ПЕРВАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ВЕРЫ. Вера в существование Аллаха Всевышнего.
На существование Всевышнего указывают: само устроение человека, разум, шариат и ощущения.
1 – Что касается указаний на Его существование устроения человека или же его природы, то они существуют в силу того, что каждому человеку от рождения изначально присуща вера в его Творца, которой не предшествует ни размышление, ни обучение, и ни один человек не отклоняется от того, что присуще ему изначально, если с сердцем его не случается чего-то такого, что отвращает его от этого, на что и указывают слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Каждый человек рождается в своём естественном состоянии (фитра)*, и только потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника”. “Аль-Бухари.”
*[“Фитра” — подразумевается присущее каждому человеку от рождения состояние веры в Аллаха и покорности Ему, иначе говоря, ислам].
2 – Суть указаний разума на существование Аллаха Всевышнего состоит в выводе о том, что у всего того, что существовало, существует и будет существовать, обязательно должен быть Творец, создавший всё сущее, так как ничто не порождает себя само и не может возникать случайно.
Ничто не может создавать себя само по той причине, что нет ничего такого, что творило бы само себя, ведь до своего возникновения это было ничем, а раз так, то может ли это быть Творцом?!
Точно также ничто не может возникнуть и случайно, поскольку всякое явление имеет свою причину, а тот факт, что всё сущее отличается изумительной упорядоченностью и гармонией, а между причинами и следствиями, с одной стороны, и всеми созданиями, с другой, имеется тесная взаимосвязь, не позволяет даже и предполагать, что всё это возникло случайно. И в самом деле, ведь то, что возникает случайно, неупорядочено в самой своей основе, а раз так, то как же могло бы это сохранить свою упорядоченность, если бы продолжало существовать и развиваться?!
Таким образом, если ничто сотворённое не создаёт себя само и не возникает случайно, становится ясно, что у всего этого должен быть Создатель, которым и является Аллах, Господь миров.
Аллах Всевышний приводит этот умозрительный довод и неопровержимое доказательство в суре “Гора”, где Он говорит: "Или они сотворены из ничего или сами они творцы?". “Гора”, 35.
Это значит, что они не могли быть сотворены без участия Творца и не сотворили себя сами, а поэтому ясно, что Творцом их является только Аллах Всеблагой и Всевышний. Вот почему Джубайр бин Мут`им, да будет доволен им Аллах, услышавший в то время, когда он был ещё многобожником, как посланник Аллаха, , читает нижеследующие аяты: "Или они сотворены из ничего, или сами они творцы? Или они сотворили небеса и землю? Нет, не знают они достоверно! Или у них сокровищницы твоего Господа, или они управители?!".(“Гора”, 35 – 37.) -, потом говорил: “Сердце моё готово было улететь, и тогда вера впервые утвердилась в моём сердце”.“Аль-Бухари”.
Приведём пример, который может пояснить эту мысль. Предположим, что кто-нибудь расскажет тебе о существовании некоего дворца, окружённого садами, в которых между деревьями текут реки, прекрасно обставленного и украшенного всевозможными украшениям, и скажет тебе, что этот дворец со всем тем, что к нему относится, создал себя сам или же возник случайно, то есть без того, чтобы кто-нибудь создал его. В этом случае ты, конечно же, сразу станешь отрицать возможность подобного и скажешь, что это ложь, посчитав, что рассказчик ведёт неразумные речи. Но можно ли в таком случае предположить, что всё это обширное мироздание с его небом и землёй, всем тем, что в нём происходит, и его изумительной упорядоченностью создало себя само или возникло случайно, и никто не создавал его?!
3 – Если говорить о доводах шариата, подтверждающих существование Аллаха Всевышнего, то об этом говорят все ниспосланные свыше Писания. И на это указывают также установления, которые заключают в себе эти Писания и которые соответствуют интересам людей, что и служит подтверждением того, что они исходят от Мудрого Господа, Знающего о том, что пойдёт на пользу Его созданиям. И, наконец, на это указывают заключающиеся в них сообщения об окружающем нас мире, правдивость которых подтверждается реальными фактами, что и является доказательством того, что они исходят от Господа, способного создать то, о чём Он сообщил.
4 - Что же касается доказательств существования Аллаха, предоставляемых нам нашими ощущениями, то они бывают двух видов:
1) ПЕРВЫЙ: мы слышим и видим воочию, что взывающие к Аллаху получают ответ, а опечаленным оказывается помощь, и это является неопровержимым доказательством существования Аллаха Всевышнего.
Аллах Всевышний сказал: "…И Нуха, когда он воззвал прежде, и Мы ответили ему…". “Пророки”, 76.
Аллах Всевышний также сказал: "Вот, взывали вы о помощи к вашему Господу, и Он ответил вам…". “Добыча”, 9.
В своём “Сахихе” аль-Бухари приводит хадис, передаваемый со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, который сказал: - Однажды, когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произносил пятничную проповедь, (в мечеть) вошёл какой-то бедуин, который сказал: “О посланник Аллаха, наше имущество пропало, а дети голодают, обратись же к Аллаху с мольбой за нас!” И пророк (да благословит его Аллах и приветствует) воздел руки к небу и воззвал к Аллаху, после чего на небе появились тучи, подобные горам, и не успел он ещё сойти с минбара, как я увидел, что капли дождя уже стекают по его бороде. А в следующую пятницу снова появился тот же бедуин (или:…кто-то другой) и сказал: “О посланник Аллаха, наши дома разрушены, а имущество оказалось затопленным, обратись Аллаху с мольбой за нас!” -, и тогда он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ”О Аллах, вокруг нас, а не на нас!”, и в какую бы сторону он ни указывал рукой, тучи начинали расходиться.
И взывающие к Аллаху получают ответ на свои мольбы и сегодня, если только они искренне обращаются к Аллаху Всевышнему и соблюдают ряд необходимых условий.
2) ВТОРОЙ: те знамения, именуемые чудесами, с которыми приходили пророки и которые люди видели воочию или о которых они слышали, являются неопровержимым доказательством существования Того, кто их послал, то есть Аллаха Всевышнего, поскольку всё это выходило за пределы возможного для людей и совершалось не кем иным как Самим Аллахом Всевышним для оказания помощи и поддержки Его посланникам.
Примером этого может служить чудо Мусы (да благословит его Аллах и приветствует) которому Аллах Всевышний повелел ударить посохом по морю, а когда он сделал это, море разверзлось, образовав двенадцать сухих путей, по сторонам которых вода вздымалась подобно горам.
Аллах Всевышний сказал: "И внушили Мы Мусе: ”Ударь своим посохом по морю”, и разверзлось оно, и была каждая часть подобна огромной горе". “Поэты“, 63.
Вторым примером может служить чудо Исы (да благословит его Аллах и приветствует) который оживлял мёртвых и выводил покойных из их могил с дозволения Аллаха. Аллах Всевышний сообщил, что Иса сказал: "…и оживлю мёртвых с дозволения Аллаха". (“Семейство Имрана”, 49.) -, и Он также сказал: "…ты выводил мёртвых с Моего дозволения".(“Трапеза”, 110.)
Третьим примером может служить чудо Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) которое было совершено, когда курайшиты потребовали от него знамения. Он указал рукой на луну, и она раскололась на две части, что и увидели люди, а Аллах Всевышний сказал об этом так: "Приблизился Час этот [Имеется в виду День воскресения], и раскололась луна, но когда видят они любое знамение, то отворачиваются и говорят: ”Колдовство непрерывное!”".“Луна”, 1 – 2.
И все эти познаваемые чувствами знамения или же чудеса, которые Аллах совершал для оказания поддержки и помощи Своим посланникам, являются неопровержимым доказательством существования Всевышнего.