Если ваш собеседник боится Божьего суда

  1. Скажите, что Бог любит его и не желает, “чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию” (2 Пет. 3:9). “Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него” (Ин. 3:l7).
  2. Предложите ему обратиться к Иисусу Христу, нашему Господу и Спасителю, рассказав о пути к миру с Богом (стр. 7).
  3. Посоветуйте ему ни при каких обстоятельствах не оставлять веры в Иисуса Христа. Собеседнику стоит ежедневно читать и изучать Библию. (Предложите буклет “Что значит "жить во Христе"”).
  4. Посоветуйте стать членом поместной церкви, в которой строго следуют библейскому учению, где он сможет молиться, общаться с другими верующими и изучать Библию.
  5. Помолитесь о том, чтобы собеседник на собственном опыте познал реальность Иисуса Христа


Если ваш собеседник не знаком с библейским учением о суде

  1. Расскажите о том, что написано в разделе “Введение”. Примечание: большая часть религий не придерживается библейской точки зрения на Божий суд.
  2. Если будет уместно, предложите собеседнику стать христианином.
  3. Далее следуйте советам 3, 4 и 5 из предыдущего раздела.

“Написано...”

“Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу” (Рим. 8:l).
“Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня” (l Кор. 3:ll-l5).

“И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим” (Отк. 20:ll-l3).

Брак

(Как привести супруга или супругу ко Христу)

Введение

Однажды Христос поразил учеников Своим парадоксальным высказыванием: “Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его” (Мф. l0:34-36). Именно в браке становится видно, как дорога цена веры во Христа, особенно если один из супругов верующий, а другой нет. Жизнь в такой семье становится безмерно сложной: интересы, цели супругов расходятся. Главным смыслом жизни верующего супруга становится обращение ко Христу неверующего, но тут нужно быть предельно тактичным, потому что в данном случае цель никак не оправдывает средства. Многие браки заканчиваются разводами именно потому, что верующий супруг, исполненный христианского рвения и невнимательный к супругу неверующему, начинает рьяно ему “благовествовать”.

Советы душепопечителю

  1. Похвалите собеседника за заботу о ближнем, за стремление поделиться с ним евангельской вестью. Слово “меч” из вышеприведенной цитаты означает следующее: христианская вера может объединять людей, но может и разделить – это нужно хорошо понимать.
  2. Посоветуйте собеседнику не брать на себя роль Бога. Нельзя силой привести к вере. Так можно только разрушить семью.
  3. Посоветуйте не бросаться с места в карьер, быть смиренным и не осуждать неверующего супруга. Добрые отношения в семье очень важны.
  4. Посоветуйте читать и изучать Библию, молиться – это поможет возрасти духовно. Особенно ценна молитва. Доверьте Господу судьбу вашего супруга и молитесь о его обращении. (Но лучше не говорить супругу, что вы о нем молитесь).
  5. Личный пример тоже важен. Пусть супруг увидит достоинства христианского образа жизни. Покажите всю свою любовь. Истинную любовь не спутать ни с чем! Апостол Павел говорит: “Любовь долготерпит, милосердствует... Любовь никогда не перестает” (l Кор. l3:4,8). Покажите, что “любовь Божия излилась в сердца наши” (Рим. 5:5).
  6. Никогда не старайтесь доказать истинность своей веры в споре, не читайте проповедей. Это вызывает обратную реакцию. Павел предлагает иной метод: мирное сосуществование (l Кор. 7:l2-l5).


Билли Грэм говорит: “Вот тут-то и пригодятся слова апостола Петра: “'Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были” (1 Пет. 3:1). Это нелегкая задача. Но в данном случае вся ответственность лежит на вас, а не на вашем супруге: вы обязаны жить так, чтобы и ему захотелось принять важнейшее в жизни решение. Его не обратить упреками или чтением морали. Только дух кротости и смирения, которого он раньше в вас не видел, сможет покорить его. Жена ли, муж ли стали христианами – им придется смириться с насмешками над своей верой, которые неизбежно последуют. Помните лишь об одном: верующей жене привести супруга ко Христу гораздо легче, чем посторонним людям”.

7. Не настаивайте, чтобы супруг посещал церковь, если он сам этого не хочет. Возможно, лучше будет познакомить его с друзьями-христианами в неформальной обстановке, например, пригласив их в гости. Неверующий супруг увидит, как отличается их жизнь от жизни других. Потом когда-нибудь наступит подходящий момент, чтобы рассказать о Христе.

8. Помолитесь вместе с собеседником, чтобы Бог даровал ему ясность видения, мудрость и терпение. Все это понадобится, чтобы выбрать подходящий момент для рассказа о Христе и претворить в жизнь все ваши советы.

“Написано...”

“Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему” (Иак. l:5).
“Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна” (Иак. 3:l7).
“Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом” (l Пет. 3:l-4).
“Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, – и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе” (Флп. 4:6-7).

Брак 2

(Как противостоять искушению, исходящему от неверующего супруга)

Введение

Представьте себе ситуацию: один из супругов христианин, а другой неверующий. Естественно, возникают ситуации, когда христианина вынуждают сделать нечто противное Писанию, но считающееся нормой в миру. Естественно, христианин сопротивляется, и разгорается семейная ссора.

Библия говорит, что супруги должны любить и уважать друг друга (Еф. 5:22, 28). Ни один из них не имеет права заставлять другого делать что-то противное Библии или вызывающее угрызения совести. Если один из супругов неверующий, а потому не желает жить по библейским принципам, то при разрешении споров и конфликтов нужна особая деликатность и мудрость.

Советы душепопечителю

l. Похвалите собеседника за то, что он послушен вождению Святого Духа и стремится к добродетели.

2. Посоветуйте ему быть стойким в христианской вере (Рим. l2:l-2).

3. Посоветуйте собеседнику не прекращать общения с супругом, а напротив, вместе обсудить возникшие проблемы и объяснить свою точку зрения. Христианин не должен критиковать или осуждать другого. Если общение супругов прервется, настанет момент, когда ничего нельзя будет объяснить: начнутся ссоры или даже открытая вражда.

4. Любовь может одолеть грех. Посоветуйте христианину искренне любить своего супруга или супругу, подтверждая чувство словами и делами. Стоит чаще хвалить супруга за хорошие поступки.

5. Порекомендуйте собеседнику молиться, во-первых, о мудрости и ясном понимании Божьей воли (Иак. l:5) и, во-вторых, о том, чтобы неверующий супруг обратился ко Христу.

ВНИМАНИЕ! Не пытайтесь силой навязать супругу (или супруге) свою веру. См. статью “Брак (Как привести супруга или супругу ко Христу)”.

6. Помолитесь вместе с собеседником о том, чтобы Бог помог ему.

Билли Грэм отмечает: “Семейное счастье невозможно без Иисуса Христа. В Библии написано, что Христос пришел в мир, чтобы разрушить козни дьявола. Христова власть над дьяволом может стать достоянием любого христианина, разрушитель домашнего очага обратится в бегство силой Иисуса Христа”.

“Написано...”

“Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам” (Деян. 5:29).
“Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие... Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям... Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Наконец (будьте) все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры... Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением: имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе” (l Пет. 3:l,2,5,7,8,l5,l6).
“...То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!” (Евр. 9:l4).

Вероотступничество, духовная апатия

Введение

В словаре написано, что “вероотступничество” – это отказ от религиозной практики. Но есть у этого слова и более глубокий духовный смысл. Вероотступник – это человек, который утерял связь с Господом, стал безразличен к духовному или даже отпал (отступился) от веры.

Степени отпадения от веры могут быть разными.

Отступничество. Отпадение от веры в результате сознательного отрицания Божьей истины, явленной в Его Слове и Его Сыне.

Плотские грехи. Частое впадение в грех – прелюбодеяние, пьянство, воровство и пр.

Духовные грехи. Духовная апатия, ложь, обман, сплетни, зависть, эгоизм, ревность (Гал. 5:l9- 2l).

Каковы причины вероотступничества?

  • Разочарование в христианах из-за их непоследовательности (реальной или мнимой).
  • Безразличное отношение ко Христу, к Слову Божьему, молитве, свидетельству.
  • Духовная безответственность и непонимание истинного смысла духовной жизни.
  • Неповиновение явной Божьей воле.
  • Сознательно совершенный и не исповеданный грех.


Билли Грэм мудро заметил: “Если вы истинно веруете во Христа, то готовьтесь к бою. Плотские похоти, мирские соблазны и дьявол ополчатся на христианина: плоть будет бороться с духом, а дух – с плотью. И этой борьбе нет конца. Мир наступит лишь тогда, когда вы полностью доверитесь Христу. К сожалению, многие хотят одной ногой стоять в миру, а другой – в Царствие Божьем. Но это все равно что сидеть на двух стульях. Радости мало. Так что лучше уж вверьте свою жизнь Христу”.

Советы душепопечителю

Без искреннего покаяния, без исповедания греха и примирения с Богом собеседник не обретет мира. Его жизнь обновят только Христова любовь, Библия и желание служить ближним.

Чтобы достичь этой цели, постарайтесь определить, каким образом ваш собеседник отпал от Христа. Если он не уверен, был ли вообще момент обращения, расскажите ему о пути к миру с Богом (стр. 7). Если собеседник готов к серьезному разговору, тогда:

l. Попросите его исповедать перед Господом все известные грехи (l Ин. l:9l).

2. Расскажите о примирении с Богом (стр. l3). Исповедание грехов поможет восстановить связь с Богом. Нет такого греха, который Бог не простил бы во Иисусе Христе.

3. Пусть собеседник начнет читать и изучать Библию, ежедневно молиться. Предложите буклет “Что значит "жить во Христе"” – это хорошее подспорье для начинающих изучать Библию.

4. Посоветуйте стать прихожанином церкви, в которой строго следуют библейскому учению. Там собеседник обретет друзей-христиан, сможет духовно расти и служить Богу.

5. В некоторых случаях ему нужно будет “искупить” свою вину: постараться по возможности исправить причиненное другим людям зло.

Помолитесь вместе с собеседником о примирении с Богом и попросите Божьего благословения. Посоветуйте запомнить наизусть стихи из Притчей 3:5-6. Главное теперь – до конца дней жить по Библии.

“Написано...”

Покаяние и исповедание греха
“Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему. Увидят многие, и убоятся, и будут уповать на Господа” (Пс. 39:2-4).

“Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже” (Пс. 50:l9).

“Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован” (Прит. 28:l3).

“Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды” (l Ин. l:9).

Обетование о прощении
“…И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих: то Я услышу с неба, и прощу грехи, их и исцелю землю их” (2 Пар. 7:l4).

“Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив” (Ис. 55:7).

Духовный рост
“...Верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божией” (Еф. 3:l7-l9).

“Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, – и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе” (Флп. 4:6-7).

“Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу” (Кол. 3:l6).

Ежедневное упование на Бога
“Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои” (Прит. 3:5-6).

“Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?” (Рим. 8:32).

“Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас” (Рим. 8:37).

Враги

Введение

Враг – это тот, кто выказывает по отношению к вам неприязнь, таит на вас зло и старается навредить. Никто не избавлен от людского недоброжелательства. А как порой хочется “расквитаться”, отомстить обидчику! Но Слово Божье подсказывает другой выход:

  • “если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми” (Рим. l2:l8).
  • “...Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками” (Рим. l2:l7).
  • “Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь"” (Рим. l2:l9).
  • “А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Мф. 5:44).


Есть стереотипы поведения, следуя которым мы наживаем себе врагов и навлекаем на себя неприятности:

  • Эгоизм, невосприимчивость к чужой боли.
  • Нежелание видеть в себе обидчика, а не обиженного.
  • Сплетни. Осуждение. Вместо того чтобы тактично указать людям на их ошибки, мы за глаза осуждаем их.
  • Привычка игнорировать сложные ситуации, не стараясь их исправить.
  • Уверенность в собственном превосходстве (на фоне недостойного поведения других).
  • Отказ пройти “еще одно поприще” или “подставить другую щеку”. Христиане должны уметь прощать: “Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете” (Лк. 6:37).
  • Несоблюдение Божьей заповеди любить своих врагов и молиться за них (Мф. 5:44).


Билли Грэм пишет: “Бог обязательно даст вам дух прощения, когда вы во Иисусе Христе примете прощение от Него. Когда примете – поймете: Он столько вам простил, что теперь остается только простить все зло, причиненное вам. В миру считается, что нужно квитаться за содеянное зло. А среди христиан принято сносить обиду во имя Христа. Нужно прощать, чтобы люди через нас познали благодать Божью, благодаря которой всякому грешнику даруется прощение”

Советы душепопечителю

l. Скажите собеседнику, что Бог всегда думает о нас: Библия говорит нам, как поступать с врагами.

2. Спросите, обратился ли ваш собеседник к Иисусу Христу, нашему Господу и Спасителю. Если нет – расскажите о пути к миру с Богом (стр. 7).

3. Если собеседник – христианин, посоветуйте ему искать ответа у Бога. Расскажите о примирении с Богом (стр. l3), особо выделите следующие отрывки: l Ин. l:9 и Рим. l2:l. Новое обращение ко Христу поможет пересмотреть отношение к врагам.

4. Задайте следующие вопросы – они помогут собеседнику понять необходимость примирения:

  • Что вызвало ссору?
  • Виноват ли в этом ваш собеседник?
  • Как, по мнению собеседника, к нему относится его недруг? До конца ли честен ваш собеседник в оценке ситуации?
  • Спросите, что он чувствует по отношению к “врагу”: неприязнь? обиду? злобу?
  • Объясните, что он обязан простить, – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Именно христианину предстоит сделать первый шаг к примирению. Зрелый христианин должен быть миротворцем. Расскажите о том, как Христос относился к Своим обидчикам: Его мучили и унижали, но Он не мстил.
  • Объясните: чем скорее разрешится проблема, тем лучше для собеседника. “Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта” (Мф. 5:25).
  • Идти на примирение нужно с чувством смирения, помня о том, что никто не без греха: “Кроткий ответ отвращает гнев” (Притч. l5:l). Говорить нужно с “истинною любовью” (Еф. 4:l5).
  • За своего неприятеля нужно искренне молиться, не закрывая сердца перед Богом: только тогда Он сможет подсказать верное решение.
  • Помолитесь вместе с собеседником, попросите, чтобы Бог помог примирению сторон.
  • Спросите, какой первый шаг к примирению собирается сделать ваш собеседник. Напомните: отсрочка только мешает налаживанию отношений.

“Написано...”

“Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним” (Прит. l6:7).

“А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?” (Мф. 5:44-46).

“Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают” (Лк. 23 34) “...Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему” (l Пет. 3:ll). “Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми” (Рим. l2:l8).

Другие библейские цитаты на данную тему:
Псалтирь 33:l4
Послание к римлянам l4:l7-l9
Второе послание к Тимофею 2:22

См. также главу “Прощение”

Вредные привычки

Введение

У всякого человека есть свои привычки. Очень многое мы делаем автоматически – порой даже не замечая, что и как.

Выражение “вредные привычки” вмещает в себя множество отрицательных сторон поведения человека. Под дурной привычкой понимают все, что мешает духовному росту христианина и наносит вред окружающим. Здесь можно говорить о так называемых духовных грехах: эгоизме, зависти, злобе, сплетнях, лжи, злоречии, несдержанности, ссорах или лености. Можно говорить и о дурных пристрастиях: обжорстве, пьянстве, курении, мотовстве, увлечении порнографическими изданиями и фильмами, о чрезмерном рвении на работе, пустых мечтаниях, порочных мыслях, мастурбации, бранной речи.

Вопрос о дурных привычках становится особо важным в свете требований Писания: “ходить в обновленной жизни” (Рим. 6:4). Вверяя себя Господу, мы просим Его исследовать наши сердца и показать все, что Ему в нас не угодно (Пс. l38:23-24). Как много безобразного тогда открывается! И все это следует искоренить. Главное – помнить: вредные привычки неугодны Богу. Но с Его помощью от них можно избавиться, заменить их более здоровыми.

Нельзя жить без перемен. В Евангелии много говорится о необходимости перемен (2 Кор. 5:l7). Нам известно, что Бог может изменить нашу жизнь, сделать ее богоугодной: “Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять” (Еф. 2:l0).

Билли Грэм говорит: “Сила, с помощью которой мы можем бороться и побеждать, постоянно исходит от Христа... У христианина есть силы для того, чтобы в земной жизни быть выше этого мира. Библия учит, что всякий, рожденный от Бога, не грешен”.

Советы душепопечителю

l. Похвалите собеседника за то, что он понимает важность духовной жизни и не хочет мириться со своими вредными привычками и пристрастиями. Измениться может всякий, независимо от возраста и условий жизни: “Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе” (Флп. 4:l3). Прийти к победе собеседнику поможет Божья помощь и вера в то, что разорвать путы дурных пристрастий – возможно.

2. Спросите, вверил ли собеседник свою жизнь нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу. Порой душепопечитель думает: если собеседник беспокоится из-за своих вредных привычек, значит, он христианин. Но это не так. Уверен ли ваш собеседник, что истинно обратился ко Христу и установил с Ним живую связь, которая поможет изменить жизнь? Расскажите ему о пути к миру с Богом (стр. 7).

3. Объясните, что дурную привычку или привычки (грехи) нужно воспринимать очень конкретно. Необходимо четко определить, в чем и как собеседнику следует измениться. Это не произойдет по мановению волшебной палочки – ломать устоявшиеся стереотипы поведения нелегко. Без усилий со стороны собеседника ничего не выйдет. Именно об этом думал апостол Павел, говоря: “Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?” (Рим. 7:24). Быстро и просто от “тела смерти” не избавиться.


4. Предложите собеседнику покаяться перед Господом в своих вредных привычках и попросить у Него прощения. В то же время помогите собеседнику заключить завет с Господом, чтобы он мог довести свою борьбу до конца. Конкретное обещание, данное Богу, положит начало переменам. Пусть собеседник займет твердую позицию, тогда он выйдет победителем (см. слова Иисуса Навина – И. Нав. 24:l5).

5. Объясните собеседнику, что дурные привычки можно побороть, если заменить их хорошими. Именно об этом говорит апостол Павел: “...отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего; и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу” (Еф. 4-22-25). И еще: “Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтоб было из чего уделять нуждающемуся” (Еф. 4:28).

Принцип “отложить – облечься” начинает действовать, если заучивать цитаты из Писания. Христианину, который имеет привычку к нецензурным словам, поможет такой стих: “Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим” (Еф. 4:29). В других случаях подойдут слова хвалы, которые можно найти в псалмах 33 или l02.

Убедите собеседника, что всякую дурную привычку можно заменить хорошей!

6. Посоветуйте ежедневно читать и изучать Библию, запоминать стихи из Писания, молиться. По мере того как Божьи мысли будут проникать в наш разум, начнутся и перемены.

7. Посоветуйте собеседнику найти себе товарища-христианина, с которым можно было бы обсуждать общие проблемы, молиться и славить Бога за одержанные победы. Такая дружба помогла многим.

8. Посоветуйте собеседнику найти себе служение. Когда начинаешь помогать другим, делиться с ними опытом – тем, что узнал из Библии, своими победами, – тогда и сам становишься духовно сильнее.

9. Если собеседник не стал еще прихожанином церкви, в которой строго следуют библейскому учению, то ему нужно найти такую. Там он получит возможность общаться с верующими, молиться, изучать Библию служить ближнему.

l0. Предложите собеседнику для начала выбрать и преодолеть одну дурную привычку: это будет пусть малая, но все же победа, а за ней последуют остальные...

ll. Помолитесь о победе собеседника над его порочными пристрастиями

“Написано...”

“В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою” (Пс. ll8:ll).

“Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною” (Лк. 9.23).


"Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас; приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные” (Иак. 4:7-8).


“Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном ваше” теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью” (Рим. 6:ll-l4).

“Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас” (Рим. 8:37).

“...Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению... чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире” (Флп. 2:l3,l5).

Другие библейские цитаты на данную тему:
Книга пророка Иеремии l7:9-l0
Послание к галатам 2:20
Второе послание к Тимофею 2:l5

Гнев

Введение

Гнев – это непроизвольная реакция на неприятную ситуацию или происшествие. Если проявления гнева не чрезмерны и нечасты, то это можно считать нормальной реакцией. Но гнев становится опасным, если в порыве чувств человек теряет власть над собой или “копит гнев”, становясь злым и обидчивым. Именно такой гнев – греховен.

Тут главное понять: не всякий гнев греховен. Словом “гнев” Библия часто обозначает несколько разных чувств. Например:

  • Моисей воспламенился гневом, когда увидел отступничество народа (Исх. 32:l9).
  • Исцелив человека с больной рукой, Иисус “воззрел с гневом” на фарисеев (Мк. 3:5), потому что увидел их упрямство.
  • В отрывке об очищении храма не сказано прямо о том, что Иисус гневался, но это подразумевается (Мк. ll:l5,l7).
  • Порой гнев испытывают при виде греха: “Гневаясь, не согрешайте” (Еф. 4:26).


Писание призывает держать себя в руках
“Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его” (Прит. 29:ll). Каждый человек имеет право выражать свое мнение и имеет право, чтобы к нему относились с уважением – не унижали его. Но не стоит забывать: начни Иисус отстаивать Свои права, Он не пошел бы на крест! Христианину нужно быть предельно осторожным в проявлении своих чувств. Помните: даже если человек прав, он может доказывать свою правоту по-разному, в том числе и весьма неподходящим образом!

Билли Грэм пишет: “Библия не запрещает нам испытывать недовольство, но дает два рычага власти над ним. Первый – очистить гнев от горечи, злости и ненависти. Второй – ежедневно следить за своими чувствами, особенно чувствами неприязненными. Есть старая латинская поговорка: "Тот, кто ложится спать в гневе, делит постель с дьяволом". Конечно, многое в жизни раздражает, но не забывайте: отрицательные эмоции могут стать лазейкой сатаны, который стремится овладеть нашими чувствами”.

Если гнев не контролировать, это может привести к тяжелым последствиям:

  • Вспышкам насилия или грубой брани.
  • Чувству горечи и обиды, враждебности (желанию отомстить)
  • Внутреннему беспокойству – потере душевного равновесия. Прислушайтесь к себе: может быть, ваше отношение к людям неугодно Богу и вы “даете место диаволу” (Еф. 4:27)?
  • Нанесению вреда людям. Задумайтесь, что, глядя на вас, могут сказать окружающие. По-христиански ли вы поступаете? Не страдает ли кто – физически или эмоционально – от вспышек вашего гнева?


“Учитесь властвовать собою”
l. Не стоит все воспринимать как личное оскорбление. В то же время постарайтесь уяснить себе, что чаще и больше всего вас раздражает и заставляет сердиться.

2. Чаще молитесь. Молитесь, если чувствуете, что недовольны поведением окружающих – иначе может последовать вспышка гнева. Помните: Бог использует людей и обстоятельства, чтобы шлифовать наш характер. А ведь вам еще далеко до совершенства!

3. Чрезмерный гнев греховен: “Солнце да не зайдет во гневе вашем” (Еф. 4:26). Вечерами перебирайте в памяти свои дневные поступки – просите у Бога прощения за греховные.

4. Поймите: христианин обладает двойственной природой, и каждое из его “я” хочет стать главным. Нужно научиться “обновляться”, как сказано в Послании к ефесянам 4:22-24:

  • “отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего обольстительных похотях” (стих 22);
  • “облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины” (стих 24);
  • в результате вы сможете “обновиться духом ума вашего” (стих 23; см] также 2 Кор. 5:l7).


5. Постарайтесь не таить гнев, а обращать его на то, что его вызвало.

6. Следуйте вождению Святого Духа: “Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти” (Гал. 5:l6).

7. Позвольте Слову Божьему направлять вас во всех жизненных ситуация) Для этого следует читать Библию и заучивать отдельные стихи: “Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью” (Кол. 3:l6).

Советы душепопечителю

  1. Первый шаг в решении любой проблемы – вера в Иисуса Христа. Спросите собеседника, верует ли он в Господа. Расскажите о пути к миру с Богом (стр. 7).
  2. Подробно расспросите собеседника, чтобы понять, до какой степени его мучит неконтролируемый, чрезмерный гнев. Расскажите о природе гнева (см. “Введение”), упомяните о христианском отношении к миру и людям, о ежедневном покаянии в грехах, о том, как “обновиться”. Предложите собеседнику записать основные положения и соответствующие цитаты из Писания – так легче будет запомнить сказанное.
  3. Помолитесь вместе с собеседником, чтобы у него всегда была “непорочная совесть пред Богом и людьми” (Деян. 24:l6). Пусть его не оставляет вера в победу.

“Написано...”

“[Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость” (Прит. l5:l).

“Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его” (Прит. 29:ll).

“Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев; ибо гнев человека не творит правды Божией” (Иак. l:l9-20).

“Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего; и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины” (Еф. 4:22-24).

“А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших” (Кол. 3:8).

См. также главу “Обида

Гомосексуализм

Введение

Гомосексуалисты – это люди, которые испытывают сексуальное влечение к представителям своего пола. Гомосексуальные склонности могут проявляться как у мужчин, так и у женщин (женщин, которых влечет к представительницам своего пола, называют лесбиянками).

Гомосексуализм – сложная проблема, и в обществе ее порой неправильно понимают. Нельзя подгонять всех гомосексуалистов под один стереотип, не все они – женоподобные мужчины и мужеподобные женщины, хотя некоторые из них действительно так выглядят. Гомосексуализм пустил корни в всех слоях общества. Очень много представителей “сексуальных меньшинств” среди людей высокого профессионального уровня, занимающих ответственные посты в бизнесе, промышленности, правительстве.

В последнее время среди гомосексуалистов крепнет бойцовский дух: они в открытую защищают свой образ жизни, объединяются в организации “сексуальных меньшинств”, проводят кампании в защиту своих прав, но многие из страха осуждения до сих пор ведут двойную жизнь. Они боятся разоблачения, их гнетет чувство вины – это касается прежде всего тех, кто понимает нравственную ущербность такого образа жизни.

Человек, который серьезно изучает Библию, никогда не скажет, что у гомосексуалистов просто “альтернативный” образ жизни. Не скажет и того, что гомосексуалисты “уродились такими” или что гомосексуализм – это болезнь. Бог любит “представителей меньшинств” не меньше, чем других, но их поведение противоречит установленному Им порядку. Большинство гомосексуалистов считают, что не сами избрали свою сексуальную ориентацию, но факт остается фактом: они свою ориентацию неверно поняли и не верно проявили, так что говорить нужно именно о фактах.

Библия ясно говорит, что такое естественная сексуальная ориентация:

“Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть” (Быт. 2:24).

“...Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, умножайтесь на ней” (Быт. 9:7).

“Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена” (l Кор. 7:3-4).

Писание объясняет, что цель сексуальных отношений – двоякая: они скрепляют связь между вступившими в брак мужчиной и женщиной и служат для продолжения рода. Семья, состоящая из мужа, жены и детей, - таков истинный Божий порядок. Семья – ячейка общества. (Но не нужно при этом думать, что каждый обязан создать семью и завести детей. Те, кто предпочел одиночество, тоже не нарушают Божьего плана).

Многие отрывки из Писания показывают, что Бог не одобряет гомосексуализм (см. раздел “Написано...”). Содомский грех стоит в одном ряду с прелюбодеянием, блудом, проституцией, похотью. Не стоит говорить, что это какой-то особый грех, который больше других ненавистен Богу: Христос искупил все грехи, без исключения. Но не стоит и приуменьшать этот грех. Главное – помнить: Бог прощает нас и помогает избавиться от греха, лишь когда мы приходим к покаянию.

Билли Грэм отмечает: “Как бы мы ни старались оправдать гомосексуальные отношения, представляя их альтернативой отношениям гетеросексуальным, в Послании к римлянам сказано ясно, что гомосексуализм – порождение извращенного ума. Говоря такие слова, я не пытаюсь оправдать любые гетеросексуальные отношения. Доктор Гарольд Линдселл пишет так: "Порочный гетеросексуал ничуть не лучше, чем гомосексуалист. Оба будут осуждены Богом". Когда мы приходим ко Христу, нам предстоит покаяться в своих грехах и больше не возвращаться к безбожной жизни, которая раньше доставляла нам удовольствие”.

Церковь не может поощрять гомосексуальный образ жизни, позволять представителям “сексуальных меньшинств” без покаяния принимать участие в церковной жизни. С другой стороны, нельзя делать вид, что такой проблемы вообще не существует. К ее решению следует подходить честно и реалистично, с любов

Наши рекомендации