Обвинение Стефана перед синедрионом
Несмотря на поручение Иисуса нести Евангелие всем народам (1:8), апостолы оставались в Иерусалиме довольно долго (см.: 15:2). И эту миссию исполнило, в конечном счете, именно меньшинство внутри иерусалимской церкви, которое принадлежало к двум культурам. Лука рассказывает о двух руководителях этого меньшинства (6:5) — Стефане (гл. 7) и Филиппе (гл. 8).
6:9,10.Эллинисты, собратья Стефана, ощущали враждебность местных иудеев более остро, чем иудео-христиане в церкви (см. коммент. к 6:1). В Иерусалиме было много
синагог (хотя и не 480, как утверждает позднейшая традиция), в том числе и упоминаемые здесь. Археологи обнаружили посвятительную надпись из «синагоги либертинцев» (вольноотпущенников), т. е. потомков бывших римских рабов. (В первом поколении они составляли особый класс в греко-римском обществе; иудаизм ставил их на ступень ниже прозелитов.) Позднейшие источники подтверждают существование синагоги александрийцев и киликийцев; столицей Киликии был Таре, родной город Павла. Синагоги действовали и в других древних городах, где были значительные еврейские общины.
6:11.Казалось бы, лучше, если бы их судили люди, равные им по статусу (судья в местном суде); критика со стороны собратьев эллинистов может быть более весомой, чем со стороны тех, кто меньше знал Стефана. «Богохульство» здесь не означает непочтительное произнесение имени Бога, но, в более общем смысле — намеренно неуважительное отношение к Богу.
6:12.Маловероятно, что "синедрион мог благосклонно отнестись к Стефану; еврейский закон предписывал в подобных случаях строгое предупреждение, но синедрион уже предупреждал лидеров этого движения (5:40), и потому считал себя вправе перейти к действиям.
6:13—15.Древние рассматривали лжесвидетельство как оскорбление божества, чьим именем клялся лжесвидетель. Лжесвидетельство о преступлениях, требующих смертного приговора, каралось смертью (Втор. 19:18,19; как и в римском законе), но в данном случае Стефан практически подтвердит половину предъявленных ему обвинений, отвечая на вопрос первосвященника (7:1). Он не против закона (как явствует из множества цитат в гл. 7), но в некотором смысле — против храма (гл. 7). Иудаистская традиция восхваляла тех, кто страдал во имя сохранения древних преданий, основанных на Писании; вероятно, ее защитники считали Стефана отступником. Обвинители всегда выступали первыми на процессе.
7:1. Первосвященник начинает допрос обвиняемого; его вопрос, поставленный в общей форме, дает Стефану возможность опровергнуть предъявленное ему обвинение.
Экскурс в историю: Авраам
Краткий пересказ ключевых моментов истории Израиля встречается как в Ветхом Завете, так и в других источниках (напр. 1 Цар. 12:7-12; 1 Мак. 2:49-69; Сир. 44-50), и не требуется долго изучать Деян. 7:2-53,'чтобы понять: Стефан возражает на обвинения (6:11,13,14) и опровергает представление о том, что в обозримой исторической перспективе деяния Бога сосредоточены только на храме или даже только на Израиле. Хотя ветхозаветные пророки говорили о том же самом (напр.: Иер. 7; Ион.), Стефан обязанпоказать, — по меньшей мере, так же ясно, как они, — что Израиль по-прежнему противится Богу. Там, где его формулировки не совпадают с нормативным древнееврейским текстом, они согласуются с самарийским текстом или с Септуагинтой.
7:2—4.В преданиях палестинских евреев неизменно подчеркивалась исключительность земли Израиля, и некоторые учителя даже утверждали, что Бог явил Себя только на этой земле. Здесь же Бог, призывая Авраама идти в обетованную землю, является патриарху в Месопотамии, далеко на востоке.
7:5—7.Хотя Авраам был идеальным человеком Божьим, его потомки в течение четырех столетий не могли завоевать обетованную землю.
Экскурс в историю: Иосиф
Самаряне рассматривали Иосифа и Моисея как величайших вождей прошлого. В еврейской литературе они также почитались очень высоко.
7:8,9.Патриархи, которые противостояли Иосифу, Божьему человеку, были предками большинства иудеев. Таким образом, Стефан приступает ко второму ключевому моменту своей проповеди: вы противостоите тем вождям, которых вам дает Бог.
7:10.Бог возвысил и благословил Иосифа в Египте, а не в Палестине.
7:11—13.Иосиф спас свою семью, но сначала братья не узнали его.
7:14.Цитируя Ветхий Завет по-гречески для еврейских слушателей, у которых греческий был первым языком, Стефан говорит о семидесяти пяти членах семьи Иосифа, следуя Септуагинте, а не традиционному древнееврейскому тексту, где фигурирует цифра семьдесят (Свитки Мертвого моря согласуются в этом с Септуагинтой).
7:15,16.Иаков, Иосиф и его братья умерли на чужбине, хотя их кости были перевезены в Святую землю (см. коммент. к 6:1). В Писаниях не сказано, что все они были погребены в Сихеме. (Иаков был похоронен близХеврона — Быт. 23; 49:29-32; 50:13; Иосиф — в Сихеме — Нав. 24:32. Согласно Иосифу Флавию, некоторые сыновья Иакова были похоронены в Хевроне, но, поскольку они умерли после Иакова, все же более вероятно, что их похоронили в том же месте, где и их брата Иосифа.) Но Стефан опирается здесь на самарийскую традицию, которая отдает эту честь Сихему, поскольку он стал главным городом самарян (см. коммент. к 8:5).
Экскурс в историю: Моисей
Стефан строго придерживается Ветхого Завета, не используя разнообразные предания о жизни Моисея, популярные в тот период. Здесь он объединяет две предыдущие темы: Бог являет Себя вне пределов Святойземли, и Израиль отвергает своих избавителей.
7:17—19.Бедственное положение Израиля в Египте, когда народ нуждался в избавителе, напоминает трудности, с которыми сталкивались верующие в I в. в Палестине; многие уповали на появление другого пророка, подобного Моисею, который избавил бы их от притеснений. В "новозаветный период многие неевреи часто оставляли своих детей умирать, но иудеи питали отвращение к этой практике; здесь Лука использует специальный термин, которым обозначалось оставление детей родителями, подчеркивая темсамым жестокость фараона.
7:20.Некоторые авторы (особенно позднейшие раввины, использовавшие древние рассказы о Ное) сочиняли фантастические истории о рождении Моисея (напр., что младенец был столь прекрасен, что в момент егорождения вся комната наполнилась светом, или что он родился обрезанным и т. п.). Стефан упоминает только то, что говорит о рождении Моисея Ветхий Завет.
7:21.Иосиф Флавий также трактует поступок дочери фараона в Исх. 2:10 как усыновление (используя, впрочем, менее определенное выражение, чем Стефан, который обыгрывает здесь формулировку Септуа-гинты).
7:22. Как и Иосиф Флавий, другие еврейские авторы значительно развили тему египетской образованности Моисея и его легендарных подвигов в качестве египетского военачальника. Стефан отмечает только самое необходимое, но подчеркнутый в его речи факт обучения Моисея у язычников, вероятно, показался говорящим по-гречески слушателям менее возмутительным, чем его намеки на географическую заурядность Израиля (напр.: 7:2—4,10). Замечание о языческом образовании Моисея служит еще одним аргументом в полемике, которую ведет Стефан: Бог с самого начала намеревался спасти все народы, а не только Израиль.
7:23—29.Хотя Моисей пожертвовал своим привилегированным положением в Египте, чтобы присоединиться к своему народу в роли спасителя, евреи отвергли его. См. коммент. к 7:35-37. (Подобно раввинам и таким еврейским авторам, писавшим по-гречески, как Филон и Артапан, Стефан представляет убийство египтянина Моисеем в положительном свете; Иосиф Флавий, который писал иудейскую историю для читателей-неевреев, вообще опускает этот эпизод.)
7:30-34.Бог не только явился Моисею на горе Синай и послал его в Египет, но и назвал эту гору «святой» (ст. 33) — определение, которое обвинители Стефана прилагали к храму (6:13).