XVIII. Секрет ведения дневника

Я аккуратно веду записи в своем духовном дневнике, и все это по одной все объясняющей причине: те, кто хранит полученное от Бога, получают больше. Иисус сказал это следующим образом: «Ибо, кто имеет, тому дано будет...» (Map. 4:25).

Я не доверяю своему разуму, а моя память похожа на решето. Если я не запишу что-либо, то на 99% можно быть уверенным, что я все забуду. Когда Бог открывает мне нечто драгоценное из Своего Слова, я не могу положиться на свою память. Я просто все записываю. Он был так благ ко мне, что просветил меня Своей истиной, а теперь я должен быть аккуратным распорядителем доверенного мне, сохранить сокровище, размышлять над ним и понять, как эта истина может повлиять на образ моей жизни. Единственная причина, почему я веду дневник, крайне проста: я жажду большего! А я знаю: большее не будет мне доверено, если я надлежащим образом не буду обращаться с тем, что Он уже мне дал. Единственный способ возвращаться к тому, что Он дал мне в прошлом, это записывать все в дневник, чтобы я в будущем смог вернуться к записям.

Итак, когда я говорю о дневнике, то не имею в виду лич­ный дневник. Я рассуждаю здесь не о записях типа: «Сегод­ня ко мне зашла Сюзан. Мы вместе позавтракали, а потом пошли прогуляться». Нет, я говорю о чем-то намного более важном и значимом. Пусть ваш дневник станет местом, где вы в хронологическом порядке фиксируете истины, ко­торые повлияли на ваш дух, когда вы были в тайной комна­те. Запишите, когда Бог кормит вас Своей манной. Спустя какое-то время вы сможете просмотреть эти записи вновь. Продолжайте возвращаться к ним до тех пор, пока они не станут образом вашего христианского поведения.

Давайте посмотрим, в каком контексте были сказаны слова Иисуса, приведенные выше.

«И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мери­те, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Map, 4:24,25).

Однажды я читал эти слова во время просмотра футболь­ного матча по телевизору: «Ибо, кто имеет, тому дано будет». И я применил их к футболу: «Кто принимает то, что было брошено ему, тому снова подадут мяч». Те, кто лучше всех принимают, имеют больше возможностей. Если принимаю­щий пропускает мячи, защитник не будет больше ему пода­вать. Точно также, если мы бросаем то, что дает нам Бог, Он перестает нам давать.

Фразу, «какой мерою мерите», можно сопоставить с тем, в какой мере наши действия и жизнь соответствуют слову, которое мы слышим. Если мы с великим рвением принимаем Божье Слово в свои сердца, желая быть не только слуша­телями, но и его исполнителями, тогда Он будет открывать перед нами большие глубины с той же степенью усердия.

Но в этом отрывке также содержится совершенно ясное предупреждение. Если мы пренебрегаем глубинами, которые Бог открывает перед нами, Он заберет из нашей жизни даже то, что мы думали, что имеем. (Тому, кто постоянно упускает мяч, не просто перестают пасовать, его удаляют из игры). Та­ким образом, дневник становится все более и более важным для меня. Я лично убежден, что не смогу удержать то, что дает мне Бог, если не запишу. Поэтому, если я с верностью не буду записывать, а потом внедрять в свою жизнь данное мне Богом, Он заберет у меня даже то, что я уже приобрел. Зна­чит, ведение дневника — жизненно необходимый элемент для того, чтобы предстать верным в очах Бога.

Я веду дневник, потому что прекрасно осознаю свою от­ветственность пред Богом. «...И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук. 12:48). Так пусть же Бог найдет меня верным во всем, что дал мне!

Более того, я знаю, что сказано в Евангелии от Матфея (13:12) «Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится...». Духовное преумножение не гарантировано всем верующим; оно дается только тем, кто проявляет верность в получен­ном. Жизнь с избытком во Христе невозможно получить пассивным путем, она приобретается с усилием.

Я хотел бы рассказать немного о моем дневнике. Он хра­нится в моем компьютере. Он служит мне гораздо лучше, чем бумажный дневник. После того как я набираю текст своих записей, то обычно присваиваю ему определенную категории в соответствии с темой. Таким образом записи в моем дневнике становятся мобильной библиотекой внутри моего «лэптопа», — сведения на многие темы приведены в порядок, и я могу обратиться к ним, когда буду изучать ту или иную тему. Как вы уже наверное догадались, я многому научился из дневника, пока писал эту книгу (впрочем, как и другие книги).

Обет псалмопевца из Псалма 118:16 я сделал моим собственным стремлением: «...не забываю слова Твоего». Когда Он кормит меня глубинами Своего слова, я исполь­зую все возможные меры и средства, чтобы сохранить эту истину в сердце и душе. Вот мой секрет: я все записываю, а потом время от времени возвращаюсь к своим записям.

XIX. Секрет размышления

«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иис. Н. 1:8).

Что значит «поучаться» или «размышлять о Слове Божь­ем»? Это значит максимально замедлить темп чтения и пристально рассматривать каждое слово и фразу в поисках более глубокого и полного понимания. Именно через молитвенное размышление мы раскрываем скрытые сокровища Божьего слова, которое подобно горной цепи до предела набитой огромным количеством драгоценных вкраплений и золотых жил. А секретная комната — это время нашего копания. Когда мы погружаемся глубже и глубже, об­думывая каждое слово, рассматривая фразы с разных точек зрения, то раскрываем различные залежи богатств понима­ния. Я всегда допускаю, что каждый стих имеет больше зна­чения чем то, что я обнаружил. Размышление — это искусст­во максимального извлечения из каждого маленького слова.

Написанное Слово Бога явлено Живым Словом через силу Святого Духа: «...из уст Его — знание и разум» (Прит. 2:6). Ис­точник просветления — это Его уста. Он должен прогово­рить к нам. Поэтому, когда мы размышляем над Его Словом, то приходим в Духе и взываем всем сердцем: «Господь, пого­вори со мной!». Мы понимаем, что без Его помощи мы никог­да не сможем открыть богатства Его величественного слова.

Каждое слово Писания может придать силы неподдель­ному любопытству. В Псалме 76:7 заметна целеустремлен­ность такого исследования: «…беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает». По мере размышления над Словом наш дух «тщательно ищет» новых откровений.

В Писании сокрыта намного большая глубина, чем мы замечаем на первый взгляд. Некоторые истины невозможно найти, пока не сядешь и не проведешь время, уставившись в текст, внимательно исследуя его содержимое и вложенный в него скрытый смысл. Иногда явные противоречия содер­жат самые великие истины. Некоторые из них имеют боль­ше одного применения. На самом деле они содержат залежи истины, которые раскрываются подобно луковице, когда ее чистишь.

Один из самых лучших способов размышлять над Божь­им Словом, — это задавать вопросы по тексту. Вот некото­рые из наиболее часто задаваемых вопросов: кто является автором отрывка, и к кому он обращается? О чем говорится в стихе и почему? Что это означает? Содержит ли стих какой-то духовный принцип или закон? Как данную истину можно применить к моей жизни?

Со временем вы разработаете свой собственный пере­чень вопросов к тексту. Одним из самых важных вопросов по стиху, который мне приходилось задавать, был: «Поче­му Дух Святой передал послание именно такими словами?». Я задаюсь вопросом, почему были использованы опреде­ленные фразы, а другие слова включены не были. Когда мне кажется, что предложение или фраза не добавляют никако­го явного смысла в отрывок, я начинаю рассматривать ее и размышлять, для чего Дух Святой включил ее. Мое любо­пытство еще более возрастает, когда стих выглядит наме­ренно искаженным или загадочным. А если стих кажется совершенно очевидным, я начинаю подозревать, что в нем сокрыты глубины истины, которые я могу очень легко про­пустить.

Вот еще перечень некоторых вопросов, которые вы мо­жете использовать во время размышления.

• Контекст:

Почти всегда для лучшего понимания фразы или сти­ха полезно внимательно прочитать предшествующие и последующие стихи. Какие события разворачивают­ся в предыдущих стихах, и каким фоном они служат для данного отрывка? Вносят ли последующие стихи больше ясности и понимания?

• Значения слов:

Некоторые слова на языках оригиналов Библии, иври­те и греческом, имеют более одного значения. Какими оттенками значений обладают важные слова данного стиха? Дают ли другие переводы Библии альтернатив­ные варианты? Могут ли сопутствующие материалы такие, как Библейский словарь открыть более глубо­кое понимание?

• Ссылки:

Симфония чрезвычайно полезна во время размышле­ний для рассмотрения других стихов, содержащих та­кие же слова, фразы или идеи, взятые из текста. Неко­торые Библии уже включают в себя ссылки на параллельные места, которые отображены в вертикальных колонках или внизу. Где еще это слово появляется в Библии, и может ли другой стих пролить чуть больше света на наш текст?

• Повторения:

Какие слова требуют дополнительного размышления по причине того, что они часто встречаются? Если я поищу повторяющиеся слова или мысли, смогу ли я найти истину, на которую Писание, возможно, обра­щает мое внимание?

• Символика:

Какие метафоры были использованы? Что представля­ет собой данный образ? Заключены ли в имеющихся в тексте символах более глубокие духовные реалии?

Тот, кто размышляет над Божьим Словом, будет медленно видоизменять свой внутренний источник, из которого про­истекает его душа. Иисус сказал: «Добрый человек из доб­рого сокровища сердца своего выносит доброе, а злой че­ловек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук, 6:45). По причине греховной природы каждый из нас имеет в себе «злое со­кровище». Но, размышляя над словом, мы вкладываем в себя «доброе сокровище». Единственный способ усвоить доброе сокровище — это усердно собирать его путем размышлений в тайной комнате. Доброе замещает злое. Добрые вложе­ния, которые мы впитали, будут проявляться в новой речи и новом поведении. Иными словами, мы будем более похо­дить на Христа.

Если вы только однажды соприкоснетесь с наслаждением, которое приносят размышления над Словом Божьим, вы не сможете остановиться. Тайная комната станет вашим люби­мым местом и даже более любимым, чем собрание святых, потому что именно здесь Иисус питает вас лично. В церкви вы получаете откровения, которые были уже переработаны другим человеком. Но самые сладкие кусочки, однако, — это те, которые Иисус дает напрямую в ваше собственное серд­це. Когда Дух Святой подводит слово под ваши жизненные обстоятельства, укрепляющая сила Его персонифицирован­ного слова способна провести вас сквозь великие испыта­ния. Это настоящий источник жизни!

В Притчах (16:26) показано, как Бог притягивает нас к Своему слову: «Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его». Господь начинает с того, что кормит вас Своим Словом. Его Слово насыщает ваш аппе­тит, как ничто другое. Но оно также разжигает в вас неудер­жимую жажду получить еще. Если вы однажды испытали, как сладок Господь, то погибли для жизни. Вы будете жаж­дать еще! И вы будете делать все возможное, чтобы получать слова из Его уст. Ваш голод дает о себе знать, и вы понима­ете, что только одно может его удовлетворить. В место раз­мышлений вас влечет ваш собственный голод. Пребывать с Иисусом в тайной комнате, созерцать Его в Слове становит­ся вашим самым любимым занятием в жизни.

«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4:8).

Наши рекомендации