Париж. Трехсвятительское подворье

Не так легко найти в Париже знаменитое Трехсвятительское подворье. Вы не увидите ни куполов, ни привычной архитектуры. Но просто одно из зданий в ряду других. А о том, что это храм, возвещает только соответствующая табличка. Зато, когда входишь внутрь, впечатление, конечно, меняется. Дело в том, что в тех сложных условиях, в которых находилась русская эмиграция, ничего другого просто невозможно было устроить. В 1931 году оставшиеся верными Русской Православной Церкви создали общину. Бедствовали. Все, на что хватило средств - арендовать гараж и перестроить его под храм, который освятили во имя Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Во главе прихода стоял митрополит Вениамин (Федченков). Чудом удалось ему вызволить чтимый список Иверской иконы Божией Матери, которую уже собирались продавать с аукциона. Икона эта - одна из "заместительниц" того чудотворного образа, что пребывал в Иверской часовне у Воскресенских ворот Красной площади в Москве. Когда сам образ носили по церквям, домам, больницам, то его место занимал список. Один из них был вывезен во Францию наполеоновскими солдатами. Вот этот самый список и даровала Царица Небесная бедствующему приходу. Одним из первых насельников Трехсвятительского подворья был митрополит Антоний (Блум), оставивший интересные воспоминания. Владыка рассказывал: "Помню, когда я был студентом, я участвовал в богослужении в малюсеньком храме, размером с комнату. Это было в Париже; у нас тогда не было никаких денег, мы собрали гроши и создали эту церквушку. В этом участвовали большие люди: братья Ковалевские, иконописец Успенский, Владимир Николаевич Лосский, были другие люди, между прочим и я, тогда юноша. В этот храм можно было войти, пробравшись по длинному, темному коридору между кошками и крысами, которые дрались между собой; обрамление было ужасное. Потом открывалась дверь и - храм был, действительно, беднее некуда: фанерный иконостас, бумажные иконы (пара настоящих икон была написана Успенским позже)". 1 А вот еще одно воспоминание митрополита Антония:

"Я помню, как-то на Трехсвятительское подворье - я пришел почему-то поздно и вижу: владыка Вениамин лежит на каменном полу, завернувшись в свою черную монашескую мантию, даже без подушки - просто лежит.

Я ему говорю: "Владыка, что Вы здесь делаете?"

"Знаешь что, сейчас на моей кровати спит один нищий, на матрасе другой, еще один спит на подушках, а еще другой - на моих одеялах. Так я здесь устроился, потому что в мантии моей мне тепло".
Все это для него типично. В это время действительно было голодно. На Трехсвятительском подворье в то время было пять человек, кажется, священников. Они ели только то, что прихожане оставляли в картонке у дверей. Денег никаких не было. Но владыка Вениамин умел вдохновить всю службу, вот так ее к небу возносить".2

В 60-х годах на этом месте был построен новый дом, первый этаж которого занимает храм. Трехсвятительское подворье является кафедральным собором Корсунской епархии Московского Патриархата.

На Трехсвятительском подворье ежедневно совершается полный круг богослужений. В храме пребывает чтимая Иверская икона Божией Матери. Если вам когда-нибудь доведется быть в Париже, обязательно посетите этот замечательный храм, согретый молитвами многих и многих людей, именитых и простых, известных и неизвестных, которых объединяло одно - теплая живая вера, любовь ко Господу, к родной Русской Церкви, любовь к России.

Адрес подворья: 15-й округ Парижа, улица Петель, 5. (5, rue Petel, Paris 75015). Ехать надо до станции метро "Вожирар" (Vaugirard). Выйдя из метро, надо пройти перпендикулярно улице Вожирар (на которой находится станция метро) до улицы Бломé (rue Blomet), перейти на другую сторону улицы Бломе, немного пройти налево. Свернуть направо на улицу Петель и немного пройти по той же стороне улицы, на которой вы оказались.

Сент-Женевьев-де-Буа

Во время норманских набегов в IX веке мощи преподобной Геновефы уносили из Парижа. При возвращении святых мощей в Париж совершалось множество чудес. Так, в предместье Парижа в лесу забил источник, там была устроена часовенка со статуей святой Геновефы. А само местечко стали называть Сент-Женевьев-де-Буа, то есть, "Святая Женевьева в лесах".

В 30-е годы XX века здесь на пожертвования благотворителей был устроен "Русский дом" для престарелых и нетрудоспособных русских эмигрантов. Тогда же городские власти выделили для русских часть кладбища. На небольшом участке, прилегающем к кладбищу, выстроили церковь Успения Пресвятой Богородицы. Архитектором храма был Альбурт Александрович Бенуа. Над росписями храма работал он же, вместе со своей супругой Маргаритой Бенуа. А также граф Г.А.Шереметьев и некоторые добровольцы.

На этом кладбище покоятся великие люди России, которые были вынуждены покинуть родину в результате большевистского переворота. Здесь находится памятник в память воинов Белой армии. Обрели свой последний покой на этом кладбище многие священнослужители. В частности, протоиерей Сергий Булгаков, протоиерей Василий Зеньковский и другие. Похоронены здесь многие известные деятели культуры. Среди них - композитор Н.Н.Кедров, писатели Иван Бунин, Б.К.Зайцев, Виктор Некрасов (участник Великой Отечественной войны, автор книги "В окопах Сталинграда", выслан из России в 1974 году), поэты Георгий Иванов и Александр Галич (вынужденный уехать в эмиграцию в 1974 году), художники Константин Коровин, Константин Сомов, Зинаида Серебрякова, М.В.Добужинский, кинорежиссер Андрей Тарковский (в эмиграции с 1983 года), философ Н.О.Лосский. На этом кладбище похоронена княгиня Вера Аполлоновна Оболенская. Она была участницей французского Сопротивления, была арестована во Франции, перевезена в Берлин и там казнена в 1944 году. Ей было тогда 33 года... Здесь покоятся Великий князь Гавриил Константинович (сын Великого Князя Константина Константиновича Романова, президента Академии наук и поэта, писавшего под псевдонимом К.Р.), Великий Князь Андрей Владимирович, сын брата Императора Александра III, Великого Князя Владимира Александровича. Здесь был похоронен писатель Иван Сергеевич Шмелев, сейчас его прах перенесен в Москву. На этом кладбище могилка отрока Сергия Старка, Сержика, маленького земного ангела, с удивительной историей которого многие знакомы.

Доехать до кладбища можно автобусом от остановки, находящейся на пересечении бульвара Saint-Jacques и площади Denfert-Rochereau до остановки "Liers" (около 45 мин)

Пюи (Puy)

На юге Франции расположен небольшой древний городок Пюи. На вершине большой скалы стоит храм Архангела Михаила (Сен-Мишель)10 века. Храм имеет византийскую архитектуру и сохранил древние православные фрески. В этом храме хранится древний чудотворный крест 10-11 века. Кафедральный собор города посвящен Благовещению. Построен он в 12 веке. Архитектура тоже православная. А внутри- чисто католический. В этом соборе находится некий камень, на котором Матерь Божия явила чудо в 5 веке, исцелив женщину. Еще в Пюи на высокой горе в 19 веке католики поставили огромную статую Девы Марии - Богоматерь Франции (Notre-Dam de France). Почему-то розового цвета. И еще почему-то внутри статуи есть ступеньки и можно подниматься... Для православного человека как-то это очень странным кажется. Городок Пюи очень древний, так что интересно просто побродить по его улочкам.

Заключение:

Связь культуры и религии

Культура и религия Франции всегда были тесно переплетены. На искусство этой страны сильно повлияли христианские и католические традиции. В средневековой Франции величайшими архитектурными сооружениями были не замки и дворцы, но великие кафедральные соборы, а иногда и небольшие церкви. Лучшие художники и ремесленники трудились над созданием фресок, надалтарных украшений, витражей, высекали утонченные скульптуры, предназначенные для внутренней и внешней отделки церквей. В литературе можно часто встретить упоминание о христианстве. Самое известное сочинение на французском языке, «Песнь о Роланде», - это история великого противостояния христиан и сарацинов, возглавляемого Роландом, племянником императора Карла Великого. Большая часть средневековой литературы была выдержана в религиозных традициях, например, популярные в Средневековье кельтские легенды. На творчество известных композиторов так же сильно повлияла религия Франции, что можно заметить в произведениях Форе, Сезара Франка, Видора и Берлиоза. В заключение хочется сказать, что в моей работе были рассмотрены только основные религии. Нужно помнить, что их существует гораздо больше. Каждая форма вероисповедания значительно влияет на культурную жизнь Франции и находит своих почитателей в этой стране.

И еще во Франции есть много святынь. В Шартре хранится Плат Божией Матери. В Амьене в кафедральном соборе пребывает честная глава святого Иоанна предтечи и Крестителя Господня. В Туре - мощи святого Мартина Турского. Есть и еще святыни.

Наши рекомендации