Повторение знаний об отличиях буквы и звука.
(Аудиозапись «Шум весеннего леса»)
- Ребята, сегодня я приглашаю вас на прогулку в сказочный лес. Закройте глаза, прислушайтесь, представьте себе удивительную картину: дует прохладный ветерок, в воздухе разносится аромат чудесных цветов, шумят ветви деревьев-богатырей, ярко светит ласковое солнышко.
- Какое настроение у каждого из вас?
(Высказывания детей)
- Но сюда мы пришли не за грибами и ягодами, а за буквами и звуками. Вот посмотрите: я приготовила для этого две корзинки (на столе у учителя стоит одна плетеная корзина). А почему вы не видите второй корзинки?
(Ответы учащихся: вторая корзинка для звуков.Звуки не видим, а произносим и слышим)
-Вы абсолютно правы! В одну корзинку мы положим новые буквы, а в корзинку-невидимку – новые звуки. Итак, в путь!
(Физминутка)
- Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки…
Осмысление содержания.
Знакомство с особенностями звуков [л], [л/]
- Осторожно, ребята! Не наступите. Я уже кое-что нашла. Что это?
Белые горошки на зеленой ножке…
Слайд 2: ландыш
- Это удивительное растение. Необыкновенно нежное и красивое, оно, тем не менее, является еще и лекарственным. Из него делают сердечные капли. А знаете ли вы, что для того, чтобы ландыш зацвел, нужно ждать 10 лет?
В разных странах существует немало легенд о его происхождении. В Англии считали, что ландыши растут в лесу на тех местах, где сказочный богатырь Леонард победил страшного дракона, а в Германии верят, что ландыши выросли из бусинок рассыпавшегося ожерелья Белоснежки, и в них живут сказочные человечки-эльфы.
Именно они хотят подарить нам первый звук в корзинку-невидимку.
- Назовите первый звук их любимого растения.
[ л ] – дайте ему характеристику по схеме:
Слайд 3:
Звук
гласный согласный
звонкий глухой
твердый мягкий
- А знаете ли вы, что согласно той же легенде, эльфы в жаркие дни прячутся под широкими цветочными листьями?
-С какого звука начинается слово «листья»?
- Дайте ему характеристику.
- Давайте заглянем в нашу корзинку – невидимку. Какие звуки мы туда положили?
- Чем звуки отличаются друг от друга?
- В чем сходство этих звуков?
Знакомство с буквой «Л»
- А еще эти звуки обозначаются на письме одной буквой. Выберите карточку с этой буквой и положите в корзинку.
Слайд 4.
- Алфавит продолжит наш
Буква «Л» - лесной шалаш
- Заглянем в этот шалаш. Там живет наша знакомая – тетушка Сова. Интересно, что она расскажет нам об этой букве?
- Запоминайте, в каких словах «живет» буква «Л» и какие звуки обозначает.
(Просмотр м/ф «Уроки тетушки Совы»)
(Дети называют слово и звук: твердый или мягкий.)
- Устали? Давайте вместе со сказочными обитателями леса сделаем зарядку.
(Физминутка)
Знакомство с особенностями звуков [м], [м/]
- Осторожно-осторожно! Смотрите: тут у пня беготня, суетня.
Народ рабочий весь день хлопочет… Кто же это?
Слайд 5: муравьи
- О пользе этих трудолюбивых насекомых мы говорили не раз. Недаром говорят, «трудится как муравей». Как вы понимаете это высказывание?
- Назовите первый звук слова «муравей».
- Дайте ему характеристику по схеме.
- А какой звук будет для него парным по твердости – мягкости?
- Дайте ему характеристику.
- Загляните в корзинку – невидимку: сравните эти звуки: найдите отличия, сходство.
- А ведь домой пора…
Знакомство с буквой «М»
- Встали. Взялись за руки, друзья,
И сказали: «Ты и я – это мы!»
А между тем
Получилась буква (хором) «М»!
- Кладем и ее в нашу корзинку.
Рефлексия.
(Аудиозапись «Шум леса»)
- Что интересного вы узнали сегодня на уроке о жизни сказочного леса?
- Какие интересные находки мы сумели сделать в нашем лесу?
- Хотелось бы вам вернуться сюда еще раз?
- А на следующем уроке мы почитаем слоги и слова, в которых есть теперь уже знакомые нам буквы.
-Только я забыла, как они называются, напомните мне, пожалуйста!
-А какие звуки они обозначают?
- С каким настроением мы заканчиваем наш урок? (дети рисуют солнышко, радугу, тучку, дождик по выбору)
- Этими рисунками мы украсим нашу доску и порадуем родителей нашей работой и хорошим настроением.
Список литературы
1. Климанова Л.Ф. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: пособие для учителей общеобр. учреждений/ М.: Просвещение, 2012.
2. Я познаю мир: Дет энцикл. Растения. / Сост. П. Р. Ляхов. – М. «Издательство АСТ», 2000.
Беляева О. Т.,
учитель начальных классов
МАОУ гимназия №18
г. Нижний Тагил
Конспект урока риторики для 2 класса на тему:
«Азбука сочинительства»
Планируемые результаты
Предметные: знакомство с рифмой и законами стихосложения
Метапредметные:
развитие умения находить простейшую рифму к слову;
способствовать развитию творческого воображения, устной речи;
совершенствовать технику чтения.
Личностные:
способствовать развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Ход урока