Псевдовосточные и синкретические культы (секты)

Международное Общество Сознания Кришны (МОСК) - мистическая организация фундаменталистского характера, возникшая в США в 1966 г. Основатель - Абхай Чаран Де, известный под ритуальным именем "Его Божественная Милость Свами Бхак-тиведанта Шрила Прабхупада". Главная книга секты - "Бхагават-Гита как она есть". Часто эту секту отождествляют с индуизмом, т.е. выдают за традиционную религию индусов, что на самом деле не соответствует действительности. Учение кришнаитов - это приспособленные под вкусы западных "богоискателей" различные восточные оккультные идеи с примесью индуизма, разбавленные терминами и концепциями западной поп-культуры и поп-философии.

Кришнаиты впервые в России появились в 1971 г., а через три года их группа приняла участие на Международной книжной ярмарке со своей "продукцией". Официально кришнаиты действуют в России с 1989 г.

По учению кришнаитов мир вступил в эпоху страданий, от которых спасти людей может только Господь Кришна через священную мантру (молитву) "Хари Кришна". Утверждая, что их деятельность не имеет отношения к политике, кришнаиты, однако, в своем учении пропагандируют возрождение сословно-кастового строя древней Индии во главе с брахманами, выступающими в современном мире в роли технократов-администраторов.

В секте запрещены мясоедение (пища в основном вегетарианская), азартные игры, внебрачный секс. Супружеская жизнь подвергается жесткому ограничению и контролю. Дети по достижении пяти лет передаются в гурукулу (монастырская школа-интернат), чтобы эти "побочные продукты тела" родителей не мешали им постигать сознание Кришны. В школах, по свидетельству подростков, вырвавшихся оттуда, дети почти ежедневно подвергались избиениям, издевательствам, изнасилованиям.

Кришнаиты декларируют своим основным принципом ненасилие, однако понимают его достаточно своеобразно. Они считают, что если ты не пропагандируешь или не следуешь учению Кришны, то тем самым совершаешь насилие над личностью. Отсюда ими оправдывается даже убийство людей, а с адепта снимается всякая моральная ответственность за это действие, так как "любой человек, действующий в "Сознании Кришны"... даже убивая, не совершает убийства" ("Бхагават-гита как она есть"). 21 марта 2000 г. было совершено ритуальное убийство православного священника отца Григория (в миру - Геннадия Яковлева) в поселке Тура Эвенкийского округа Красноярского края. 26-летний Роман Гаврилов, кришнаит, убил священника, отрезал голову и поместил ее в алтарь. Как выяснилось позже, настоящее имя убийцы Руслан Владимирович Любецкий. Родом он из-под Томска, служил в войсках связи под Новосибирском, дезертировал. Скитался по тайге, где и встретил своего "гуру". Называл себя членом законспирированной организации "Воины Кришны". В совершенном убийстве не раскаивался. И вообще не считал это преступлением: "Не я его убил, - его убил Кришна... Моими руками..."[56].

В вероучебных книгах кришнаитов содержатся откровенно расистские тезисы, презрительные и оскорбительные высказывания о иных религиях. В их доктринах понятие добра и зла размыто, оправдываются ложь, хитрость и коварство во имя единого личного бога, которого они называют Всевышним, Верховным, Абсолютным.

Их радения представляют собой экстатические танцы под пение мантры и звуки барабанов, бубнов и т.д., которые заканчиваются катанием по земле, бешеным хохотом, тяжелым дыханием, громкими криками и др. Считается, что именно это далекое от эстетичности зрелище и являет собой подлинную любовь к Кришне.

Кришнаиты много говорят о своей благотворительности. У них даже есть целая программа, которую они называют "Пища жизни". Но финансируется эта программа, во-первых, за счет государственных учреждений (например, для благотворительных целей в Грозном деньги им выделило Петербургское правительство), во-вторых, за счет поборов и попрошайничества. Раздавая бесплатно пищу, они к тому же решают свои культовые задачи, поскольку готовят и раздают особым образом приготовленную ритуальную пищу - прасад.

Кришнаиты занимаются обманом, вымогательством, кражами, торговлей наркотиками, т.е. совершают действия откровенно криминального характера. За рубежом известны процессы против этой секты. Так, 3 июня 1986 г. суд г.Афин постановил распустить (ликвидировать) организацию под названием "Культурная органи-зация Бхактиведанта" и передать имущество государству, поскольку признал, что "цели функционирования этой организации стали незаконными и противоречат общественному порядку". Судом установлено, что эта организация является филиалом индуистского происхождения религиозного движения "Кришна" [57].

В нашей стране, по данным Минюста, зарегистрировано 120 храмовых общин кришнаитов в 100 городах России. Они активно сотрудничают с организациями, называющими себя "правоза-щитными", такими, например, как "Международная ассоциация религиозной свободы", "Комитет защиты свободы совести" (Глеба Якунина); лоббируют свои интересы в структурах власти, поддерживают контакты с другими деструктивными сектами.

Общество обладает большими средствами, осуществляет широкую издательскую и радиовещательную деятельность.

Секта "Аум Синрике". Основана в Японии в 1986 г. Секо Асахарой, в учении которого отражаются идеи буддизма, йоги, даосизма и других эзотерических учений. "Аум" - священная мантра, означающая постоянство, "Синрике" - учение истины. Асахара провозгласил себя божественным гуру, который есть воплощение в земном теле верховного бога Шивы.

В конце 80-х гг. филиалы секты возникли в США, Германии, Шри-Ланке. В 1994 г. Московское управление юстиции зарегистрировало Московское религиозное объединение - "Учение истины АУМ".

Эта секта, которая пыталась представить себя как "миролюбивую буддийскую организацию", провозглашающую идеи просветления и освобождения от страданий, обретения покоя и счастья, предлагавшая людям помощь в избавлении от различных болезней, прославилась тем, что организовала первую акцию гражданского терроризма, а именно - в марте 1995 г. провела газовую атаку в метро г. Токио, в результате которой погибли 12 человек, в том числе и дети, а более пяти тысяч оказались в больнице.

В этой секте наиболее ярко проявились методы воздействия, направленные на зомбирование личности. Последователи, рядовые члены секты во время упражнений, медитаций бледнеют, синеют, теряют сознание. Они ослабевают умственно, становятся неполноценными в вопросах продолжения рода, бросают свои дома, семьи, детей, дети бросают родителей. Они абсолютно равнодушны к стране, в которой живут, для них не существует понятия Родины.

АУМ - не просто деструктивная тоталитарная секта, это преступная организация, лидер которой был намерен в качестве "великого гуру" завладеть Японией, а затем и всем миром. Секта занималась незаконным бизнесом, махинациями в области медицины, рэкетом, убийствами.

После событий в токийском метро все руководство секты, в том числе сам Асахара, было арестовано и привлечено к уголовной ответственности. Решением Останкинского межмуниципального суда г.Москвы от 18 апреля 1995 г. было признано, что деятельность этой секты незаконна, а сама секта подлежит ликвидации как юридическое лицо. Однако нет уверенности, что члены этой секты не действуют в подполье как в Японии, так и в России.

Секты, характеристика которых будет дана ниже, можно квалифицировать как синкретические, эклектические или интерконфессиональные, поскольку все эти понятия к ним применимы. Затруднительно определить, к какой из традиционных религий они принадлежат, поскольку их учения представляют подчас смесь оккультизма, шаманизма, синкретизма, христианства, из которого, по существу, взяты только термины. Именно так можно охарактеризовать прежде всего "Движение объединения" ("Церковь объединения"). Основатель секты - Сан Мен Мун - родился в 1920 г. в Северной Корее в христианской семье. В 16 лет, по его словам, он пережил явление ему Иисуса Христа, затем Будды, Лао-цзы, Конфуция и Мухаммеда. В 1954 г., переехав в Южную Корею, в г.Сеуле основал "Церковь объединения" (Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства). Систему своих религиозных взглядов отразил в книге "Божественный принцип". В начале 70-х гг. он переехал в США, где и находится головной центр его организации. Там же он был судим и отбывал наказание за ритуальный секс в своей секте.

Основные идеи его вероучения: Бог есть отец, а все люди - его дети. Достичь гармонии можно, преодолев три главных препятствия: нравственный эгоцентризм, разобщенность мировых религий, всепроникающее влияние безбожной (т.е. немуновой) идеологии.

Бог, по Муну, есть вечная энергия, пульсирующая между мужчиной и женщиной, поэтому целью творения является совершенная семья. В предыдущие тысячелетия она не была создана, во-первых, из-за грехопадения Евы, которая, согрешив с Сатаной, родила от него Каина; во-вторых, потому что Иисус Христос был не женат и дал людям только духовное спасение, т.е. не завершил свою основную задачу - не создал совершенную семью. Эту задачу взял на себя Мун, заключив в 1960 г. брак с совершенной женщиной Хак Джа Хан Мун; именно с этого момента и началось спасение человечества.

В "Движение" принимаются в основном неженатые молодые люди, которых Мун и его жена усыновляют. В брак они вступают в секте, причем не по собственному выбору, а по указанию Муна, считая его и его жену истинными родителями, а истинным отечеством - Корею. Обряд при этом обязывает их испить "святое вино", которое якобы содержит кровь Муна и его жены, и отказаться от своих настоящих родителей[58].

В секте существует четкая иерархическая структура с полным и бесприкословным подчинением всех его членов "преподобному" Муну. Молодые члены секты, организованные в передвижные команды, рассылаются для сбора средств. В секте царит железная дисциплина, практикуются жестокие наказания за невыполненный "урок".

Муниты скрывают свои истинные цели и мотивацию своих действий от непосвященных (рядовых членов) и посторонних. Прикрываясь заявлениями о стремлении к взаимопониманию между народами, процветанию всех культур и свободе всех вероисповеданий, муниты тайно и последовательно подготавливают людей к принятию "учения Истинных Родителей" как единственной религии мира. Применительно к России это означает искоренение в народе православия, ислама, буддизма, т.е. традиционных конфессий. В секте в качестве основного вводится корейский язык, исповедуется безусловное поклонение семье Муна и восхищение и одобрение всего, что бы не делал "Отец".

Секта Муна одна из самых богатых. Она владеет станкостроительными, судостроительными, рыбоперерабатывающими и другими предприятиями, в том числе и в области военной техники и вооружений, а также двумя университетами, газетами и журналами, что позволяет Муну активно входить в сферу экономических отношений, в область науки, культуры и политики, в том числе и в России. Так, тесные дружеские отношения Муна с президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым привели к тому, что последний на несколько лет ввел мунитский предмет "Мой мир и я" в качестве обязательного в калмыцких школах. В начале 1995 г. по этому учебнику велось преподавание во многих российских школах, в том числе и в школах воспитательных колоний для осужденных-несовершеннолетних. Естественно, что такая активность работников народного образования стимулировалась подарками, часто в виде транспортных средств, аудио-, видеотехники, поездками в Крым под видом участия в семинарах, проводимых идеологами движения, и т.д. Отрабатывая эти услуги, некоторые подготовленные мунитами учителя вербовали в секту своих учеников, чем прямо нарушали нормы закона о светском характере государственного образования и запрете на обращение в религию детей без разрешения родителей.

У секты множество дочерних организаций, таких, как "Международный религиозный фонд", "Вузовская ассоциация", "Международный фонд образования", "Международная ассоциация женщин за мир во всем мире", "Всемирная ассоциация работников средств массовой информации", большинство из которых скрывают свою связь с "Церковью объединения". В 1997 г. Мун дал своей секте новое название - "Всемирная ассоциация семей за мир во всем мире и объединение".

"Церковь объединения", как и большинство тоталитарных деструктивных сект, привлекалась к уголовной ответственности. Так, 27 мая 1994 г. окружной суд Фукуока (Япония) постановил, что "Церковь объединения" юридически ответственна за незаконные действия по вымогательству денежных пожертвований. А Национальная сеть юристов Японии в том же году заявила, что духовная торговля данной организации - это недобросовестная торговля, цель которой - получение прибыли, обман и запугивание граждан. В целях защиты своих граждан Национальная сеть юристов Японии выдвинула Муну и руководящим лицам "Церкви объединения" требование продать в интересах жертв часть собственности, приобретенной благодаря обиранию японцев, вернуть им деньги, прекратить сбор денег и не вынуждать японских последователей Муна заниматься мошеннической миссионерской работой[59].

В России первые муниты нелегально появились в начале 70-х гг. в качестве представителей западных фирм. Официально "Церковь объединения" была зарегистрирована Минюстом в 1992 г., а в 1994 г. - зарегистрированы две дочерние организации: "Межуниверситетская Ассоциация по изучению Принципа (КАРП)" и отделение "Федерации женщин за мир во всем мире". В 90-х гг. ими были проведены сотни семинаров, выпущены учебные пособия "Мой мир и я", "Путь к любви", "Я в мире людей", которые активно внедрялись в образовательные учреждения. В эти годы Мун возлагал на Россию большие надежды, предполагая даже, что "Движение объединения" будет принято у нас в качестве государственной религии. Правда, несмотря на откровенный подкуп чиновников, обработку тысяч студентов, наличие в 55 городах бывшего СССР мунитских структур и т.д., этого не произошло. И тем не менее нельзя забывать о том, что религия мунизма направлена на разрушение культурно-исторического и религиозного пространства России.

"Живая этика" (или "Агни-Йога") (перевод с санскрита - "религия огня") самым тесным образом связана с всемирно известным художником Николаем Рерихом и его женой Еленой Рерих. В настоящее время это весьма распространенное в среде интеллигенции оккультно-мистическое учение, прикрываемое христианской терминологией. "На рубеже XIX-ХХ веков, - пишет А.Кураев, - атеизм был самым серьезным врагом христианства. Но спустя сто лет Россия стала совершенно иной. Теперь слишком легковерные люди уходят в мистику. На смену неверию пришло всеверие"[60]. Эти слова относятся ко всем сектам, хлынувшим в Россию в 80-90-е гг., но в значительной степени именно к последователям Рерихов. Эта тенденция характерна не только для России. Сегодня восточный мистицизм все больше очаровывает западную цивилизацию в силу того, что она представляется идеальной отправной точкой в поиске философии, которая может объединить разобщенный мир.

"Теософское движение вобрало в себя всю теорию и практику оккультных, мистических ритуалов, иудейской кабаллы, восточных культов и тайных учений - от "астрального путешествия" до дзен-буддизма, включая астрологию, реинкарнацию, карму, гуру, свами, трансцендентальную медитацию, мистическое вегетарианство. Собрав воедино все антихристианские культы и воззрения, теософское движение стало одной из самых распространенных форм поклонения сатане. Оно охватило десятки тысяч интеллигентов, деятелей искусства и культуры во многих странах мира"[61]. Именно под влиянием теософии и таких ее представителей, как Е.П. Блаватская, Г. Олкотт, А. Безант, сформировались и взгляды Рерихов, для которых Высшее Божество не является ни Создателем (Творцом), ни Вседержителем, ни Спасителем. По их убеждению, миром правят "дхиан-коганы", а Христос - даже не второстепенный бог, а просто великий и чистый человек, благородный учитель эзотерических истин, который предпочел смерть разглашению секретов посвящения.

У значительной части российской интеллигенции, далекой от православия, вызывает недоумение факт отлучения в 1994 г. Рерихов от Церкви Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, тем более что в 1995 г. Государственная Дума приняла обращение к Правительству Российской Федерации "О наследии Н.К.Рериха и его семьи", в котором объявила их наследие российским достоянием. Естественно, что речь идет не только о картинах, но и о философском наследии. В обращении не православие, не ислам - традиционные для России религии, а именно "Агни-Йога" - учение, пронизанное оккультно-мистическими идеями, признано национальным достоянием России. Однако нужно ясно понимать, что оккультизм и теософия (как его "научное" обоснование) несовместимы с христианством. Теософия Рерихов сознательно антихристианская, а поэтому отлучение - есть только признание этого факта.

Имя Рерихов окружают различные мифы, распространяемые ими самими и поддерживаемые в основном деятелями культуры с их доверчивостью по отношению ко всему "творческому", "духовному". Однако при оценке этого учения следует иметь в виду, что, как и всякие оккультные доктрины, учение Рерихов проповедуется двойственно: одно - для внешнего потребления и служит для привлечения сторонников, а также для создания определенного "имиджа", и совсем иное - для доверенных, избранных. Например, Рерихи, известные всему миру как сторонники пацифизма, непротивления, терпимости, всемирной любви, объединения религий Востока с христианством, на самом деле утверждают, что знающих истину во все время существования нашей планеты не более сотни (к ней они, естественно, причисляют себя), а те, кто не принадлежит к этой "Новой расе", собственно, не являются и людьми. Объявляя себя христианами, Рерихи и их последователи ставят Иисуса Христа в один ряд с Кришной, Орфеем, Буддой, Пифагором, Платоном и т.д. Они верят в карму и перевоплощение душ. Они отрицают Личного Бога, как и его образ - личность человека. Вместо Бога у них выступает Абсолютный или Высший Космический Дух.

Теософия Рерихов более всего оказалась похожей на кабалистику, поэтому у них много общего с учением Блаватской, по мнению которой "равенство религий состоит в том, что все они должны подравняться в шеренге и дружно взять равнение на каббалистику"[62]. Ни теософия, ни тем более каббалистика несовместимы с православием по всем богословским вопросам, главный из которых - непризнание ими Личности Бога, который способен прощать, исцелять, миловать, что якобы противоречит закону кармы, предназначению. И Блаватская, и Рерихи являются, скорее, миссионерами от имени буддизма, брахманизма, восточного оккультизма среди христиан в Европе и Америке, а не адептами христианства в Азии, как утверждают они. "Рерихи не индийскую мудрость повергают на суд Евангелия, но Евангелие ставят на колени перед Гималаями"[63], тем самым возвращают нас к языческим временам или, вернее, выдумывают православие по образу и подобию современного стихийного язычества.

Опасность увлечения рерихианством, особенно в среде интеллигенции, состоит в том, что адепты, сами того не осознавая, попадают под влияние так называемых оккультных наук, оккультной практики, оккультных методов насильственного воздействия на психику человека, подавляющих его волю и вырабатывающих поведение, подчиненное чужой воле. Такое насильственное воздействие ограничивает личность, парализует волю, изменяет поведение и даже мышление. Людей, "забавляющихся" оккультизмом, медитацией, настигают в конце концов психические и эмоциональные расстройства, которые могут привести к самоубийствам, убийствам, "немотивированным" преступлениям и создают предпосылки для попадания в такие деструктивные тоталитарные секты, как "Трансцедентальная медитация", или в различные группы, объединенные общим названием "New Age" - "Новый век".

Международная сайентологическая церковь среди деструктивных тоталитарных сект занимает особое место, поскольку, с одной стороны, ее руководители полагают, что деятельность сайентологических групп не имеет отношения к религии ("это не вера, это - наука"), с другой - называют себя тем не менее Церковью. Это второе утверждение своей подоплекой имеет чисто финансовый характер - освобождение от налогов как религиозной организации.

Основатель этой секты - Л. Ронн Хаббард, зарегистрирована она в 1954 г. в Калифорнии. Хаббард дает такую трактовку выработанным им терминам: "сайентология" - это "изучение знания", "знание о знании" или "обращенная внутрь мысль", а "дианетика" - современная наука о человеческом разуме. Эти понятия не имеют к науке никакого отношения, ни одна из известных наук (в том числе психология) никогда ими не пользовалась, а выдуманные эти и целый ряд других понятий были нужны Хаббарду для придания своей теории наукообразного характера. Объединив популярные идеи психоанализа и буддизма, Хаббард объявил все это религией всех религий. Основы своего "учения" он изложил в книгах "Дианетика: современная наука душевного здоровья", "Динамика жизни", "Наука выживания" и др.

Сайентологическая теория и практика строятся на идее о том, что человек может вызвать в памяти свои прошлые жизни (сайентологи признают идею перевоплощения душ), а поскольку он является духовным существом, постольку его действия в прошлом определяют его состояние в настоящем. Отсюда и наукообразность разработанной Хаббартом и его последователями так называемой методики дианетической терапии. С новобранцем терапию проводит так называемый "одитор", используя иногда прибор, называемый "Э-мер". При этом у пациента якобы из его сознания стираются "энграммы", впечатления далекого прошлого, которые постоянно препятствуют нормальной работе разума и тела. Оптимальным результатом такой терапии считается "полное стирание энграмм", в результате чего пациент получает статус "клира" (очищенного). Поскольку на занятиях используется гипнотическая техника, то человека доводят до транса, при котором он начинает испытывать чувство эйфории, сходное с наркотическим опьянением[64]. Попадая таким образом в психологическую зависимость, пациент вынужден для продолжения занятий платить все большее количество денег (сеансы платные).

Став "клиром", человек становится как бы "суперменом". У него якобы появляется невероятная память, его умственные и физические способности намного превышают средние, он может полностью контролировать окружающих. Все это свидетельствует о том, что в секту привлекаются преимущественно люди, которых мало интересуют духовные искания, а в значительно большей степени - карьера и успех. Главное в "идеологии" сайентологов и самого Хаббарда - это делать деньги любой ценой, разоряя рядовых членов, для которых плата за каждый курс обучения нарастает в геометрической прогрессии. По мнению Хаббарда, при "выколачивании" денег можно идти на любые преступления - шантаж, угрозы, физическое насилие и даже убийство.

Проникая в учебные заведения, на промышленные предприятия, в аппарат государственной власти, сайентологи предлагают специально разработанные программы. Так, для руководителей разработан курс, рассказывающий как манипулировать коллективом, шантажировать подчиненных.

Личность самого Хаббарда далека от нравственного совершенства. Он занимался черной магией, употреблял наркотики, привлекался к судебной ответственности, как и другие представители этой секты. Так, суд г. Милана (Италия) назвал эту организацию преступной ассоциацией, основной интерес которой направлен на извлечение материальной прибыли. Афинский суд в 1996 г. своим решением распустил организацию под названием "Центр прикладной философии Греции", использовавшую воззрения Хаббарда, признав, что основной целью деятельности этой организации являются деньги, власть и нарушение прав личности. В ФРГ решением нескольких судов сайентология признана сектой, за которой скрывается преступная организация по отмыванию денег, ничего общего с религией не имеющая. В Великобритании религиозный статус сайентологов никогда не признавался. Суд г.Лиона (Франция) осудил руководителей лионской "Церкви сайентологии" за доведение человека до самоубийства. В США и Канаде решением судов различных инстанций многие руководители этой секты были приговорены к денежным штрафам за неуплату налогов, денежные махинации, нарушения прав и свобод человека[65]. Нельзя не согласиться с выводом, сделанным в 1965 г. комиссией австралийского штата Виктория: "Сайентология - зло; ее техника и приемы - зло; их применение на практике - серьезная опасность для общества с медицинской, нравственной и социальной точек зрения"[66].

Несмотря на вышесказанное, данная секта в 1994 г. была зарегистрирована в России, а программа "очищения" получила поддержку "Фонда спасения детей и подростков от наркотиков", Инкомбанка и Уникомбанка. На лекции и на занятия (за деньги) в местах большого скопления людей активно зазываются будущие "пациенты", жаждущие сделать карьеру и преуспеть. Однако желающим следует иметь в виду, что методы Л.Р.Хаббарда, претендующие на медицинскую ценность, не смогли пройти государственного лицензирования ни в одной стране мира и не получили разрешения на применение. Приказом Минздрава и медицинской промышленности России от 19 июня 1996 г. № 254 методы, используемые сайентологами, запрещены.

Известный специалист по сектоведению А.Дворкин пишет: "... полностью объяснить воздействие сайентологии на личность лишь психологическими методами и лишь гипнозом невозможно, хотя есть то и другое. Но та быстрота, с которой они вторгаются в сознание человека, и те тяжелые последствия, которые это вторжение вызывает, все-таки заставляют подозревать, что поскольку Хаббард был тесно связан с оккультизмом и сатанизмом, то всякий, кто поступает в сайентологию, по существу сам отдает себя в руки демонических сил"[67].

В России сайентологи упорно провозглашают себя Церковью, утверждая, что она "нечто большее, чем просто религия. Это религия, которая предлагает человеку бессмертие сейчас, уже в этой жизни. Родившаяся в ХХ столетии, сайентология стала великой религией". И далее: "... сайентология - это действительно система религиозной веры и практики, которая вызывает у своих приверженцев глубокую и искреннюю преданность". Суть веры в том, что "человек является духовным существом, что он в основе своей хороший и стремится выживать".

Приведенные выше цитаты взяты из статьи Ю.Азбеновой, помещенной в газете сайентологов "Свобода и права человека" (пробный выпуск), распространявшейся в июне 2001 г. в г. Москве бесплатно массовым тиражом через почтовые ящики домов в районе метро "Кожуховская", где находится их центр. Упорные утверждения Ю. Азбеновой о том, что сайентология является религией, очевидно, продиктованы тем, что деятельность миссий и организаций сайентологов в этом случае освобождается от уплаты налогов, поскольку они якобы действуют исключительно в религиозных и благотворительных целях.

Сайентология - "всеядная" религия. Она признает практически все религиозные воззрения и течения (правда, за исключением Православия), и особенно - восточного мистического толка. Истиной для ее адептов является лишь то, что человек сам считает истиной, а свою цель они видят в том, чтобы дать человеку "свободу улучшать условия жизни теми способами, которые он считает приемлемыми".

Эта секта по своей беспринципности, всеядности, наукообразности, изощренности в привлечении новых членов, пожалуй, одна из самых опасных тоталитарных сект, действующих на территории России и в других странах СНГ.

По данным Генпрокуратуры России, методы сайентологов признаются вредными и общественно опасными. Представители прокуратуры утверждают, что "Сайентологическая церковь" - одна из наиболее агрессивных сект в мире. Останкинский межмуниципальный суд г. Москвы в октябре 1999 г. удовлетворил иск прокурора города о признании недействительной регистрации региональной организации секты и вынес постановление о ее ликвидации. 14 февраля 2000 г. Судебная коллегия по гражданским делам подтвердила решение Останкинского суда, и оно вступило в законную силу[68]. Однако, как было сказано выше, данная организация вполне свободно действует в Южнопортовом районе г. Москвы, где имеет офис, условия для печатания своей литературы, проводит общие собрания своих членов, занятия с группами и даже заявляет свои права на проведение массовых акций протеста, направленных якобы на защиту свободы и прав человека, а также на пропаганду своих методов борьбы с наркоманией, признанных Минздравом России антинаучными и приносящими вред как психическому, так и физическому здоровью человека.

"New Age" ("Новый век"). По мнению приверженцев этого религиозного течения, "старое", т.е. христианское, время подходит к концу и наступает новая эра - "эра Водолея", когда воцарится "новый мировой порядок", "всемирное царство". Это учение вобрало в себя учение Кришны, Христа, Будды и Мухаммеда. Очевидно, что адепты секты черпают свою премудрость в восточных религиях, прежде всего в буддизме, поскольку разделяют веру в карму, в перевоплощение, восприятие внешнего мира как иллюзии. Они верят в НЛО, тайную жизнь растений, мистику чисел, камней. У них в почете амулеты, гороскопы, заговоры, колдовские приемы. В их учении присутствуют элементы парапсихологии, уфологии, астрологии, антропософии, розенкрейцерства и даже современного феминизма. Вседозволенность - один из основных принципов приверженцев этого направления, в том числе и оправдание всяческих пороков и извращений. Таким образом, "Новый век" - это эклектичное движение, вобравшее в себя самые разные еретические понятия и представления, цели которого – внедрение ценностей современного обезбоженного мира, создание "мирового сознания" при помощи глобальной сети телекоммуникаций", новых "мирового порядка", "мировой экономики", "мировой религии", которая подготовила бы приход в наш мир Антихриста.

Это движение возникло в середине ХХ в. в США. Его возглавил Дэвид Спенглер, для которого, по его собственному признанию, совершенством является Люцифер.

В настоящее время движение не объединено единой организацией, однако у него множество информационных центров, издательств, позволяющих вести широкую пропаганду среди молодежи, в том числе распространять оккультные предметы: свечи, "магические кристаллы", амулеты и т.д. В деятельности "нововековцев" практикуются разрушительные тоталитарные методы управления и контроля, "нетрадиционные" лечебные методики, позволяющие им якобы общаться с духами через контактеров, играющих роль "канала связи".

Движение "New Age" по своей сути весьма близко современному сатанизму, создатель которого Алистер Кроули написал главный труд современного сатанизма - "Книгу закона" и основал международную сатанинскую ложу - "Орден восточного храма". Он прославился сексуально-магическими оргиями с использованием наркотиков и галлюциногенов и называл себя апокалиптическим "Зверем 666". Сатанинские секты глубоко законспирированы, открытая информация об их деятельности крайне скудна. Не известно ни точного числа различных сект, ни точного количества входящих в них адептов.

Особая опасность этих сект несомненна, поскольку они прибегают к самым жестким средствам воздействия. Для них характерны циничное мракобесие, открытое надругательство над традиционными вероисповеданиями, связь с наркомафией и, предположительно, с организованной преступностью, контролирующей теневой рынок оружия. По сообщению средств массовой информации, удалось установить десятки фактов совершения в России сатанистами ритуальных убийств, осквернения ими православных храмов, кладбищ. Имеются основания предполагать, что некоторые из людей, пропавших без вести, стали жертвами ритуальных жертвоприношений[69].

Глава 3. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

3.1. Общие признаки деятельности тоталитарных

деструктивных сект

Деструктивный тоталитарный характер названных выше сект ставит государство, общество, любого гражданина страны перед необходимостью осознания вреда, опасности, которые они несут людям. Следует учитывать, что "любая вера затрагивает и изменяет фундаментальные и наиболее глубинные слои психики и бытия людей. Как правило, религиозная деятельность есть не просто те или иные учения, а особое мировоззрение, суть и форма жизни человека"[70]. Поэтому, попадая в секты, люди, не подозревая того сами, становятся рабами с измененной психикой и сознанием. Вырваться из секты очень трудно, а если такое происходит, то человеку для "выздоровления" требуются не месяцы, а годы.

В настоящее время миллионы людей на земном шаре стали или становятся жертвами сектантов, магов, колдунов, экстрасенсов, что не может не волновать мировую общественность. В чем же причины такого явно разрушительного для цивилизации явления, которое не только не способствует ее позитивному развитию, но, напротив, возвращает мир к языческому периоду его существования, правда, с использованием новейших достижений в области науки, техники, телекоммуникаций, Интернета и т.д.?

Причин тому немало. Однако главная из них, из которой вытекают и все другие, - это все более возрастающая секуляризация общества, отход в XIX в. от традиционных религий, распространение, а подчас насильственное насаждение атеизма (в частности, в России в ХХ в.) и придание ему практически статуса "государственной религии".

Еще одной из значимых причин является увлечение интеллигенцией "мистикой Востока". При этом многие не имеют серьезного представления ни о буддистских, ни о индуистских взглядах (знакомясь с ними по трактатам агитационного, пропагандистского характера), ни о христианстве, понимая под ним нечто весьма неопределенное и расплывчатое. Отсутствие у этих людей твердой почвы христианского мировоззрения приводит к тому, что случайное и поверхностное в деталях они принимают за сходство, за внутреннее тождество учений. Именно по такому принципу строят свои "учения" практически все эклектические секты, пытающиеся объединить мировые религии Востока и Запада.

С начала перестройки, когда был принят Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий" (1990 г.), в Россию хлынули "проповедники" с Запада и Востока самого различного толка и направлений с установкой обратить эту "дикую" страну на путь истинный. Получая без всяких препятствий регистрацию и обладая солидными капиталами, даже самые одиозные секты ("Аум Синрике", "Белое Братство" и др.) получили фактически неограниченное поле для своей деятельности. Ситуация мало изменилась и в настоящее время. В определенной степени это можно объяснить тем, что чиновники, отвечающие за регистрацию новорелигиозных образований, не имеют элементарных представлений о теологии, современной религиозной ситуации в мире, не располагают полными сведениями о регистрируемой секте, ее целях, задачах, способах деятельности, которые, естественно, в уставах не обозначаются.

Столь быструю распространенность сектанства в России (буквально за 10 лет) можно объяснить также практически полной религиозной безграмотностью населения. Доверчивые люди часто "попадались" на христианскую символику, незаконно присваиваемую сектантами, на кажущийся безобидным призыв изучать Библию в особых группах и получить ее в подарок, на <

Наши рекомендации