Когда верующие приносят мирские ценности и настроения в свои отношения, всегда возникают проблемы.

Церковь. Традиционно Церковь всегда была одним из ос­новных источников формирования представлений о супру­жеских ролях в западной культуре. Хотя это является уместной функцией Церкви в обществе, но есть один досадный факт, что многие из «традиционных» учений Церкви в отношении суп­ружеских ролей и отношений между мужчиной и женщиной являются негативными, особенно в сфере того, что касается Женщины.

Например, Церковь учила многие годы, что женщина — «хрупкий сосуд», «слабый пол», уязвимое создание, с которым нужно обращаться очень осторожно и не ожидать от него вы­полнения «тяжелых» задач, как физических, так и интеллек­туальных. Современные исследования в биологии и медици­не убедительно продемонстрировали, что это просто неверно. Как физически, так и интеллектуально женщины равны муж­чинам.

Еще одним ошибочным учением является то, что женщи­ны мало что могут предложить, если вообще могут, в духовном плане для всех сфер жизни в церкви. Они полезны на обслу­живающих ролях: на кухне, с детьми, в хоре но не в настоя­щем служении — таком, как пророчества или возложение рук на больных.

Церковь также учила женщин «повиноваться» своим мужь­ям, невзирая на то, как те с ними обращаются. Это считалось проявлением должного «уважения» к мужьям. Жены, кото­рые осмеливаются дать отпор грубому обращению, считаются в Церкви изгоями. Многое из традиционного учения о повино­вении основано на грубом непонимании Писания, что привело к разрушительным результатам в жизни и отношениях несчет­ного количества женщин.

Многое из традиционного учения о повиновении основано на грубом непонимании Писания, что привело к разрушительным результатам в жизни и отношениях несчетного количества женщин.

Отношения в любви

Если традиционные источники супружеских ролевых пред­ставлений не всегда верны и уместны, что тогда делать? Куда супружеская пара может пойти, чтобы найти надежный стан­дарт? Есть ли «руководство по эксплуатации» для благополуч­ного брака? Да, есть. Лучшее место, куда можно обратиться за технической информацией о любом изделии, — это к про­изводителю. И брак здесь ничем не отличается. Бог создал брак и учредил его первым и главным из всех человеческих институтов и отношений. Как «производитель» брака, Бог понимает его лучше, чем кто-либо другой. Поэтому смысл имеет только обращение к Его «техническому руководству», к Библии, за ин­формацией о том, как это должно работать.

На удивление, многие из «традиционных» супружеских ро­лей в Писании прямо не определены. Нет специально выде­ленного списка, формул и рецептов. Что Библия на самом деле дает — это принципы. Возможно, самое значительное описание того, как муж и жена должны относиться друг к другу, находит­ся в словах Павла, иудейского христианского богослова первого века, лидера Церкви и миссионера:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, пото­му что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; что­бы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пят­на, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и гре­ет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как само­го себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:22-33).

Эти слова ничего не говорят о конкретных, закрепленных «ролях» для мужа и жены, но они на самом деле определяют не­кие принципы, которые должны управлять их отношениями: повиновение, любовь и уважение. Интересно отметить, что Па­вел четыре раза утверждает, что мужья должны любить своих жен, но ни одного раза он не упомянул о том, что жены долж­ны любить своих мужей. Их любовь выражается в повиновении и уважении к своим мужьям.

Несомненно, что основной упор Павел здесь делает на отно­шении и поведении мужей: они должны любить своих жен, как «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Это вни­мание на мужьях важно по крайней мере по двум причинам. Во-первых, в соответствии с Божьим замыслом муж — «глава жены» и духовный лидер семьи. Его отношение и поведение за­даст духовный тон дому и серьезно повлияет на общее и духов­ное самочувствие жены.

Вторая причина менее очевидна для нашего современного социального понимания. В первом веке, когда Павел писал эти слова, женщины как в иудейском, так и в римском обществе считались гражданами второго сорта и имели мало собствен­ных прав. На женщин смотрели как на собственность их му­жей. Призыв Павла к мужьям любить своих жен, тем более та­ким самоотверженным образом, каким Христос возлюбил Свою Церковь, был радикально новой идеей, даже революционной по своему значению.

Любовь между мужем и женой сама по себе новостью не была. Древняя литература любого века полна любовных пе­сен. Новым было то, на что Павел делал упор. Он говорил о люб­ви, в которой муж послужит своей жене, как Христос послужил Церкви, и отдаст свою жизнь за жену, как Христос отдал Свою жизнь за Церковь. Жертвенная любовь по сути своей является формой повиновения. Павел говорил о любви, которая подни­мет жену до равного положения как человека в глазах ее мужа.

Наши рекомендации