Появление храмового богослужения

Первые намёки на существование самостоятельных храмов относятся ещё к концу II века. Сначала христиане устраивали их в каких-то «старых зданиях» (Евсевий), а затем, в царствование имп. Коммода (180—192) стали строить новые. Тертуллиан и Климент Александрийский († 215) уже упоминают о храмах в виде отдельных зданий.

При либеральном имп. Александре Севере (222—235) христиане приобрели участок земли для храма, но это место было выгодным для постройки харчевни и трактирщики начали с христианами судебный процесс. Однако, император вмешался и решил дело в пользу христиан. (А. Голубцов «Места молитвенных собраний христиан I—III вв» Сергиев Посад. 1898 г. стр. 13).

Когда свт. Григорий Чудотворец прибыл в Неокесарию (а это было ок. 240 г.), «тотчас приступил он к построению храма... Храм этот видим доныне... Сей великий муж заложил его на самом видном месте города» — пишет автор его жития свт. Григорий Нисский (Там же. стр. 11—12).

Очевидно, таким же «видным» был храм в тогдашней столице империи Никомедии, о разрушении которого гонителями свидетельствует Лактаций: «На рассвете дня пришли к храму нашему военные и полицейские чиновники со значительным отрядом стражи и, разломив двери, стали жечь священные книги, все грабить и разрушать. Галерий и Диоклетиан равнодушно смотрели на это позорище, ибо Никомедийский храм был построен на возвышении и можно было видеть его из дворца. Они рассуждали между собой, предать ли сожжению это священное здание...» (Там же, стр. 13).

Эдикт имп.свт. Диоклетиана, изданный в 302 г. повелевает «повсюду разрушать храмы до основания». Значит, к концу IIIсвт. века они уже были «повсюду».

Как же они могли выглядеть?

57-я глава II книги «Апостольских постановлений» (это как раз III век) указывает: «Да будет здание продолговато, обращено на восток, с притворами по обеим сторонам, подобно кораблю. (т. е. это — базилика). В середине да будет поставлен престол епископа, а по обеим сторонам его пусть сидят пресвитеры и стоят одетые в полное облачение диаконы, подобно матросам... В другой части здания пусть сидят мiряне... женщины должны занимать место отдельно <...> Посреди же чтец, встав на некотором возвышении пусть читает книги... А привратники пусть стоят при входах, охраняя их...».

Т. о. храм уже членился на алтарь и общую часть посреди которой — «некоторое возвышение» (прообраз будущего амвона). Справа от него мужчины, слева — женщины. В алтаре — престол епископа (будущая кафедра) и сопрестолия пресвитеров. Не упомянуто, но из других источников явствует, что к северу от престола, у входных дверей, стоял стол для приношения (будущий жертвенник), откуда брали хлеб и вино для освящения.

Другим типом древнейших храмов были крипты и кубикулы римских катакомб. Кубикулы — это фамильные склепы с полукруглыми нишами в стенах, где стояли мраморные саркофаги. Здесь почивали мощи святых (известно, например, что в начале VII в. папа Бонифаций IV вывез из катакомб 32 повозки с мощами!).

Крипты — это ряд помещений или кубикул, соединённых в одно целое. Здесь уже возможно было какое-то внутреннее убранство, стояли скамьи, стены были расписаны фресками. Наиболее известная из таких катакомбных крипт — церковь в усыпальнице св. Агнессы, открытая в 1842 г. патером Марки и относящаяся как раз к началу III века. Проф. А. Голубцов так описывает её: «Она состоит из пяти квадратных кубикул, соединенных между собой по прямой линии. Обычная катакомбная галерея разрезает этот продольник на две неравные половины: Одну в две кубикулы (для женщин), другую — в три... предназначавшихся для мужчин и алтаря. Последний занимал целую кубикулу и отделялся от двух остальных, вероятно, решетками, линия которых обозначена полуколоннами из туфа... В передней стороне алтаря устроена полукруглая ниша, а в ней — высеченное из камня епископское место, по сторонам которого находятся каменные скамьи для пресвитеров...»

Престол не сохранился, но очевидно, что им служил саркофаг мученика (А. Голубцов, «Из чтений церковной археологии и литургике» СПб, 1995 г. стр. 84—85).

Итак, на Западе храмы возникли в катакомбах, а на Востоке в базиликах. Это различие в происхождении храмов Востока и Запада сказывается до сих пор (!) вот в каких литургических особенностях.

В восточных храмах Евхаристия совершается на антиминсах, которые возникали также в III веке в качестве переносного престола. Т. е. во время гонения, при разрушении храма, епископ или пресвитер мог совершать литургию в лесу или на кладбище, словом, где угодно, имея антиминс с частицей мощей (Невзоров Н. «Устройство христианских храмов в первенствующей Церкви» — журн. «Странник» 1874 г. N°8, стр. 22). И до сих пор православные совершают Евхаристию на антиминсе.

Римские же христиане во время гонений укрывались в катакомбах, совершая Евхаристию в криптах и кубикулах на саркофагах своих мучеников. В этом случае престолом служила горизонтальная плита (т. н. mensa), прикрывавшая гробницу. На Западе, следовательно, не было необходимости в антиминсах. И до сих пор у католиков вместо нашего антиминса употребляется каменная доска с частицей мощей, которая лежит в выемке престола. Этот священный камень называется sakra petra. А католический плат — корпорал это совсем не антиминс, а он, скорее соответствует нашей плащанице.

Кроме того, поскольку в катакомбах не было насекомых, то не было и нужды покрывать от них Св. Дары. Поэтому у католиков нет ни покровцев, ни звездицы, ни рипид. Нет и отдельного жертвенника, поскольку всё совершалось на саркофаге (будущем престоле). Потому и сам престол у них каменный, а у нас — деревянный (т. к. семантически это — обеденный стол).

ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ЛИТУРГИИ

Понятно, что появление специальных христианских храмов привело к быстрому развитию богослужения и, прежде всего Литургии. Этому способствовало ещё одно обстоятельство:

на Западе в III веке отделённая от агапы Литургия повсеместно переносится с вечера на раннее утро, о чём свидетельствует уже Тертуллиан: «Таинство Евхаристии мы принимаем в предрассветных собраниях». О том же говорит его преемник Киприан Карфагенский († 258), как бы ещё оправдываясь: «Правда Господь не утром, а после вечери предложил смешанную чашу... по Христу надлежало принести жертву вечером, чтобы самим временем показать закат и вечер (языческого) м. А мы празднуем воскресение Господне утром». (Письмо 63 к цец. См. «Творения», ч. I, стр. 348).

На более традиционном Востоке Литургии ещё служили по ночам, а в Египте эта ночная Литургия задержалась даже до V века, о чём свидетельствует Сократ (V, 22).

Очень важно, что именно отрыв от агапы и перенесение Литургии на утро, вызвали обычай причащения натощак. Это также произошло на Западе и было окончательно зафиксировано на Карфагенском Соборе 391 г., который постановил, «чтобы к Евхаристии приступали натощак».

Далее: наличие постоянных храмов позволило служить Литургию чаще: до трёх раз в неделю! В какие же дни причащались древние христиане?

Прежде всего, по-прежнему в VIII день, «день Господень», т. е. в воскресенье.

Затем также и в субботний день, который для всего языческого мiра оставался «выходным».

Далее — в среду и пятницу, как в постные дни (См. Тертуллиан «О молитве Господней», гл. 14).

И, наконец, — в дни праздников, к которым в III веке относились: Пасха, Пятидесятница, Богоявление и дни памяти местных святых.

Именно эти дни упомянуты в «Завещании» (I, 28) конца III века, а в следующем веке Василий Великий пишет: «Мы приобщаемся четыре раза в седмицу: в день Господень, в среду, пяток и субботу». (Сократ. «Ц. ист.» V, 22).

Напомню, что отношение к причащению было совершенно другим и все верные причащались за каждой Литургией (а не присутствовали, как сейчас). Потому и считали себя христианами, что в них ежедневно возобновлялся Христос и строил из них Своё Тело — Церковь. Следовательно, евхаристическая эпоха продолжалась. И только эта тотальная евхаристичность жизни может нам объяснить победу Церкви в период «Великих гонений» III века.

СОСТАВ ЛИТУРГИИ В III ВЕКЕ

Посмотрим теперь, как совершалась сама Литургия, т. е. продолжим чтение 57-й главы II книги «Апостольских постановлений»:

«... Здесь, на середине, чтец, встав на некотором возвышении (т. е. на амвоне) пусть читает книги: Моисея и Иисуса Навина, Судей, Царств, Иова, Соломона и 16-ти пророков. Через два чтения другой кто-нибудь пусть поет псалмы Давидовы, а народ пусть подпевает последние слова. После того пусть читаются Деяния и послания Павла... А затем диакон или пресвитер пусть читает Евангелие... Во время чтения Евангелия все пресвитеры и диаконы и весь народ пусть стоят в глубокой тишине... Затем пусть увещевают народ пресвитеры... после же всех их епископ, как подобает кормчему».

Т. е. это классический Синаксис (как он существует сейчас в Католической Церкви). Любопытны и замечания дисциплинарного характера:

«Младшие пусть сидят особо, если есть место, если же нет пусть стоят на ногах, а старшие по летам пусть сидят в порядке... То же и в отделении женщин... Замужние и имеющие детей также должны иметь особое место, а девственницы, вдовицы и пресвитериссы (!) должны сидеть впереди всех. Наблюдать же за местами должен диакон...»

После синаксиса начинается Литургия верных:

«По выходе оглашенных и кающихся, все вместе, встав и обратившись к востоку, пусть молятся Богу, «восшедшему на небо небес на востоке» (Пс. LXVII, 34) ... Диакон же стоящий подле епископа пусть скажет народу: «Да никто против кого-либо, да никто в лицемерии!» Потом пусть приветствуют друг друга, мужчины мужчин, а женщины женщин, целованием о Господе (лобзание мира) ... И пусть диакон возносит молитву о всей Церкви, о всем мiре, священствующих, начальствующих, о епископе и императоре (будущая Великая ектения!). После того архиерей, молитвенно испросив народу мир, пусть благословит его... и пусть скажет: «Спаси Господи людей Твоих и благослови достояние Твое» (Пс. XXVII, 9), которое приобрел Ты драгоценной Кровью Христа Твоего (Деян. XX, 28) и нарек «царственным священством» и «народом святым» (1 Петр. II, 9) — Ещё все помнили о своём царственном священстве, а императора поминали в последнюю очередь!

«После же этого пусть будет возносима Жертва при стоянии и безмолвном внимании всего народа. И когда она будет вознесена, тогда каждый разряд, один за другим, пусть причащается Тела Господня и драгоценной Крови в порядке, с почтением и благоговением... Между тем двери должно стеречь, чтобы не вошел кто неверующий или непосвященный».

Этот порядок в главных своих элементах схож с тем, который описывал во II веке мч. Иустин Философ. Т. е. перед нами всё та же Апостольская Литургия. Но наш свидетель, ревниво хранящий святыню от «неверующий и непосвященных» умолчал о самом для нас интересном: о Евхаристической молитве. К счастью, мы можем найти эту молитву в «Апостольском Предании» Ипполита Римского.

Наши рекомендации