Мятеж. Революция. Религиозность.

Мятеж. Революция. Религиозность.

Ошо

"Я люблю озадачивать людей и наживать себе врагов; не друзей, а именно врагов - это моя политика... Все зависит от того, как и насколько ты понимаешь происходящее..."

Для того, чтобы ни к чему не стремиться и ничего не искать, люди перестают размышлять, - пусть за них это делает кто-то другой! Совершенно не подозревая, что те, кто провозглашает моральные кодексы, нравственные нормы и регулирует наш образ жизни, придумали этот бред, устав от размышлений.

Помните закон Мода? - "Вывод - это обрывок мысли, мелькнувший в тот момент, когда вы устали думать."

Если кто-то неожиданно разбудит тебя среди ночи и спросит: "Кто ты?" - тебе понадобится некоторое время, чтобы вспомнить, кем ты считал себя перед сном. Ты не знаешь, кто ты; твое имя - лишь метка, которую на тебя поставили. Это не ты. "Куда ты идешь?" - ты не знаешь. У тебя нет билета с указанием станции назначения, где выходить. Тебе остается лишь надеяться, что кто-нибудь в нужный момент тебя подтолкнет или твоя станция окажется конечной, на которой выйдут все.

Но зачем, в таком случае, ты путешествуешь? Не знаешь. В нынешнем состоянии незнания тебе никуда не попасть. И ничего не найти. Твоя жажда свободы - фикция, потому что ты не знаешь, что такое свобода. Для кого ты просишь свободы?

Существуют два вида знания. Одно - заимствованное из книг, от учителей, родителей, окружения и общества, в котором живешь. Неосознанно ты пропитываешься всем этим знанием. Но это не знание в том смысле, который подразумевает гностицизм, или самопознание. Это суррогат истинного знания, это тормоз на пути истинного знания. Истинное знание - это познание истины, любви, сострадания, главного, что есть в жизни человека - самого себя.

# 1. Искусство свободы
# 2. Реформа, революция и мятеж - "три кита" человеческой эволюции
# 3. Священники и политики - паразиты власти
# 4. Христианство и коммунизм - внебрачные сыновья Псевдоспасителя
# 5. Диктатура
# 6. Свобода - это не распущенность
# 7. Эволюция сознания ведет к исчезновению общества
# 8. Терроризм - клокочущий внутренний вулкан насилия
# 9. Революционеры в действительности не бунтари
# 10. Медитация реализует утопию на земле
# 11. Пребудь в мире - или обрети целостность
# 12. Мятеж - это ответ "ДА"
# 13. Гностицизм - основа религиозного мятежа
# 14. Мятежный дух
# 15. Анархизм и сознание
# 16. Вред компромисса
# 17. Религиозность и мятежность - два названия одного опыта
# 18. Медитация - единственное бескорыстное деяние
# 19. Одно семя может озеленить всю планету
# 20. Я принадлежу вечности, вы тоже
# 21. Будьте реалистами - планируйте чудо

# Об авторе

~~~~~~~~~~~~~~~~~

Искусство свободы

Учитель, когда я размышляю о свободе, то либо пытаюсь убежать от чего-то, либо стремлюсь к чему-то другому. Расскажите о свободе в широком понимании.

Свобода от обыденна, повседневна. Человек всегда пытался от чего-то освободиться. Это не созидание. Это негативный аспект свободы.

Свобода для созидательна. У тебя есть мечта, которую ты хочешь материализовать, и для этого тебе нужна свобода.

Свобода от всегда связана с прошлым, свобода для всегда связана с будущим.

Свобода для - это духовное измерение, потому что ты движешься в неведомое и, возможно, когда-то войдешь в непознаваемое. Свобода для дает тебе крылья.

В лучшем случае свобода от снимет с тебя оковы. Но это не всегда идет на пользу - и вся история мира ярко об этом свидетельствует. Люди никогда не задумываются о втором виде свободы, о свободе для. Они всегда думают лишь о первом виде, о свободе от, так как им не хватает проницательности и дальновидности. Свобода от видима: кандалы на ногах, оковы на руках. Люди хотят сбросить с себя оковы, но что потом? Что ты намерен делать, когда твои руки освободятся? Ведь ты можешь даже пожалеть, что так рвался к долгожданной свободе от.

Оглянись на мир: страны освободились от британской, испанской, португальской колонизации, но люди в этих странах стали жить намного хуже, чем во времена порабощения.

Свобода от рабства попросту создает хаос.

Вся моя семья участвовала в борьбе Индии за свободу от Британии. Все мои братья сидели в тюрьме. Их образование прервалось. Никто из них не окончил университет, потому что перед экзаменами их арестовали. Четыре года они провели за решеткой. А потом было слишком поздно снова начинать учебу в университете, и все они стали пламенными революционерами. В тюрьме они общались с вождями революции; после этого всю свою жизнь они посвятили революции.

Я был еще маленьким, но часто спорил с отцом и дядьями: "Я понимаю, что рабство ужасно. Это унизительно, негуманно. Раб перестает ощущать себя полноценным человеком, это деградация. С рабством надо бороться. Но я хочу вас спросить: что вы будете делать, когда перестанете быть рабами? Совершенно понятно, что такое свобода от рабства, и я двумя руками голосую за такую свободу. Но я хочу знать и четко представлять, что вы намерены делать со своей свободой?"

"Вы знаете, как жить в рабстве. Но знаете ли вы, как жить на свободе? Когда вы живете в рабстве, то подчиняетесь установленному сверху определенному порядку, иначе вас сломают, уничтожат, убьют. Но знаете ли вы, что, став свободными, вы сами станете ответственными за сохранение порядка? Никто не будет вас убивать, но никто не будет за вас отвечать - вам придется взять на себя ответственность в полной мере. Спрашивали ли вы своих вождей, для чего нужна свобода?"

Я никогда не получал ответов на свои вопросы. Они говорили: "В настоящий момент мы боремся за свободу от рабства; придет время, и мы позаботимся о том, что делать с этой свободой".

Я говорил: "Это не научный подход. Если вы рушите старый дом и если вы разумные люди, то у вас должен быть план строительства нового дома. Правильнее было бы подготовить фундамент для нового дома, прежде чем ломать старый дом. Иначе вы окажетесь вообще без дома.

У нас часто останавливались главные вожди индийской революции - и с ними я тоже постоянно спорил на эту тему. Но ни разу ни один пламенный вождь индийской революции не ответил мне на вопрос, что он же он собирается делать со свободой.

Пришла свобода. Индусы и мусульмане начали миллионами убивать друг друга. Во время колонизации британские вооруженные силы следили за порядком; теперь британцев не было, и на всей территории Индии вспыхнули восстания. Жизнь каждого человека висела на волоске. Горели города, горели поезда, а людям не позволяли выпрыгивать из этих поездов.

Я говорил: "Как странно. При рабстве этого не было, это началось после обретения свободы. А причина проста: вы не хотели думать о том, для чего вам нужна свобода".

Страна разделилась на два лагеря. Но это никого не заботило. В стране воцарился хаос. Люди, которые пришли к власти, обладали определенной квалификацией: они умели подрывать мосты, жечь тюрьмы и убивать людей. Эта квалификация не имела ничего общего с умением строить новую страну. Вожди революции боролись, победили, и в их руки перешла власть. Но это были не те руки.

Ни одному революционеру нельзя доверять власть, потому что он знает, как устраивать диверсии, он умеет разрушать, саботировать, уничтожать, но он не умеет созидать. Его следует чтить, уважать и давать ему золотые медали - но не власть.

Необходимо найти людей, которые умеют созидать, но это будут те люди, которые не принимали участия в революции.

Это очень тонкий вопрос. Творческие люди во все времена заняты созиданием, - их не интересует, кто правит страной. Кто-то же должен руководить страной, а британцы или индийцы - какая разница? Они занимаются созидательным трудом и направляют свою энергию в творческое русло. Поэтому они не становятся революционерами и не заслуживают революционных чинов.

Именно поэтому революционеры не позволяют им руководить страной и не отдают власть. Творческие люди - ренегаты. Они не участвуют в революции, так можно ли им передавать власть?

Все революции, которые известны истории, не удавались по одной простой причине. Люди, совершавшие революции, обладают одними качествами, а люди, которые могут строить новую страну, создавать нацию и воспитывать ответственность в людях, должны обладать совсем другими качествами. Это совсем другие люди, они не участвуют в разрушении, уничтожении, убийствах. И они не могут прийти к власти. Власть попадает в руки тех, кто сражался. Поэтому каждая революция изначально обречена.

Вы должны четко понять, о чем я говорю. У каждой революции есть два аспекта: от и для. поэтому должно быть два вида революционеров. Одни должны работать на первый аспект революции - на свободу от, а когда они закончат свою работу, к делу должны подключаться те, кто будет работать на второй аспект революции - на свободу для.

Но тут возникают большие трудности. Кто с ними справится? Каждый революционер жаждет власти. Когда революционеры торжествуют победу, им принадлежит власть, и они не желают ее отдавать. А в стране воцаряются хаос и разруха. И с каждым днем страна опускается все ниже и ниже в пучину разногласий.

Вот почему я учу вас не революции; я учу вас мятежу.

Революция - это удел толпы; мятеж - это дело личности, индивидуальности.

Когда человек становится мятежным, он меняется. Его не волнует власть. Он изменяет свою сущность, дает в себе рождение новому человеку. В этом внутреннем мятеже участвуют оба вида революционеров, потому что многое нужно разрушить, но и многое нужно создать.

Диктатура

Учитель, я всегда делал в жизни то, что мне велели. Сейчас я чувствую, что с меня хватит, я сыт этим по горло... Но кто я такой, чтобы знать, как поступать? Кстати, я немец.

Всех диктаторов в мире порождали мы сами, потому что мы хотим, чтобы кто-то другой указывал нам, что делать. Это объясняется просто. Когда тебе кто-то говорит, что делать, ты не несешь никакой ответственности за свои поступки и не думаешь, поступаешь ли ты хорошо или плохо. Ты свободен от ответственности, тебе не приходится вообще об этом думать; тебе не надо ни о чем волноваться. Вся полнота ответственности лежит на человеке, который указывает тебе, что и как делать.

Такие люди, как Адольф Гитлер, Иосиф Сталин или Рональд Рейган, поднялись так высоко не из-за своих выдающихся способностей. Они заняли свои высокие посты потому, что миллионы людей хотят, чтобы им говорили, что делать... Если им не диктовать, что делать, они полностью теряются. Мы сами создаем диктаторов.

Адольф Гитлер был практически сумасшедшим, но его боготворила нация, одна из самых великих и интеллигентных наций в мире, которая дала миру выдающихся философов, мыслителей, теологов и даже в нашем веке родила Мартина Хайдеггера - на мой взгляд, величайшего философа столетия.

Кажется почти непостижимым, чтобы такой человек, как Мартин Хайдеггер, был последователем Гитлера и поддерживал этого маньяка. Я читал труды многих философов мира; Мартин Хайдеггер кажется мне гением, он проявляет поразительную оригинальность в подходе к проблемам, исследуя их с совершенно разных точек зрения. Я задумался: какая причина могла толкнуть Хайдеггера в объятия Гитлера? Почему вся нация единодушно поддерживала психически больного человека? А все дело в том, что никто не хочет брать на себя ответственность. Но в тот момент, когда ты снимаешь с себя ответственность, считая ее бременем, которое уж лучше пусть тащит кто-то другой, ты теряешь собственную индивидуальность, а еще ты утрачиваешь свободу.

Твоя ответственность неотделима от твоей свободы, от твоей индивидуальности. Как только ты перекладываешь бремя ответственности на чужие плечи, ты превращаешься в ничтожество. Хотя теперь никто не обвинит тебя в том, что ты поступил неправильно. Не важно, что ты потерял при этом свою душу.

Люди осуждают диктаторов, но никто не задумывается о психологии этого феномена, о том, как появляются диктаторы и кто их создает. Мы. люди, сами их создаем, и создаем их в надежде, что они возьмут на себя ответственность. Но мы не понимаем, что вместе с ответственностью уходит наша свобода, наша индивидуальность, наше свободомыслие и свобода слова - все уходит.

Мы теряем свою душу, когда отдаем ответственность в чужие руки. А люди, которым нравится господствовать и диктовать, - это психически больные люди.

Так что возникает странная ситуация. Люди хотят избавиться от ответственности, и, естественно, находится небольшое количество людей, которые готовы взвалить на себя эту ответственность и при этом лишить вас свободы. Они лишают вас всех прав, вашей индивидуальности; этими людьми движет единственное страстное желание: им нужна власть. Эта безумная жажда власти всех устраивает и оказывается очень кстати. По-видимому, есть определенная синхронистичность между теми безумными людьми, которые хотят избавиться от ответственности, не понимая, что при этом они утрачивают свою душу, и другими безумными людьми, которые любят в этом мире лишь одно - власть.

Я хочу, чтобы люди были абсолютно свободны, ответственны, обладали живым умом и знаниями; чтобы они не позволяли никому властвовать над собой и никогда ни над кем не властвовали сами. Тогда общество основывалось бы не на идеологии диктатуры, а на фундаментальных принципах высшей свободы.

А если свобода - это высшая цель, то свобода должна стать и вашим первым шагом на пути к высшей цели, ибо к цели приходит тот, кто когда-то решается сделать к ней первый шаг. Так не бывает, чтобы человек всю жизнь делал то, что ему велят, а потом вдруг стал просветленным. Это просто невозможно.

Вам придется взять на себе всю полноту ответственности за все, что вы делаете в этой жизни. И вам придется расти и развиваться, расширять свое сознание и осознание с тем, чтобы вы совершали в своей жизни только праведные поступки, чтобы все, что вы делали, вносило гармонию в мир и помогало людям.

Такое общество будет собранием, а не толпой; братством, а не конвейером. В таком обществе у каждого индивида будут равные возможности стать тем, кем он хочет стать. Я направляю все свои усилия на то, чтобы объяснить вам: не позволяйте никому вмешиваться в вашу жизнь. Естественно, это трудно, но только не увязайте в своем немецком происхождении: это разновидность психической болезни. Мир и так прошел через две мировые войны из-за немцев.

Не надо слишком переживать, что вы можете сделать что-то неправильно. Всегда хорошо, когда ты порой ошибаешься. Главное, не повторять старые ошибки. Лучше совершать новые ошибки, делая что-то новое. Всегда находитесь в состоянии поиска. Не останавливайтесь, стремитесь к новизне. Ошибки совершенно необходимы, иначе вы ничему не научитесь.

Каждый из вас должен понять: никто не несет за вас ответственность. И вы ни о чем никого не должны спрашивать. Даже если делаете что-то не так, есть знаменитый закон Стюарта, который гласит: "Легче получить прощение, чем разрешение". Есть еще один закон, который вы должны всегда помнить, но это опасный закон, поэтому никогда ему не следуйте. Это закон Джейкоба: "Ошибаться - это по-человечески. Винить в неудачах других - еще больше по-человечески".

Никогда так не поступайте, никогда! Ошибаться - это по-человечески, но называться человеком может тот, кто совершает ошибки и принимает на себя всю полноту ответственности. Не трать время на размышления, что делать, просто делай! Вспомните закон Паркинсона: "Отсрочка - самая страшная форма отказа".

Не медлите. Делайте то, что считаете правильным в конкретной ситуации. Делайте то, что считаете близким по духу. Поймите: суть не в том, чтобы вы постоянно что-то делали, цель жизни - не действие. Бытие - вот цель жизни. Действие - это лишь опора для выживания, потому что оно помогает вам найти свою сущность. Так что не ждите, чтобы кто-то другой вам указывал, что делать.

Но за все прошедшие столетия человеческой истории мы только тем и занимались, что ждали указаний. Мы всегда оглядывались на политиков, священников, невротиков, объявлявших себя пророками, сынами Божьими, посланниками Господа...

Все пророки и посланники Божьи заурядны. Священные писания даже не могут считаться великой литературой, - это третьесортная журналистика, не более того. Но при этом они устанавливают законы, правила и предписания, а люди соглашаются со всей чепухой, которая в них написана, чтобы не искать и не стремиться найти истину самим. Чтобы ничего не искать, люди даже перестают размышлять - пусть за них это делает кто-то другой! "Пророки", которые дают вам моральные кодексы, нравственные нормы и регулируют ваш образ жизни, придумали весь этот бред, устав от размышлений. Ведь закон Мода гласит: "Вывод - это обрывок мысли, мелькнувший в тот момент, когда вы устали думать". Все выводы, которые сообщают вам пророки - не что иное, как обрывки мыслей усталого ума.

Вот вам прекрасная иллюстрация. Совсем недавно я читал один рассказ. Я читал его с интересом, потому что в нем говорилось, почему Моисей водил евреев по пустыне целых сорок лет. Мне было любопытно, какое объяснение предложит автор. А суть его свелась к тому, что в начале исхода Моисей потерял четвертак, а потом хватился и начал его искать; на поиски ушло сорок лет. Причем никто не знает, нашел он его или нет; я думаю, что нет.

Люди, за которыми вы следуете, это великие люди, великие в своих неврозах. Следующее правило все вам объяснит. Это правило Вупа относится к пьянству, но оно дает вам представление обо всем остальном: "Я всегда пью стоя, потому что всегда легче сесть, когда напился стоя, чем встать, когда напился сидя".

Сторонитесь таких мыслителей. Они достаточно долго повелевают умами человечества, диктуя ему свои законы. Встаньте на ноги и расправьте плечи. Помните, что вы - одни, что нет никакого Бога, никаких посланников, нет никакого диктатора. Вы должны сами решать, как жить. Это ваша жизнь, и вы должны прожить ее самостоятельно. Только тогда вы сможете превратить жизнь в праздник. Иначе она будет обременена грузом правил и норм, с которыми невозможно улыбаться и танцевать.

А теперь давайте я расскажу вам анекдот. Я только немного боюсь, что вы немец и он до вас не дойдет. Говорят, когда рассказываешь анекдот англичанину, он смеется дважды: первый раз сразу, из вежливости, а второй - в середине ночи, когда до него доходит. Немец смеется лишь один раз, потому что смеются все. А если рассказать анекдот еврею, он вообще не засмеется, а скажет, что это старый анекдот с длинной бородой и ты рассказываешь его неправильно.

Так вот:

Священник и пьяный водитель автобуса попадают на порог жемчужных ворот рая, где их встречает Святой Петр.

"Я деревенский священник, и хочу, чтобы меня пустили в рай", - говорит священник.

"А я деревенский водитель автобуса, но тоже хочу попасть в рай", - говорит пьяница.

"Ладно", - отвечает Святой Петр. - "Вам, господин священник, придется несколько лет подождать, а вы, господин водитель, входите сразу".

"Как же так?", - обиженно восклицает священник. - "Я каждое воскресенье усердно молился в церкви и учил людей, как надо молиться и как быть хорошими. А он обычный пьяница".

"Видишь ли", - отвечает ему Святой Петр, - "когда ты молился, все вокруг спали. А когда он вел автобус, все молились, как сумасшедшие".

"Приглашение", занятие 10,
26 августа 1987 г.

Мятежный дух

Учитель, почему такое огромное количество людей теряет индивидуальность, обезличивается, утрачивает ответственность, проницательность и здравомыслие, когда становится частью группы? Не означает ли это, что мятежный дух всегда обречен на одиночество?

В сущности, мятежный дух - это ощущение собственной индивидуальности и абсолютная свобода от любой разновидности психологического рабства. Это бунт против того, что тебя сделали винтиком в колесе; это бунт против массового сознания. Сознание толпы - это самая низшая форма сознания. Такое сознание обладает минимальной чувствительностью, минимальной способностью понимать, минимальной любовью, минимальной жизнью. Это выживание, а не жизнь, потому что в ней нет праздника.

Толпа никогда не хочет, чтобы в ней кто-то выделялся, проявлял свою уникальную индивидуальность. Это ранит сознание толпы. Уникальная личность - это всегда унижение для толпы, потому что напоминает людям из толпы о том, кто они есть и кем могли бы быть. Присутствие уникального человека заставляет их задуматься о том, что они проглядели, и понять, что они проглядели свою жизнь. Они не могут простить личности собственное обезличивание, хотя эта личность не причинила им никакого вреда. Человек, обладающий индивидуальностью, всегда служит человечеству, он несет миру красоту, привносит больше поэзии в жизнь, заставляет звучать песни в душах людей. Он - соль земли.

Все, что представляет собой человек, все, что есть великого в человеке, появилось благодаря вкладу небольшого количества людей, которые сохранили собственную индивидуальность. Но толпа это не прощает; толпа может простить преступников, толпа может простить убийц, она может простить политиков, она может простить кого угодно в этом мире, но не человека, который обладает индивидуальностью и не является частью коллективного разума.

Вы спрашиваете, почему такое огромное количество людей теряет индивидуальность, обезличивается, утрачивает ответственность, проницательность и здравомыслие, когда становится частью группы?

Когда вы становитесь частью группы, толпы, массы, коллектива, вы капитулируете; вы думаете: "Существует лишь группа, меня больше нет, я растворяюсь в этой группе". Так вы уничтожаете свою индивидуальность. Вы обезличиваетесь. Теперь вы начинаете думать так, как думает группа, жить так, как живет группа. Вы становитесь послушным, подобострастным, услужливым, - короче говоря, вы становитесь идеальным рабом. Чем идеальнее вы исполняете свои функции раба, тем большего уважения заслуживаете в толпе, в группе или в коллективе, к которым принадлежите. Коллектив уважает тех, кто жертвует ради него собой.

Да, ваше эго получит удовлетворение. Когда вы приносите в жертву здравомыслие, способность чувствовать, ответственность, собственную индивидуальность и становитесь "винтиком", который никогда не скажет "нет" и всегда подчиняет свои интересы интересам группы, вы тешите собственное эго.

Мятежник должен сохранять индивидуальность. Это не значит, что он не должен ни с кем дружить, не должен никого любить, не может ни с кем общаться. Это означает, что он любит, не теряя своей индивидуальности, не теряя своей свободы. Он может примкнуть к группе, давая ей понять: "Я не подчиняюсь ни группе, ни кому бы то ни было. Я присоединяюсь к вам, но сохраняю собственную индивидуальность, свободомыслие, право выбора. Я уважаю вас и рассчитываю на уважение с вашей стороны; я не считаю себя вашим рабом и не считаю вас своими рабами. Мы - друзья". Однако история не знает группы, которая бы приняла такие условия.

Но я об этом мечтаю, я на это надеюсь, потому что все религиозные, политические и общественные группы всегда подавляют отдельную личность. Я бы хотел, чтобы в мире появились общины, питающие и поддерживающие личность. Такая группа не обладала бы собственной душой, ее душа принадлежала бы личности. Такая группа существовала бы для личности, а не наоборот. Личность не должна приноситься в жертву группе.

Но до сих пор только личность приносится в жертву группе. Если ты христианин, значит, ты существуешь ради христианства, а не христианство существует ради тебя. Если ты индуист, то существуешь для индуизма, а если возникнет необходимость умереть, ты должен умереть за индуизм. Сам же индуизм ничем тебе не обязан, он для тебя не живет и он за тебя не умрет. Простые слова, идеологии, фикции уничтожают реальность. Индивидуальная самобытность - вот единственная реальность, венец творения, вершина эволюции на ее современном этапе.

Вот почему я учу вас мятежу. Это не означает, что мятежники не должны иметь друзей, что они не могут жить в общинах, что все они должны быть отшельниками, жить в уединенных гималайских пещерах в полном одиночестве. Я хочу не этого. Я хочу изменить систему. Общество должно существовать ради индивидуума, тогда общество никому не принесет вреда.

Оно должно оказывать помощь индивидууму, быть питательной средой для его развития, самопознания, расширения сознания, повышения способности чувствовать. И давать каждой личности достаточно пространства и территории для жизни.

Прошлое было безобразным. Даже в маленьких ячейках общества, даже в семьях человеческая индивидуальность всячески подавляется. Два человека создают семью - и тут же их личности лишаются свободы. Их индивидуальность под угрозой. Их свободомыслие под угрозой. За долгие тысячелетия мы привыкли обладать друг другом как собственностью. Свобода осталась лишь красивым словом; поэты пишут о ней стихи, фантазеры о ней мечтают, но реальность остается тошнотворно рабской.

Том задумал жениться и написал отцу письмо, спрашивая у него совета. В ответ отец ему написал: "Я не могу тебе передать, как я счастлив, узнав о твоем намерении жениться. Брак - это самое прекрасное, что есть в жизни человека. Он дарует ощущение блаженства и счастья".

"Когда я смотрю на твою дорогую матушку, я с гордостью понимаю, какими замечательными и значительными были те годы, которые мы с ней прожили. Обязательно женись, дружок. Мы тебя благословляем. Это будет самый счастливый день в нашей жизни. Целую. Твой папа".

"P.S. Твоя мать только что вышла из комнаты и устроила скандал - не вздумай жениться, кретин".

Вот так устроена наша жизнь. Все люди стремятся поработить друг друга, а в состоянии рабской зависимости начинает исчезать самое главное: ответственность, свободомыслие, способность чувствовать, индивидуальное своеобразие. А брак - это самая маленькая группа, которая состоит из двух человек. Группы становятся все больше и больше. Чем больше группа, тем больше вы утрачиваете себя.

А ведь есть еще государства, есть великие религии. В мире живет семьсот миллионов католиков. Как только вы становитесь католиком, или, что еще печальнее, если вы рождены католиком у вас автоматически связаны руки, вы автоматически лишаетесь возможности развиваться. Вам со всех сторон подрезают крылья, вас всеми возможными способами низводят до состояния раба, винтика. Потому что если вам предоставить свободу, тут же возникнет опасность, что вы не захотите стать католиком. И, возможно, будете даже выступать против католицизма.

Маленький ученик громко плакал, и учитель его спросил: "Что случилось, Джонни? Ты никогда так громко не плакал. Кто-то умер?"

"Хуже. Моя собака родила семь щенков, а когда я спросил этих щенков: "Вы католики?", - все они закивали головой. Я был так счастлив".

"Так почему же ты плачешь?"

"Сегодня у них раскрылись глаза, и когда я снова их спросил: "Вы католики?", - они начали переглядываться и не ответили".

Надо быть слепым, чтобы стать католиком, мусульманином, индуистом, буддистом. Если твои глаза открылись, ты не можешь оставаться жертвой предрассудков, суеверий, всевозможной лжи, продолжая верить в фикции, когда твой разум восстает, не верит и сомневается. Церковь всегда требует, чтобы ты не сомневался, дескать, сомнение - величайший грех. Но разум не способен развиваться, если он не сомневается, если он во всем уверен. Естественное состояние разума - сомневаться, только тогда он развивается. Когда ты просто веришь, разуму нет нужды развиваться: ради чего и зачем? Не к чему стремиться и нечего искать, ты просто должен верить священнику и держать глаза закрытыми. Так было всегда, но пора положить этому конец. Слепота не должна быть вечной.

Тот, кто понимает, о чем я говорю, видит, что здесь это уже происходит. Тебе никто ничего не диктует, тебе не навязывают дисциплину, никто тебе не говорит, что правильно, а что неправильно. Из-за этого меня осуждают во всем мире. Возможно, ни одного человека не осуждали столь яростно, столь агрессивно и с таким планетарным размахом.

А в чем мое преступление? В том, что я пытаюсь создавать группы, в которых каждый человек сохраняет собственную индивидуальность, остается пытливым исследователем, свободомыслящим искателем, созерцателем, продолжает любить то, что любит. В таких группах человек не становится верующим фанатиком, который с доверием читает любое священное писание и внимает любому мертвому пророку. Члены таких групп доверяют только своему разуму и своему внутреннему голосу, который слышится в тишине, в состоянии глубокой медитации.

Кто я такой, чтобы давать вам моральные кодексы? Вы должны найти свою мораль самостоятельно, и только такая мораль даст вам ощущение собственного достоинства; такая мораль не будет для вас рабством, вы не станете ощущать тяжкое бремя, порабощение, сковывающие ограничения. Наоборот, вы почувствуете целостность, определенность, чистоту и ясность. Вы будете жить, освещая жизнь своим внутренним светом, и чем больше этого света вы будете излучать, чем больше вы будете использовать свой ум, и чем больше научитесь молчанию, тем сильнее будет ваше чувство собственного достоинства.

Каждая религия хочет, чтобы вы отключили свой разум. Их стратегия такова: верь, имей веру. Они не говорят прямо: "Отключи разум". Они действуют хитро и исподтишка, заставляя вас прекратить умственную деятельность. Если у тебя есть вера, зачем тебе разум? Верующему человеку знания ни к чему; человек становится умственно отсталым, а человек, ставший неполноценным на почве веры, теряет способность чувствовать.

Надо обладать способностью мыслить, чтобы чувствовать. Чем выше уровень сознания, тем более чувствителен человек. Быки ничего не чувствуют, как и ослы. Для того, чтобы чувствовать, нужно развивать осознание. Но ни одна религия не хочет, чтобы вы обладали способностью чувствовать, так как опасается, что тогда вы станете силой. Умный и чуткий человек становится силой, источником колоссальной энергии, настоящим "мотором". У него есть разум, у него есть любовь, интуиция, проницательность, способность видеть суть вещей. Он обладает ясностью видения, у него есть вкус и ощущение красоты, а такие способности опасны.

Жена не хочет, чтобы муж умел ценить красоту, потому что это опасно: вокруг столько красивых женщин! Лучше подавить в нем способность наслаждаться красотой. Тогда муж на всю жизнь останется подкаблучником. Точно так же ни один муж не хочет, чтобы его жена умела ценить красоту, потому что вокруг столько мужчин! И если сердце жены все еще бьется и оно может по-весеннему проснуться... возникает опасность. А вдруг она полюбит кого-нибудь другого, и муж потеряет над ней власть? Ведь если ты влюбился, тут ничего не поделаешь, ты становишься беспомощным.

Группа требует от тебя полного подчинения. Она хочет, чтобы ты убил себя как личность и продолжал жить как винтик в механизме, который составляет группа. Но это не жизнь, а выживание. А когда ты не живешь, а существуешь, тебя можно использовать в качестве рабочего, клерка, полицейского инспектора, президента, премьер-министра... Главное - чтобы ты функционировал, и не более того. Если ты живешь полной и напряженной жизнью, освещаешь пламенем своей души мир вокруг себя, то становишься невероятно опасным для толпы, потому что окружающие тебя люди начинают чувствовать, что и они могли бы жить так же, превращая свое унылое существование в праздник жизни. Ты бередишь окружающим старые раны, которые они тщательно скрывают даже от себя, и они не могут тебе это простить.

Вовсе не сложно понять, почему в прошлом личность всячески подавлялась. Но зачем повторять ошибки прошлого в будущем? Будущее должно принести расцвет человеческому сознанию. Люди могут жить вместе, любить друг друга, радоваться, быть мудрыми; но при этом не надо никем обладать, даже собственными детьми. У тебя нет никакого права на обладание, ты их родил, но это не значит, что ты получил право собственности на своих детей.

Отпадет нужда в институте брака, потому что эта уродливая форма собственности создана коллективным разумом. Отпадет необходимость в существовании отдельных стран и народов; а с их исчезновением автоматически исчезнут войны. Отпадет нужда в организованных религиях, ибо религия - это мое личное дело, и никто не имеет права вторгаться в эту сферу моей жизни.

А моя религия не принадлежит к традиции. Люди, исповедующие ту или иную религию, в действительности не религиозны, они лишь принимают ту или иную систему верований. Они не приложили усилий к самостоятельному поиску истины, они ничего не создали, а значит, не внесли никакого вклада в бытие. Они не имеют права молиться. Бытие дало тебе жизнь и все, что несет в себе понятие жизнь. Это величайший дар. И если ты не в состоянии внести свой созидательный вклад в бытие, все твои молитвы - не что иное, как иллюзии. Нет Бога, который бы их услышал, ты разговариваешь с самим собой.

Когда человек начинает разговаривать сам с собой, мы называем его сумасшедшим, а если он молится, мы считаем его великим святым, религиозным человеком. Но ведь в действительности человек, читающий молитвы, тоже сумасшедший, потому что Бога нет, как и нет свидетельств его существования. Но тогда лучше разговаривать с деревьями, - по крайней мере, ты разговариваешь с чем-то реальным. Но нет, люди обращают взоры к небесам в надежде, что их слышит Бог, восседающий на золотом троне. На протяжении миллионов лет ваши молитвы... Или он обезумел, покинул золотой трон и покончил жизнь самоубийством, или же смерзся, превратившись в ископаемое? Еще ни одна молитва не была услышана, и никто ни разу не ответил на ваши мольбы. Все ваши молитвы - сплошные монологи.

Но общество играет с человеком в такие бесчеловечные игры и продолжает восхвалять даже сумасшествие, если оно помогает держать людей в узде. Вся мораль, которую называют религиозной дисциплиной, - это не что иное, как способ сохранения контроля над людьми. Я же хочу, чтобы вы сами себя контролировали и взяли ответственность за собственную жизнь в свои руки. Если вы чуткий и сознательный человек, то из вашего осознанного отношения к жизни возникнут дружба, любовь, родство, общества, общины; нет никакой нужды жертвовать собой ради кого бы то ни было.

Хими Голдберг звонит жене с работы: "Я хочу привести к нам на ужин Коэна".

"Сегодня на ужин?" - восклицает жена. - "Ты идиот, ты знаешь, что кухарка уже ушла, что у меня грипп, что у ребенка режутся зубы, что у нас вышла из строя газовая плита и что мясник отказался давать нам мясо в кредит, пока мы не расплатимся с долгами".

"Знаю, знаю", - невозмутимо прерывает ее Голдберг. - "Именно поэтому я и хочу его привести. Пусть увидит все собственными глазами. Бедняга собирается жениться".

Отношения между людьми отравлены. Необходима великая революция, чтобы уничтожить всю накипь веков, которая облепила нашу сущность. Но это вполне возможно, и не только возможно, но и реально, потому что всему есть предел. Мы жили тысячелетия в этом состоянии безумия, и сейчас это безумие достигло пика.

Только безумные могли создать ядерное вооружение, прекрасно зная, что если начнется война, человечество погибнет. Не будет ни победителей, ни побежденных. Но страны по-прежнему создают ядерное вооружение. И даже бедные страны, не способные прокормить собственный народ, вкладывают миллиарды долларов в создание разрушительного ядерного потенциала.

По оценкам ученых, к концу двадцатого века двадцать пять стран станут членами ядерного клуба. Сейчас таких стран только пять. В число оставшихся двадцати стран, которые станут членами ядерного клуба, войдут

Наши рекомендации