Двенадцать разных видов молитв
Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
— Евангелие от Матфея 18:19-20
Это место Писания открывает нам важный принцип, на который опирается эффективная молитва. Я называю это «молитвенной симфонией (гармонией)», и я сознательно использую слово «симфония». Это музыкальный термин, который напрямую произошел от греческого слова «sumphoneo». Основное значение этого слова — гармония.
Дословно оно означает следующее: «быть ведомыми вместе». Когда мы говорим о водительстве в молитве, то мы приходим к вопросу: быть водимыми кем? Ответ дан в Послании Римлянам 8:14: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». Точно так же, как Дух Святой ведет нас к пониманию воли Божьей из Писания, так Он (уже на основании понимания воли Божьей) ведет нас в молитве к Богу.
Итак, Иисус сказал, что как только двое или трое будут ведомы Святым Духом в то место собрания, которым является имя Иисуса, они могут не сомневаться в Его присутствии там. Более того, если они придут в согласие — соберутся вместе в совершенной гармонии — тогда все, чего бы они ни попросили, будет сделано для них.
Обратите внимание, что Иисус не сказал: «Когда два баптиста соберутся вместе, то Я буду посреди них» или «Когда два католика, методиста или пятидесятника соберутся вместе, то Я буду посреди них». Многие люди неправильно применяют это место Писания. Они говорят о присутствии Иисуса на каком-то месте, когда, поверьте мне, Он очень далек оттуда. Он обещал быть с ними только тем, кто ведом Духом Святым к собранию во имя Его.
Кроме того, как я верю, Бог дает здесь новое видение совместной молитвы. Это может быть несколько людей, собранных в группу в одном месте — таким является наше традиционное представление о том, о чем говорит этот стих. Но также может быть, что мы далеки друг от друга физически и находимся в своих личных тайных молитвенных комнатах по многим местам, но наши молитвы все же звучат в Божьем присутствии как единый голос, молящихся о Его воле во имя Его.
Я не являюсь профессиональным музыкантом, но мне известно, что для симфонии требуется несколько составляющих: для нее необходим дирижер, партитура и оркестр, т.е. музыканты с их инструментами.
В нашей симфонии молитвы, дирижером является Святой Дух. Партитура — это воля Божья, открытая в Его Слове. Музыканты — это те, кто собраны вместе во имя Иисуса. Когда все это собрано вместе, Дух Святой поднимает дирижерскую палочку Своей власти и соединяет игру многих самых разных инструментов.
Мне бы хотелось, чтобы вы представляли себе молитву как занятие своего места в оркестре и игру на своем инструменте. Конечно же, вы не ограничены этим одним инструментом, но вы, скорее всего, имеете предрасположенность к какому-то одному. Инструменты такие: хвала, благодарение, поклонение, прошение, ходатайство, моление, повеление, связывание, посвящение, настойчивость, благословение и проклятье. Этот список далеко не исчерпывающий — есть и другие разновидности молитв. Но этого списка достаточно для того, чтобы нам было чем заняться! Эти инструменты помогут нам «Всякою молитвою и прошением молиться во всякое время духом» (Ефес. 6:18).
ХВАЛА И БЛАГОДАРЕНИЕ
Мне всегда нравится начинать учение о молитве с темы хвалы и благодарения. Хвалой мы говорим Богу о том, Кто Он есть и что Он сделал вообще. Благодарением мы выражаем обильную признательность Богу за то, что Он сделал лично для нас. Но, допустим, вы попали в непредвиденную ситуацию — ваш автомобиль понесло на впереди стоящую машину — тогда у вас нет времени для длинных речей. Но, тем не менее, это хорошо — начать исследование разновидностей молитвы именно с этих двух инструментов: хвалы и благодарения.
Псалом 47:2 говорит: «Велик Господь и всехвален», что означает дословно следующее: «Велик Господь и таким же великим должно быть Его прославление». Речь идет о выражении вслух. Выражение хвалы должно соответствовать величию Бога. Он велик — велик в мудрости, в силе, в творении, в Его искупительном труде, в Его действиях с нами и в нашей жизни. Все, что делает Бог и Кем Он является великим. Поэтому Он должен быть подобающим образом прославлен. Прославление Господа никогда не будет пустой тратой времени. Большинство из нас делают это достаточно скудно.
Благодарение — это тоже нечто выраженное вслух. Оно связывает величие Божье с нашим конкретным случаем. Послушайте, что пишет Павел в Послании Филиппийцам 4:6: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом».
Насколько я понимаю: благодарение и хвала дают нам прямой доступ к Богу. Вот известные слова из Псалма 99:4: «Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его». Врата ведут во дворы, а дворы ведут в Его присутствие. Вы проходите через врата с благодарением, и через дворы — с хвалой. И тогда вы оказываетесь у пункта назначения.
Без благодарения и хвалы мы будем подобны тем десяти прокаженным, которые издали кричали Иисусу, прося Его милости (см. Луки 17:11-19). У Него была милость для них, но они не могли приблизиться к Нему. Множество — миллионы — христиан молятся так: «Господь, помоги. Мне нужны деньги. Мне необходимо исцеление». Но они взывают к Богу издали, потому что они не используют эти эффективные средства приближения к Богу.
В этой истории о прокаженных вы найдете, что один из них вернулся и воздал благодарность. Делая это, он имел прямой доступ к Иисусу. Библия говорит, что все десять получили исцеление, но только один был спасен. Воздавая благодарность, он получил не только физическую, но и духовную пользу.
Однажды в Иерусалиме я повстречался с одним старым христианином. Он был старейшиной во всех смыслах: он был также стар, как и я; а христианином он был даже дольше, чем я — очень уважаемый муж Божий. Я делился тем, чем я только что поделился с вами, и думал, что это всем известно. Но он сказал: «Для меня это было просто как гром среди ясного неба, когда ты сказал, что вхождение в Божье присутствие происходит с хвалой и благодарением». Он был христианином на протяжении 50 лет и, видимо, никогда не понимал этот принцип.
Прекрасная фраза из Книги пророка Исаии дает нам другую картину вхождения в Божье присутствие. Это пророческое описание Града Божьего — места, где обитает Бог, дома народа Божьего. Описывая это прекрасное место, Исаия говорит следующее: «и будешь называть стены твои спасением и ворота твои — славою (хвалою)» (Исаия 60:18).
Стенами этого города является Спасение. Это свидетельствует о Божьей помощи и защите для Его народа. Спасение — это слово включает в себя всякую помощь, всякое обеспечение и благословение, которые стали доступны нам благодаря смерти Иисуса на Кресте.
Город, стенами которого является спасение, также имеет ворота. Книга Откровение ясно говорит, что есть только один способ попасть в этот славный город — через ворота (см. Откр. 21:25-27; 22:14). Если мы желаем попасть в город Спасения, если мы желаем попасть в присутствие Божье, если мы желаем войти в наслаждение всяким Божьим обеспечением, Его защитой и благословениями, которые Он приготовил для Своего народа, мы войдем туда через ворота Хвалы.
Джон Уэсли записал в своем журнале следующее: «Я убежден, что Бог делает все по молитве, и ничего не делает без нее». И я могу сказать «аминь» на это. Павел сказал: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении… открывайте свои желания пред Богом», но при этом он уточнил: «с благодарением» (Филип. 4:6). Другими словами, когда вы приходите к Богу со своими просьбами, не забудьте начать с благодарения Его.
В Северной Ирландии есть город под названием Бангор, с которым у нас с женой есть продолжительные дружественные связи. В этом городе есть группа монахов, которая на протяжении уже более 100 лет поддерживает непрерывное круглосуточное благодарение и прославление Бога — ежечасно, ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежегодно. Эти старые монахи очень стойкие. Если они чувствуют, что могут уснуть за своим занятием, то могут войти в реку и стоять там по горло в воде.
Если вы поедете туда, то почувствуете нечто необычное в этом городе. Он отличается от всех других городов. Бангор находится в ближайшем соседстве с другим городом, который называется Холливуд. Бангор, где не умолкает хвала, имеет богатую историю Божьих посещений (сверхъестественных Божьих проявлений и особого влияния на население — примеч. ред.). Практически примыкающий к нему Холливуд никогда до этих пор не имел посещений Господа.
Кстати, Холливуд («священный лес») назван так потому, что на его территории находится роща, которая была священной для язычников друидов, которые поклонялись в ней. Пока не придет осознание причины, почему Дух Божий никогда не почивал на Холливуде, там ничего не произойдет. Когда мы поймем, что должны разрушить влияние этой сатанинской силы над ним, мы увидим высвобождение Божьего Духа в этом городе.
Итак, говоря проще, вы прославляете Бога за Его величие. Вы благодарите Бога за Его благость к вам, за все, что Он сделал для вас. Благодарение выполняет очень важную психологическую функцию. Оно укрепляет нашу веру. Чем больше мы благодарим Бога за все, что Он сделал для нас, тем легче нам поверить, что Он сделает то, о чем мы Его будем просить после этого.
Наконец, быть благодарным — это благородно.
ПОКЛОНЕНИЕ
Среди современного христианства распространено смутное представление о поклонении. Поклонение — это не распевание гимнов и церковных песнопений. Поклонение — это не провозглашение того, каким является Бог. Хвала и благодарение, прежде всего, выражаются в том, что мы произносим — во внешнем провозглашении; поклонение выражается в том, как мы себя ведем — во внутреннем отношении.
Большинство слов, которые связаны с поклонением в Ветхом и Новом Завете, описывают, в первую очередь, положение тела. Разное положение тела описано разными словами. Одно говорит о склоненной голове. Другое подразумевает наклон вперед верхней части тела и простирание рук. Третье означает простереться на земле, лицом вниз, в присутствии объекта поклонения. Благодарение и прославление исходят из наших уст — они вокальные; поклонение — это положение (поза), которые выражают наше внутреннее состояние. Речь идет не о том, что поклонение не может сопровождаться словами; но это не поклонение, если оно не сопровождается соответствующим положением тела.
В шестой главе свой книги, пророк Исаия описывает свое видение престола Божьего. Кроме всего прочего, он видел там серафимов (это огненные творения), которые окружали престол Божий. Он видел у каждого шесть крыльев, и то, как они использовали их.
Одной парой крыльев серафимы покрывали свои лица; второй парой закрывали свои ноги; а благодаря третьей паре крыльев они летали. Из этой картины мы понимаем, что две пары крыльев даны для поклонения (которое выражается в покрытии лица и ног), а третья пара крыльев дана для служения (которое выражается в летании). Это говорит нам о том, что поклонение идет перед служением, и что поклонение в два раза важнее служения.
Поклонение — это, в определенном смысле, покрытие своего лица и тела. Это низкое склонение, преклонение головы. Конечно же, оно не заключается исключительно в положении тела; мы говорим о чем-то, что происходит в духе (настолько глубоко и сильно, что оно выражается в положении тела — примеч. ред.), мы говорим о приближении нашего духа к Богу. Иисус сказал: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Иоан. 4:23).
Это выражено в молитве «Отче наш». После того, как мы обращаемся к Богу, мы говорим: «да святится имя Твое». Твое имя свято. Просто произносить Твое имя — это уже привилегия. Мы делаем это с благоговением и почтением. Мы делаем это в смирении, склоняясь перед Тобой.
Итак, поклонение — это сердце, склоненное в присутствии Божьем.
МОЛЕНИЕ
Моление — это именно то, что многие люди подразумевают, когда говорят о молитве — просьба восполнить физические и материальные нужды, которые у них возникли. Но помните: молитва — это не просто понимание того, что мы хотим и прошение этого. Молитва — это обнаружение Божьих намерений, которые Он открыл в Писании, а затем молитва об осуществлении этих целей.
Давайте снова обратимся к 1-му Иоанна 5:14-15:
И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него.
Мы рассматривали этот стих во второй главе и убедились, что если мы просим чего-то согласно Его воле, то Он слышит нас. А если мы знаем, что Он слышит нас, тогда мы имеем то, о чем просим. Если вы совершаете прошение, и вы молитесь в воле Божьей, то после этого вам следует знать, что вы уже получили то, о чем просили.
Один из величайших секретов в получении ответов от Бога — это умение принимать. Многие люди просят, но так и не получают. Есть один старый христианский гимн: «На Кресте, на Кресте, честь моя и слава. Когда молишься ты, когда молишься ты, то молишься ли ты, веря? Молишься ли ты по-Библейски: прося и принимая?»
Важно не только просить, но важно просить и получать. Я наблюдал это много раз. Бог прикасался к кому-то исцеляющей силой, но человек не принимал это. Один из способов, как люди не принимают ответ на просьбу, заключается в том, что они продолжают молиться об этом. Некоторые люди молятся, имея веру, но потом начинают молиться из неверия.
Другое место Писания говорит даже еще более выразительно. В Евангелии от Марка 11:24 записаны такие слова Иисуса, когда Он говорил именно о том, когда мы просим чего-то:
Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам.
В некоторых переводах сказано: «верьте, что получите» или «что получаете», — но это не точный перевод, — по крайне мере, не дословный. В большинстве версий (в т. ч. в современных переводах на русский язык — примеч. ред.) был сделан более точный перевод: «верьте, что вы уже получили это». Когда вы получаете то, о чем молитесь? В тот момент, когда молитесь.
Однако обратите внимание: получение — это не то же самое, что обладание. Получение — это подтверждение адресата, а обладание — это уже практическое владение, которое следует за этим. Действительного обладания тем, о чем мы молимся, возможно, придется подождать. Но верой мы принимаем то, о чем мы молимся в тот момент, когда мы молимся об этом. Скажем, вы имеете оправданную финансовую нужду. Вы молитесь. Вы приходите в соприкосновение с Богом. Вы говорите: «Боже, нам необходима определенная сумма к четвергу». Затем вы говорите: «Благодарю Тебя, Боже». Вы приняли это. Ничего не поменялось в ваших обстоятельствах, но вы приняли это. Вы будете иметь это.
Я называю это промежуточное положение: «оставаться быть подключенным». Позвольте привести вам пример. Во время нашей первой встречи в Иерусалиме с Руфью, она явным образом хромала. Она упала со ступеней лестницы и серьезно повредила диск. Она проводила большую часть времени лежа на постели, имея постоянную боль. Вдобавок, она имела искривление позвоночника, и это искривление было именно в том месте, где находился поврежденный диск, это вдвойне усугубляло обе проблемы.
Господь наделил меня особой верой молиться за людей, у которых есть проблемы со спиной, и поэтому у меня было чувство долга по отношению к ней. Надо сказать, что у меня не было времени для того, чтобы искать жену. То, что я, в результате этого, получил жену, это было сюрпризом!
После того, как я помолился, то был немного расстроен тем, что не произошло никакого мгновенного и серьезного улучшения в состоянии Руфи. Но, благодарение Богу, она является женщиной веры. Я сказал ей, как говорил другим: «Сейчас вы подключились к Божьей сверхъестественной силе. Оставайтесь подключенной».
Как сделать это? В основном, при помощи благодарения. Если вы выразили свое прошение, например, о физическом исцелении, то вы говорите: Благодарю Тебя, Господь. Ты коснулся меня. Твоя сила действует в моем теле». Каждый раз, когда вы чувствуете приступы боли или видите симптомы, вы говорите: «Спасибо, Господь. Твоя сверхъестественная сила действует в моем теле», и когда вы реагируете таким образом, исцеление совершено.
Руфь имела веру и характер, чтобы продолжать «оставаться подключенной» и просто продолжать благодарить Бога за свое исцеление. Ее спина начала понемногу исцеляться. В то же самое время она осознала, что она никогда серьезно не задумывалась над тем, что означает заботиться о своем теле, как о храме Святого Духа. Продолжая быть подключенной к сверхъестественной исцеляющей силе, она также начала заботиться о своем теле, дисциплинируя себя выполнением физических упражнений.
Достаточно много времени спустя — прошло несколько месяцев — она была на собрании, где на людей сошел дух торжества и радости. Она подхватилась и начала танцевать, и когда она танцевала пред Господом, забыв о своем физическом состоянии, ее поврежденный диск мгновенно и полностью исцелился. Но, видите ли, она должна была все время быть подключенной.
Много лет прошло с тех пор — у нее нет повреждения диска, а ее спина прямая, не смотря на то, что она была искривлена с самого детства. Это подключение к Божьей воле — и держать себя подключенным до тех, пока не осуществится ответ на ваше прошение.
Увидели ли вы, что в вопросе молитвы недостаточно просто иметь веру? Вам необходимы вера и терпение. Вспомните Авраама. Он не имел детей, но Бог пообещал ему великое множество потомков. Писание говорит: «И так Авраам, долготерпев, получил обещанное» (Евр. 6:15). Как долго он ждал? — 25 лет. Ему уже исполнилось 99 лет, когда он получил обещанного сына. Подумайте, о бесконечном количестве раз, когда он за все эти долгие годы был искушаем усомниться — отключиться и махнуть на все рукой.
Евреям 10:36 говорит нам, что «терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное». В этом промежутке между исполнением воли Божьей и принятием обещанного вы можете сделать две вещи. Вы можете продолжать быть подключенным или сдаться и отключиться. Если вы отключитесь, то не получите ничего. Если вы останетесь подключенными, то получите все. Что проверяет Бог? Ваше терпение.
Есть нечто, что помогает нам в этом процессе пребывания подключенным — это обучение правильному исповеданию. В данном случае, исповедание — это смелое провозглашение своей веры своими устами. Я обнаружил, что существует несколько определенных способов для выражения своей веры, которые имеют потрясающую силу. Они высвобождают силу Божью, а также ободряют и укрепляют нас. Очень часто, когда я молюсь по утрам, или в конце дня, я делаю эти простые исповедания. Вот, например, скомпонованное провозглашение, относящееся к телу, которые я провозглашаю несколько раз в неделю.
Мое тело является храмом Святого Духа: искупленным, очищенным и освященным кровью Иисуса. Мои члены являются орудиями праведности, подчиненными Богу для Его служения и для Его славы. Дьявол не имеет части во мне, ни власти надо мной, никаких нерешенных претензий ко мне. Все это было совершено кровью Иисуса. Я побеждаю сатану кровью Агнца и словом свидетельства своего.
Второе провозглашение, которое является моим любимым, взято из 2 Коринфянам 2:14: «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте». Я восхищаюсь этой мыслью, что если мы ходим в Христовой победе, то это источает аромат, который распространяется повсюду Духом Святым, и благословляет тех, с кем мы общаемся.
Позвольте дать вам еще несколько примеров того, чего я придерживаюсь, когда прошу о чем-то Бога. Прежде всего, помните, что когда вы собираетесь просить у Бога о чем-то, то всегда начинайте с искреннего благодарения. Никогда не начинайте с прошения. Затем, я никогда не использую прошение к Богу для указания на чьи-либо ошибки пред Ним. Порой мы видим в жизни какого-то человека что-то, что нуждается в корректировке. Мы свободны в том, чтобы молиться в позитивном ключе об этом исправлении. Но мы должны взять в качестве принципа, никогда даже так не молиться за этого человека, пока не найдем что-то в жизни или служении этого человека, за что мы поблагодарим Бога.
Предположим, я собираюсь попросить Бога об особом аспекте служения, в котором я участвую. Во-первых, я могу поблагодарить Бога за постоянное расширение нашего служения. Затем я могу поблагодарить Его за всех людей, которые принимают участие в нашем труде. Затем, я могу начать просить у Бога. Я могу попросить защиты и направления в постоянном расширении и увеличении радио-служения, и для всех, от кого оно зависит. Затем я должен быть настойчивым в этой молитве, продолжая благодарить Его за то, что Он слышит эту молитву, и веря, что я получил это.
Или предположим, что я молюсь за Израиль. Я могу начать с благодарения за Божью верность Его завету, который Он заключил с Израилем, и за то, что Он наблюдает за исполнением Своего слова. Затем я могу перейти к молитве прошения, прося Бога поднять лидерство в Израиле, которое было бы вдохновлено Библейской верой — лидерство, которое способно исцелить долговременное разделение и ввести Израиль в его наследие.
Молитва прошения является молитвой принятия, которая иногда требует терпения и стойкости, для того, чтобы не сдаваться. Как мы увидим немного позже, она отличается от молитвы неотступности, которая продолжает стучать в дверь.
ХОДАТАЙСТВО
Ходатайство является одним из высших искусств в христианской жизни, одним из самых сложных инструментов в «оркестре». Оно требует богатого опыта, много практики, большого мастерства, значительной зрелости. «Ходатайствовать» буквально означает «встать между». Ходатай это тот, кто встает между Богом и теми, о ком он молится.
Библия дает нам некоторые очень яркие примеры. Однажды Авраам вступился пред Господом за развращенный город Содом. 18 глава книги Бытие повествует нам о том, что Господь и два Его ангела посетили дом Авраама — наглядная картина гостеприимства. Авраам предложил им воду, для того, чтобы омыть ноги; он также заколол телека и приготовил пищу для их угощения; он стоял подле них и беседовал с ними, когда они принимали пищу в тени дерева.
Господь начал открывать Аврааму цель Своего пребывания здесь: Он собирался пойти в развращенные города Содом и Гоморру, чтобы лично исследовать ситуацию и предпринять соответствующие действия.
Это обеспокоило Авраама, потому что там жил его племянник Лот, который находился в состоянии отступника. Авраам знал, что если суд Божий падет на Содом, то семейство Лота разделит участь его жителей. «И обратились мужи (имеются в виду ангелы) оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа» (Бытие 18:22).
Вот положение ходатая. Авраам встал пред Господом и сказал: «Господь, подожди — не уходи пока. У меня есть нечто, что я хочу сказать Тебе». В определенном смысле, Он задерживал Господа. И после этого Авраам начал «торг». Авраам спросил: неужели Господь не пожалеет города, если найдет там пятьдесят праведников, затем — сорок праведников, и т.д. До тех пор, пока Господь не согласился пощадить Содом ради десяти праведников.
Это потрясающее откровение. Я попытался примерно высчитать население Содома тех дней. Не вдаваясь в подробности, скажу, что я пришел к выводу, что Содом был достаточно крупным городом, с населением не менее 10 тысяч жителей. Я верю в это, и если эти подсчеты верны, то Бог сказал, что ради десяти праведников Он пощадит город с десятитысячным нечестивым населением.
Не надо быть математиком, чтобы вычислить соотношение: один к тысяче. Это очень интересная пропорция, которая часто наблюдается в Библии. В Книге Иова 33:23-24 сказано: «Но если есть посланник на их стороне, заступник, один из тысячи, наставляющий смертных на прямой путь, Всевышний пожалеет его…» (Ср.-Азиатский перевод, который совпадает с большинством английских переводов — примеч. ред.). В Екклесиаст 7:28: «Я нашел одного праведного мужчину из тысячи…» (там же). Похоже, что эта пропорция свидетельствует о человеке с особой праведностью.
В любом случае, в итоге мы знаем из этой истории, что Господь не нашел даже десяти праведных людей в этом городе, и «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» (Бытие 19:24).
Другим Библейским примером особого ходатайства мы находим в том случае, когда Моисей молился за Израиль, после того как народ сделал золотого тельца. В 32 главе книги Исход мы читаем, что Моисей поднялся на гору Синай для общения с Богом и принял Его завет. Поскольку он отсутствовал сорок дней, израильтяне сделали такое заключение: «Моисей пропал, и мы не знаем, что стало с ним. Нам нужен бог. Аарон, сделай нам бога». Тогда Аарон собрал все их золотые серьги, переплавил их и сделал им литого тельца. Израильтяне начали танцевать вокруг него и поклоняться ему.
Моисей был на вершине горы, общаясь с Господом, когда Господь прервал их общение. Он сказал: «Моисей тебе следовало бы узнать, что происходит у подножья горы». Затем между Богом и Моисеем последовал диалог, настолько откровенный, что каждый раз, когда я читаю его, это вызывает у меня улыбку. Ни Бог, ни Моисей не хотели принять ответственность за Израиль. Каждая сторона в свою очередь перекладывала ответственность на другую. Исход 32:7-10:
И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему… И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.
Мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что Бог не хотел поступать так со Своим народом, пока Моисей не согласится на это. Он сказал: «Моисей, не препятствуй Мне разобраться с этим народом. Я могу истребить их, но при этом исполнить Мое обещание Аврааму, Исааку и Иакову. Я вновь произведу великий народ потомков Авраама через тебя».
Не польстило бы нам с вами такое предложение? Моисей мог сказать: «Да, Господь, уничтожь народ. В конце концов, они были только бременем для меня с того момента, как я вывел их из Египта. Начни новый народ с меня. Я буду великим основоположником великого народа». Но Моисей поступил не так. Исход 32:11:
Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской…
Другими словами: «Господь, это не мои, а Твои люди! Я не могу справиться с ними! Это Твое дело — разбираться с ними!»
Затем этот смиренный человек молитвы приступил к своему труду. Сначала он высказал то, о чем он заботился в первую очередь — это слава Бога. Он сказал, что поскольку Бог вывел этот народ из Египта, египтяне могут говорить, что Он сделал это со злым умыслом против евреев. Затем он напомнил Богу о Его обетованиях и Его завете. Исход 32:13-14:
Вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой.
Удержав руку Господа, Моисей сошел к подножью горы, разобрался с народом и затем снова поднялся на гору. Исход 32:31-32:
И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.
Во всем этом мы видим сердце Моисея — сердце горячей молитвы, прошения и ходатайства: «Боже, эти люди тяжко согрешили. Они заслуживают Твоего гнева и истребления. Прошу Тебя помиловать их. Но если не так, Господи, то пусть Твой суд падет и на меня».
В Псалме 105:19-23 мы находим Божий комментарий этим событиям:
Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану; и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте, дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря. И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит их.
Когда чей-то грех совершает пролом, ходатай становится в этой бреши пред Богом и говорит: «Господь, я встал в проломе. Твой поражающий удар не может пасть на них до тех пор, пока он не падет на меня». Немного позже мы увидим, как этот пример показывает также положение того, кто просит о милости.
Это не единственный вид ходатайства, но он является основным и высшим. Ходатай сосредоточен на Боге. Он не сосредоточен на проблеме. Он не сосредоточен на том, что может и чего не может сделать человек. Он имеет видение того, что может сделать Бог. Когда среди Божьего народа не находится ходатая, то это является главным свидетельством провала наших обязанностей по отношению к Богу и к окружающим нас людям.
Молитва Иова о своей семье является еще одним примером. Книга Иова 1:4-5:
Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни.
Это — ходатайство. Насколько глубоко мы принимаем ответственность за грехи других людей? Наверное, человеческий ум не сможет в полноте дать ответ на этот вопрос. Но в некоторой мере мы можем взять на себя ответственность за грехи других людей, когда мы ходатайствуем. Именно это делал Иов для своих сыновей и дочерей. Он говорил: «Если они хоть как-то согрешили, то вот я приношу эту жертву». И он вставал рано утром, чтобы сделать это.
Когда речь идет о коллективном ходатайстве, то думаю о людях, которые собрались вместе для того, чтобы принести жертву за всю церковь, чтобы встать пред Богом, как представители тела Христового и сказать: «Мы здесь за наше собрание. Господи, если кто-то согрешил, то мы приносим жертву. Если Ты, Господи, хочешь говорить к телу, но не все здесь, — то мы здесь».
Вы можете возразить, что Иов немногого добился своими жертвами, потому что все его сыновья и дочери умерли в один момент. Но мне хотелось бы показывать нечто, что мне представляется чрезвычайно обнадеживающим — особенно для тех из вас, кто потерял близких и любимых. Если вы прочитаете до конца книгу Иова, то обнаружите, что когда Иов прошел свое испытание, Бог дал ему двойное воздание во всем, что он имел до этого. Иова 42:12-13:
И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота (до этого у него было семь тысяч), шесть тысяч верблюдов (до этого у него было три тысячи), тысяча пар волов (до этого было пятьсот) и тысяча ослиц (до этого было пятьсот). И было у него семь сыновей и три дочери.
Все было удвоено в количестве, однако сыновей и дочерей стало столько же. Что же кроется за этим явным отличием? Иов не потерял своих предыдущих сыновей и дочерей; они просто ушли раньше него. Если вы когда-то потеряли близких или потеряете их, то просто помните об этом. Жертвы Иова за своих детей достигли цели. Бог не удвоил количество рожденных детей, потому что все дети Иова соберутся с ним в вечности.
Если вы молитесь о своей семье — и у большинства из нас есть необходимость ходатайствовать за кого-то из своей семьи — то пусть это ободрит вас. Вставайте рано утром и приносите соответствующие жертвы. Доверьте Богу результаты.
Когда я был спасен, то был единственным в нашей семье из всех моих родственников, которых я знал, кто был рожден свыше. Все они были хорошими и достойными людьми, но не такого рода. Я молился многие годы за своих родителей. Господь дал мне привилегию привести мою маму, страдающую от болезни Паркисона, к Господу. Наверное это была последняя возможность перед тем, как утратила способность понимать и реагировать на происходящее. Это было чудо, потому что когда я попросил ее помолиться, она подняла свои руки вверх. Во-первых, по своему физическому состоянию она уже не могла поднимать руки. Во-вторых, она ни при каких обстоятельствах не поднимала своих рук вверх, уж вы мне поверьте.
Однажды, вскоре после того, как я был спасен, я лежал на кровати и просто начал петь и произносить слова нараспев на языках. У меня не было никакого представления, о чем я молюсь, но Господь дал мне истолкование. Моя молитва была такой: «Господь, спаси моего отца». Это была таким благословением для меня, потому что даже не думал об отце в тот момент; я не осознавал этого. Я верю Господу в том, что Он спас моего отца. Если Он сделал это, в таком случае это чудо! Мой отец был хорошим человеком, но он совсем не интересовался религией.
Позвольте привести вам еще один пример ходатайства. Он взят из Евангелия от Луки, где упомянута пророчица Анна, которую в действительности звали Ханна. Есть такая тенденция в переводах с еврейского на другие языки, убирать «х» из еврейских слов. Луки 2:36-38:
Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время (когда Иисуса принесли в храм для представления Господу), подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
Это стало очень наглядной картиной для меня. Эта пожилая драгоценная женщина не покидала храм ни днем, ни ночью. Большую часть времени она постилась. Кем она была? Она была ходатаем. Почему она была в храме, когда она могла молиться у себя дома? Она была предстоятелем своего народа. Она была там, молясь Богу за Израиль о спасении. Бог вознаградил эти многие годы молитвы, позволив ей увидеть и узнать Спасителя.
Это была своего рода скрытая жизнь — жизнь ходатая. Это жизнь по большей части скрытая от посторонних глаз. Но она руководима рукой Божьей.
Что скажите об этом? Согласны ли вы осознать ответственность предоставить себя Богу в качестве ходатая? Вот четыре качества, которые я нахожу в каждом Библейском ходатае. Полагаю, они очевидны.
Во-первых, ходатай должен иметь абсолютную уверенность в Божьей праведности, но также он должен быть полностью уверен в том, что Бог будет судить нечестивых. Здесь нет места разбавленной религии, которая считает, что Бог слишком добр, чтобы судить грех. Любой, кто думает так, не может быть ходатаем. Ходатай должен иметь кристально чистое видение абсолютной праведности и неизбежности Божьего суда.
Во-вторых, он должен иметь глубокую заботу о славе Божьей. Помните, что именно поэтому Моисей дважды отверг предложение быть родоначальником величайшего народа на земле. Он сказал: «Боже, это не послужит к Твоей славе. Что тогда египтяне скажут о Тебе?»
В-третьих, я верю, что такой человек должен иметь близкое знакомство с Богом. Ходатай это тот, кто может стать пред Богом и обращаться к Нему с предельной честностью — при этом, проявляя почтение.
Наконец, чтобы быть ходатаем необходимо иметь святое дерзновение. Ты должен быть согласен подвергать свою жизнь риску. Аарон был такого рода ходатаем, когда он взял кадильницу и встал между поражением, посланным Господом, и народом, на которое оно должно было пасть (см. Числа 16:42-48). Как ходатай вы говорите: «Возможно, я рискую жизнью, но я должен встать сюда».
ПРОШЕНИЕ
Следующим инструментом в молит<