Сценарий праздника, посвященного святым равноапостольным Кириллу и Мефодию – просветителям славян
Цель праздника: обобщить и систематизировать знания о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, а также способствовать развитию благоговейного отношения к церковно-славянскому языку
Участники: ведущий первый, ведущий второй, мальчик, его мама, Марья Антоновна (бабушка), Ангел, чтецы стихов (три ученика старших классов, два первоклассника).
Возраст выступающих: 10-15 лет.
Ход представления:
Звучит колокольный звон
Ведущий 1:
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Ведущий 2:
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Слово настоятельницы монастыря
о необходимости и важности чтения Евангелия
Сцена «Благая весть»
С одной стороны сцены выходит мальчик, навстречу ему идет бабушка
Мальчик: Здравствуйте, Марья Антоновна!
Бабушка (приветливо кивает): Здравствуй, внучек. Мальчик хочет пройти дальше, но бабушка удерживает его.
Бабушка: Постой, постой, Кирюша. С именинами тебя!
Мальчик: С какими еще именинами?
Бабушка: Как же? Сегодня день святого Кирилла, твоего небесного покровителя, и брата его Мефодия.
Мальчик: Да? А я и не знал.
Бабушка: На-ка вот… (вынимает из сумки небольшую книжечку, подает мальчику).
Бабушка: От меня небольшой подарочек.
Мальчик(вертит книгу в руках): Ну, ладно, спасибо.
Расходятся
Сцена 2
Мальчик вбегает в комнату
Мальчик: Мама, а у меня сегодня именины.
Мама: Правда?
Мальчик: Ну, да. Вот, Марья Антоновна мне книжку подарила (вздыхает). Правда, лучше бы она мне машинку подарила или конструктор. А-то книгу! У меня полно книг! Вон, ставить некуда.
Мама(укоризненно): Сынок, нельзя так говорить. Если человек делает подарок от чистого сердца, нужно принимать его с благодарностью. Какой бы он ни был. Ну-ка, давай посмотрим, что это (берет книгу из рук мальчика, читает) Евангелие.
Мальчик: А что это значит?
Мама: Я не знаю. Давай, почитаем?
Мальчик: Вот еще! У меня уроков полно.
Мама(вздыхает): Ну, ладно, делай уроки.
Мама кладет книгу на стол, выходит. Мальчик садится за стол, достает учебники, раскрывает один из них. Читает какую-то жутко нудную фразу (начало задачки или правило по грамматике). Глаза у него слипаются. Он встряхивается, трет глаза, таращится в книгу, но безуспешно, прочитать ничего не может. Зевает, бормочет.
Мальчик: Ладно, сейчас вздремну немного, а потом…
Кладет голову на стол и засыпает.
Бесшумно на сцену выходит Ангел, садится рядом с мальчиком по другую сторону стола.
Ангел(зовет тихо): Кирилл!
Мальчик вздрагивает, просыпается.
Мальчик(испуганно): Ты кто? Ты откуда здесь взялся?
Ангел: Не бойся. Я твой Ангел-хранитель.
Мальчик: Как это? Ты что, меня охраняешь?
Ангел: Да. Радуюсь, когда ты радуешься, и огорчаюсь, когда ты огорчаешься. Но сейчас ты меня очень расстроил.
Мальчик: Чем?
Ангел: Вот ты расстроился, что тебе подарили книгу. А ты знаешь, что было время, когда на Руси вообще не было книг?
Мальчик: Как это?
Ангел: А вот так. Славяне, наши предки, говорили между собой, но читать и писать не могли. Потому что у них не было азбуки. И нигде они не могли узнать о Христе. Благая весть еще не дошла до них. Они не знали, что родился Спаситель мира, что мир спасен.
Мальчик: А что такое Благая весть?
Ангел: С Благой вестью был послан Архангел Гавриил к Деве Марии, сообщить, что у Нее родится ребенок, младенец Иисус, который спасет весь мир. Потом четыре евангелиста, Матфей, Лука, Марк и Иоанн, сообщили Благую весть людям вот в этой книге, которая называется Евангелие. Что в переводе и означает Благая весть. В этой книге они рассказали о жизни Иисуса Христа, о Его заповедях, о том, как нам жить. Ведь они были свидетелями Его жизни, и писали о том, что сами видели и слышали.
Мальчик: А святой Кирилл здесь причем? Почему мне бабушка именно эту книгу подарила?
Ангел: Именно его трудами Благая весть дошла до русских людей. Он-то как раз и перевел Евангелие на русский язык. Чтобы и русские люди узнали о Христе, о пришествии в мир Спасителя. Ведь они ничего не знали об этом. Представляешь, уже прошло много веков после рождения Спасителя. Многие люди уверовали во Христа, многие пострадали за Него, приняв венец славы. Многие жили по заповедям Его. А русским людям ничего об этом не было известно.
Мальчик: Но как? Почему?
Ангел: Потому что никто не рассказал им об этом. И они могли бы так ничего и не узнать. Поэтому Бог послал святых Кирилла и Мефодия, чтоб они донесли Благую весть до славян. Чтобы они тоже узнали, что родился Спаситель мира, что мир спасен.
Мальчик: А как это – спасен?
Ангел: А вот об этом ты как раз и узнаешь, если прочитаешь эту книгу.
Мальчик недоверчиво берет книгу, раскрывает, начинает читать.
Ангел так же бесшумно исчезает.
Сцена 3
Мальчик поднимает голову. Никого нет. Мальчик потягивается, потирает глаза. Входит мама.
Мальчик: Мама, мне приснился такой сон! Будто ко мне пришел ангел.
Мама: Правда?
Мальчик: Да, он рассказывал о моем святом. Представляешь, он перевел Евангелие для русских людей! Я тоже хочу, как он, нести Благую весть людям.
Мама: А что такое Благая весть?
Мальчик: Пойдем, я расскажу тебе.
Уходят
Учитель: Сегодня, дорогие друзья, мы с вами узнаем много интересного из жития святых братьев Кирилла и Мефодия.
Ведущий 1:Братья Кирилл и Мефодий родились в IX веке в семье знатного и богатого военачальника по имени Лев в греческом городе Солуни. Мефодий – был старшим из семи братьев, а Кирилл, которого до принятия монашества звали Константином, – самым младшим. Семейство было многочисленно и воспитывалось в благочестии и вере.
Ведущий 2: Мефодий – по примеру своего отца рано поступил на военную службу. Десять лет он управлял одной из славянских областей. Затем, прослужив около 10 лет, удалился на гору Олимп в монастырь Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря. Там Мефодий постригся в иноки и стал проводить дни в молитве и изучении Священного писания.
Ведущий 1:Кирилл с детства был очень одаренным мальчиком. Он воспитывался в родительском доме и с ранних лет проявлял замечательный ум и удивительные способности к наукам. Когда Кириллу было семь лет, ему приснился сон, предзнаменовавший его будущее.
Чтец 1:
Был семилетним отроком Кирилл,
Приснился ночью сон ему один:
Могучий и всеславный воевода
В богатом, позолоченном дворце
Собрал невест, призвав к себе Кирилла,
Спросил: «Какую выбираешь ты себе?»
Кирилл молчал, с благоговением взирая,
И вдруг увидел девицу в венце,
Богатую убранством и красою,
И мудростью, и добротой в лице.
«Да!», – произнес святой, судьбу свою решая, –
«Да!», «Софию избираю я себе
Божественную мудрость на земле!»
Ведущий 1: Один из учителей царя, Логофет, узнав о замечательных способностях отрока Кирилла, сделал Его царским воспитанником. Под руководством ученейших мужей Царьграда святой Кирилл делал быстрые успехи. В течение нескольких лет он изучил основательно науки, словесность, греческий и латинский языки. Все удивлялись необыкновенным способностям и уму юноши.
Стихотворение «Отказ святого Кирилла от женитьбы»
Ученый муж и покровитель Логофет,
Сраженный мудростью и славою Кирилла,
Решил женить Его на крестнице своей,
Чтоб обрести спокойствие душевное и сына.
С любовью говорил ему вельможа:
«Возьми же в жены крестницу мою!
Прекрасную мы создадим семью!
Женись, царь даст тебе княженье,
и скоро воеводой будешь ты!»
Кирилл же отвечал ему смиренно:
«Велик твой дар, но в этом нет нужды.
Ведь знаешь ты, что цель моя – наука,
И лишь ее я возвожу плоды».
Ведущий 2:Так святой Кирилл выбрал уединение для того, чтобы посвятить себя Богу. Молитва и учение привлекали Его более богатства и земных радостей. Кирилла ожидало блестящее будущее в столице, но Он предпочел присоединиться к брату Мефодию и удалился в монастырь.
Стихотворение «Кирилл и жрецы Калифа»
К хулителям основы православной,
Был послан императором Кирилл.
И отправляясь на духовное сраженье,
Святой с благоговением говорил:
«Да, с радостью иду на славный бой я,
За веру христианскую, за мир!»
Жрецы Калифа – астрономы, геометры,
Кирилла встретили как императора посла.
Хвалили свои храмы, украшенья,
Строения из драгоценного камня.
Святой Кирилл на это отвечал им:
«Хвала и слава Господу сотворшему вся!»
И говорили с ним, в тяжелый спор вступая,
О вере сарацинской дотемна.
Но красноречием и мудростью Кирилла
Все доводы их были «сожжены дотла»!
Возненавидевши святого за ученье,
Жрецы решили отплатить ему сполна!
Накрыли стол – устроили обеды,
Подали яств и ядовитого вина.
Кирилл испил, но не было победы!
Господь хранил поборника Христа.
Ведущий 2:По возвращении в Царьград святой Кирилл посвятил себя подвигам благочестия: посту, молитве и попечению о нищих. Он поселился со своим братом Мефодием в монастыре на горе Олимп.
Ведущий 1: Моравский князь Ростислав обратился к императору Михаилу с просьбой направить в Моравию учителей, чтобы они наставили местное славянское население истинам христианской веры на его родном языке. Император Михаил откликнулся на эту просьбу и избрал для этой миссии святого Кирилла.
Ведущий 2: Кирилл согласился нести Благую Весть славянам, но необходимо было создать славянскую азбуку, перевести на язык славян Священное Писание и другие церковные книги.
Ведущий 1:Вместе со своим братом Мефодием он уединился в монастыре и, трудясь, с молитвой и постом, составил славянскую азбуку, которая получила название «ГЛАГОЛИЦА». Позднее славяне будут пользоваться другой славянской азбукой, многие буквы которой будут заимствованы из греческого алфавита. Она называется «КИРИЛЛИЦА».
Ведущий 2: Свои апостольские труды святые братья начали с перевода Евангелия, с чтения Святой Пасхи, которыми открывался годичный круг церковных евангельских чтений. Таким образом, первыми словами, написанными на славянском языке были:
Вместе: «В начале было Слово и Слово было к Богу, и Слово было Бог».
Стихотворение «Молитва Кирилла и Мефодия»
Помоги нам, сирым, неприкаянным,
Знаний жаждущих вельми.
Предстоит дорога непростая нам.
Отче, нашим чаяньям внемли:
Жизнь людей лукава и расхристана.
Похотью наживы обуян,
Мелок дух, но чуем, – плещет истина
В море неисчерпанном славян!
Мерзок им постыдный дух торгашества,
Гнусен подлый промысел менял.
Ремесло, искусство, хлебопашество, –
Вот, что чутко Ты для них избрал.
Но какой обидою жестокою
Алчный мир им исподволь грозит!
Осени ж их мудростью высокою,
Чтоб им Слово стало словно щит.
Чтоб лицом к лицу перед интригою,
В битве меж корыстью и добром
Защищались Верою и Книгою,
Как отцы – мечом и топором
Ведущий 1:Тяжелейшие труды и лишения подорвали здоровье святого Кирилла. Он тяжело заболел. С самого начала болезни, предчувствуя близкую кончину, Кирилл пожелал принять схиму. Болезнь его продолжалась около двух месяцев.
Ведущий 2:Перед смертью Кирилл напутствовал брата Мефодия: «Мы с тобою были как дружная пара волов, вели одну борозду. И вот я падаю на своей меже: день мой кончился. Ты возлюбил уединение на горе Олимп; но молю тебя, не оставляй начатого дела – труд учительства, ибо этим подвигом ты более можешь спастись!»
Ведущий 1:Помолившись, святой равноапостольный Кирилл 14 февраля 869 года отошел ко Господу. Ему был всего 42 года. Все римское духовенство и все греки, находившиеся в то время в Риме, сопровождали гроб учителя славян.
Стихотворение «Великий день Кирилловой кончины»
Федор Тютчев
Великий день Кирилловой кончины –
Каким приветствием сердечным и простым
Тысячелетней годовщины
Святую память мы почтим?
Какими этот день запечатлеть словами,
Как не словами, сказанными им,
Когда, прощаяся и с братом и с друзьями,
Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим…
Причастные его труду,
Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,
И мы, и мы его тянули борозду
Среди соблазнов и сомнений.
И в свой черед, как он, не довершив труда,
И мы с нее сойдем, и, словеса святые
Его воспомянув, воскликнем мы тогда:
«Не изменяй себе, великая Россия!
Не верь, не верь чужим, родимый край,
Их ложной мудрости иль наглым их обманам,
И, как святой Кирилл, и ты не покидай
Великого служения славянам»…
Чтец:
Мы благодарны просвещенью, наука – солнце, душу грей,
Рукой отцов благославленной иди в историю смелей.
К апостолам высокославным любовь святая глубока.
Дела Кирилла и Мефодия в славянстве будут жить века.
Дети поют гимн Святым Кириллу и Мефодию
М. П. Розенгейм
Слава Вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы!
Будьте ж славянству звеном единения,
Братья Святые, Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил!
Мальчик из старшей группы держит перед собой церковнославянский алфавит:
Вот азбука – начало всех начал
Открыл букварь – и детством так и дунуло!
А Константин-философ по ночам
Не спал, наверное, и буковки выдумывал.
Шептал… Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки – основа
Грядущего неписанного слова,
Великого, как Тихий океан.
Стихи читают дети младшей группы:
1. Буква к букве – будет слово.
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
2.Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Вместе: Наш славянский алфавит.
Ведущий 1: Господь даровал церковнославянскому языку духовную глубину и огромную молитвенную силу. Русская Церковь верна церковнославянскому языку, молится на нем и совершает на нем богослужения.
Чтец:
Он самый молитвенный в мире,
Он волею Божьей возник,
Язык нашей дивной Псалтири
И святоотеческих книг;
Он царственное украшенье
Церковного богослуженья,
Живой благодати родник,
Господнее нам утешенье –
Церковнославянский язык.
Церковный хор и ученики воскресной школы поют тропарь святым братьям
Диденко К. В.,
педагог дополнительного образования
Адам Д. А.,
заместитель директора по учебной работе
Православной гимназии №11