Христос говорит о примирении

Призвав учеников разделить с Ним дар дружбы (Ин. 15:15), Иисус, стремясь показать, какая именно дружба желанна для Него и какую желал бы Он для Своих учеников, тотчас начал говорить о том совершенном единстве, в котором пребывает Он и Его Отец. Обратимся к тому, что Он сказал в Своей памятной молитве, запечатлённой в 17-й главе Евангелия от Иоанна. «Не о них же только молю, – говорит Христос, – имея в виду учеников, – но и о верующих в Меня по слову их». И далее: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Иоан. 17:20, 21).

Но что это значит – быть «в» ком-то? Если Иисус во мне, если я в Нём, если Он в Отце, а Отец опять-таки в Нём, я хочу знать, кто в ком пребывает и насколько реально моё присутствие в ком-то другом?

Многие считают, что быть в ком-то другом значит быть «в единении», «в

согласии», и нередко данный предлог так и переводится. Бог хочет столь тесного единения со Своими друзьями, что на самом деле можно было бы сказать: здесь один пребывает в другом. Все мы, конечно, обособлены в самих себе, но в то же время можем находиться в столь глубоком единении друг с другом, что будем являть как бы одно целое.

В Библии связь Отца с Сыном предстаёт как образец предельно возможного и предельного совершенного единства. «И слава, которую Ты дал Мне, Я дал им, – говорит Иисус Отцу, – да будут едино, как Мы едино» (Иоан. 17:22).

Цена примирения

Несколько раз Иисус упоминает о том, во что обойдётся Его замысел привести вселенную к миру и гармонии. Он использует слово, которое иногда переводится как «искупление» (Мф. 20:28), и затем говорит, какова его цена. «И когда Я вознесён буду от земли, – говорит Он, – всех привлеку к Себе» (Иоан. 12:32). (В данном случае Он показывает, через какую именно смерть Ему предстоит пройти.)

Итак, «всех привлеку к Себе», сказал Иисус, то есть речь идёт не только о

людях, но и об ангелах, которые, более полно осмысляя значение креста, вступают в более тесное единство с Богом. Так же думал и Павел, говоривший, что Божий замысел состоит в том, чтобы «всё небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1:10). В другом послании он поясняет, что «благоугодно было Отцу... чтобы посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив чрез Него, кровию креста Его, и земное, и небесное» (Кол. 1:20).

Мир во вселенной

Почему же вселенная нуждалась в примирительной жертве Христа? Разве существовала какая-то угроза единству, разве дружба и мир, царившие в Божией небесной семье, утратили свою полноту?

Те из нас, кто всерьёз готов отнестись к последней из шестидесяти шести

библейских книг, увидят, наверное, что 12-я глава Откровения описывает войну, разразившуюся на небе. На всём протяжении своего повествования, от Книги Бытия до Книги Откровения, Библия говорит о причинах и последствиях этой войны, а также о том, почему, дабы одержать в ней победу и навеки утвердить мир, Христу пришлось пострадать и умереть.

До того как она началась, в Божией семье царило единство. В ту пору все дети Божии доверяли друг другу, и все доверяли своему Небесному Отцу, а Он, в свою очередь, мог без опасений верить им. Мы же знаем, что там, где царит взаимное доверие и где каждый достоин его, торжествует полнота мира и гармонии.

Но что же случилось?

Однако недоверие всё-таки заявило о себе и даже вылилось в открытый мятеж и войну. На место единения и мира пришли разобщенность и противоборство. Грех вторгся в мир, а грех – это беззаконие и бунт, поясняет апостол Иоанн (1 Иоан. 3:4). Грех – это утрата веры и доверия, вторит ему Павел (Рим. 14).

Цель плана спасения состоит в том, чтобы восстановить утраченное доверие, положить конец мятежу и таким образом вновь привести всё мироздание к единству. В этот план вовлечены все дети Божии.

Кого-то, наверное, разочарует, а может быть, даже и оскорбит, что Христос умер не только за них. Но ведь наше спасение бессмысленно, если Бог не одержит победу в этой войне и не восстановит мир в Своей семье. Разве захочет кто-нибудь из нас вечно жить во вселенной, которую раздирает война?

Без этого более широкого осмысления борьбы, в которую вовлечена вся вселенная, нам будет трудно понять слова Павла о том, что Иисус пролил кровь, дабы принести детям Божиим мир, примирение и единство как на небе, так и на земле. Но если же мы должным образом осмыслим и примем эту войну и всё, что с ней связано, мы обретём более широкий взгляд на крестную смерть и божественный план спасения.

Единство, которого желает Бог, нельзя породить силой или страхом. Мы

знаем, что в ходе человеческой истории многие тираны пытались поддерживать его жестокостью и устрашением, однако насильственное единообразие длилось недолго. Достаточно взглянуть хотя бы на то, что произошло во многих странах в последние годы.

О единстве, которое желанно Богу, в Новом Завете сказано, что оно – «единство веры и познания Сына Божия» (Еф. 4:13). Вполне естественно, что люди, которые, любят одного и того же Иисуса, которые доверяют одному и тому же Богу и Христу, вполне естественно, повторяю, что они будут тянуться друг ко другу. Одна и та же истина о Боге, освободившая их от тирании страха, соединит их самыми прочными узами. Друзья Бога, который Сам предстаёт как Друг, будут радоваться единящей их дружбе.

Именно здесь весьма важно понять значение креста. Там, где страх, там нет дружбы и единства. Голгофа учит, что Бога не надо бояться. Когда Он говорит «будь моим другом», Он не говорит «будь Моим другом, или Я сурово тебя накажу, а может быть, даже предам смерти». Разве вы говорите что-либо подобное своим друзьям, особенно если и впредь хотите поддерживать с ними дружбу? А ведь только она и составляет цель и смысл примирения.

Наши рекомендации