Что делать, когда нам трудно размышлять о духовном
Некоторые христиане согласятся с тем, что обладание духовным складом ума является одной из самых важных обязанностей, выполнение которой приносит огромную пользу человеку. Однако они признают, что это довольно-таки нелегко. Им трудно понять, о чем следует думать или, напротив, как прекратить блуждание мыслей, когда они уже выбрали нужную тему.
Почему возникает такая ситуация? Потому, что духовные истины недостойны того, чтобы о них размышляли? Или потому, что мы не обладаем способностью думать? Ни одно из этих предположений не дает ответа на поставленный вопрос. Подлинной причиной нашей неспособности размышлять о духовном является грех, который оказывает влияние даже на наши мысли. Мы как верующие имеем обновленный разум, но грех по-прежнему остается в нас, хотя и не может господствовать над нами. Человек, у которого была повреждена нога, может обнаружить, что он продолжает хромать, хотя рана и зажила. Сталкиваясь со своей неспособностью размышлять на духовные темы, мы должны использовать эти знания, чтобы смирять самих себя (Рим.7:24). Таким образом, хорошие плоды могут произрасти и из горького корня. Оплакивайте неудачи, которые случаются в вашей духовной жизни!
Употребляя все свои усилия, верующие могут все больше и больше приобретать духовный склад ума. Нам необходимо стараться не занимать свой разум чем-либо банальным, пустым и недуховным. Мы должны сознательно и настойчиво стремиться к духовному. Если дерево хорошее, то и плоды его также должны быть хорошими (Мф.7:17).
Нам не следует забывать, что сами по себе мы не способны правильно размышлять о духовных вещах. Мы не должны думать, что наши мысли являются нашими собственными и что мы можем делать с ними все, что нам хочется. Павел дает нам хороший совет — мы нуждаемся в Божьей помощи, чтобы быть способными мыслить по-божьему (2Кор.3:5). Человек может размышлять о богословских понятиях, используя свой природный разум, но если то, о чем он думает, не вызывает у него восторга и восхищения, и если его размышления не производят в нем святой жизни, то это говорит о том, что он не обладает духовным складом ума. Естественные, природные способности человека не могут сделать его духовным.
Я не говорю здесь о детальном изучении Слова Божьего с целью постичь его истины или передать их другим. Я говорю здесь о привычке рассматривать все события, происходящие в жизни, с духовной точки зрения, то есть говорю о духовном складе ума, который является плодом богоугодной жизненной позиции. Не все смогут подняться до высот углубленного созерцания Божественных истин, однако даже самые простые и необразованные верующие могут обладать духовным складом ума.
Необходимо быть усердным и прилагать особые старания, чтобы иметь духовный склад ума, потому что его очень нелегко развить в себе. Даже плодородная почва нуждается в регулярном удобрении, вскапывании и прополке, чтобы приносить хороший урожай. Никто не ожидает, что духовный склад ума появится у него ни с того ни с сего. Это подобно тому, как если бы бедняк рассчитывал разбогатеть, не прилагая никаких усилий, или физически слабый человек хотел бы стать сильным, не принимая пищи! Духовность и благочестие являются результатом усиленного труда.
Нам следует стоять на страже своего ума и не впускать туда никаких недуховных мыслей (Пр.4:23). Сюда входит уклонение от разговора с недуховными людьми, когда это только возможно. Иногда даже у верующих разговоры бывают настолько посвящены вопросам и проблемам этой жизни, что они теряют добродетель духовности.
Сознательные, решительные усилия следует прилагать также для того, чтобы размышлять на духовные темы — такие, как любовь Христа. Это труднее делать, когда человек остается наедине с самим собой, нежели когда он находится в окружении других людей. Мы должны использовать каждую возможность, чтобы употреблять те средства, которые помогают нам умножать наши знания о небесном. Если у ремесленника нет подходящего материала, с которым он мог бы работать, то разве он не утратит со временем своего мастерства?
Мы должны противостоять всем стараниям сатаны отвлечь нас от духовных мыслей. Мы никогда не должны позволять духу ожесточения и горечи или любви к нечистоте присутствовать в наших помышлениях. Более того, важно также, чтобы мы не позволяли никаким нескромным желаниям (по отношению даже к хорошим вещам, которые предлагает нам эта жизнь) управлять нами.
Некоторые могут возразить, сказав, что если мы действительно будем стараться жить таким образом, то будет просто невозможно найти время для каких-либо других дел — у нас тогда вообще не останется времени для работы и законного отдыха! Были и есть люди, которые отказывались от нормального образа жизни, неверно полагая, что это необходимо для развития их духовности. Однако обладание духовным складом ума вовсе не требует этого от человека. Духовный склад ума проявляется в том, что каждая сторона человеческой жизни становится духовной. То, о чем я сказал выше, будет оказывать освящающее действие на все наши дела и поступки. Повторяю, верующие, которые не развивают в себе привычки духовно мыслить, не смогут наслаждаться жизнью и миром (Рим.8:6).
Христиане должны прилагать все усилия к тому, чтобы хорошо трудиться по месту своей основной работы. Праздность — это первый шаг к греху. Духовность ума не является препятствием для мирской работы: даже если горшок полон соломы, то вы, тем не менее, можете налить туда очень много воды! (Солома — это образ мирского, а вода — образ духовного.) Чтобы сохранить свою духовность, занимаясь мирской работой, очень важно каждый день уделять некоторую часть своего времени молитве и чтению Библии. Это необходимо делать регулярно, а иначе другие дела могут постепенно вытеснить их из вашей жизни. Выбирайте время, когда вы чувствуете себя наиболее бодрыми и свежими, потому что мы должны отдавать Богу все самое лучшее, что у нас есть (Мал.1:8). Приготавливайте себя, чтобы приступить к молитве и чтению Библии с благоговением. Прилагайте все усилия к тому, чтобы данное занятие не превратилось в утомительную обязанность. Я не надеюсь на то, что мои советы автоматически принесут вам минуты и часы благословенных размышлений, однако я могу по крайней мере обратить ваше внимание на то, что вы должны делать. Проявляйте в этом настойчивость.
Если вы следуете всем моим советам, но по-прежнему не находите удовольствия в духовных размышлениях, тогда взывайте к Богу, прося Его о помощи (Ис.38:14). Бог отвечает тем, кто искренне, от всего сердца ищет Его. Обращайтесь к Нему в сокрушении духа и молитесь как можете. Духовное размышление — это осознание Божьего присутствия, а не красиво оформленные молитвы.
Если вы изберете определенную тему для размышления, то это также поможет вам, как и то, что я предлагал в предыдущих Главах. Или вспоминайте некоторые духовные переживания, которые имели особое значение в вашей жизни.
Наконец, ни в коем случае не падайте духом, если ваши усилия не принесли пока желаемых результатов. Помните, о Боге сказано, что Он — Тот, Кто "трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит" (Ис.42:3).
Если вы, прилагая настойчивые усилия по достижению духовного склада ума, не достигните ничего, кроме еще большего осознания собственной греховности и ничтожности, значит вы получили достаточную награду за все свои старания. Но, скорее всего, вы достигнете намного большего. Те, кто добросовестно и честно старается вести богоугодную жизнь, будут все больше и больше приобретать духовный склад ума.