Раздел I. Явления, которые ничего не доказывают

Божья ли это работа?

Джонатан Эдвардс

Оглавление

Предисловие

Введение

Раздел I. Явления, которые ничего не доказывают

1. Когда происходит нечто необычное

2. Необычные воздействия на человеческое тело

3. Когда о религии много говорят

4. Необычные воздействия на воображение человека

5. Многих вдохновляет пример других

6. О безрассудном и непоследовательном поведении

7. О некоторых ошибках в суждениях (или даже сатанинском обмане)

8. О тех, кто впадает в ересь и грех

9. Множество проповедей об ужасах ада

Раздел II. Сказанное Писаниями доказывает, что Бог действует

1. Когда пробуждается почитание истинного Иисуса

2. Когда царство сатаны терпит натиск

3. Когда у людей возрастает любовь к Писаниям

4. Когда люди встают на путь истины

5. Когда возрастает любовь к Богу и человеку

Заключение к двум первым разделам

Раздел III. Некоторые практические выводы

1. Это возрождение подлинно

2. Мы не должны препятствовать этому подлинному возрождению

3. Пусть друзья возрождения будут осторожны

Грешники в руках разгневанного Бога (Проповедь Джонатана Эдвардса, произнесенная в 1741 году)

Некоторые замечания о книгах Дж. Эдвардса

Предисловие

Теперь прошло уже более двух столетий с тех пор как Джона­тан Эдвардс произнес проповедь, которая легла в основу этой книги. Обстоятельства, при которых она была произнесена, дос­таточно интересны и вполне оправдывают постоянное ее переиз­дание, и все-таки причина появления этой книги кроется в дру­гом. Эдвардс произнес эту проповедь, а затем решил ее опублико­вать потому, что, как ему казалось, его братья по вере не знали, как определить, Бог ли совершает Свою работу в тех или иных обстоятельствах. Если это было важно во времена Эдвардса, то сегодня — тем более.

Время от времени мы слышим о том, что в Божьей церкви про­исходит нечто странное. Одни тотчас это принимают и сами хо­тят испытать нечто подобное, другие сразу же осуждают. Вполне возможно, что у тех и других недостает проницательности. Пояс­ню подробнее.

Джонатан Эдвардс был пастором конгрегационалистской Церк­ви в Нортхэмптоне, Новая Англия. Несмотря на то что его служе­ние, а также служение его предшественника (и деда) Соломона Стоддарда имело обильные благословения, к 1740 г. широко рас­пространилось мнение о том, что распространение истинного хри­стианства в этом районе находится на довольно низком уровне. Однако в 1740 г. ситуация начала меняться, и вскоре многим ста­ло ясно, что Бог совершает здесь большую работу. К концу мая того же года об этом говорили как о самом великом возрождении, когда-либо совершавшемся в Америке. В немалой степени этому способствовал приезд в октябре того же года знаменитого еванге­листа Джорджа Уайтфилда. Уайтфилд пробыл там всего лишь десять дней, но даже после его отъезда интерес к религии продол­жал расти. Многие глубоко осознали свою греховность, и немало их с радостью приняли Божье спасение. Затем в 1742 г. возрожде­ние начало постепенно распространяться по окрестным районам, и «когда в 1741 году весна сменилась летом, никто не мог точно сосчитать, сколько мест стали свидетелями возрождения. Церк­ви, которые в начале года были холодными и сухими, к концу года преобразились»[1].

Восьмого июля того же года (1741) Джонатан Эдвардс пропо­ведовал неподалеку от Энфилда. Возрождение еще не коснулось этого города, и жители как будто этому радовались. Эдвардс чи­тал свою, теперь уже ставшую знаменитой, проповедь под назва­нием «Грешники в руках разгневанного Бога», которая тоже вош­ла в эту книгу. Результат был просто потрясающим. К концу про­поведи многие — если не все — «преклонили колени, с глубоким трепетом осознавая свой грех и нависшую над ними опасность». Проповедь еще не завершилась, а уже отовсюду раздавались сто­ны и крики тех, кто ощутил свой грех, и некоторые восклицали: «Что мне делать, чтобы спастись?» Картина была потрясающей, и Мюррей добавляет: «Таких дней было много в 1741 году»[2].

Это великое возрождение завершилось к концу 1743 г., но его последствия еще долго давали о себе знать. Эдвардс и другие свидетельствовали о немалом количестве тех — речь шла о ты­сячах, — чьи жизни преобразилась и кто (говоря осторожным языком того времени) «давал надежду на обращение». Мы, ко­нечно, можем предположить, что все христиане радовались тому, что произошло.

Однако это было не так; на самом деле наблюдалось серьезное противостояние этому процессу. Во-первых, некоторые просто молчали; служители так упорно молчали о возрождении, что их оппозиция стала очевидной всем. К 1742 г. она приняла еще более открытый характер, и начались горячие споры. Анонимно было опубликовано послание из 89 страниц, которое предварялось длин­ным введением. В нем возрождение оценивалось как простой фа­натизм, и автор введения особенно яростно выступал против свя­зи возрождения с теми удивительными последствиями физичес­кого характера, к которым оно приводило. По его мнению, между такого рода явлениями и работой Святого Духа не было ничего общего. Упомянутые «последствия» начали обнаруживаться в 1741 г. В мае этого года Джонатан Эдвардс проповедовал в одном частном доме, и несколько человек из собрания «столь сильно ощутили величие и славу божественного», что это лишило их силы, «очень зримо сказавшись на их телах». Позднее это стало привычным и послужило основанием — а может быть, и предлогом — для немалой критики. Одни критиковали возрождение по­тому, что из-за него христианство стало предметом пересудов, другие пытались отделаться поверхностными объяснениями; они говорили, что причиной переживаний стала живая проповедь об аде: люди просто перепугались, а потом, как они утверждали, одни просто стали подражать другим, и началась массовая истерия.

Все это рассматривалось как доказательство того, что Святой Дух здесь ни при чем. Именно на возражения этих людей Эдвардс и ответил в своей работе «Отличительные признаки». Сначала он перечисляет девять явлений, которые, как он утверждает, вооб­ще ничего не доказывают, потом называет еще пять, о которых, как он подчеркивает, Писания говорят, что они надежны, и затем называет некоторые признаки, доказывающие, что Святой Дух поистнне действует. Наконец, он обстоятельно соотносит ска­занное с конкретной жизнью — и все это (по-видимому) в ходе одной проповеди! Нас, наверное, сильно удивит идея такой про­поведи (или таких проповедей); «Грешники в руках разгневанно­го Бога» имеют сходную структуру. Нет сомнений в том, что вре­мена, в которые жил Эдвардс, сильно отличаются от наших и что его современники гораздо больше привыкли слушать строго ар­гументированные проповеди. Нам не стоит об этом забывать, но в то же время проповедникам надо следить за тем, чтобы не исполь­зовать эту особенность в оправдание! Больше мысли, больше ло­гики, упорядоченности и образности, больше связи с жизнью, — все это могло бы улучшить наши проповеди, и, быть может, тогда Бог привел бы нас к новому Великому пробуждению.

Мы тоже живем в то время, когда истинное христианство на­ходится в плачевном состоянии. В наших церквах почти не совер­шается подлинных обращений, и, что еще хуже, никого это, не­видимому, особенно не волнует. Однако время от времени до нас доносятся удивительные сообщения о том, что происходят какие-то странные вещи.

Как и во времена Эдвардса, находятся люди, критикующие эти странности; они нередко прибегают к тем же доводам, которые использовали противники Эдвардса: «Это просто массовая исте­рия; это не имеет ничего общего с работой Святого Духа».

Тем не менее раздаются голоса и других людей, готовых при­знать, что все новое и, по-видимому, мощное несомненно исходит от Бога; при этом у них нет никаких критериев проверки, они не способны найти подлинные отличия. Даже любое естественное стремление узнать, что же на самом деле происходит, восприни­мается как (или почти как) хула на Святого Духа.

Работа Эдвардса как нельзя лучше отвечает обеим точкам зре­ния. Нам непременно надо усвоить уроки автора. Надо отбросить предрассудки и радоваться Божьему милосердию, изливающему­ся на нас. Однако если Он не действует, если существует какое-то другое (быть может, зловещее) объяснение тому, что происходит, нам надо знать и это. Мы не можем позволить себе быть доверчи­выми. Но как об этом узнать? Эдвардс нам расскажет; он расска­жет, на чем не следует основывать свое суждение; он покажет нам, как сделать его правильным. Именно поэтому и появилась данная книга. Мы постарались как можно ненавязчивее привес­ти язык Эдвардса в соотвествие с нормами современного языка, но его аргументация осталась нетронутой. Когда эта книга была в печати, об Эдвардсе снова заговорили в церквах; его вклад при­знают и восхищаются им; раздаются заявления, которые еще раз доказывают нам это. Тем не менее, мне кажется, что его непра­вильно понимают и, может быть, потому, что тексты его пропове­дей трудны для современно читателя. Были сделаны выводы, ко­торые якобы могли им поддерживаться, но которые на самом деле противоречат его взглядам. На него, в частности, ссылаются как на человека, который считал, что упомянутые критерии удостове­ряют те странные явления, которые имеют место. Однако он ни­когда не делал такого вывода; его работу надо читать снова и снова, и я надеюсь, что эта книга даст такую возможность мно­гим, кто иначе никогда бы не обратился к наследию Эдвардса.

Можем ли мы ему доверять? Да, можем. Не потому, что он был одним из величайших умов, когда-либо появлявшихся в Америке, а потому, что он обращает нас к Писаниям. Только они могут осветить тьму нашего разума; они подскажут нам, как правильно оценить события. Эти критерии окажутся действенными в лю­бой ситуации: как сейчас (два столетия спустя после смерти Эд­вардса), так и через два века после нас, когда мы тоже умрем и нас давно позабудут.

Я убежден, что сегодня одна из величайших потребностей хри­стианской церкви — потребность различать истину и ложь, и с годами она будет только возрастать. Да благословит Бог слова раба его Эдвардса, когда мы будем с его помощью погружаться в мир Писания, и да воздастся единому Богу слава ныне и вовеки.

Дж. Б.

Введение

Складывается впечатление, что в наши дни все говорят о Святом Духе и спорят о работе, которую Он совершает. Однако похоже, что немногие знают, как определить, ког­да Святой Дух начинает действовать, как отличить ис­тинное от ложного. Данная книга написана для того, что­бы помочь в этом разобраться.

Времена апостолов, как никакая другая эпоха, были обо­гащены знанием силы Святого Духа. Его чудотворные дары изливались на людей в изобилии; кроме того, Он действовал, убеждая многих мужчин и женщин в их гре­ховности и превращая их в святых учеников Христа. В то же время таким же деятельным был и дьявол, совершав­ший ложные чудеса и распространявший ложные пропо­веди. Новый Завет снова и снова показывает, что всюду были те, кто подражал Божьей работе. По этой причине совершенно необходимо, чтобы Христовой церкви были известны ясные признаки и отличительные особенности Божьей работы, дабы христиане могли отличать истин­ное от ложного и не впадать в заблуждение. В Новом За­вете есть глава, в которой этой проблеме уделяется особое внимание, — это глава 4 Первого послания Иоанна. Бо­лее подробно, чем в каком-либо другом месте Библии, в ней рассказывается о том, как нам узнать, когда Бог дей­ствительно совершает Свою работу. Иоанн предлагает нам несколько способов определения подлинности рабо­ты Духа, чтобы полностью быть уверенным в том, что все понимают его правильно. Апостол делает это доста­точно ясно, давая нам, возможность использовать его надежные правила в наших церквах. Поэтому вызывает удивление тот факт, что сегодня этой главе не уделяется достаточно­го внимания, так как в противном случае многих ошибок можно было бы избежать.

Иоанн начинает с упоминания о том, что нам известно: мы — принадлежим Христу, когда в нас пребывает Его Дух. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам» (1 Ин. 3:23). Из этого отрывка мы узнаем, что апос­тол не просто хочет, чтобы мы знали, как отличить ис­тинное пророчество от ложного или богоданное чудо от чуда лживого: он хочет также, чтобы мы знали, когда Дух действует в его народе, спасая его и помогая возрастать во Христе. Это станет для нас более очевидным, когда мы рассмотрим то, о чем он говорит.

Однако прежде чем начать разговор о том, как отли­чить истинное от ложного, Иоанн предостерегает нас от опасностей двух видов.

Первое предостережение таково: не надо с легкостью верить всему тому, что заявляет о себе, как об истинной работе Духа. «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1). Не все, что нам кажется Божьими действиями, в действительности является таковым, и это важно понимать.

Второе предостережение говорит о том, «что много лже­пророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1). Эти люди не толь­ко утверждают, что получили великие откровения от Бога, но и заявляют, что причислены к избранному небом на­роду, что они более святы, чем другие! Этот стих повеле­вает нам осторожно относиться к обоим заявлениям. К сожалению, мы не можем верить всему, что говорят люди, и равным образом не можем предполагать, что любая дей­ствующая сила есть сила Божья.

Поэтому, обращаясь к данной главе, я хочу дать вам надежные доказательства, которые помогут понять, что Бог действует, дабы вы могли правильно оценивать про­исходящее с вами или с кем-то другим. Нам надо пони­мать, что Бог дал Библию для того, чтобы руководить нами в делах духовных; она непогрешима во всем, что нам надо знать. Не надо бояться доверять правилам, которые даны Богом; Библия проникнута Святым Духом, и Он достаточно сведущ для того, чтобы правильно описать Свою собственную работу! Вдобавок Он дал нам руко­водство, необходимое для того, чтобы и мы смогли ее уз­нать.

Как я уже сказал, Дух стремится к тому, чтобы в данной главе — полнее, чем где-либо еще, — дать нам эти прави­ла. Поэтому в настоящей книге я не стану исследовать другие Писания с целью узнать, какие еще правила они нам дают; я ограничусь лишь этой главой. Ее вполне дос­таточно, и, я думаю, она нам очень поможет.

Однако, поскольку нынешнее возрождение навлекло па себя немало критики, я не могу сразу же рассматривать те процессы, которые подтверждают: в данном случае Бог действительно совершает Свою работу. Указывая на какие-то отдельные события, люди говорят: «Это доказы­вает, что Бог здесь ни при чем; следовательно возрожде­ние ложно». Это серьезное обвинение, и я должен на него ответить. Поэтому прежде всего я рассмотрю некоторые явления, воспринимаемые как доказательство, что это возрождение ложно, и покажу, что они ничего такого не доказывают! По сути дела, я покажу, что они вообще ни­чего не доказывают, ни хорошего, ни плохого. Они не до­казывают, что Бог действительно совершает Свою рабо­ту (хотя некоторые готовы утверждать обратное), равно как не доказывают, что работа ложна (хотя есть люди, готовые утверждать именно это).

Что же это такое, что не доказывает ничего?

Раздел 1

Раздел 2

Заключение к двум первым разделам

Итак, я описал различные признаки, которые апостол считает свидетельствами работы Святого Духа.

Есть то, что дьявол не стал бы делать, даже если бы мог: он не стал бы пробуждать совесть и показывать людям, что они нуждаются в Спасителе. Он не стал бы вселять в них веру в то, что Иисус — Сын Божий и Спаситель греш­ников, или же пробуждать в них любовь к Нему. Он не стал бы никого убеждать, что Писания — это Слово Бо­жье, и не стал бы вдохновлять людей на их усердное изу­чение. Он не открыл бы людям истину о том, в чем нужда­ются их души, и не привел бы их из тьмы к свету.

Однако есть и то, что дьявол не может сделать и не сде­лает. Он не даст людям духа божественной любви, христи­анского смирения и сознания внутренней духовной нище­ты; он не смог бы этого сделать, даже если бы захотел. Он не может дать другим того, чего сам не имеет; все это чуждо его природе.

Отсюда следует вывод: когда умы людей подвергаются сильному Воздействию, мы можем с уверенностью заклю­чить, что Святой Дух совершает свою работу, если на са­мом деле обнаруживаются все перечисленные признаки. Это поистине так, что бы ни происходило попутно, какие бы люди ни становились орудиями в Его руках, какие бы средства ни использовались (ибо Бог обладает верхов­ной властью, и мы не можем понять всего того, что Он совершает) и что бы ни влияло на человеческую плоть. Признаки, которые перечисляет апостол, самодостаточ­ны и подтверждают друг друга. Они ясно указывают на воздействие перста Божьего и перевешивают тысячи мелких возражений, которые могут проистекать из стран­ностей, непостоянства, ошибок в поведении или, в данной связи, из заблуждений и проступков тех, кто утверждает, что испытывает такое воздействие.

Достаточно ли этих признаков? Кто-нибудь скажет, что этих признаков недостаточно, и сошлется на слова апостола Павла: «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ан­гела света» (2 Кор. 11:13-14). На первый взгляд, эти сло­ва Павла доказывают, что невозможно выносить никако­го суждения, раз уж сатана способен так обманывать.

Однако на самом деле речь идет не об этом. Лжепроро­ки, о которых упоминает Иоанн, то же самое, что и лже­апостолы, о которых предупреждает нас Павел и вид ко­торых принимает дьявол, чтобы походить на ангела све­та. Иоанн утверждает, что, несмотря на притворство, возможно отличить истину от лжи! Когда он говорит: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они», он, по сути дела, убеждает нас в следующем: «В мир пришли многие, которые суть служители дьявола, несмот­ря на то что называют себя пророками. В них дьявол при­нимает вид ангела света. Используйте правила, которые я даю вам, чтобы отличить истину от лжи».

Если мы захотим узнать, что еще в Новом Завете ска­зано об этих лжепророках и лжеапостолах, мы не найдем ничего, что противоречило бы указанным отрывкам. На­пример, дьявол принимает вид ангела света, когда кто-то очень хвалится чрезвычайными познаниями (Кол. 2:8; 1Тим. 1:6-7,6:3-5; 2 Тим. 2:14-18; Тит. 1:10,16). В раннюю эпоху существования церкви последователи этих людей называли себя «гностиками», они стремились доказать, что получили особое знание. Дьявол, пребывавший в них, стремился создать нечто подобное чудесным дарам Святого Духа, включая видения, откровения, пророчества и так далее. Поэтому такие люди назывались лжеапостолами и лжепророками (Мф. 24:24). Были те, кто говорил о своей большой святости и умении вести духовные бесе­ды (Рим. 16:17-18; Еф. 4:14). Поэтому они назывались лукавыми делателями, безводными источниками и обла­ками (2 Кор. 11:13; 2 Пет. 2:17; Иуд. 12). Существовали также элементы суеверного богослужения, участники ко­торого хотели показать, что они более святы, чем другие (Кол. 2:16-23). На самом же деле у этих людей было лож­ное и злое рвение (Гал. 4:17-18; 1 Тим. 1:6 и 6:4-5). Порой бытовало показное смирение, по существу очень далекое от истинного (Кол. 2:18,23). Но разве что-нибудь из этого как-нибудь влияет на то, что было сказано об истинных признаках Духа? Вовсе нет! Я сделал то, что намеревался сделать, то есть я показал, как нам с уверенностью разли­чить, совершает ли Бог Свою работу или нет. А теперь перейдем к осмыслению сказанного.

Раздел 3

Это возрождение подлинно

Мой первый вывод таков: на основании вышесказан­ного, невозможно отрицать, что возрождение, которое началось в последнее время, в целом Исходит от Святого Духа.

Для того чтобы принять конкретное решение, нам надо знать ответ только на два вопроса: каковы факты и како­вы правила, необходимые для принятия этого решения. В данном случае эти правила содержатся в Слове Божьем, и выше я их изложил. Мы потратили немало времени на их рассмотрение, и поэтому теперь обратимся к фактам, если мы желаем понять, что на самом деле происходило в период этого великого возрождения, охватившего Новую Англию? Существует только два способа, с помощью ко­торых мы можем это узнать. Один заключается в том, что­бы внимательно посмотреть на все это самим, а другой — в том, чтобы узнать у других.

Вывод прост — это возрождение истинно. Факты на­столько ясны, что мы не должны сомневаться, что в дан­ном случае Бог действительно совершает Свою работу, а иначе нам придется прийти к выводу, что правила, дан­ные Иоанном, неверны! Например, в этом возрождении многие отвернулись от пустоты мира и вместо этого ста­ли проявлять беспокойство — и немалое — в поисках веч­ного блаженства. Они самым серьезным образом ищут своего спасения; они целиком убеждены в своем грехе и вине. Их совесть пробуждается; они сознают, сколь ужа­сен Божий гнев, и начинают искать Его благодати. Они гораздо усерднее стараются использовать те способы по­знания Бога, которые Он им дал. С особой серьезностью они относятся к Божьему Слову; они любят его читать, слушать и стараются постичь глубже, чем прежде.

Святой Дух — это Дух истины, и хорошо известно: те, кто ощущает воздействие этого возрождения, имеют бо­лее полное представление об истине. Быстрее, чем когда- либо прежде, люди находят ответы на вечные вопросы, они осознают, что должны умереть, что жизнь коротка и неопределенна, что существует великий Бог, Который ненавидит грех и перед Которым им придется держать ответ, что Он будет судить их вечно и что они очень нуж­даются в Спасителе. Это дает возможность еще сильнее осознать, насколько дорог им Иисус, Который был рас­пят, и как сильно они в Нем нуждаются. В результате они начинают искать Его.

Обо всем этом должно быть хорошо известно повсеме­стно, потому что это не совершалось в каком-то «закоул­ке». Возрождение не ограничивается несколькими отда­ленными городами, но ощущается по всей стране и осо­бенно в самых больших и густо заселенных районах. Отсюда следует, что Христос совершает Свои чудеса сре­ди нас, как Он это делал в Иудее. Это возрождение про­должается значительное время, и поэтому у нас была се­рьезная возможность понаблюдать и поразмышлять о том, что происходит. Каждый, кто знает людей, которых оно коснулось, видит немало того, что отметил в Первом послании Иоанн и что показывает: это возрождение — дело рук Божьих.

Ошибки этого возрождения

Каковы ошибки этого возрождения? Были случаи, ког­да люди постуиали безрассудно. Кроме того, многие за­мечали, что в их поступках ощущаются некоторая непос­ледовательность и даже заблуждения.

Но стоит ли этому удивляться после столь долгого пе­риода апатии? На первых порах проблемы почти неиз­бежны. Создавая мир, Бог не сотворил его сразу совер­шенным. После того как Он впервые сказал «Да будет свет», еще оставалось немало несовершенства, тьмы и даже хаоса и смятения. Затем, после того как Бог начал осво­бождать Свой народ от долгого египетского рабства, мож­но было наблюдать, как ложные чудеса какое-то время смешивались с истинными, и в результате египтяне очер­ствели сердцем и стали сомневаться, что Бог действитель­но совершает Свою работу. Когда дети Израиля впервые отправились за ковчегом Божьим, после того как долгое время пренебрегали им и жили без него, они не сделали всего, что должны были сделать (1 Пар. 15:13). Когда сыны Божьи предстали перед Господом, среди них был и сата­на. Когда корабли Соломона привезли золото, серебро и жемчуг, они также привезли обезьян и павлинов. Когда наступает пора темной ночи смениться рассветом, на ка­кое-то время он сливается с тьмой, и мы не вправе ожи­дать, что солнце в один миг взойдет и засияет во всем своем полуденном блеске! Зеленый плод созревает медленно, и лишь постепенно доходит до свойственного ему совершен­ства, так же и Царство Божье, как говорит нам Христос (Мк. 4:26-29).

Отсутствие мудрости и существование заблуждений станут еще менее удивительными, если мы вспомним, что в ходе этого возрождения духовное воздействие в основ­ном пережили молодые люди. Естественно, у них меньше опыта и, кипя молодой энергией, они в большей степени склонны доводить дело до крайностей. Сатана будет дер­жать людей в оковах как можно дольше, и даже когда бу­дет близок конец его власти, он попытается подтолкнуть их к каким-либо крайностям. Так он надеется унизить Бога и нанести вред истинной религии.

Думаю, одна из причин, приведших к столь большому заблуждению, такова: во многих местах люди видят, что служители не одобряют происходящего. По этой причине они не отваживаются просить у них руководства (к чему те, собственно, призваны) и остаются без руководителей. Поэтому нас не удивляет, когда, оставшись как овцы без пастыря, люди просто сбиваются с пути! В таких обстоя­тельствах они постоянно нуждаются в сильных и мудрых руководителях.

Даже если у собрания есть служители, одобряющие воз­рождение и радующиеся ему, не следует ожидать, что слу­жители или народ точно знают, что им делать в таких чрез­вычайных обстоятельствах. Дело новое, и необходимо вре­мя и опыт, чтобы понять, как относиться к происходящему. Мы это чувствуем в нашем собрании. Нынешнее возрож­дение гораздо чище того, которое нам довелось пережить шесть лет назад; кажется, оно духовно чище, свободнее от искажений и портит его лишь незначительная несдер­жанность. Оно вызывает в душе человека глубокое сми­рение перед Богом и людьми. В одном отношении разни­ца особенно примечательна: если раньше, ощущая воз­вышенную радость и переживая опыт возрождения, люди забывали, насколько Бог выше их, и поэтому о своих новых ощущениях говорили с чрезмерной легкостью, то теперь, похоже, такой тенденции совсем не наблюдается. Напротив, их радость более торжественна и более благоговейна, как и заповедует Бог (Пс. 2:11). Это не потому, что их радость не так велика: во многих случа­ях она даже гораздо больше. Многие из нас, испытавшие сильное воздействие во время предыдущего возрождения, получили даже более возвышенный небесный опыт, чем раньше, но радость смиряет их; она сокрушает их сердца и равняет их с прахом. Говоря о своей радости, они не смеются, но исходят слезами. Те, кто раньше смеялся, ныне плачет, но все равно люди согласны, что их радость боль­ше, чище и слаще, чем была прежде. Теперь они больше походят на Иакова, который, когда Бог явился ему в Ве­филе, сказал: «Как ужасно место сие». Они подобны Мои­сею, который, когда Бог явил ему Свою славу, поклонил­ся до земли и почтил Господа.

Втор. 32:35

В этом стихе Бог грозит отмщением грешным и неверующим израильтянам. Они были Божьим народом. Они знали Божий закон и приносили жертвы за грех, которые Он определил. Они видели, как Бог чудесным образом совершает Свою работу. Одна­ко, несмотря на все это, у них не было никакой духовной проница­тельности, как сказано в 28-м стихе. Они были подобны саду, который производил одни лишь ядовитые плоды, несмотря на все усилия садовника, как сказано в двух предыдущих стихах. Из слов, которые я выбрал для своей проповеди («Когда поколеблет­ся нога их»), следуют четыре аспекта, касающиеся наказания и гибели, на которые были обречены эти грешные израильтяне.

Во-первых, они были обречены на уничтожение. Человек, стоя на скользком месте или идя по нему, всегда рискует упасть. Сама картина, которую рисует этот текст, — это картина поскользнув­шейся ноги, и такой же образ используется в 72-м псалме: «Так! на скользких путях поставил Ты их, и низвергаешь их в пропас­ти» (Пс. 72:18).

Во-вторых, они могут погибнуть внезапно, в любое время. Че­ловек, который идет по скользкому пути, всегда рискует упасть. Он не может сказать, будет ли он в ближайший миг стоять или падать, и если все-таки упадет, то это произойдет мгновенно. И об этом снова говорится в 72-м псалме: «Так! на скользких путях поставил Ты их, и низвергаешь их в пропасти. Как нечаянно при­шли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!» (Пс. 72:18-19)

В-третьих, предполагается, что они могут упасть сами, без вся­кого толчка со стороны. Человека, который стоит на скользком или идет по нему, толкать не надо: чтобы упасть, ему достаточно его собственного веса.

В-четвертых, нам дают понять, что единственная причина, по которой они еще не упали, заключается в том, что еще не пришло назначенное Богом время. Текст говорит, что когда оно наступит, их нога поскользнется. Бог не будет больше поддерживать их на скользком пути. Он позволит грешникам идти, и в тот момент, когда Он им это позволит, они упадут и погибнут.

Смысл, который я нахожу в этом тексте и соотношу с нашим временем, таков: единственное, что на какой-то миг удерживает грешников от ада, — это то, что Богу угодно их удерживать.Ког­да я говорю, что это единственная причина, я имею в виду, что Бог обладает высшей властью и, делает все, что хочет. Когда же я говорю, что так Ему угодно, я имею в виду, что ничто постороннее Его не сдерживает. Ему бы не составило труда позволить челове­ку упасть. Объясню подробнее.

1) У Бога хватит силы в любой момент ввергнуть грешни­ка в ад. Никто в нашем мире не способен противостоять Богу. Он не просто может ввергнуть грешника в ад, для Него это было бы слишком легко. Иногда земной правитель пытается покорить того, кто восстал против него, но обнаруживает, что это трудно. Быть может, мятежник построил очень мощную крепость, а быть мо­жет, у него много сторонников. Однако к Богу это не относится. Нет такой крепости, которая не пала бы под воздействием Его силы. Нет такой рати, которая могла бы Ему противостоять. Са­мое большее, что из себя представляют Его враги, — это груды мякины на пути урагана и просторы несжатых полей на пути пожирающего пламени. Нам совсем не трудно оборвать тонкую нить, на которой висит груз. Богу так же легко в любой момент, в который Он только пожелает, ввергнуть Своих врагов в пучину ада. Когда Он говорит, сама земля содрогается; неужели мы мо­жем устоять перед Ним?

2) Грешники заслуживают ада. Бог справедлив, однако спра­ведливость не мешает Ему ввергнуть грешников в ад. Напротив, именно справедливость взывает к тому, чтобы их грехи заслужи­ли бесконечное наказание. Это та справедливость, что заставля­ет говорить о «виноградной лозе Содомской» (стих 32): «Сруби ее: на что она и землю занимает?» (Лк. 13:7) Божий меч готов обрушиться в любой момент, и его удерживает только Божья воля. Божье милосердие, а не справедливость препятствует тому, что­бы нога грешника поскользнулась в этот самый миг.

3) Они уже приговорены к аду. Божий закон — это неизмен­ный закон праведности, и Он уже вынес приговор. Он гласит: «...не верующий уже осужден» (Ин. 3:18). Всякий необратившийся при­надлежит аду, и мы могли бы сказать, что это полагающееся ему наказание. Однажды Инсус сказал Своим собеседникам: «Вы от нижних» (Ин. 8:23), и именно туда они и направляются! Спра­ведливость требует, чтобы грешник был отправлен в ад, и Божье слово обещает, что такое время настанет.

4) Бог уже разгневан на них, и Его гнев не пройдет, когда они окажутся в аду. Когда грешники испытывают адские муки, это происходит потому, что Бог разгневан на них. Причина, по которой кто-то не попадает в ад уже сейчас, заключается не в том, что Бог на них не разгневан! На самом деле Бог сильнее разгневан на тех, кто еще жив и находится на земле (и даже сидит в этом собрании и слушает эту проповедь!), чем на тех, кто уже горит в адском пламени. Дело не в том, что Бога не заботит их пороч­ность; Его гнев уже направлен против них. Преисподняя уже го­това, огонь пламенеет, печь раскалена и готова их принять. Бог не «такой, как мы», что бы мы ни воображали!

5) Дьявол уже сейчас готов наброситься на них. Дьявол готов навсегда сделать их своими, как только Бог это позволит. Они принадлежат ему. Он владеет их душами, и они являются членами его царства. Писание говорит нам, что они находятся в его власти (Лк. 11:21). Бесы похожи на алчных голодных львов, которые видят свею добычу, но пока не могут ее схватить. Их сдерживает Бог, но как только Он перестанет это делать, они тот­час завладеют душами грешников.

6) Внутри у грешников — ад. Внутри любого плотского чело­века уже есть семена адского огня. В сердце каждого есть такие грехи, которые, если бы Бог не сдерживал их проявлений, вырва­лись бы наружу, как это случается с теми, кто проклят. Писание сравнивает души грешников с взволнованным морем (Ис. 57:20). Сейчас Бог Своей великой силой сдерживает их порочность, но если Он перестанет это делать, она уничтожит все вокруг. Грех — это страдание и гибель души; развращенность человеческого серд­ца беспредельна. Если бы Бог Своей всемогущей силой не сдер­живал грех, последний тотчас вверг бы душу в огненную печь, полную серы.

7) Мы находимся в опасности, даже если думаем, что это не так. Человеку подчас кажется, что у него хорошее здоровье, что никакая опасность ему не грозит, и все-таки уже в следующий миг он может войти в вечность! Он не способен разглядеть надви­гающуюся катастрофу, но это не означает, что угрозы нет. Все мы знаем об этом из истории и по опыту. Существует очень много вещей, о которых мы никогда не думали, но которые приводят жизнь человека к неизбежному концу. Необратившиеся идут над адской пропастью по гнилой доске, каждый миг рискуя туда со­рваться. Если бы Бог захотел в любой момент лишить человека жизни, то Ему, конечно же, не надо было бы прибегать к чуду, потому что и без него существует много способов это сделать! Помните: все в руках Божьих; любая болезнь, любое несчастье, смерть, — все в Его власти.

8) Никакими стараниями нельзя продлить жизнь. И сно­ва наш опыт показывает, что это так. Мудрый умирает так же легко, как глупый, и, в конце концов, никакая забота о себе не играет никакой роли. Мы знаем, что, в среднем, мудрый живет не дольше глупого. Именно об этом и говорит Писание: «Мудрый умирает наравне с глупым» (Екк. 2:16).

9) Как бы человек ни надеялся избежать ада, он не смо­жет этого сделать, если по-прежнему будет отрицать Хри­ста. Каждый, кто слышит о существовании ада, надеется, что так или иначе сможет его избежать! Быть может, он верит, что его спасет его собственная доброта. Он полагается на добрые дела, которые совершил или совершает, а может быть, надеется совер­шить нечто доброе, что спасет его от ада, в будущем. И каждому думается, что он окажется на высоте! Наверное, любой из нас слы­шал, что спасаются лишь немногие и что большинство когда-либо умерших уже отправилось в ад, но все равно думает, что преуспеет там, где другие потерпели неудачу. Он полагает, что его не пошлют в это мученическое место, и хочет в этом удостовериться!

Однако такие люди глупы, они обманывают самих себя. Вве­ряя себя своим собственным делам и планам, они вверяют себя теням. Да, большинство из тех, кто уже умер, теперь находится в аду, однако не потому, что они были глупее ныне живущих! Не потому, что они были неосторожны, и не потому, что ничего не предпринимали, чтобы избежать ада! Если бы мы могли спро­сить всех сразу, кто из них думал, что попадет в ад, когда слышал о нем, все наверняка ответили бы: «Нет, я твердо решил быть очень осторожным; у меня были такие продуманные планы; я полагал, что моей доброты достаточно, чтобы избежать ада. Но смерть пришла ко мне так внезапно! Я не ожидал ее, она пришла, как вор. Божий гнев слишком быстро обрушился на меня. Я был глуп! Пока я думал о том, что я сделаю, чтобы избежать ада, внезапная смерть завладела мной».

10) Бог не обязан еще какое-то время удерживать от ада того, кто не обратился. Он нигде не давал такого обязатель­ства. Он не обещал вечной жизни, не обещал спасти от в<

Наши рекомендации