Священномученик Климент Римский

Надобно ожидать, что тварь будет страдать, как бы обреченная на смерть во время горения, но для того, чтобы быть воссозданной, а не погибнуть, дабы мы обновленные жили в обновленном мире... Обрати внимание на пример сна и пробуждения. Ибо если за бодрствованием следует сон, а за сном пробуждение, то в этом заключается учение о смерти и воскресении: так как “сон и смерть — близнецы” (Гомер), то оживотворение из мертвых так же необходимо, как восстание от сна... Умершие тела снова оживут. Об этом, если хочешь, заключай не только от сна и восстания, но и от семян и растений, так как все они возвещают воскресение. Посмотри на семена, как они голые и тощие бросаются в землю, а оттуда появляются опять плодоносными.

Священномученик Мефодий Патарский

Если нет воскресения, нет и Бога, нет и Промысла, но все управляется и движется случайно... Но скажет кто-нибудь: “как воскреснут мертвые?” О, неверие! О, безумие! Тот, Кто одним только желанием изменил прах и тело, Кто повелел малому семени расти в утробе и совершать этот многообразный и разнообразный телесный организм, не тем ли более, как только захочет, воскресит то, что произошло и исчезло?.. Господь объявил о воскресении тел не словом только, но и делом. Прежде всего, когда воскресил Лазаря, четверодневного и уже предавшегося тлению и уже смердевшего. Ибо Он воскресил не душу, лишенную тела, но и тело вместе с душою — и не другое, а то самое, которое предалось тлению... Рассмотри семена, зарываемые в бороздах, как бы в могилах. Кто — доставляющий им корни, стебель и листья и колосья и тончайшие острые иглы на колосе? Не Творец ли всяческих? Не повеление ли Того, Кто устроил все?.. Итак, мы воскреснем, ибо души опять соединяются с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление...

Преподобный Иоанн Дамаскин

Однажды, встав очень рано, ходил я с двумя братьями вне... города, и возвел очи свои на небо, которое подобно чистому зеркалу со славой освещало звездами землю, и в удивлении сказал: “Если звезды сияют с такой славой, то насколько более праведные и святые, сотворившие волю святого Бога, в тот час, когда придет Господь, воссияют неизреченным светом спасительной славы!” Но вдруг при воспоминании об этом страшном Христовом пришествии содрогнулись кости мои, и, ощутив трепет в теле и душе, я заплакал с сердечной болью и сказал, вздыхая: “Каким я, грешник, окажусь в этот страшный час? Как предстану престолу страшного Судии?.. Как мне, бесплодному, оказаться в числе святых?.. Или что мне делать, когда святые узнают друг друга в небесном чертоге? Кто меня узнает? Праведные будут в чертоге, а нечестивые в огне.”

Преподобный Ефрем Сирин

Наконец, после длинных периодов, зло исчезнет, и ничего не останется вне добра, напротив, и (теми, кто) в преисподней, единогласно исповедано будет господство Христа... Кто бывает всем, Тот бывает и во всех. Этим, мне кажется, Писание научает совершенному уничтожению порока. Ибо если во всех существах будет Бог, то, без сомнения, Он не будет в существах порока... Цель у Бога одна... — всем уделить приобщение благ, которые в Нем... После очищения и истребления страстей огненными врачевствами место каждого (дурного) свойства займет (противоположное) доброе: нетление, жизнь, честь, благодать, слава, сила, и если еще что иное представляем умосозерцаемым и в самом Боге, и в Его образе, то есть в природе человеческой.

Святитель Григорий Нисский

“И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет” (Апок. 21:1). Здесь говорится не об уничтожении твари, а о перемене на лучшее, по свидетельству апостола: “сама тварь освободится от работы истления в свободу славы чад Божиих” (Рим. 8:21)... Обновление старого не значит уничтожение, но только устранение старости и морщин. И о людях, сделавшихся почему-либо лучшими или худшими, говорят: “и тот, да не тот,” то есть — изменился... Видение святым (Иоанном) святого города Иерусалима означает переход к светлости, которую получит горний Иерусалим... Этот город, основание которого Христос, составляется из святых... Не будет (там) ни плача, ни слез, потому что Податель вечной радости всем святым дарует непрестанное веселие.

Святой Андрей Кесарийский

На кресте (Христа) смерть поглощена жизнью. Во Христе смерть входит в Божество и в Нем испепеляется, ибо “не находит себе в Нем места.” Итак, искупление есть борьба жизни со смертью и победа жизни. Человечество Христа — это начаток новой твари: через Его человечество сила жизни вторгается в космос, чтобы его воскресить и преобразить конечной победой над смертью. После воплощения и Воскресения смерть уже не спокойна: она уже не абсолютна. Все теперь устремляется к... “восстановлению всяческих” — то есть к полному восстановлению всего, что разрушено смертью, к осиянию всего космоса Славой Божией, которая станет “все во всем”... Христос — Глава Церкви, то есть того нового человечества, в лоне которого никакой грех, никакая враждебная сила не могут больше окончательно отлучить человека от благодати... Дело Христа простирается на все человечество за видимыми пределами Церкви. Всякая вера в торжество жизни над смертью, всякое предчувствие воскресения косвенно является верой во Христа, ибо одна только сила Христова воскрешает и воскресит мертвых. После победы Христа над смертью воскресение стало общим законом твари — не только человечества, но и животных, растений, камней, всего космоса...

В. Лосский

Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Угасил ее Держимый ею. Пленил ад Сошедший во ад. Огорчил его, вкусившего Его плоти. И, предвидя это, Исаия возопил: “ад, — говорит, — огорчился, встретив Тебя долу” (Ис. 14:9); огорчился, ибо упразднился; огорчился, ибо был осмеян; огорчился, ибо был умерщвлен; огорчился, ибо был низложен; огорчился, ибо был связан. Принял тело — и коснулся Бога; принял землю — и встретил Небо; принял, что видел — и попан в том, чего не видел. “Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?” (Ос. 13:14). Воскрес Христос — и ты низвержен! Воскрес Христос — и пали демоны! Воскрес Христос — и ни одного мертвого во гробе! Восстал Христос из мертвых, положив начаток усопшим. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

Святитель Иоанн Златоуст

Указатель к текстам.

К главе I

Преподобный Силуан Афонский = Иеромонах Софроний. Старец Силуан. Cс. 148-150.

Климент Александрийский = Строматы, 1, 2-1, 5 [Cс. 23-31].

Блаженный Августин = Исповедь [Сс. 136-137].

8:28-31.

Преподобный Симеон Новый Богослов = Слово нравственное 2, 7, 287-295 [SC 122, 386].

К главе II

Климент Александрийский = Строматы 2, 2 [С. 181].

Климент Александрийский = Строматы 5, 12 [Сс. 585-586].

Дионисий Ареопагит = О мистическом богословии, гл. 1. Цит. по слав. пер. в кн.: Г. Прохоров. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV вв. Л., 1987. Сс. 160-164.

Дионисий Ареопагит = О мистическом богословии, гл. 4-5. Цит. по: Г. Прохоров. Памятники... Сс. 172-176.

Преподобный Иоанн Дамаскин = Точное изложение православной веры 1, 4.

Святитель Григорий Богослов = Слово 31 [Т. 1. Сс. 455-456].

К главе III

Символ Никейского Собора = Греч. текст см. в кн.: М. Поснов. История христианской Церкви. С. 344.

Святитель Афанасий Александрийский = На ариан слово 1, 17-18 [Творения в 4 томах. Т. 2. Сергиев Посад, 1902. Сс. 198-200].

Святитель Григорий Богослов = Слово 20 [Т. 1. Сс. 301-304].

Святитель Григорий Богослов = Слово 31 [Т. 1. С. 451].

Преподобный Симеон Новый Богослов = Гимн 45, 12-39 [SC 196, 102-104].

Преподобный Иоанн Дамаскин = Точное изложение православной веры 1, 8.

К главе IV

Воспоминания пастыря = Надежда №13. Франфуркт-на-Майне, 1986. Сс. 269-271.

М. Лермонтов = Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М., 1988. С. 161.

На горах Кавказа = Сс. 4-6.

Святитель Василий Великий = Беседа 1-я на Шестоднев [Творения. Т. 1. С. 13].

А. Эйнштейн = Цит по: Свет и жизнь. Брюссель, 1990. С. 95.

Святитель Григорий Богослов = Слово 28 [Т. 1. Сс. 408-413].

Преподобный Иоанн Дамаскин = Точное изложение православной веры 2, 3-4.

Преподобный Симеон Новый Богослов = Гимн 38, 24-74 [SC 174, 468-472].

К главе V

Архимандрит Софроний = Иеромонах Софроний. Старец Силуан. С. 25.

Григорий Нисский = Об устроении человека [Творения. Ч. 1. М., 1861. Сс. 86-87].

Епископ Диоклийский Каллист = Bishop Kallistos Ware. The Orthodox Way. Pр. 62-63.

Авва Дорофей = Поучение 1 [SC 92, 146-148].

Преподобный Макарий Египетский = Беседа 11, 5 [Беседы, послание и слова. Сергиев Посад, 1904. С. 85].

Преподобный Макарий Египетский = Беседа 30, 7-8 [Там же. С. 234].

В. Ильин = Запечатанный гроб, Пасха нетления. Париж, 1926. С. 16.

Преподобный Силуан Афонский = Иеромонах Софроний. Старец Силуан. Сс. 185-187.

К главе VI

Святитель Григорий Богослов = Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. Казань, 1908. Сс. 181.

Святитель Григорий Нисский = Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. С. 183.

Святитель Кирилл Александрийский = Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. С. 95.

Изложение веры Халкидонского Собора = Греч. текст см. в кн.: А. Лебедев. Вселенские Соборы IV и V веков. СПб., 1904. Сс. 289.

Святитель Агафон, папа Римский = Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Т. 6. Казань, 1882. Сс. 35-36.

Преподобный Иоанн Дамаскин = Точное изложение православной веры 3, 14-15.

Преподобный Иоанн Дамаскин = Точное изложение православной веры 3, 17.

Преподобный Симеон Новый Богослов = Слово нравственное 13, 76-89 [SC 129, 406].

Служба Рождеству Христову (стихира на вечерне) = Минея праздничная. С. 202.

К главе VII

Литургия святителя Василия Великого = Молитва по преложении Св. Даров (см. любое издание этой Литургии).

Священномученик Игнатий Богоносец = К Магнезийцам, 7 [Ранние Отцы Церкви. С. 113-114].

Послание к Диогнету = [Ранние Отцы Церкви. Сc. 595=597].

Святитель Кирилл Александрийский = Толкование на Евангелие от Иоанна 11, 11 [PG 74, 560А-561В].

К главе VIII

Учение Двенадцати апостолов = Учение 12 апостолов 7-9 [Ранние Отцы Церкви. С. 20-21].

Литургия святителя Григория Богослова = He Leitourgia tou hagiou Gregoriou tou Theologou. Thessalonike, 1981. Sel. 13-19.

Литургия святителя Иоанна Златоуста = Молитва анафоры (см. любое издание этой Литургии).

Святитель Кирилл Иерусалимский = Слово тайноводственное 4, 1-3 [Слова огласительные и тайноводственные. М., 1855. Сс. 367-368].

Протоиерей Фома Хопко = Основы Православия. Нью-Йорк, 1989. С. 85.

Митрополит Сурожский Антоний = Беседы о вере и Церкви. Сс. 118-127.

К главе IX

Преподобный Иоанн Лествичник = Лествица 28, 1-43 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 355-363].

Житие преподобного Максима Капсокаливита = Filokalia 5, 104-106.

Житие святителя Григория Паламы = Filokalia 5, 107-108.

Святитель Феофан Затворник = Цит. по: О молитве Иисусовой. Сс. 30-31.

На горах Кавказа = Cс. 7-10.

Преподобный Силуан Афонский = Иеромонах Софроний. Старец Силуан. Сс. 125-126.

К главе X

Преподобный Макарий Египетский = Слово 6, 7-27 [Беседы, послание и слова. Сс. 423-436].

Преподобный Симеон Новый Богослов = Слово огласительное 17, 1-108 [SC 104, 254-262].

К главе XI

Священномученик Климент Римский = 1-е Послание к Коринфянам 24 [Ранние Отцы Церкви. Сс. 58-59].

Святитель Мефодий Патарский = О воскресении мертвых (против Оригена) [Полное собрание творений. СПб., 1877. С. 205].

Преподобный Иоанн Дамаскин = Точное изложение православной веры 4, 27.

Преподобный Ефрем Сирин = Слово умилительное [Ephraim tou Syrou erga. Thessalonike, 1988. Sel. 392-393].

Святитель Григорий Нисский = О душе и воскресении [Творения. Ч. 4. М., 1862. Сс. 250, 278, 318, 326].

Святитель Андрей Кесарийский = Толкования на Апокалипсис, ст. 65 [Литературная учеба №2. М., 1991. С. 125.

Вл. Лосский = Догматическое богословие; Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Сс. 286-288.

Святитель Иоанн Златоуст = Слово огласительное на Святую Пасху (spuria) [PG 59, 723-724].

Основные сокращения.

БТ = Богословские Труды.

ЖМП = Журнал Московской Патриархии.

В. Е. П. = Bibliotheke ton hellenon pateron. Athenai.

Filokalia = Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963.

PG = J.-P. Migne. Patrologiae cursus completus. Series graeca.

PL = J.-P. Migne. Patrologiae cursus completus. Series latina.

SC = Sources Chrétiennes.

Сведения об авторе.

Игумен Иларион (Алфеев) — православный богослов и патролог, доктор философии Оксфордского Университета, доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, член Синодальной Богословской Комиссии, руководитель Секретариата по межхристианским связям Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, заместитель главного редактора журнала “Церковь и время,” клирик храма св. великомученицы Екатерины на Всполье (г. Москва). Автор книг “Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие,” Le mystere de la foi, Introduction a la dogme et spiritualite orthodoxe (Paris, 2000), “Жизнь и учение св. Григория Богослова,” “Мир Исаака Сирина,” The Spiritual World of Isaac the Syrian (Kalamazoo, Michigan, 2000), “Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание,” St Symeon the New Theologian and Orthodox Tradition (Oxford, 2000), “Ночь прошла, а день приблизился,” “Православное богословие на рубеже столетий,” “Христос — Победитель ада,” а также многочисленных статей в периодической печати. Составитель и редактор антологий “Отцы и учители Церкви III века” (в 2-х томах), “Восточные Отцы и учители Церкви IV века” (в 3-х томах). Переводчик творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков.

[1] Греческое слово “догма” с ударением на первом слоге, женского рода вошло в русский язык и в просторечии имеет отрицательный оттенок чего-то застывшего и безжизненного (так же как и слово “догматический”). Слово “догмат” мужского рода с ударением на втором слоге восходит к славянским богослужебным текстам: “Яко царское украшение Церкви, Василия вси восхвалим, догматов сокровище нескудеемо”; “Празднует днесь Церковь честное торжество учителей триех, ибо тии утвердиша Церковь божественными своими догматы” (Служба трем святителям: Минея праздничная. М., 1970, с. 295-296).

[2] В. Лосский. Догматическое богословие; Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. Сс. 10-11.

[3] La vie et l'oeuvre de saint Thomas d'Acquin: Thomas d'Acquin. Somme théologique. Paris, 1990. P. 24

[4] Августин. Исповедь 1, 1.

[5] Макарий Египетский. Новые духовные беседы. М., 1990. С. 49-50

[6] Митрополит Сурожский Антоний. Беседы о вере и Церкви. М., 1991. Сс. 3 обложки и 308-309

[7] Платон. Тимей 28с-30b

[8] Платон. Тимей 41а

[9] Климент Александрийский. Строматы 1, 1-1, 5

[10] М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка, М., 1986. Т. 1. Сс. 181-182

[11] Платон. Кратил 397b

[12] Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни, ответ 18. СПб., 1905. С. 14

[13] Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. С. 113

[14] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 1, 9

[15] Митрополит Сурожский Антоний. Беседы о вере и Церкви. С. 96

[16] Дионисий Ареопагит. О Божественных именах 5, 4 [PG 3, 817С]

[17] Григорий Богослов. Слово 30 (О богословии 4), [Творения в 2-х томах. СПб., без года (изд. Сойкина). Т. 1. С. 440]

[18] Там же [Т. 1. Сс. 442-443].

[19] Исаак Сирин. Слово 60 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Athenai, 1977. Sel. 245]

[20] Григорий Богослов. Слово 23 [Т. 1. С. 338]

[21] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 1, 14

[22] Григорий Богослов. Слово 45 [Т. 1. С. 663].

[23] Цит. по: Григорий Богослов. Слово 28 [Т. 1. С. 393]. Точный текст см.: Платон. Тимей 28с.

[24] Григорий Богослов. Там же.

[25] Василий Великий. Письмо 226 [Творения в 3-х томах. СПб., 1911 (изд. Сойкина). Т. 3. С. 283].

[26] Протоиерей Георгий Флоровский. Византийские Отцы V-VIII вв. Париж, 1937. С. 102-103.

[27] Вечное. Сборник духовного чтения №342. Париж, 1983. С. 61

[28] Деяния Вселенских Соборов. Изд. 1-е. Т. 1. Казань, 1859. Сс. 101-103

[29] Цит. по: Bishop Kallistos Ware. The Orthodox Waу. London-Oxford, 1979. P. 44

[30] PG 32, 136

[31] Точное изложение православной веры 2, 2

[32] Там же 2, 3

[33] Слово 67 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 268]

[34] A. Louth. Denys the Areopagite. Wilton, CT (USA), 1989. Р. 35-37

[35] Слово 67 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 268]

[36] А. Пушкин. Полное собрание сочинений в 6 томах. М. -Л., 1936. Т. 1. С. 464

[37] Слово 84 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 325-326]

[38] См. В. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Догматическое богословие. С. 234

[39] Точное изложение православной веры 2, 4

[40] Греч. diabolos буквально означает “клеветник.”

[41] Гимн 43, 137 [SC 196, 66].

[42] Василий Великий. Беседа 2-я на Шестоднев [Творения. Т. 1. С. 18].

[43] В. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Догматическое богословие. С. 250.

[44] Платон. Тимей 38b.

[45] Там же. С. 478.

[46] Митрополит Московский Филарет (Дроздов). Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия. Ч. 1. М., 1867. С. 6.

[47] Там же.

[48] Там же. С. 9.

[49] Платон. Тимей 34b.

[50] Платон. Тимей 30а-с.

[51] Платон. Тимей 29с.

[52] В. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Догматическое богословие. Сс. 234-235.

[53] Цит. по: Bishop Kallistos Ware. The Orthodox Way. Р. 54.

[54] Точное изложение православной веры 2, 30.

[55] PG 89, 236С.

[56] См. Bishop Kallistos Ware. The Orthodox Way. Р. 62-64.

[57] PG 31, 344C.

[58] PG 37, 690.

[59] Х. Яннарас. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М., 1992. С. 102.

[60] Платон. Тимей 39е.

[61] De opificio mundi 69. Цит. по: Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950. С. 105.

[62] PG 11, 128.

[63] PG 31, 221С.

[64] PG 30, 13.

[65] PG 102, 180А-В.

[66] PG 6, 820В.

[67] В. Е. П. 41, sel. 341.

[68] Точное изложение православной веры 2, 12.

[69] Григорий Нисский. Толкование Блаженств 1, 4.

[70] Платон. Кратил 400с.

[71] Бхагавадгита 2, 22. Ашхабад, 1978. С. 86.

[72] PG 6, 1585В.

[73] PG 44, 225В-229С.

[74] PG 94, 1297С-1300В.

[75] PG 49, 121.

[76] PG 28, 608А.

[77] Gregoriou Nyssis erga. T. 1. Sel. 228.

[78] Ibid. T. 1. Sel. 230.

[79] Filokalia 1, 19.

[80] PG 150, 144.

[81] А. Лосев. Диалектика мифа. Философия, мифология, культура. М., 1991. Сс. 23-27.

[82] В. Е. П. 42, 202.

[83] Ibid.

[84] В. Е. П. 41, 208.

[85] PG 85, 40С-41А.

[86] Точное изложение православной веры 2, 11.

[87] PG 3, 376А., PG 11/1, 41.

[88] Толковая Библия. Т. 1. СПб., 1904. С. 24.

[89] PG 96, 98В.

[90] Archimandrite Sophrony. His Life is Mine. New York, 1977. Р. 32.

[91] PL 34, 384.

[92] Лествица 14, 32 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Athenai, 1989. Sel. 191].

[93] Слово богословское 1, 357-359 [SC 122, 122].

[94] В. Е. П. 27, 67.

[95] Слово огласительное 5, 175-182 [SC 96, 390-392].

[96] Поучение 1, 1 [SC 92, 148].

[97] Слово нравственное 13, 63-67 [SC 129, 404].

[98] Слово огласительное 5, 282-310 [SC 96, 400].

[99] Стихира на стиховне, см.: Triodion katanyktikon, ekd. “Fos.” Sel. 69.

[100] Filokalia 1, 117.

[101] PG 74, 785А.

[102] В. Е. П. 41, 265.

[103] В. Е. П. 42, 205.

[104] Э. Светлов. На пороге Нового Завета. Брюссель, 1983. С. 507.

[105] Ioannis Chrysostomi Opera omnia. Ed. 2. Paris, 1834-1839. T. 9, 520С.

[106] PG 35, 433С-436А.

[107] Э. Ренан. Жизнь Иисуса. М., 1990. С. 188-189.

[108] Л. Толстой. Полное собрание сочинений. Т. 24. М., 1957. С. 311.

[109] В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 4. Пг. 1918. Сс. 136-148. См. также: М. Поснов. История христианской Церкви. Брюссель, 1964. Сс. 372-374. См. также: J. Meyendorff. Christ in Eastern Christian Thought. New York, 1975. Р. 15.

[110] В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 4. Сс. 152-156. См. также: J. Pelikan. The Christian Tradition, v. 1: The Emergence of the Catholic Tradition (100-600). Chicago — London 1971. Р. 231-232.

[111] Св. Кирилл Александрийский. 1-е Послание к Суккенсу.

[112] В. Болотов. Лекции. Т. 4. С. 243.

[113] Там же. С. 253.

[114] J. Meyendorff. Christ. Pp. 26-27.

[115] Цит. по: В. Болотов. Лекции. Т. 4. Сс. 267-269. См. также: J. Pelikan. Emergence. Pр. 258-259.

[116] Цит. по: В. Болотов. Лекции. Т. 4. Сс. 292-293 (полный греч. текст и русский перевод).

[117] PG 91, 77D-80А. См. также: J. Meyendorff. Christ. Р. 147.

[118] Цит. по: В. Болотов. Лекции. Т. 4. Сс. 498-499 (греч. текст и рус. пер. ).

[119] PG 13, 1397-1399.

[120] Григорий Богослов. Слово 45 [Т. 1. Сс. 675-676].

[121] Gregoriou Nyssis erga. T. 1. Sel. 468-472.

[122] Ibid. Sel. 478-482.

[123] PG 59, 723-724.

[124] Минея праздничная. С. 540.

[125] PL 158, 382-430.

[126] Пространный христианский катехизис. М., 1894. С. 36.

[127] См.: Иеромонах Павел (Черемухин). Константинопольский Собор 1157 года и Николай, епископ Мефонский: БТ №1. М., 1960. С. 93.

[128] Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1900. С. 360.

[129] Гимн 24, 129-132 [SC 174, Р. 236].

[130] Огласительное слово 5, 413-432 [SC 96, 410-412].

[131] Нравственное слово 1, 6, 57-121 [SC 122, 228-232].

[132] Нравственное слово 2, 1, 160-163 [SC 122, 322].

[133] PG 7, 873.

[134] PG 25, 192B.

[135] PG 91, 1209B.

[136] Архиепископ Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. Монреаль, 1986. С. 3.

[137] Вл. Соловьев. Духовные основы жизни. Париж, 1926. С. 129.

[138] St Germanus of Constantinople. On the Divine Liturgy (the Greek text with English translation). New York, 1984. Р. 56.

[139] Bishop Kallistos Ware. Why I am an Orthodox // The Tablet, 16 February 1985. P. 159.

[140] Архиепископ Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. Сс. 15-16.

[141] Кирилл Иерусалимский. Cлово огласительное 18, 23[Творения. М., 1855. С. 340].

[142] У св. Климента Римского (I в. ) еще нет различия между епископами и пресвитерами — он упоминает только о епископах и диаконах. Cм. 1-е Послание к Коринфянам 42 [Ранние Отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 69].

[143] Послание к Ефесянам 4 [Ранние Отцы Церкви. С. 103].

[144] Послание к Траллицйам 3 [Там же. С. 118].

[145] См.: Kallistos Ware. Mary Theotokos in the Orthodox Tradition: Marianum LII. Roma, 1990, р. 211-212.

[146] Главы богословские, умозрительные и практические 3, 2-4 [SC 51, 120-122].

[147] PL 1, 534.

[148] Л. Успенский. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989. Сс. 21-22 и 31.

[149] Евсевий Кесарийский. Церковная история 7, 18. См.: Л. Успенский. Богословие иконы. Сс. 27-28

[150] Л. Успенский. Богословие иконы. Сс. 29-30.

[151] PG 94/1, 1237-1240, 1328.

[152] PG 99, 340.

[153] PL 77, 1128-1130.

[154] PG 99/1, 1997.

[155] Л. Успенский. Богословие иконы. С. 106.

[156] Иеромонах Софроний. Старец Силуан. Париж, 1952. С. 13.

[157] Василий Великий. Творения. Т. 1. С. 406-407.

[158] А. Louth. Denys the Areopagite. P. 57.

[159] PG 99, 1524B.

[160] J. Meyendorff. Byzantine Theology. New York, 1979. Р. 192.

[161] Там же.

[162] Автор одного из них уверяет, что “число сие содержит и постоянно содержала от самых первых веков христианства вся Вселенская Церковь.” См. Архимандрит Антоний. Догматическое богословие. М, 1852. С. 227.

[163] Впервые учение о семи таинствах на Востоке сформулировал император Михаил Палеолог в своем “Исповедании веры,” представленном папе Клименту IV в 1267 г. (впрочем, оно было написано не самим императором, а латинскими богословами). Текст см. в: G. M. Jugie. Theologia dogmatica christianorum orientalium. Vol. 3. Paris, 1930. Р. 16.

[164] PG 155, 197А.

[165] J. Meyendorff. Byzantine Theology. Р. 192.

[166] О Святом Духе 1, 18.

[167] Дидахи 7.

[168] Иоанн Мосх. Луг духовный, 176. Сергиев Посад, 1915. С. 207.

[169] Ириней Лионский. Против ересей 2, 39.

[170] Книга правил Св. Апостол, Св. Соборов Вселенских и Поместных и Св. Отец. М., 1874. С. 209

[171] Symeon tou Neou Theologou eurethenta asketika. Thessalonike, 1977. Sel. 494.

[172] Огласительное слово 11, 19.

[173] Протопресвитер Александр Шмеман. Водою и духом. Париж, 1986. Сс. 11, 147-148.

[174] Протопресвитер Александр Шмеман. Водою и духом. Париж, 1986. Сс. 11, 103.

[175] Иустин Философ. Апология 1, 65-66: Ранние Отцы Церкви, с. 337-338.

[176] J. Meyendorff. Byzantine Theology. Р. 117.

[177] См. главу 6 настоящей книги.

[178] He Leitourgia tou hagiou Gregoriou tou Theologou. Thessalonike, 1981. Sel. 19-20.

[179] Игнатий Богоносец. Послание к Смирнянам 7.

[180] Собрание древних литургий восточных и западных. Вып. 1. СПб., 1874. С. 178.

[181] Там же. Вып. 2. 1875. С. 207.

[182] Там же. Вып. 5. 1878 С. 131.

[183] Кирилл Иерусалимский. Слово тайноводственное 4, 3.

[184] Гимн 15, 121-154 [SC 156, 286-290].

[185] Игнатий Богоносец. Послание к Смирнянам 7.

[186] Добротолюбие. Т. 2. М., 1895. С. 196.

[187] PG 32, 484B.

[188] Книга правил. С. 12.

[189] См., например, Слово нравственное 3, 434-435 [SC 122, 422]: “(Тело и Кровь), которые мы ежедневно едим и пьем.”

[190] Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 1. СПб., 1905. Сс. 14-15.

[191] Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования 23, 21 [Писания. М., 1892. С. 605].

[192] Цит. по: T. Ware. The Orthodox Church. London, 1987. Р. 294.

[193] Отметим, что пост в субботу противоречит древне-церковным каноническим постановлениям, например, 64-му Апостольскому правилу: “Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или в субботу, кроме одной только Великой Субботы, да будет извержен; если же мирянин, да будет отлучен.” Цит. по: Книга правил. С. 22.

[194] PG 49, 292.

[195] Лествица 5, 1 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 115].

[196] Протопресвитер А. Шмеман. Об исповеди и причастии (каноническая записка). С. 12.

[197] Григорий Богослов. Творения в 2-х томах. Т. 2. С. 34.

[198] Symeon tou Neou Theologou eurethenta asketika. Sel. 53-54.

[199] Протопресвитер А. Шмеман. За жизнь мира. Нью Йорк, 1983. С. 93.

[200] Кирилл Александрийский. Послание 3-е к Несторию.

[201] Мефодий, епископ Патарский. Полное собрание творений. Изд. 2-е. СПб., 1905. Сс. 36-37, 40.

[202] Н. Бердяев. Собрание сочинений. Изд. 3-е. Т. 2. Париж, 1991. С. 430.

[203] J. Meyendorff. Marriage: An Orthodox Perspective, ed. 2, New York, 1975, p. 17.

[204] Священник Александр Ельчанинов. Записи. Изд. 6-е. Париж, 1990. Сс. 34, 58-59.

[205] Сократ Схоластик. Церковная история. СПб., 1850. С. 449-450.

[206] Иеромонах Софроний. Старец Силуан. С. 168.

[207] Vie de Sym(on le Nouveau Th(ologien par Nic(tas St(thatos. Ed. I. Hausherr. Orientalia Christiana 12. Roma, 1928. Р. 42.

[208] Протоиерей Сергий Булгаков. Автобиографические заметки. Париж, 1991. Сс. 41-42.

[209] См.: J. Meyendorff. Byzantine Theology. Pр. 191-192.

[210] Лествица 1, 10 [Ioannou tou Sinaitou Klimax 1; 22; 26, 23. Sel. 39; 249-250; 289].

[211] Житие преп. Антония 15, 44 [Афанасий Александрийский. Творения в 4-х томах. Т. 3. Сергиев Посад, 1903. Сс. 192, 214-215].

[212] Протоиерей А. Шмеман. Исторический путь Православия. Париж, 1985. С. 144.

[213] Лествица 1, 47 [Ioannou tou Sinaitou Klimax 1. Sel. 48].

[214] Гимн 27, 18-74 [SC 174, 280-284].

[215] Архиепископ Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. Сс. 181-187.

[216] Иеромонах Софроний. Старец Силуан. С. 169.

[217] G. Florovsky. The Elements of Liturgy in the Orthodox Catholic Church // One Church. New York, 1959. Vol. 13. No. 1-2. P. 24.

[218] Стихира на “Господи воззвах” Великой вечерни.

[219] Догматик, глас 6.

[220] Митрополит Вениамин (Федченков). Литургия. ЖМП №1. 1982. С. 77.

[221] Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 2. СПб., 1886. Сс. 181-182.

[222] 2-й канон утрени, песнь 1, ирмос. Минея праздничная. С. 526.

[223] Архимандрит Софроний (Сахаров). Видеть Бога как Он есть. Эссекс, 1985. Сс. 229-230.

[224] Цит. по: Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. С. 328

[225] Filokalia 1, 177. На русск. яз. см.: Добротолюбие. Т. 2. М., 1895. С. 148. В обоих изданиях “153 главы о молитве” надписаны именем преп. Нила Синайского; авторство Евагрия доказано И. Озэрром и в настоящее время не оспаривается. Ср.: J. Meyendorff. St Gregory Palamas and Orthodox Spirituality. New York, 1974. Р. 21.

[226] Гимн 44, 228 [SC 196, 86].

[227] Ф. Гарсиа Лорка. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1975. Т. 1. С. 106.

[228] Bishop Kallistos Ware. The Power of the Name. Oxford, 1991. Р. 1.

[229] Слово 3 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 365].

[230] Мы передаем эту историю так, как она была рассказана нам старцем архимандритом Софронием. См. подобное повествование в кн.: Древний патерик. М., 1899. Сс. 27-28.

[231] Лествица 28, 8-9 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 357].

[232] Слово 19 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 67].

[233] Слово 34 [Ibid. Sel. 152].

[234] Мысли св. Феофана Затворника о молитве собраны в кн.: О молитве Иисусовой. Sortavala, 1936.

[235] Лествица 15, 73 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 210].

[236] Filokalia 1, 107.

[237] Митрополит Филарет (Дроздов). Записки на книгу Бытия. Ч. 1. Сс. 57-58.

[238] Filokalia 1, 45.

[239] Лествица 28, 20 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 359].

[240] Filokalia 1, 159. В греческой “Филокалии,” так же, как и в русском “Добротолюбии,” это слово надписано именем св. Исихия Иерусалимского, однако в настоящее время его принято считать произведением Исихия Синаита.

[241] Filokalia 1, 178-180.

[242] Filokalia 2, 244-245.

[243] Цит. по: Kallistos Ware. The Power of the Name. Р. 6.

[244] Цит. по: На горах Кавказа. Изд. 2. Баталпашинск, 1910. Сс. 16-17.

[245] Там же. С. 16.

[246] Иеромонах Софроний. Старец Силуан. С. 41.

[247] В кн.: Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 2. М., 1890. С. 188.

[248] Архимандрит Софроний (Сахаров). Преподобный Силуан Афонский. Последнее издание. Эссекс, 1990. С. 223.

[249] Filokalia 1, 182 (под именем св. Нила Синайского; см. выше примечание 10).

[250] PG 36, 12-13.

[251] Цит. по: T. Ware. The Orthodox Church. Р. 310.

[252] Kallistos Ware. The Power of the Name. Pр. 23-24.

[253] PG 150, 1280А.

[254] Послание 4 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 379].

[255] Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 1. СПб., 1905. С. 292.

[256] Лествица 27, 10 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 357-358].

[257] Цит. по: О молитве Иисусовой. С. 55.

[258] Жизнь о. Иеронима, духовника русского Пантелеимонова монастыря, им самим рассказанная. Без места и года издания. Сс. 412-413.

[259] Ф. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 9. Л., 1991. Сс. 326-327.

[260] Там же. С. 678 (прим. ).

[261] М. Лермонтов. Сочинения в 2 томах. Т. 1. M., 1988. С. 179.

[262] А. Пушкин. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. М., 1937. С. 107.

[263] Там же. Т. 1. С. 563.

[264] Слово 33 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 145].

[265] Filokalia 1, 177.

[266] Архимандрит Софроний. Видеть Бога как Он есть. Сс. 46-51.

[267] Там же. С. 52.

[268] Лествица 7, 11 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 142].

[269] Лествица 7, 50 [Sel. 149-150].

[270] Filokalia 1, 155.

[271] Filokalia 2, 243.

[272] Filokalia 1, 251-256.

[273] Архиепископ Финляндский Павел. Как мы веруем. С. 115.

[274] Григорий Нисский. Творения в 8 томах. Т. 7. М., 1865. С. 281.

[275] Слово 81 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 306].

[276] Вл. Лосский. Боговидение. М., 1995.

[277] Вл. Лосский. Боговидение. Сс. 14-18.

[278] Огласительное слово 29, 137-150 [SC 113, 176-178].

[279] Нравственное слово 5, 83-97 [SC 129, 86].

[280] Благодарение 1, 28-70 [SC 113, 306-310].

[281] PG 150, 937D.

[282] PG 150, 932D.

[283] Слово 32 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 139].

[284] Гимн 14, 1-82 [SC 156, 232-238].

[285] PL 6, 535.

[286] PL 6, 535.

[287] См. любое издание “Православного Молитвослова” (Последование ко св. Причащению и Молитвы по св. Причащении).

[288] И. Попов. Идея обожения в древневосточной Церкви: Вопросы философии и психологии. 1906. Кн. 97. С. 213.

[289] Filokalia 2, 98.

[290] PG 94, 924.

[291] Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950. С. 143.

[292] Плотин. Эннеады 1, 2, 6.

[293] A Greek-English Lexicon. Ed. H. G. Liddell, R. Scott. Oxford, 1989. Pр. 365-366.

[294] Молитвы по святом Причащении.

[295] Гимн 9, 1-51 [SC 154, 224-228].

[296] Гимн 16, 21-33 [SC 174, 12].

[297] Гимн 28, 136-166 [SC 174, 304-308]

[298] Гимн 19, 107-147 [SC 174, 104-106].

[299] Ипполит Римский. Творения. Вып. 2. Казань, 1899. Сс. 13-14.

[300] Посмертные вещания преп. Нила Мироточивого. Афон, 1912.

[301] Православный календарь на 1992 г. Каунас, 1991. Сс. 36-37.

[302] Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 3. СПб., 1905. С. 3, с. 69.

[303] Там же. С. 70.

[304] Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. М., 1991. Сс. 16-19.

[305] Цит. по: Там же. С. 153-156.

[306] Цит. по: Там же. С. 156.

[307] См., в частности: Суд за гробом, или Мытарства преподобной Феодоры. М., 1907. Сс. 20-36.

[308] Цит. по: Архимандрит Амвросий (Погодин). Св. Марк Эфесский и Флорентийская уния. Джорданвилль, 1963. Сс. 119-121.

[309] Последование погребения мирских человек. См.: Требник. М., 1991, с. 202.

[310] Ф. Достоевский. Собрание сочинений в 15-ти томах. Л., 1991. Т. 9. Сс. 357-358.

[311] Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. Сс. 162-163.

[312] Там же. С. 162.

[313] Канонник. М., 1986. Сс. 520-521.

[314] Минея праздничная. С. 541.

[315] Цветочки св. Франциска Ассизского. М., 1990. Сс. 157-158.

[316] Отечник. Брюссель, 1963. Сс. 311-312.

[317] Цит. по: Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. С. 173. Св. Марк Ефесский ссылается на этот эпизод как на достоверное свидетельство Предания: “Некоторые из святых, молившихся не только за верных, но и за нечестивых, были услышаны и своими молитвами исхитили их от вечного мучения, как, например, первомученица Фекла — Фалконилу и божественный Григорий Двоеслов, как повествуется, — царя Траяна” (Цит. по: Архим. Амвросий (Погодин). Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. С. 61). К этому же ряду свидетельств Священного Предания о помиловании нечестивых по молитвам Церкви следует отнести следующий рассказ. После победы над иконоборческой ересью по приказанию благочестивой императрицы Феодоры было совершенно всенощное бдение за упокой души ее мужа императора-иконоборца Феофила. Константинопольский клир во главе с патриархом Мефодием совершал молитвы на протяжении целой недели, а патриарх положил под престол храма хартию, в которую вписал имена всех еретиков и гонителей Церкви, преданных анафеме, в том числе и Феофила. По окончании недели патриарх достал из-под престола хартию и увидел, что имя Феофила изглажено, о чем он был извещен заранее ангелом (см. Синаксарий в Неделю Православия: Триодь постная. М., 1974. Т. 1. С. 149).

[318] В. Соколов. Можно ли и должно ли нам молиться в церкви за усопших инославных. Сергиев Посад, 1906. Сс. 23-31.

[319] Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Ответ 613. Сс. 391-395.

[320] Цит. по: Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5-ти томах. СПб., 1905. Т. 3. Сс. 119-121.

[321] Климент Александрийский. Строматы 6, 6

[322] Епископ Григорий. Изъяснение труднейших мест 1-го Послания св. ап. Петра. Симферополь, 1902. С. 10.

[323] Климент Александрийский. Строматы 6, 6.

[324] Слово 84 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 326].

[325] Гимн 1, 93-97 [SC 156, 164].

[326] Там же 98-103.

[327] Стихира на вечерне Великой Cубботы: Триодь постная, М., 1974. Ч. 2. Лист 487.

[328] Минея праздничная. С. 459.

[329] PL 40, 1127.

[330] PL 17, 200.

[331] PL 77, 396.

[332] PG 46, 97C-100A.

[333] Цит. по: Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 3. СПб., 1905. Сс. 83-87.

[334] Там же. С. 84.

[335] Василий Великий. Сочинения в 3-х томах. Т. 1. С. 405.

[336] Слово нравственное 1, 264-396 [SC 122, 292-300].

[337] Благодарение 2, 250-252 [SC 113, 350].

[338] Гимн 1, 132-159 [SC 156, 168-170].

[339] Gregoriou Nyssis erga. T. 1. Sel. 316.

[340] Архимандрит Киприан (Керн). О часе смертном. М., 1990. С. 13.

Наши рекомендации