Когда царство сатаны терпит натиск
Когда интересы сатанинского царства наталкиваются на противостояние, это верный признак того, что Божий Дух действует. Сатана вдохновляет людей на грех и, кроме того, вдохновляет на то, чтобы они лелеяли земные похоти. Святой Дух этого не делает.
Об этом признаке говорится в 4-м и 5-м стихах. «Дети! Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их» (1 Ин. 4:4-5). Здесь апостол сравнивает между собой тех, кто находится под влиянием духа истины, и тех, на кого воздействует дух заблуждения. Иоанн подчеркивает такое различие: один дух — от Бога, и поэтому он побеждает духа мира; другой дух говорит о земном и наслаждается им. Здесь дьявольский дух называется тем, «кто в мире». Таково различие между Христом и дьяволом; Христос говорит: «Царство Мое не от мира сего», сатана же назван «богом века сего».
Обратившись к словам апостола, сказанным во второй главе (1 Ин. 2:15-16), мы поймем, что он подразумевает под словами «мир» и «мирское». «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего)» (1 Ин. 2:15-16). Он недвусмысленно заявляет о том, что связано с грехом, что вбирает в себя все человеческие пороки и похоти, обо всем, к чему человек обращается, ища удовлетворения.
Поэтому из сказанного апостолом мы уверенно можем заключить, что если люди: а) умаляют свою любовь к обычным земным удовольствиям, выгодам и почестям; б) отучаются от жадного стремления ко всему этому; в) глубоко заинтересованы вечностью и вечным блаженством, которые приходят к ним через Евангелие; г) со всей серьезностью начинают искать Царства Божьего и праведности; д) глубоко убеждены в том, что грех безобразен и приводит к переживанию вины, а также в том, что он ведет к мучению, — тогда надо говорить о том, что Божий Дух поистине действует. Мы никогда не поверим, что сатана стал бы убеждать человека в его греховности и пробуждать его совесть. Совесть — это представитель Бога в душе. Сатане нет никакой выгоды способствовать тому, чтобы ее свет сиял ярче. Он всегда стремится усыпить, успокоить совесть. Когда же она пробуждается, когда открываются человеческие глаза и уста, сатана оказывается неспособным совершить то, что ему хочется совершить. Если дьявол решил ввести человека в грех, станет ли он раскрывать ему глаза, чтобы тот увидел, насколько этот грех безобразен? Разве станет он способствовать тому, чтобы человек боялся греха? Разве он будет заставлять его скорбеть о прошлых грехах? Разве будет говорить, что ему надо освободиться от чувства вины за грех? Разве будет помогать человеку стать осторожнее во всем, что тот делает, чтобы последний мог убедиться, что в этом нет никакого греха? Разве он поможет человеку избежать будущих грехов и стать более осторожным в борьбе с искушениями? Не знаю, о чем думает тот, кто считает, что дьявол так и поступает!
Однако кто-нибудь может возразить, что для того чтобы обмануть человека, дьявол может даже пробудить его совесть, то есть заставить его думать, что он спасен, тогда как на самом деле он по-прежнему пребывает в грехе. Это несерьезные рассуждения. Это все равно, что утверждать, будто Христос ошибся, когда сказал фарисеям: «И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою» (Мф. 12:26). Вспомните: фарисеи считали, что дух, действующий в Христовом служении, от дьявола. Человека с пробудившейся совестью труднее всего обмануть! Чем сильнее пробуждается совесть грешника, тем труднее ее успокоить, пока он на самом деле не освободится от греха. Чем острее человеческая совесть осознает глубину вины, тем менее вероятно, что человек удовлетворится своей собственной праведностью. Как только он придет в ужас от нависшей над ним опасности, он перестанет считать, что ничем не рискует, если для этого нет достаточных оснований. Пробуждать совесть таким образом — не значит утверждать человека в его грехе. Напротив, это означает, что грех и сатана начинают изгоняться.
Итак, всякий раз, когда мы видим, что люди осознают: а) безобразие греха; б) Божий гнев, вызванный этим грехом; в) свои собственные заблуждения; г) свою потребность в вечном спасении; д) потребность в Божьем милосердии и помощи; е) потребность делать то, что Бог заповедал ради спасения, — мы можем с уверенностью заключить, что Божий Дух действует! Это так, даже если попутно они ощущают какое-то физическое воздействие, плачут, пронзительно кричат или теряют сознание. Это так, даже если с ними случается припадок или на них оказывает влияние что-либо иное, столь же впечатляющее. Все это вообще не имеет никакого значения.