Нам, верующим, пора прекратить ходить с второсортным мнением о себе.

Конкретные признаки неприятия себя

Другой термин, означающий ненависть к себе, — неприя­тие себя. Люди, которые себя ненавидят, не могут принять себя такими, какие они есть. Неприятие себя проявляется многими разными способами. Я хочу перечислить двенадцать самых рас­пространенных симптомов неприятия себя вместе со стихами из Библии, полезными для противодействия этим симптомам. Нам всегда нужно измерять свое отношение и веру по стандар­ту Слова Божьего и в соответствии с ним их изменять.

1. Чрезмерное внимание к одежде.Люди, показывающие чрезмерную озабоченность одеждой или модой, возможно, прос­то пытаются компенсировать осознаваемые ими недостатки или нежелательную, но не поддающуюся изменению особенность. Нет ничего плохого в том, чтобы одеваться красиво, но мы ни­когда не должны позволять нашей одежде определять, кто мы есть. Иисус сказал: «Итак, не заботьтесь, и не говорите: „что нам есть?" или „что пить?“ или „во что одеться?" Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:31-33).

2. Неспособность доверять Богу.Люди, попавшие в сети не­приятия себя, зачастую имеют проблемы с доверием Богу. Если они чувствуют себя неудовлетворенными тем, какими их создал Бог, как они могут доверять Ему в других областях своей жизни? Наш враг, сатана, вызывая у нас чувство недовольства и недове­рия Богу, желает украсть нашу радость и надежду. В отношении этого Иисус сказал: «Вор приходит только для того, чтобы ук­расть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Не бойтесь, мы можем дове­рять Господу — полностью.

3. Чрезмерная застенчивость. Застенчивость возникает из-за страха того, что подумают другие. Чрезмерно застенчи­вые люди чувствуют, что они не могут ни дать ничего стоящего, ли внести ничего полезного. Не желая быть обиженными, они закрываются в своем собственном маленьком мирке. Быть за­стенчивым — это совсем не то, что быть спокойным. Некоторые люди спокойны просто от природы. Но застенчивость основы­вается на страхе. Вот что сказал Господь: «Не бойся, ибо Я с то­бою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:10).

4. Неспособность любить других.Это, конечно, возникает из-занеспособности любить себя, что наиболее часто обуслов­лено отсутствием уверенности в любви Божьей. Нет основания для того, чтобы быть неуверенным в Божьей любви. Он заявля­етоб этом в Своем Слове: «.. .Любовью вечною Я возлюбил тебя ипотому простер к тебе благоволение» (Иер. 31:3).

5. Самокритика.Это включает в себя жалобы на неподдающиеся изменению стороны личности человека, такие как спо­собности, родословная, культурное наследие или нежелатель­ная физическая особенность. В Книге пророка Исаии (45:9) содержится предупреждение от такого рода позиции: «Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из череп­ковземных! Скажет ли глина горшечнику: „что ты делаешь?" — итвое дело скажет ли о тебе: „у него нет рук“?». Не мучайте себя тем, что не может быть изменено. Бог сотворил вас и лю­бит вас именно таким, какой вы есть, и Он может использовать васдля того, что не может сделать никто другой. Позвольте Ему привести вас к становлению тем человеком, которым только вы можете быть.

6. Сравнение с другими.Это связано с самокритикой в том, Что включает в себя желание быть другим в тех областях, кото­рыене могут быть изменены. Но разница состоит в вопросе же­лания не просто измениться, но иметь особенные качества, на­блюдаемые в других людях. Нам следует желать быть не как дру­гие, но стать, как Христос. Как писал Павел верующим в Риме: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновле­нием ума вашего...» (Рим. 12:2).

7. Переливающаяся через край озлобленность.Некото­рые люди никогда не говорят ничего позитивного. Не важно, насколько оптимистично может начаться разговор, они почти сразу же начинают сплетничать, жаловаться, обливать грязью, выражать гнев или любую другую озлобленность. Люди, нося­щие озлобленность в своем сердце, страдают от низкой само­оценки. В своем Послании к верующим в Ефесе Павел сказал следующее о нашей речи: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29).

8. Перфекционизм.Нет ничего плохого в том, чтобы желать хорошо делать свою работу или постоянно совершенствоваться. И то и другое — здоровая позиция. Проблема начинается, ко­гда затрачиваемое время перевешивает ценность достижения. Перфекционист не может видеть разницы. Зачастую перфек­ционизм — это попытка компенсировать низкую самооценку. Перфекционисты склонны к строгому соблюдению законов, нетерпимы к малейшим отклонениям от «нормы». Если это ваша проблема, слушайте! В Послании к Римлянам Павел ска­зал: «Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8:2).

9. Позиция превосходства.Люди, которые не приемлют себя, зачастую компенсируют это в избыточной степени, за­нимая позицию превосходства по отношению к другим. Хвас­товство своими достижениями, использование высокопарных слов и отказ связывать себя с определенным классом людей — все это признаки гордыни и внутреннего чувства неуверенно­сти и неполноценности. Позиция превосходства — это просто чехол. Совет Слова Божьего такой: «Ничего не делайте по лю- бопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитай­те один другого высшим себя» (Флп. 2:3).

10. Неуклюжие попытки скрыть не поддающиеся измене­нию недостатки.Неловкие действия или высказывания, кото­рые люди используют для того, чтобы прикрыть не поддающи­еся изменению недостатки, могут указывать на неприятие себя. Если у нас есть недостаток, который мы не в силах изменить, и Бог пока не изменил его через нашу молитву, мы можем ут­верждать Его обетование из Второго послания к Коринфянам (12:9): «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совер­шается в немощи...»

11. Расточительность.Люди, которые всегда пытаются пере­усердствовать с чрезмерными затратами на дорогие вещи в на­дежде вызвать восхищение и зависть других, возможно, пыта­ются покрыть неприятие себя и чувство личной неполноцен­ности. Жизнь — намного больше чем озабоченность 'вещами. Иисус сказал: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15).

12. Неправильные приоритеты.Пренебрежение данными Богом обязанностями для того, чтобы проводить много време­ни за занятиями, которые принесут одобрение других, может быть признаком неприятия себя. Тот, кто сосредоточивает свое внимание на второстепенных вопросах и уделяет мало време­ни первостепенным вопросам жизни, направляется к неприят­ностям. Было бы благоразумно учесть предупреждение Иисуса: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, адуше своей повредит?» (Мк. 8:36).

Нам не нужно человеческое одобрение — только Божье

Родным и близким неприятию себя является желание одобрения. Каждому нужно чувствовать себя принятым. Тот, кто не может принять себя, ищет одобрения других. Настоящая опасность этого в том, что одобрение, которое дает мир, пустое и не приносящее удовлетворения. Только то одобрение, которое исходит от Бога, питает и удовлетворяет. Нам нужно Божье одобрение, а не человеческое.

Во Втором послании к Коринфянам (10:17, 18) Павел пишет: «Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь». Всех верующих Бог уже одобрил. Нам не нужно одобрение от кого-то еще. Бог уже похвалил нас. Хвалить означает благосклонно отзываться. Бог благосклонно отзывается о Своих людях, даже если другие отзываются о них плохо. Истина, что мы одобрены Богом, — это, возможно, самое величайшее, после самого спасения, откровение в Библии.

В конечном счете поиск одобрения от мира — напрасное занятие, особенно для верующих. Божье Слово на самом деле обещает, что произойдет обратное. Всем, кто носит имя Иисуса и стремится жить в послушании Ему, гарантировано гонение от мира, настроенного враждебно к Его имени. Как Павел писал в Послании к Тимофею, своему молодому ставленнику в служении: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12).

Подводя итог, можно сказать, что мирское одобрение ничего не значит. Путь к истинному благословению и радости лежит через послушание Богу и соединение с Ним в Иисусе Христе. Иисус Сам запланировал это, когда сказал:

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:10-12).

Существует много людей, которые живут ради одобрения окружающих. Слишком многие верующие оказываются вовлеченными в поиски поклонников и очень озабочены тем, что о них думают другие. Мы не должны волноваться о том, кто нас одобряет, а кто нет, мы должны помнить, что Божье одобрение — вот что имеет значение. Те, кого одобряет Бог, воистину одобрены. Иисус предупреждал: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28).

Мы не должны волноваться о том, кто нас одобряет,

а кто нет, мы должны помнить, что Божье одобрение — вот что имеет значение.

Ищущие одобрения легко вовлекаются в «групповое мышление», чье любимое слово — «давайте»: «Давайте сделаем это, и давайте сделаем то». Любой, кто вовлекся в «давайте», больше не имеет личных качеств. Те, кто постоянно ищет одобрения других людей, не живут своим умом. Они не контролируют себя изнутри, но контролируются и используются снаружи теми самыми людьми, которым они так усердно стараются угодить. Их желание нравиться заставляет их подчинить свою волю и независимость. В Притчах (25:28) говорится: «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим». Другими словами, если мы не будем контролировать собственную жизнь изнутри, кто-нибудь другой будет контролировать ее снаружи.

Напрасные поиски мирского одобрения подобны истории про кошку и котенка. Кошка увидела, как котенок пытался поймать свой хвост, и спросила:

— Почему ты бегаешь за своим хвостом?

Котенок ответил:

— Я узнал, что лучшее для кошки — это счастье, а счастье — это мой хвост, поэтому я за ним бегаю. Когда я его поймаю, я буду счастлив.

Старая кошка сказала котенку:

— Сынок, я тоже уделяла внимание проблемам вселенной. Я тоже рассуждала, что счастье — это мой хвост. Но я заметила, что всегда, когда я за ним бегаю, он от меня убегает, а когда я хожу и занимаюсь своими делами, похоже, он сам бегает следом за мной.

Суть того, что я хочу сказать, в следующем: чаще всего всеоб­щее внимание привлекают те люди, которые не бегают в попыт­ках понравиться, а которые просто спокойны и сосредоточены на том, чтобы быть самими собой. Если у нас есть Божье одобре­ние, значит, у нас есть все одобрение, какое нам когда-либо по­надобится. Наполненные Его любовью, мы имеем способность любить Его в ответ, а также любить себя. Завоевание одобрения от других людей больше не имеет такой большой важности.

Божья любовь освобождает нас от необходимости искать одобрения. Знание того, что мы любимы Богом, приняты Им и что мы новые создания во Христе, дает нам силы отвергнуть неприятие себя и принять здоровую любовь к себе. Быть уве­ренным в Божьей любви к нам, в нашей любви к Нему и в нашей любви к себе подготавливает нас к исполнению второй вели­чайшей заповеди: возлюбить ближнего нашего, как самого себя.

Принципы

1. Мы должны любить себя, не превозносясь в высокоме­рии, а просто принимая для себя ту ценность, которую Сам Бог вкладывает в нас.

2. Мы полностью и абсолютно приняты Богом.

3. Мы новые создания, возлюбленные, принятые и драго­ценные в Его глазах.

4. Принимая Иисуса своим Спасителем, мы становим­ся новыми созданиями во Христе, вновь созданными по Его образу. Образ Христа в нас никогда не изменится.

5. Всех верующих Бог уже одобрил. Нам не нужно одоб­рение кого-то еще.

6. Если у нас есть Божье одобрение, значит, у нас есть все одобрение, какое нам когда-либо понадобится.

Глава 5

Любя своего партнера

В отношениях, как и во всем остальном, знание — это ключ к успеху. Невежество опасно. Говорим ли мы о браке или о дру­гой, менее формальной и менее интимной структуре, отсутст­вие знаний — это фундаментальная и самая частая причина распавшихся отношений.

Конфликты и напряжения возникают в отношениях наибо­лее часто потому, что мужчины и женщины просто не пони­мают друг друга. Они не допускают того факта, что мужчины и женщины не только думают и действуют по-разному, но так­же и окружающую обстановку воспринимают по-другому. Мно­гие из этих недоразумений обусловлены ошибочным предполо­жением, что, поскольку мужчины и женщины равны на уровне человеческой природы и личности, у них также и потребности одинаковые.

Как духовные существа, созданные по образу Божьему, мужчины и женщины действительно равны. Они равны как отдельные личности, они равны в обретении духовного удов­летворения в отношениях с Богом, а также они равны во влас­ти и владычестве над земной сферой. Но как у человеческих существ с мужскими и женскими телами их потребности со­вершенно разные. Это различие потребностей является след­ствием различий в строении и назначении между мужчинами и женщинами.

Отсутствие знаний — это фундаментальная и самая частая причина распавшихся отношений.

Назначение определяет строение, а строение определяет по­требность. Назначение автомобиля — обеспечить механизиро­ванную перевозку. Для того чтобы выполнить это назначение, в большинство автомобилей включен двигатель внутреннего сгорания, являющийся частью их строения. Этот двигатель, так же в соответствии со своим строением, требует бензин для работы. Строение определяет потребность. Автомобилю, скон­струированному с двигателем внутреннего сгорания, требуется бензин для того, чтобы функционировать, то есть выполнять свое назначение. Керосин не подойдет, дизельное топливо тоже. Только бензин даст машине способность выполнить свою цель.

То же самое с мужчинами и женщинами: назначение опре­деляет строение, а строение определяет потребность. Мужчи­ны и женщины имеют совершенно разные потребности, потому что они устроены по-разному, чтобы выполнять разное назна­чение. Успех во всех человеческих отношениях зависит от пони­мания и уважения этих различий.

Иисус сказал, что мы должны возлюбить Бога всем своим сердцем, душой и разумением, а потом возлюбить нашего ближ­него, как самих себя. В пределах этой главы «ближний» должен пониматься как «партнер» противоположного пола в отноше­ниях, будь то супруг, жених или невеста, друг или просто знако­мый. Глава «Любя своего партнера» говорит, конечно, об агапе, божественной и высочайшей любви, которая заключает в себе филео, сторге и, в надлежащих условиях брака, эрос.

Любовь к нашему партнеру, — кем бы он или она не явля­лись, и не важно, каковы отношения с ним, — требует, чтобы Мы понимали конкретные функции мужчин и женщин в соот­ветствии с Божьим замыслом, а также характерные потребно­сти, возникающие вследствие этих функций.

От духа к плоти

В начале Бог сотворил духовное существо по Своему подо­бию и образу. Существо, которое Он вызвал к жизни из Себя. И Он назвал это существо «человеком». Потом Бог поместил ду­ховного человека в физическое тело, сделанное из праха земно­го. Получилось так, что это первое человеческое тело было муж­ского пола. Чуть позже Бог взял часть, кусочек этого мужского тела и сформировал из него женское тело, которое тоже вмес­тило в себя духовного человека. Вот, что говорит нам Писание: «.. .Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их... и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (Быт. 5:1, 2).

Бог сотворил человека, но Он создал его мужского и жен­ского пола. Возникает естественный вопрос — зачем? Как мы видели в главе второй этой книги, вначале Бог был один — со­вершенный и самодостаточный внутри Себя. Он был один, но не одинок. В то же время Бог был любовь, а любви нужен объект, чтобы быть исполненной. Любовь имеет влечение от­давать, поэтому Богу был нужен кто-нибудь, кому Он мог отда­вать. Поэтому, как естественное выражение Своей любви, Он сотворил человека, чтобы тот принимал Его любовь.

Чтобы любовь была полной, принимающая сторона долж­на быть похожа на того, кто отдает. Вот почему Бог обратился к Себе, когда Он творил человека. Сторона, принимающая Его любовь, должна была быть похожа на Него. С созданием чело­века как духовного существа по образу Божьему цикл кажется завершенным. Бог был Тем, Кто отдает, а человек был тем, кто принимает. Бог был Тем, Кто любит, а человек был тем, кого лю­бят. Бог был Инициатором, человек был отвечающим.

Так как Божий замысел состоял в том, чтобы человек осу­ществлял владычество над физической сферой, и так как ду­ховные существа не могут понять и оценить физическую дейст­вительность, Богу пришлось одеть Своего духовного человека в физическое тело. «И создал Господь Бог человека из праха зем­ного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7).

Теперь человек был одет в физическое тело, мужское тело, % тело человеческое, сформированное из почвы, из праха земно­го, — и это создало для него неразрешимую задачу. Человек был принимающей Божью любовь стороной и отвечающей Ему, но так как он появился от Бога и был похож на Него, то этот че­ловек мужского пола был также тем, кто отдает и любит точно так же, как Бог. Но у него никого похожего на него не было, что­бы он мог отдавать и принимать свою любовь. Как и Бог, Кото­рый его создал, человек мужского пола был все едино — он был один. Для того чтобы быть полным и исполненным, ему нужен был объект для любви.

Я хочу уточнить, чтобы эта разница была понятна: человек как существо духовное был полон и исполнен, принимая Божью любовь и отвечая Ему; но человек как существо физическое был неполон, у него не было другого физического существа, похоже­го на него, которое принимало бы любовь человека и отвечало бы ему. Ни одно из других существ, созданных Богом, не подхо­дило для потребности человека мужского пола отдавать и лю­бить, потому что они не были похожи на него.

Бог увидел эту потребность, и Он знал, что делать:

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному;

В сотворим ему помощника, соответственного ему... И на­вел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взя­та от мужа» (Быт. 2:18, 21-23).

«Помощником, соответственным ему» мог стать только тот, кто смог бы принимать любовь человека и отвечать ему. По­этому этот помощник стал бы принимающей и отвечающей сто­роной для человека в физической плоскости точно-так же, как духовный человек был принимающей и отвечающей стороной для Бога в духовной плоскости.

Бог навел на человека сон и взял часть из его бока — еврей­ское слово «ребро» может быть также переведено как «бок» — и создал женщину. По словам человека «кость от костей моих и плоть от плоти моей», она была создана из того же вещества, из которого был создан человек. Он назвал ее «женою, ибо взята от мужа». Так же как духовный человек появился от Бога, так и женщина появилась от человека мужского пола. Так же как духовный человек был создан, чтобы принимать Божью любовь и отвечать Ему, так и женщина была создана, чтобы принимать любовь мужчины и отвечать ему.

Здесь важно понять еще одно различие: и мужчина, и жен­щина являются «человеком» в духовном смысле. Оба имеют прямую связь с Богом как существа духовные, имеющие в Нем свое начало и конец, от Кого они принимают любовь и Кому от­вечают любовью. Поэтому оба являются теми, кто отдает и лю­бит точно так же, как Бог. Но в физическом смысле мужчина создан, как тот, кто отдает женщине и любит ее, а женщина со­здана, чтобы быть принимающей и отвечающей стороной для мужчины. Мужчина отдает, женщина принимает. Мужчина лю­бит, женщина отвечает.

Отдавать и принимать

Это фундаментальный принцип сотворения, в который вов­лечены Бог и человек, мужчина и женщина. Бог отдает человеку, мужчина отдает женщине, человек принимает от Бога, а женщи­на принимает от мужчины. Многие отношения рушатся, пото­му что мужчины не осознают, что они должны быть теми, кто отдает, а не принимает (или даже берет), по отношению к жен­щинам, а женщины не осознают, что они должны быть прини­мающей стороной, а не отдающей, по отношению к мужчинам. В любых отношениях, когда мужчина не отдает своей женщине, происходит сбой в его работе.

Наши рекомендации