Борьба с фальсификацией научного атеизма

Одной из важных задач атеистической теории является борьба с фальсификацией и извращением сущности марксистско-ленинского атеизма.

Атаки на основные положения научного атеизма в современной теологической и буржуазной литературе становятся все более настойчивыми и изощренными. За рубежом издается огромное количество книг, в которых ставятся под сомнение исходные атеистические принципы, много говорится об «антигуманном» характере атеистического воспитания, о «разрушении» атеизмом

духовных ценностей и даже о несовместимости пропаганды атеизма с соблюдением прав человека.

Основные приемы извращения научного атеизма буржуазными и клерикальными идеологами. В современной критике марксистского атеизма можно выделить такие приемы. Во-первых, существуют концепции огульного отрицания атеизма. Сторонники этой точки зрения заявляют об отсутствии у атеизма глубоких идейных корней, объявляют его «аномалией», вызванной неразвитостью врожденного религиозного чувства. По их мнению, атеистами становятся люди, утратившие возможность познания многообразия духовных явлений, лишенные религиозного чувства и способности к образному восприятию действительности. Тем самым атеизм как бы связывается с определенной неполноценностью или внутренней порочностью человека. Следует отметить, что подобная грубая критика атеизма не имеет большого числа сторонников и не считается эффективной даже современными теологами и буржуазными религиоведами.

Во-вторых, буржуазная и теологическая критика атеизма ставит своей целью извратить предмет, сущность и содержание научного атеизма. Признавая бесспорные успехи воздействия атеистических идей на широкие круги верующих и неверующих, авторы таких доктрин пытаются доказать, что атеизм не наука, а политическая концепция. В этой связи активно пропагандируется теория «политического атеизма». Ее сторонники утверждают, что атеизм не связан с философией К. Маркса и всецело обусловлен логикой политической борьбы. Выступив против сложившейся системы общественных отношений своего времени, К. Маркс якобы подверг критике религию и церковь лишь потому, что они стояли на страже существующих политических и социальных порядков. Нетрудно заметить, что суть концепции «политического атеизма» сводится не только к извращению смысла и содержания марксистского атеизма, но и к оправданию религии.

В-третьих, ряд теологов и буржуазных философов предпринимают попытки доказать, что атеизм — это якобы «эрзац-религия», в которой вера в сверхъестественное заменена верой в «законы истории», в «бесклассовое будущее общество». Эти «критики» не желают или не могут понять, что марксистское учение не имеет ничего общего с догматами, основанными на слепой вере,

а представляет собой вывод из общественной практики и науки.

Фальсификаторы научного атеизма стремятся доказать, что он якобы формирует мировоззренческий индифферентизм, воспитывает у человека приверженность к материальным интересам и безразличие к духовным. Атеизм объявляется псевдонаукой на том «основании», что он будто бы отвергает не религию в ее подлинном значении, а неправильно понимаемую, ложную религию. В итоге пропагандируется несостоятельная идея о том, что атеизм не содержит позитивных идеалов и ценностей. Попытки лишить атеизм его позитивного содержания, представить жизнеутверждающее мировоззрение как бы лишенным ценности направлены на упрочение религии и сохранение ее влияния на массы.

Таковы основные буржуазные и теологические приемы борьбы с атеизмом.

Фальсификация марксистского атеизма тесно связана с современной идеологической борьбой. Буржуазная и теологическая критика марксистского атеизма имеет своей целью подорвать идейную убежденность трудящихся масс, посеять сомнение в истинности марксистско-ленинского учения. Но эти попытки не в состоянии остановить развитие атеистической мысли и ее всевозрастающее воздействие на массы, о чем свидетельствуют отход от религии и церкви не только рядовых верующих, но и священнослужителей и в то же время усиленная работа церкви по приведению богословия в соответствие с современным уровнем «мирского» общественного сознания.

Борьба с научным атеизмом ведется апологетами религии путем извращения его сущности, задач и целей. Нередко современному научному атеизму приписываются недостатки и ограниченность старого, домарксовского атеизма, односторонность просветителей или нигилизм вульгарных материалистов.

ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНОГО АТЕИЗМА

XXVII съезд КПСС уделил большое внимание идеологической работе и ее значению в формировании научного мировоззрения9. Не последнюю роль в ней играет

9 См.: Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986. С. 89.

атеистическое воспитание. В этой области воспитательной деятельности принципиальное значение имеет связь идеологической работы с жизнью. Сведение атеистической пропаганды к абстрактному просветительству и беспредметной словесности, облегченность в оценке реального положения дел, игнорирование сложности и противоречивости процесса атеистического воспитания серьезно ослабляют эффективность идейно-воспитательной работы.

Начертанная съездом программа утверждения нового стиля идеологической деятельности, обеспечивающего успешное решение грандиозных задач развития социалистического общества, требует поставить в центр внимания конкретного человека, понимание им переломного характера переживаемого момента, создание творческой атмосферы во всех областях жизни, усвоение каждым человеком передовых идей и взглядов. Но в Политическом докладе съезду подчеркивалось, что сами по себе идеи, как бы притягательны они ни были, еще не формируют автоматически целостного и активного мировоззрения, если не сопряжены с социально-политическим опытом масс. Они должны находиться в неразрывной связи с непосредственным участием трудящихся масс в социально-политической практике, в творческой созидательной деятельности, в совершенствовании общественных отношений. Это положение съезда имеет принципиальное значение для организации и проведения атеистического воспитания, преодоления пережитков прошлого, консервативных обычаев и традиций. Оно нашло отражение в новой редакции Программы КПСС, неоднократно обсуждалось на Пленумах ЦК КПСС, сформулировано в ряде постановлений ЦК КПСС по идеологической работе.

Марксистско-ленинский атеизм является надежной теоретической основой практической деятельности по атеистическому воспитанию, формированию представлений о мире «без всяких посторонних прибавлений» (Ф. Энгельс). Он позволяет правильно понять социальную природу религии, особенности ее воздействия на сознание человека и на этой основе верно оценить всю опасность использования религиозной идеологии в ущерб интересам общества и личности. Так, например, четкая мировоззренческая позиция в отношении идеализации религиозных пережитков в произведениях литературы и искусства, в научных исследованиях и различных

публикациях способствует интеллектуальному и нравственному возвышению личности, обогащению ее духовного мира, ее вовлечению в творческую преобразовательную деятельность.

Марксистско-ленинскому атеизму принадлежит важная роль в современной идеологической борьбе. XXVII съезд КПСС указал на необходимость активного противодействия антисоветским провокациям и идеологическим диверсиям империализма, в числе которых одно из важных мест отводится фальсификации научных основ политики Коммунистической партии и Советского государства по отношению к религии, церкви и верующим. Разоблачая идеологические диверсии буржуазных пропагандистов, раскрывая подлинную сущность использования ими религиозных проблем в целях, враждебных нашему народу, научный атеизм помогает воспитанию у советских людей высокой политической сознательности и четкой классовой оценки целей, назначения и направленности идеологических диверсий империализма.

Изучение научного атеизма в высших и средних специальных учебных заведениях, в системе политического образования и в университетах культуры способствует улучшению профессиональной и общемировоззренческой подготовки специалистов, повышению их идейно-теоретического уровня и воспитанию высоких гражданских качеств. Перестройка высшего и среднего образования, индивидуальный подход в обучении, развитие творческих способностей молодежи несомненно сыграют важную роль в улучшении подготовки специалистов высшей квалификации по научному атеизму и, следовательно, в совершенствовании всей атеистической работы в стране в свете современных требований.

Раздел первый

Наши рекомендации