Этапы покаяния по притче о блудном сыне
В евангельской притче о блудном сыне (Лк. 15:11-32), можно увидеть главные этапы покаяния.
1. Призыв Божией Благодати. Уже в книге Деяний Апостольских отмечается предваряющее воздействие благодати Божией на грешника. Здесь уместно вспомнить обращение Савла, когда по пути в Дамаск ему явился Христос. В результате гонитель Савл стал святым Апостолом Павлом. Ещё один случай. Когда ап. Павел беседовал с собравшимися женщинами из города Фиатиры, его слушала и Лидия, продавщица дорогих тканей из этого города. «Господь отверз сердце ея внимать глаголам Павла» (Деян. 16:14). Здесь ясно отмечено действие предваряющей благодати Божией во время проповеди, в результате чего крестилась сама Лидия и домашние её. Пути и способы, посредством которых благодать Божия воздействует на человека, могут быть очень разнообразны. В притче о блудном сыне таким событием послужил голод, поразивший его в далекой стране.
Весьма часто призывающая благодать действует через слышание или чтение Слова Божия. Многие люди приходят к покаянию чрез скорби. Можно сказать, что большинство людей сейчас приходят к покаянию чрез скорби. Внезапные неудачи, тяжкие страдания, неизлечимые болезни, неожиданная смерть близких поражают грешника и приводят его к Богу.
Иногда орудиями нашего спасения Господь делает других людей, встреча с которыми побуждает к коренной перемене своей жизни. Например, для евнуха эфиопской царицы встреча с диаконом Филиппом на дороге Иерусалим-Газа послужила к его обращению. Чудесные события в жизни человека также зовут его к вере и покаянию. Например, явление Креста Константину Великому перед сражением с Максентием, происшествие с Марией Египетской в Иерусалимском храме в праздник Воздвижения.
Внимая воздействию предваряющей благодати, человек начинает сознавать свою греховность, чувствует свою безмерную вину пред Богом. У каждого человека в жизни бывает несколько таких случаев, когда благодать призывает его.
Не так давно произошло крушение Невского экспресса, 25 человек погибли, 95 были ранены. Последние три вагона разрушились. Но ведь взрыв мог случиться немножко раньше, он мог произойти под вторым вагоном, или седьмым. В этом же поезде ехал священник. Узнав о взрыве, он пошел к пострадавшим и помогал оказывать первую помощь. Его многие видели. У всех пассажиров того поезда есть причина задуматься о смерти, о Боге, о смысле жизни. В течение жизни такие случаи происходят с каждым не один раз. Как ответит человек на призыв Божий?
2. Второй момент обращения к Богу – ответ человека на призыв Божий. Блудный сын в притче отозвался так: «...Встану я и пойду к Отцу моему».
Не всегда человек отзывается. Но даже неверующий понимает, что призыв был, и поэтому на суде Божием никто не сможет оправдаться, что не было случаев, которые бы привели его к Богу.
3. Ответ на призыв Божий приводит человека к осознанию своей греховности и раскаянию. Это третий этап обращения грешника.
Осознание греха – действие ума, а раскаяние – действие чувства. Раскаяние – это чувство сожаления, что грех сделан. На этом этапе человек должен принять решение порвать с грехом и идти с просьбой о помиловании к Небесному Отцу. Блудный сын из евангельской притчи выразил его такими словами: «…Отче, согрешил я на небо и пред Тобою, и уже недостоин называться сыном Твоим».
4. Дальше происходит встреча Бога и кающегося грешника в таинстве Исповеди. Грешник должен перед лицом Божиим исповедать грехи свои и признать свою виновность. В притче о блудном сыне это выражено словами: «Отче, согрешил я на небо и пред Тобою, и уже недостоин называться сыном твоим, прими мя хотя бы в число наемников твоих». Это те же самые слова, которые он уже говорил прежде наедине с собой. Но теперь надо сказать их Богу в присутствии свидетеля – священника.
5. В конце притчи Бог прощает блудного сына и в его лице всякого покаявшегося грешника, и даёт ему новую одежду, обувь, перстень, устраивает праздник. Эти предметы одежды означают различные духовные дары, необходимые для благочестивой жизни, например, новая одежда – прощение грехов; перстень указывает на восстановление сыновства. Обувь нужна, чтобы ходить по путям Господним. Она означает благодатную помощь в исполнении Заповедей. Праздник и телец, по мнению многочисленных толкователей, – это Литургия и Причащение.
Слово Божие говорит нам о неразрывной связи между раскаянием грешника и его прощением. Если грешник искренне кается, он будет обязательно прощен Богом.
«Радость бывает на небесах об одном грешника кающемся».
«Если исповедуем грехи наши, — говорит ап. Иоанн, — то Он, будучи верен и праведен, простит грехи наши, и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).
Еще яснее эту связь между Исповедью и помилованием выразил Давид Псалмопевец в следующих словах: «Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего, я сказал: исповедую Господу преступления мои. И Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5).
Итак, пятый этап покаяния – прощение грешника Богом.
Третья Заповедь блаженства
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Сам Христос сказал: «Приидите ко Мне... и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:28-29). Поэтому христианин не научившийся кротости, по сути, пока ещё не является полноценным христианином. В связи с этим уместен вопрос: «А что же такое кротость?» Все понимают, что кротость – это нечто возвышенное, благородное, что это одно из качеств настоящего христианского характера. Кто-то может добавить, что кротость – это также форма поведения христианина при различных острых ситуациях. Но немногие имеют более чёткое представление об этом душевном качестве.
В Библейском богословском словаре написано: «Кротость - противоположна гневу, ярости и раздражительности». Если смирение, как мы знаем, добродетель противоположная гордости, то кротость – это тоже добродетель, но противоположная гневу. Из безгневия вытекают следующие качества, которыми обладает кроткий человек: он не вспыльчивый, не злопамятный, не мстительный, спокойный, терпеливый.
Сказанное можно дополнить объяснением Иоанна Лествичника: «Признак крайней кротости состоит в том, чтобы и в присутствии раздражающего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему».