ЧИН БДЕНИЯ В IV—V ВВ. В СРАВНЕНИИ С СОВРЕМЕННЫМ
Утреннее богослужение, которое начиналось глубокой ночью, уже может быть названо Бдением (и так называют его свт. Василий Великий и прп. Иоанн-Кассиан игумен Марсельский † 435). Но в субботу оно становилось Всенощным бдением в собственном смысле этого слова, т. к. начиналось в субботу вечером и продолжалось всю ночь. Иоанн-Кассиан пишет об этом:
«Ночные бдения, еженедельно совершаемые с вечера субботы по зимам, когда ночи бывают длиннее, продолжаются до IV пения петухов — для того, чтобы остающиеся до света два часа употребить на сон, и тем подкрепить себя на целый день. И нам должно держаться того же правила, т. е. соснув после бдения до утреннего молитвословия, весь день проводить в необходимых делах...» («Устав», кн. III, гл. 8).
Об этих бдениях упоминает и свт. Иоанн Златоуст, когда говорит: «Вы превратили ночь в день вашими священными всенощными.» (Беседа 49-я). Здесь же упоминает он, что ангельская песнь «Слава в вышних Богу...» уже входила в чин.
Прп. Кассиан гимны не упоминает, т. к. пишет о монастырском богослужении. Судя по его упоминаниям в основе этого чина лежит следующее последование: «Сначала стоя пропевают три антифона, потом сидя исполняют три псалма, и сидя же присоединяют к этому три чтения.» (Там же).
Легко увидеть, что это ещё очень примитивный чин, весьма далёкий от нашего современного. Но если мы будем под Всенощной иметь ввиду то, что обычно подразумеваем (т. е. соединение Вечерни с Утренней), то Всенощная уже налицо и допустимо сравнить её с современной.
Этому способствует то, что в Vт.к.веке уже началось развитие т. н. песенного последования, в основе которого лежало т. н. Трёхпсалмие.
Это — структура следующего вида:
1. Великая ектения + I антифон.
2. Малая ектения + II антифон.
3. Малая ектения + III антифон.
Легко увидеть, что именно эта структура лежит в начале нашей современной Литургии и ею же (в несколько редуцированном виде: Вел. ектения + антифон или кафизма + Мал. ектения) начинаются и наша Вечерня и наша Утреня.
Современный же чин сложился как синтез следующих макроструктур:
1. Описанное монашеское псалмопение (вошло в него в виде кафизм).
2. Древнейшая полунощница (современное шестопсалмие).
3. Вечерня (с характерными песенными последованиями).
4. Утреня (с характерными песенными последованиями)
5. IX и I часы.
Но произошёл этот синтез, конечно, не в V веке, а много позже. Тем не менее, многие элементы нашей всенощной в описываемый период уже налицо.
Итак, вот элементы нашей Всенощной, удержанные от IV—V веков:
I Вел. Вечерня.
1. Утренний (предначинательный) псалом.
2. Вел. ектения.
3. Антифон (I кафизмы).
4. Мал. ектения. (3,4 — реликт песенного последования)
5. Вечерний вход и «Свете тихий».
6. Паримии (т. е. В. Заветные чтения из Минеи).
7. Вечерняя молитва «Сподоби Господи...» (а древняя молитва, IV века: «Безначальный Боже...» стала 7-й Светильничной молитвой, которая тайно читается во время пения предначинательного псалма).
8. Молитва главопреклонения («Господи Боже наш, преклонивый небеса...») тоже сохранилась от IV века, но стала тайной и читается во время Просительной ектении перед литией.
9. Лития (с последующим освящением хлебов в качестве реликта первохристианской агапы).
II Утреня.
1. Утренний псалом — 62 (основа будущего «Шестопсалмия»).
2. Великая ектения.
3. Кафизма.
4. Малая ектения (2—4 — реликт песенного последования)
5. Полиелей с чтением Воскресного Евангелия.
6. Великое славословие.
7. Утренняя молитва: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви...»
8. Молитва главопреклонения.
СЛУЖБЫ ЧАСОВ
Сильвия-Этерия описывает также часы VI и XI (а III час при ней совершался только на Великом посту). Она пишет:
«И снова, к шестому часу (т. е. в 12 часов), все возвращаются во второй раз (т. е. после будничной Утрени) в храм Воскресения, где поют псалмы и антифоны, пока не придет епископ. Придя и не садясь как прежде, он сразу же идет внутрь пещеры, за решетку, где уже был ранним утром. Там прежде всего он читает молитву и благословляет верных. При выходе из пещеры все опять подходят под благословение. То же самое происходит и в девятом часу» (т. е. в 15:00).
Т. о. часы представляют собой совершенно одинаковые по структуре маленькие службы суточного круга.
Причём на рубеже IV и V веков в Иерусалимской же Церкви возникает и служба I часа. Об его происхождении рассказывает прп. Иоанн-Кассиан:
«Надо заметить, что утреннее богослужение установлено в наше время, и первоначально в Вифлеемском монастыре. Что касается предшественников наших, то они, совершив утреннее богослужение вслед за ночным бдением, предавались отдыху даже до третьего часа (т. е. до 9 утра). Но поскольку через это нерадивым открылась возможность к продолжению сна... то старцы, получив от ревнителей благочестия (которым не могла нравится такое расслабление) жалобу, после долгого совещания определили, чтобы при восходе солнца... все, оставив ложе, собирались для чтения трех псалмов. Хотя это правило введено по случайному поводу, оно восполняет седмиричное число хвалений, которое заповедовал совершать Давид.» («Устав», кн III, гл. 4, со ссылкой на псалом 118, 164).
Итак, мы видим, что на рубеже IV—V вв. состав Суточного круга богослужения определился окончательно. Причём, по сравнению с III веком Вечерня и Утреня становятся в обрядовом отношении более упорядоченными и структура их уже приближается к нынешней.
ГИМНОГРАФИЯ IV—V ВЕКОВ
Церковная гимнография этого периода сложилась как антитеза еретическим гимнам гностиков и ариан. Поэтому её инициатором следует считать самого Ария. Как известно, он написал целый сборник песен под названием «Талия», где излагал свои идеи так, чтобы они были понятны даже самому простому люду. Положенные на народные мотивы эти еретические песни распевались в портах и на дорогах. Моряки, путешественники и торговцы сравнительно быстро занесли их на Запад, где арианский еп. Милана Авксентий ввёл их в церковный обиход.
Православные епископы Запада свт. Иларий Пинтавийский († 366) и свт. Амвросий Медиоланский вынуждены были противопоставить им свои гимны. Они-то и считаются основателями западной (латинской) гимнографии.
На Востоке бесспорное первенство во всех жанрах принадлежит выдающемуся сирийскому поэту прп. Ефрему Сирину.
ВОСТОЧНЫЕ ПЕСНОПЕВЦЫ
Прп. Ефрем Сирин († 373)
один из основателей Восточного монашества, утончённый аскет, мистик и созерцатель, он известен нам, в основном, как автор хрестоматийных молитв: Великопостной («Господи и Владыко живота моего...»), к Богоматери («Нескверная, неблазная, нетленная...»).
Лишь недавно (в 1992 г.) был переиздан его «Псалтырь», написанный в противовес гностическим псалмам Вардесана и его сына Гармония, которые оба были высокоодарёнными поэтами. Но прп. Ефрем был гениальным поэтом и он создал бессмертную вещь. Самое удивительное, что это действительно Псалтырь, состоящий из 150 псалмов, которые кто-то потом даже разделил на 20 кафизм, а каждую кафизму на 3 славы. В начале почти каждой кафизмы помещается догмат, а в конце — нравоучение — «уроки жизни». Т. о. — это вполне богослужебная по своему предназначению книга и она, бесспорно, богодухновенна. Читать и перечитывать её можно бесконечно.
Если бы прп. Ефрем написал одну только «Псалтырь» он уже остался бы в веках рядом с царём Давидом. Но маронитские монахи насчитывают у него не более не менее как 12 000 гимнов (!). И этому веришь вполне, потому что прп. Ефрем был таким удивительным обоженным существом, которое жило и дышало непрерывной молитвой и эта молитва выливалась у него в стихах.
Симеон Ассеман (автор «Библиотеки») перечисляет у его следующие гимны:
87 гимнов о Божестве Иисуса Христа, направленных против ариан и евномиан.
56 гимнов против ересей Маркиона, Вардесана и Мани (т. е. против дуалистических ересей).
52 гимна о Церкви, в которых она сравнивается с Богородицей (причём католики уже находят здесь учение о Непорочном Зачатии). Исполняются у маронитов на всенощной.
27 гимнов на Рождество Христово, предвосхищающие христологию V века (марониты до сих пор поют один из них: «Божество соединил с человечеством и стал лицом — Богочеловек»).
56 гимнов хвалебных, из которых:
24 — восхваляют девство, не уничтожающее таинство Брака;
15 — восхваляют Иоанна Крестителя;
25 — восхваляют апостолов.
15 увещательных гимнов, из которых мариониты до сих пор поют в пяток гимн о покаянии ап. Петра.
15 гимнов-размышлений о рае.
Поминальные стихиры (в противовес Арию, который учил, что не следует молиться об умерших).
И т. д.
Невероятный, необозримый дар Ефрема Сирина был, однако явлением не уникальным. В истории Церкви этот феномен повторится ещё дважды: у Романа Сладкопевца и у Иоанна Дамаскина. Замечательно, что все трое были сирийцами.
Из отцов Каппадокийцев наибольшее влияние на гимнографию оказал
свт. Григорий Богослов († 390).
Крупнейший интеллектуал «Золотого века патристики», мистик и духовидец, он и в своей поэзии был прежде всего философом — богословом. Впрочем, «Св. Григорий был истинным мастером поэтического слова, — отмечает Флоровский, — этим мастерством он нередко злоупотреблял...» («Восточные отцы IV века», М., 1992 г., с. 97).
Он, например, сочинял богословские и исторические поэмы, написал в стихах целую автобиографию. Узнав, что Аполлинарий Лаодикийский составил по примеру Ария новый Псалтырь, свт. Григорий пишет: «если у еретиков есть новые псалтыри... то и мы будем вещать псалмы, и мы станем писать много.» Это как раз то, что Флоровский называет «...скорее риторические упражнения, чем подлинная поэзия.»
Как ни странно, гораздо большее значение для гимнографии имели проповеди свт. Григория, которые произносились, конечно, «без бумажки», с подлинным поэтическим жаром и вдохновением. Так, посвящённый в 362 году во епископа Назианза, он начинает своё пастырское служение проповедью, начальные слова которой «Воскресения день, просветимся торжеством и друг друга обнимем...» были впоследствии положены на мелодию прп. Иоанном Дамаскиным в качестве последней стихиры Пасхи (после которой начинается христосование).
Троп. из того же Слова свт. Григоря «Вчера я погребался вместе с Тобою Христе, теперь встаю вместе с Тобою» — ныне один из тропарей пасхальных.
II Слово на Пасху свт. Григория заканчивается возгласом: «О Пасха велия и священная Христе!», который впоследствии стал последним тропарём Пасхального канона прп. Иоанна Дамаскина.
Слово на Рождество начинается восклицанием: «Христос раждается славите; Христос с небес, встречайте... пойте Господу вся земля». Это — ирмос Рождественского канона прп. Косьмы Маюмского.
Слово на Пятидесятницу содержит выражение : «Мы празднуем Пятидесятницу — пришествие Духа, совершение обетования, исполнение надежды!», которое стало I стихирой в церковной службе вечерни на Пятидесятницу.
В том же слове выражение: «Дух Святой всегда был и есть, и будет... Он жизнь, Он свет животворящий...», стало стихирой на Пятидесятницу.
Но ведь чин на Пятидесятницу начал составлять ещё свт. Василий Великий. Так что возможно, что эти слова своего брата Григория начал заимствовать для церковный службы ещё он.
Но наверное самым ранним и удачным заимствованием является знаменитый гимн «Te Deum laudamus» свт. Амвросия Медиоланского, основанный на «Гимне Вседержителю» свт. Григория:
«Дай мне воспеть
Тебя, бессмертного Властителя,
Тебя, Царя и Господа...
Тобой лики ангелов...
Тобой красота звезд...»
Латинский парафраз свт. Амвросия:
«Тебя Бога хвалим,
Тебя Господа исповедуем.
Тебя, Отца вечного...
Тебя Ангелы и Архангелы,
Тебя небеса и все силы...»