Инсценирование отрывка из произведения
Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
«Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:
- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
- А у тебя способности есть? – спросил Цветик.
- Конечно, есть. Я очень способный, – ответил Незнайка.
- Это надо проверить, – сказал Цветик. – Ты знаешь, что такое рифма?
- Рифма? Нет, не знаю.
- Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, – объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?
- Понял.
- Ну, скажи рифму на слово «палка».
- Селедка, – ответил Незнайка.
- Какая же это рифма: палка – селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.
- Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
- Этого мало, - сказал Цветик. – Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно. Вот послушай: палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка.
- Понял, понял! – закричал Незнайка. – Палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка! Вот здорово! Ха-ха-ха!
- Ну, придумай рифму на слово «пакля», – сказал Цветик.
- Шмакля, – ответил Незнайка.
- Какаяшмакля? – удивился Цветик. – Разве есть такое слово?
- А разве нету?
- Конечно, нет.
- Ну, тогда рвакля.
- Что за рвакля такая?
- Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля, – объяснил Незнайка.
- Врешь ты все, – сказал Цветик, – такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.
- А если я не могу подобрать другого слова?
- Значит, у тебя нет способностей к поэзии.
- Ну, тогда придумай сам, какая тут рифма, – ответил Незнайка.
- Сейчас, – согласился Цветик.
Он остановился посреди комнаты. Сложил на груди руки, голову наклонил набок и стал думать. Потом ухватился за собственный подбородок и стал думать, глядя на пол. Проделав все это, он стал бродить по комнате и потихоньку бормотал про себя:
- Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля… – Он долго так бормотал, потом сказал: - Тьфу! Что это за слово? Это какое-то слово, на которое нет рифмы.
- Ну вот! – обрадовался Незнайка. – Сам задает такие слова, на которые нет рифмы, и еще говорит, что я неспособный.
- Ну, способный, способный, только отстань! – сказал Цветик. – У меня голова разболелась. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи».
- Итак, рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк. Умение подобрать рифму интересную, нетрадиционную свидетельствует о мастерстве автора.
Брусницына Я.С.,
учитель начальных классов
Православной гимназии №11
г. Нижний Тагил
Конспект внеурочного занятия для учащихся 1класса
«Праздник «Вход Господень в Иерусалим»
Цель: Раскрыть духовный смысл и значение праздника.
Задачи:
1) изучить историю праздника;
2) способствовать развитию творческих способностей учащихся;
3) способствовать воспитанию такого качества личности, как отзывчивость.
Формы и виды деятельности: беседа, изготовление поделок.
Оборудование: компьютер, гофрированная бумага, конфеты, скотч, степлер, шпажки.
Описание хода занятия
Организационный момент: приветствие и молитва.
Педагог: Отгадайте загадки:
1. Всем оно нам нравится,
Без него мы плачемся
А едва появится –
Взгляд отводим, прячемся:
Уж очень оно яркое
И жаркое-прежаркое.
(Солнце)
2. Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…
(Весна)
3. Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста
Золотая верста.
(Пост и Пасха)
4. Белые овечки бегают по свечке.
(Верба)
Педагог: Вы догадались, о каком весеннем православном празднике мы будем сегодня говорить?
Дети: Вербное воскресенье.
Педагог: Что мы приносим в этот день в храм?
Дети: Веточки вербы?
Педагог: А с чем связан такой обычай?
Дети: (рассуждения детей).
Новый материал
Педагог: Одеждою и пальмами
Украшена дорога.
Какое ликование!
Какая благодать!
Торжественно со славою
Встречают люди Бога,
Чтобы потом Его...
Распятию предать!
(Евгений Санин)
События эти вспоминаются каждый год в день Входа Господня в Иерусалим на вольные страдания. Об этом событии рассказывают в своих Евангелиях все четыре евангелиста – свв. Марк, Матфей, Лука и Иоанн.
Вот как это происходило.
Господь из селения Вифания направил Свой путь в Иерусалим. Остановившись близ горы Елеонской, против селения, Он сказал двоим из Своих учеников: «Подите в селение, которое прямо перед вами. Там вы увидите привязанного осленка, на которого еще никто не садился, отвяжите его и приведите сюда». Ученики тотчас же пошли туда и скоро увидали привязанного осленка и начали его отвязывать. Тут подошел к ним хозяин и спросил у них: «Зачем вы берете осленка?» «Он надобен Господу», – отвечали они. Тогда хозяин не стал их более останавливать.
Ученики привели осленка, покрыли его своими одеждами и посадили на него Иисуса. Народ, узнав о намерении Спасителя, собирался вокруг Него в великом множестве и сопровождал Его с такой торжественностью, с какой в древние времена сопровождали только царей. Народ знал, что это был тот самый Иисус, который учил их, утешал, исцелял больных и воскрешал умерших. Поэтому все громко восклицали: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!» Многие снимали с себя верхние одежды и устилали ими дорогу. Другие срывали зеленые ветви и бросали их на землю. Каждый хотел выразить свою радость.
Педагог: Почему радовались люди?
Дети: Они знали, что идет Спаситель.
Педагог: Но люди видели в нем земного Спасителя, ждали освобождения не от рабства греха, а от римлян. Иисус видел заблуждение людей, не отклонял восторгов толпы, но искал совсем другого – обращения сердец к доброте, любви и к Богу.
Как въехал Иисус в Иерусалим?
Дети: На осле.
Педагог: У евреев был обычай: если цари въезжали в Иерусалим на коне– это был знак войны, а если на осле – это был знак мира.
Педагог: Почему Иисус Христос въехал в город на осле?
Дети: Чтобы показать, что он пришел с миром.
Педагог: Что держали люди в руках?
Дети: Пальмовые ветви.
Педагог: Пальмовые ветви – символ мира, спокойствия и жизни.
Иисус Христос уже знал, что этот путь, усыпанный пальмовыми ветвями, непременно приведет его к Голгофе, к страданиям, к смерти. Почему же мы тогда празднуем это событие?
Дети: (высказывают свои размышления).
Педагог: Иисус Христос знал, что умирает ради спасения всего человечества.
Поэтому праздник этот очень чистый, светлый и радостный. Он предвосхищает Пасху.
В церковных книгах праздник Вход Господень в Иерусалим называется неделей Ваий. Вайя в переводе с греческого – ветка. Дерево, которое в России распускается первым – это верба. Поэтому мы, вспоминая торжественный вход в Иерусалим Христа, победителя смерти, держим в руках ветки вербы и зажженные свечи, в знак радости и торжества.
Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, поэтому у этого праздника есть еще одно название – Цветоносное воскресение.
В этот день люди приходят в храм с букетиками, веточками вербы и стоят на службе. Священник окропляет веточки святой водой, и после службы люди уносят их домой, чтобы поставить у икон.
У русского поэта Александра Блока есть стихотворение, которое так и называется «Вербочки».
Мальчики и девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
Изготовление поделок
Сейчас мы с вами сделаем из конфет и гофрированной бумаги цветочки, которыми можно будет украсить веточки вербы. А на праздник подарить эти букетики своим родным и близким.
Подведение итогов урока
Педагог: О каком празднике мы говорили сегодня на уроке?
Дети: О вербном воскресенье.
Педагог: Что вам запомнилось больше всего?
Дети: (ответы детей).
Литература к уроку
1. Библия для детей: НООФ «Родное пепелище», 2006. – 256 с.
2. Верникова Л.Ф. Уроки для воскресной школы–М.: Современная школа, 2007. – 175 с.
3. Закон Божий для семьи и школы / Сост. протоиерей С. Слободской. Репринт. Изд. – М., 2010. – 722 с.
Горельчонок Л. С.,
учитель начальных классов
МАОУ гимназия №18,
г. Нижний Тагил