Вторая заповедь блаженства. Покаяние, исповедь
Блаженны плачущие, ибо они утешатся
Люди плачут по самым разным причинам: от горя, от радости, от жалости, от зависти. Всякий ли такой плач угоден Богу? Какой конкретно плач имеет в виду вторая заповедь Блаженства?
1. Преимущественно это плач о грехах своих.
2. Кроме того, плач о других людях - об их грехах, падениях и страданиях.
3.Под плачущими можно понимать также скорбящих людей, если они свою скорбь принимают по христиански – как свой жизненный Крест. И они также будут утешены Богом.
А может ли быть плач без слез? Оказывается, может. В «Лествице» говорится: «Если человек богоугодно скорбит и печалится, то это вменяется ему вместо плача, хотя бы слез у него и не было» (Лествица, 7, 46-47).
Кроме богоугодного плача, существует и такой, который от Бога награды не имеет: от обиды, уязвленного самолюбия, от потери имущества, от несбывшихся надежд, от смерти близких людей. Хотя последний грехом не является и бывает естественным для человека (даже Спаситель прослезился перед гробом Лазаря), но, тем не менее, особой награды от Бога плач по умершим не заслуживает. И усопшим от него легче не становится. О усопших лучше молиться – это для них полезнее.
Плач о грехах своих и утешение таких плачущих Богом – это важный духовный процесс, который называется покаянием и подробно изучен св. Отцами.
В Евангелии от Марка говорится, что после 40-дневного поста в пустыне и смерти Иоанна Крестителя, Спаситель начал свою проповедь со слов: «Приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие». Что значит слово «покайтесь»? Прп. Пимен Великий отвечал так: покаяться значит сознаться в грехах своих, оставить грехи свои и уже более не возвращаться к ним (скитский Патерик).
Аеп. Феофан Вышенский говорит:Покаяние есть решительное отвращение от греха и обращение к Богу. (Путь ко спасению, изд. 8-е, М., 1899, с. 71).
Вот как говорит о покаянии архим. Платон: «Покаяние ¾ это размышление над смыслом жизни, переоценка пройденного пути, признание совершенных ошибок, сокрушение духа, погружение в глубину смирения, отказ от высоких притязаний, начало бескорыстия и бесстрастия». При покаянии благодать переплавляет естество души из ветхого состояния в новое. Происходит процесс формирования нового миросозерцания и вместе с ним всего нравственного строя жизни. Печаль по Боге не должна доходить до отчаяния, но умеряться христианской надеждой на милосердие Божие.
Некоторые называют покаянием Таинство Исповеди. В этом нет ошибки. Но надо понимать, что покаяние является более широким понятиеми означает внутреннее изменение человека (По-гречески покаяние – «метанойя», что переводится как изменение ума). А Исповедь – всего лишь часть, важный этап в процессе переплавки души. В Исповеди наглядным образом проявляется синергия. Кающийся сожалеет о грехах – и Бог очищает их, кающийся обещает бороться с грехом – благодать укрепляет его немощные силы.
Исповедь
Со времени Адамова падения все люди – грешники, но существует две категории грешников: грешники кающиеся и некающиеся. Между ними – очень большая разница. Бог, Который одновременно справедлив и милостив, к одним обращается Своей милостью, а к другим – справедливостью. Что же ожидает любого грешника, если Бог будет судить его по справедливости? Такой суд обязательно закончится приговором «направить в ад для вечного мучения». Эта мысль подтверждается Псалтирью: «Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?» (Пс. 129, 3). А кающийся грешник получает по милости Божией прощение в Таинстве Исповеди.
Для совершения Таинства Исповеди необходимо выполнение некоторых условий, без которых цель – прощение грехов – не будет достигнута. Эти условия:
- Не скрывать грехи сознательно. Если мы не готовы открыть некоторые из своих грехов, лучше отложить Исповедь и Причащение, чем искушать Господа.
- Не оправдываться, а обвинять себя.
- Иметь сердечное сокрушение, сожаление, раскаяние в соделанных грехах, как минимум, умственное. Часто бывает, что люди рассказывают о своих грехах без раскаяния, просто сообщают информацию. Если священник это почувствует, то надо задать вспомогательный вопрос: «А вы раскаиваетесь в этих грехах?»
Иногда человек уже заранее грешит с мыслью: «Согрешу, а потом пойду покаюсь», – зная, как легко получить разрешительную молитву на общей Исповеди. Однако получить действительное прощение у Бога в этом случае будет намного труднее.
- У исповедника должно быть намерение исправиться. Не всегда покаявшийся имеет силы исправиться в одночасье, но он обязан вести борьбу с грехом после Исповеди. Борьба с грехом привлекает благодать Божию. Часто бывает, что мы согрешаем тем же грехом опять. Но есть большая разница: сделать его под действием непосильного искушения, или совершать его охотно, без сопротивления.
- Необходима вера в прощение исповеданных грехов. Если мы сами не верим, что грехи нам прощаются, то ведём себя странно: просим-просим, а когда Бог даёт – отказываемся брать.
Если священник видит, что эти условия не соблюдаются, ему следует выправлять ход Исповеди дополнительными вопросами, например, такими: «Раскаиваетесь ли вы в этих грехах?Бороться со своим грехом вы собираетесь?» «А вы верите, что грехи в Таинстве исповеди прощаются?». Если человек вместо исповеди начинает рассказывать о чем-то другом (болезнях, о знакомых, о работе): «Давайте вернемся к своим грехам, а об этом поговорим после службы».
Немало таких грехов, к их числу относится осуждение, пустословие, лень, смехотворство, которые приходится исповедовать почти на каждой Исповеди, а между Исповедями с ними идёт брань. С годами придут и какие-то успехи, но полной победы над ними, скорее всего, мы не одержим до самой смерти. И вообще видимой святости в земной жизни достигают немногие. А для остальных есть ли надежда на спасение? Такая надежда есть. Подобно тому, как воины, погибшие на поле брани, не считаются побежденными и достойны награды, и мы, если боролись до конца и умерли в борьбе с грехом, не лишаемся Царства Небесного.
Исповедь обычно совершается перед Причащением, хотя можно исповедаться и без Причастия. А вот Причащаться без Исповеди мирянам в Русской Православной Церкви не принято, и сие есть благо для самих же причастников, т.к. от недостойного Причащения можно и заболеть, и умереть (1 Кор. 11, 27-30).
Первая в жизни Исповедь для взрослого человека бывает трудной. Для первой Исповеди нежелательно приходить в большой праздник, когда, по причине множества причастников, священник может уделить каждому всего полминуты.
После первой Исповеди мы обнаружим, что исповедали не все грехи: через некоторое время память выдаст нам забытые. Эти грехи также надо исповедать, и поступать так до тех пор, пока память не очистится от неисповеданных грехов. После этого остается исповедовать только грехи «текущие», хотя еще долгие годы будут возникать в нашей памяти отдельные неисповеданные грехи даже из раннего детства. Хорошо записывать их, чтобы не забывать до ближайшей Исповеди. Они для того нам и вспоминаются, чтобы очистить их покаянием. Со временем мы начнем замечать за собой такие грехи, которых раньше не видели или не понимали, что это грех.
Исповедь – это не беседа на духовные темы, это не рассказ о своей жизни с ее трудностями, неурядицами, проблемами со здоровьем, сложными взаимоотношениями с родственниками и соседями, это не испрашивание советов по житейским вопросам, что часто присоединяется к Исповеди и мешает ей. Исповедь в храме – это просто перечисление своих грехов с чувством своей виновности в них, сожаления о содеянном, с намерением бороться с грехом и исправиться.
Многие жалуются, что при Исповеди не имеют слез и не испытывают покаянных чувств. Чувства – не в нашей власти, чтобы мы могли вызывать их по собственному желанию. Они – дар Божий, который и подается, когда Богу угодно. От нас же зависит умственное покаяние, вновь повторим: признание себя грешником, сожаление о своих грехах, усилия исправиться, – этим и приходится довольствоваться до времени появления настоящих покаянных чувств.
Бывает, что после Исповеди тяжелых грехов не чувствуется облегчения совести. Это указывает на недостаточность покаяния и необходимость понести епитимию. К епитимии нельзя относиться как к расплате за грех. Расплатиться с Богом за согрешение мы никаким способом не сможем, но получаем прощение всегда по милости Божией через покаяние. Епитимия – средство усиления нашего покаяния. Как бы то ни было, епитимия за большие грехи необходима. Самое лучшее, если она будет наложена священником с учетом тяжести греха и возможностей кающегося.
Священник не должен накладывать епитимий непосильных и безсрочных. При самовольном оставлении непосильной епитимии душе кающегося наносится духовный вред. Бессрочная епитимии тоже несёт в себе проблему. С наступлением старости или при утрате здоровья она может стать невыполнимой, а изменить или отменить ее может только тот священник, от которого она получена. Где же искать того священника? В таких случаях приходится обращаться к епископу.
Утешительно то, что за исповеданный грех человек не будет осужден на вечные мучения. Даже в том случае, если грех был смертный, священник не назначил епитимии, а у согрешившего покаяние было недостаточным. Епитимию тогда даст ему Сам Бог, наказав в земной жизни, чтобы помиловать в жизни вечной. Епитимия от Бога часто бывает по виду подобна согрешению: если мы кого-то оскорбили – и нам придется претерпеть оскорбление, если обманули – сами станем жертвой обмана, украли – и у нас украдут. Поэтому существует даже поговорка: «Чем грешим, тем и наказываемся».
В исповедании некоторых грехов есть свои особенности. Например, блудные грехи исповедаются без подробностей: достаточно указать вид греха, число падений, давность совершения, а глубину и искренность своего покаяния доказать несением епитимии и исправлением. «Исповедуя грехи свои Господу, не входи в подробности плотских деяний, как они происходили, чтобы тебе не сделаться наветником самому себе»[1]. При исповеди богохульства и сквернословия не надо произносить в храме повторно тех богохульных и непотребных слов, в которых мы раскаеваемся.
Если мы, исповедавшись и ожидая Причащения, вспомним еще один или несколько грехов (не смертных), то не следует возвращаться на исповедь – все равно всех своих грехов мы никогда не вспомним. Надо принять решение исповедать то, что припомнилось, при ближайшей следующей возможности и без смущения причаститься.
Полная Исповедь, с детского возраста, нужна, когда мы в первый раз приходим в Церковь. Надо было бы приносить полную исповедь перед Крещением. Если этого по каким-то причинам не произошло, то всё же следует это сделать на первой Исповеди для спокойствия своей совести.