило удобным поводом для выражения просьбы. Хотя обычно в письмах могли даваться советы, в меньшей степени это касалось посланий обличительного типа (ср. Послание к Галатам). «Наставления» были самой мягкой формой порицания и обличения, которые могли позволить себе публичные ораторы и искусные писатели в «обвинительных посланиях», и Павел здесь отмечает, что они могут воспользоваться этими наставлениями по отношению друг к другу.
15:15.«Напоминание» было одной из форм нравственного наставления в древности.
15:16.Одним из главных чаяний еврейского народа была мечта о владычестве Израиля в конце времен над язычниками, которые окончательно познают единого истинного Бога и отдадут дань уважения Иерусалиму (напр.: Ис. 60:11 — 14). Иерусалимские христиане, возможно, рассматривали доставленные Павлом пожертвования для святых (15:25—27) как свидетельство исполнения этого оправдания веры Израиля.
15:17,18.Философы стремились своим образом жизни и учением продемонстрировать принципы, которые они проповедовали, и могли привлекать к этому внимание людей — как к образцу для подражания.
Павел ограничивается тем, что он продемонстрировал своей жизнью и служением.
15:19.Иллирик находился к северу от Македонии, на противоположном Италии берегу Адриатического моря, к западу от Сербскохорватского региона. Это была римская провинция, которая в эллинистическуюэпоху называлась Иллирией.
15:20.Иллирик (15:19), возможно, был одним из районов, где еще не прозвучала Благая весть; к таковым относилась и Испания (15:28).
15:21.Здесь Павел цитирует Ис. 52:15, текст, ясно свидетельствующий о язычниках («царях»), которые противопоставляются народу Мессии, т. е. Израилю, не признавшему Его (53:1-4).
15:22,23. Вдревних письмах часто обсуждались деловые вопросы, в том числе и планируемые визиты.
15:24.Выражение «проводите меня» подразумевает, что они могли покрыть его дорожные расходы; это могло бы послужить ярким проявлением гостеприимства; и римская церковь сочла бы это честью для себя,будь у нее на то нужные средства. Есть лишь косвенные свидетельства существования крупного еврейского поселения в римской Испании до III в. н. э.; вероятно, там Павел занимался миссионерской деятельностьюсреди тех, кто ничего не знал о Библии. Испания, расположенная на крайнем западе Средиземноморья, рассматривалась древними географами, например Страбо-ном, как край земли (а на востоке эту рольвыполняла Индия); ср.: Деян. 1:8.
15:25,26.«Бедными» в Иудее называли благочестивых (особенно членов Кумранской общины) — возможно потому, что они в своем большинстве были бедными людьми. Иудейские учителя рассматривали законы,требующие попечения бедных, важным испытанием, проверкой того, действительно ли обращенный из язычников принял за-кон Божий. Отсылка денег в Иерусалим была давно сложившейся практикой у иудеев, особенно для уплаты годового налога на храм. Евреи по всему миру проявляли солидарность с Иерусалимом и своей исторической родиной через этот храмовый налог; в данном случае христиане из язычников своими приношениями выражают солидарность с христианами иудейского происхождения. Павел счел необходимым упомянуть в своем Послании к Римлянам этот практический пример межнационального примирения.
Послания Павла чаше определяют церк-ви по городам, где они расположены, а не по провинциям. Культурные связи между провинциями, однако, существовали, и этот отрывок, возможно, указывает на сотрудничество разных церквей.
15:27.Еврейские читатели, воспитанные на Ветхом Завете, обладали гораздо более глубоким чувством ответственности по отношению к другим людям, чем это сейчас характерно для западного общества (Втор. 23:3,4; 2 Цар. 21:1-9). Римское правительство собирало налоги со всего остального мира, но во II в. н. э. церковь в Риме была известна тем, что оказывала материальную поддержку нуждающимся церквам в других регионах империи, а также собирала деньги для освобождения христиан-рабов от работы в рудниках и т. п.
15:28.В древних письмах часто заранее сообщали о предстоящих личных посещениях; путешественнику самому невозможно было найти прямой путь из Сирии или с Востока в Испанию; восточные суда могли доставить только до Рима, откуда путешественник должен был пересесть на корабль в Испанию. Морским путем можно было добраться до Тарракона; можно было также совершить пеший переход до Южной Галлии, а оттуда через Пиренеи — в Тарракон. Это был маршрут длиной более 1 тыс. миль; по суше от Рима до Кордовы было около 17 тыс. миль.
15:29—33.То, что во время путешествия Павла в Иерусалим его могли поджидать опасности в пути, видно из рассказа в Деян. 21, 22; см. соответствующий коммент.