Скорее описание, чем предписание
В-третьих, внимательное изучение текстов, в которых якобы одобрительно говорится об использовании украшений, показывает, что они отражают преобладающую культурную концепцию красоты, а не предписание, выражающее желание Господа, какие украшения должен применять Его народ. Если не сделать этого различия, можно прийти к самым невероятным заключениям. Вальтер Кайзер, известный теолог текстов Ветхого Завета правильно отметил, что «описание или повествование о событиях Ветхого Завета не равно их одобрению или рекомендации; или представление этих действий или характерных черт якобы нормативным подражанием для всех последующих читателей».[17] Описание или аллегорию необходимо истолковывать в свете ясных библейских учений, но не наоборот.
Этот принцип необходимо учитывать, когда мы трактуем такие стихи, как Иез. 28:13. это описательное, аллегорическое место, которое часто приводят, чтобы оправдать ношение драгоценностей. «Ты находился в Едеме, в саду Божьем; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз, и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул, и изумруд, и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего» (Иез. 28:13). Полагают, что если Господь сотворил Люцифера и украсил его драгоценными камнями, следовательно Сам Господь одобряет ношение драгоценных камней и для людей.
Объяснять символику библейского языка подобным образом ошибочно. Описание, встречающееся в контексте плача Иезекииля относительно гордости и высокомерия царя [42]Тиркого, которому Бог послал страшную кончину: «Все знавшие тебя среди народов изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя вовеки» (Иез. 28:19). Методом пророческой перспективы, которая заключается в соединении настоящего с прошедшим или будущим, Иезекииль описывает красоту, гордость и уничтожение царя Тирского, намекая на красоту, гордость и будущее уничтожение Люцифера, который является основоположником всякой греховной гордости.
Сцена украшения драгоценными камнями отражает красоту Люцифера прежде его восстания и падения, и путем сравнительного, типологического метода - указывает на красоту царя Тирского прежде его падения. Мы знаем, что цари употребляли драгоценные камни, чтобы украсить не только свои одежды, но также и стены своих дворцов. Двойное применение очевидно и в следующих выражениях: «От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды и ты согрешил; и Я низвергнул тебя как нечистого с горы Божией, изгнал тебя, Херувим, осеняющий из среды огнистых камней» (Иез. 28:16). В Библии ничего не сказано о том, что Люцифер пал из-за какой-либо нечестной торговли на небесах.
Символ красоты
Эпизод с драгоценными камнями едва ли следует понимать буквально, как ссылку на реальную одежду, покрытую драгоценностями, которую Господь сделал для Люцифера. Зачем Люциферу понадобилась бы такая одежда?(зачем духовному существу одежда из материальных камней?) Разве на небесах было холодно? Нигде в Библии не упоминается об ангельской одежде или украшениях. Если бы это было так, как утверждает заглавие буклета «Господь верит в драгоценности» и использует их для украшения Своих созданий, почему в таком случае, Он не украсил Адама и Еву драгоценностями?
Как уже было отмечено выше, одежды Адама и Евы и всех искупленных в заключительном восстановлении – это одежды света, с сиянием, исходящим от Самого Бога. Физические одежды были учреждены, чтобы покрыть наготу, открывшуюся при грехопадении. (Быт. 3:9,21); но не было необходимости покрывать наготу Люцифера в день его сотворения. (Иез. 28:13). Если не было необходимости в одежде для первой пары прежде их согрешения, зачем она нужна была для Люцифера? Более того, зачем Господу использовать земные камни для украшения небесного создания?[43]
В свете этих соображений, очевидно, что эпизод украшения драгоценными камнями, предназначен, чтобы показать первоначальную красоту Люцифера и в такой же мере его двойника – царя Тирского. В обоих случаях, красота привела к гордости и падению. Образ украшения драгоценными камнями использован не для того, чтобы одобрить ношение драгоценностей, но простым человеческим языком выразить представление о красоте. Драгоценные камни – прекрасны. Бог создал их, чтобы украсить наш мир, но в Библии мы не найдем ни одного упоминания о том, что Бог использует их для украшения человеческих тел.
Предположение, что Бог украшает созданных Им людей драгоценностями, говорит о несовершенстве Его творения, нуждающегося в улучшении. Но первоначально созданные Богом существа, как небесные, так и земные, были совершенны в своем назначении, намерении и красоте. Не надо было никаких косметических «составов» и украшений, чтобы скрыть или улучшить внешний вид созданных существ.