Материалы для проведения игры по русскому языку на распознавание частей речи и их правильное употребление

Цель: закрепить знания детей о частях речи и совершенствовать умения навыки в их распознавании по грамматическим признакам.

Сценарий урока-игры

I Организационный момент. Вступительное слово.

Сегодня мы проводим урок-игру по закреплению знаний о частях речи. В игре 3 агонаи финал. В каждом агоне 3 участника (агонцы). Остальные дети – это теоретики. У них тоже есть право проявить свои знания в ходе игры: во время состязания теоретиков между агонами, а также когда агонцы не могут ответить на вопрос.Агонцы разыгрывают право идти по одной из 3-х дорожек:

красная – у агонца нет права ошибиться;

жёлтая – можно ошибиться один раз;

зелёная – можно ошибиться два раза.

За правильный полный ответ жюри вручает участникам орден шёлкового умника (и агонцам, и теоретикам).

Агон

Распределение дорожек. «Чей рассказ лучше?» Закончите рассказ по началу: «В этот день я решил покататься на коньках. Лёд потрескивал под ногами, но я начал кататься…» (после решения жюри агонцы встают на дорожки).

I Продолжите незаконченное предложение.

1. Имя существительное обозначает … и отвечает на вопросы…

2. Имя прилагательное обозначает … и отвечает на вопросы…

3. Глагол обозначает… и отвечает на вопросы…

II Образуйте от имени существительного глагол с суффиксом -ся-:

1 – качка, смех

2 – труд, земля

3 – свобода, свет

III Загадки.

1.Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь (прилагательное.)

2.Существительное – школа,

Просыпается – глагол,

С прилагательным – весёлый

Новый школьный день пришёл.

О какой части речи не упоминается в стихотворении? (о предлоге.)

3. Летит – молчит.

Сядет – молчит.

Умрёт – заревёт (снег.)

Какой частью речи являются все слова загадки? (Глаголом.)

Объявление победителя 1 агона.

Состязание теоретиков

1) «Папа привёз».

Распространить предложение разными частями речи. Выиграет тот, у кого самое длинное предложение.

2) Название какого очень известного дерева состоит из 4-х предлогов? (С-о-с-на.)

3) Как понимаете смысл выражений:

«через час по чайной ложке»;

«рукой подать»;

«засучив рукава»?

Агон. Распределение дорожек

Запишите как можно больше признаков к существительному «пальто».

I1 . Какие из этих слов обозначают части речи, а какие части слова?

Существительное, корень, окончание, прилагательное, предлог, приставка, глагол, суффикс.

2. Какие ты знаешь части речи? Приведи по два примера.

3. Какой частью речи является слово «стекло», «жгут», «белила»?

(Может быть и существительным, и глаголом.)

IIОбразуйте:

от существительных прилагательные:

ярость - …

прелесть - …

радость - …

известие - …

солнце - …

На какую орфограмму образованные прилагательные? Как проверить?

от прилагательных существительные:

тихий - …

чистый - …

добрый - …

морской - …

родной - …

На какую орфограмму образованные существительные? Как проверить?

от существительных глаголы:

мороз - …

работа - …

ужин - …

дежурный - …

рисунок - …

На какую орфограмму образованные глаголы? Как проверить?

III

1) Закончи пословицу прилагательным «У ленивой лошади всегда повозка…(тяжёлая).

2) Подбери прилагательное, противоположное по смыслу.

«Летний день за … (зимнюю) неделю.

3) Ответь прилагательным.

Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)

Состязание теоретиков.

1) «Большой – маленький».

… пенёк опрокидывает … воз.

Даже самое … дерево выросло из … семени.

2) «Ответь прилагательным».

Из какого крана нельзя напиться? (подъёмного)

Какие ворота находятся в поле? (футбольные)

3) Подобрать к каждому существительному из левого столбика существительное из правого столбика так, чтобы образовалось новое слово.

МЫЛО ЕЛЬ

ПОСТ УС

ГРАД ВАР

Агон. Распределение дорожек

Кто больше найдёт глаголов в этой таблице за 30с. Смотреть надо и по вертикали, и по горизонтали.

к м л о в и т ь л р м й п е р е х о д и т ь к о т с р а г а п а н о м е и г з п р и с о н п т д е й р и с м с й к ь е т о л т н д т и е с т ь т н ь п т о п е т ь р и о д ю о я н й н о т д ш м в я т щ к а н а о п л ы т ь

I

1) Раскрыть скобки:

Язык (до) Киева (до) ведёт.

Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт.

(С) горы (с) бежал поток проворный.

Как пишутся приставки и предлоги?

2) Вставить подходящий по смыслу предлог:

вышел … дома подошёл … воротам

сошёл … крыльца отошёл … киоску

пошёл … дорожке дошёл … остановки

зашёл … двор вошёл … трамвай

3) Найди родственные слова к существительному «гора», укажи их часть речи.

      К А      
        Ы Й    
          К А  
          Т Ы Й

II

1) Разобрать по членам предложения.

Тёплая ночь одела острова.

2) Разобрать по частям речи.

С чистого неба светит яркое солнце.

3) Отгадай слово. К какой части речи оно относится?

Его корень в слове писать,

Приставка в слове рассказать,

Суффикс в слове книжка,

Окончание в слове вода. (Рас-пис-к-а.)

III

1) Определи часть речи в словах, которые произносятся одинаково.

Снежное покрывало всё поле покрывало.

На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.

2) Составь три предложения со словами красить, краснеть, украшать. Объясни смысл слов. К какой части речи относятся эти слова?

(Вчера мы покрасили забор. Помидоры начали краснеть. Украсим к празднику класс.)

3) Какое слово лишнее?

Тетрадь, журнал, блокнот, ручка.

Племянник, сестра, школьник, мачеха.

Состязание теоретиков

1. Прочитай ребус. Какие здесь предлоги?

(На дворе трава, на траве дрова.)

2. Прочитай ребусы. К какой части речи относятся слова?

(Ш-УТКА, Э-КРАН, У-ЛИЦА, БА-БОЧКА)

3. Отгадай ребусы. На какие вопросы отвечает существительное?

(ДЕРЕ-В-О, ДЯТ-ЕЛ)

Финал.

У нас 3 финалиста. Выясним, кто же из них окажется победителем. Прочитайте стихотворение:

Лишь пёстрая осеньушла со двора,

Как новая гостья явилась с утра.

Покрасила белым дома и окошки,

Засыпала пухом кусты и дорожки.

Луга замела и укрыла поля

И сразу просторнее стала земля

И ярко на многие тысячи вёрст

Зажглись на ней тысячи праздничных звёзд.

Что это за гостья?

Расселите слова, выделенные разными цветами по квартирам на улице Частей речи. Для первого игрока – жёлтым цветом, для второго – красным, для третьего – голубым.

После проверки выполнения задания объявляется победитель.

Гусева Е. Н.,

учитель начальных классов

Православной гимназии №11

Калинина Т. А.,

учитель начальных классов

Православной гимназии №11

г. Нижний Тагил

Наши рекомендации