Слово на пасху свт. иоанна златоуста
Кто благочестив и боголюбив,
да насладится сим добрым
и светлым торжеством.
Кто благоразумен, да войдет, радуясь,
в радость Господа своего.
Кто потрудился, постясь,
да восприимет сегодня награду.
Кто от первого часа делал,
да получит сегодня долг.
Кто к третьему часу пришел,
благодаря, да празднует.
Кто в шестом часе достиг,
ни в чем да не усомнится,
ибо ни насколько не будет удален.
Кто лишился и девятого часа,
да приступит, ни в чем не сомневаясь
и не боясь.
Кто только достиг в одиннадцатый час,
да не устрашится замедления:
любочестив сущий Владыка:
приемлет последнего, как и первого,
успокаивает в одиннадцатый час пришедшего,
так же, как делавшего от первого часа:
и последнего милует,
и первому угождает,
и одному дает,
и другому дарствует:
и дела приемлет, и намерения целует,
и деяния почитает,
и предложения хвалит.
Потому-то все войдите в радость
Господа своего:
и первые и вторые мзду примите.
Богатые и убогие
друг с другом ликуйте.
Прилежные и ленивые день почтите.
Постившиеся и не постившиеся
возвеселитесь днесь.
Трапеза исполнена, насладитесь все.
Телец упитанный,
никто да не отойдет алчущим:
все да насладятся пиром веры,
все восприимут богатство благости.
Никто да не рыдает о своем убожестве,
ибо явилось общее царство.
Никто да не плачет о своих прегрешениях,
ибо прощение из гроба воссияло.
Никто да не убоится смерти:
освободила нас Спасова смерть.
Угасил ее от нее Сильный.
Пленил ад Сошедший во ад,
огорчил его, вкусившего Плоти Его.
Провидевший это Исайя нам возвещал:
Ад говорит: я огорчился,
встретив Тебя под землей,
огорчился, ибо упразднился,
огорчился, ибо поруган,
огорчился, ибо умертвился,
огорчился, ибо низложен,
огорчился, ибо связан.
Приняв Тело, с Богом соединился,
приняв землю, встретил Небо,
приняв зримое, впал в незримое.
Где твое, смерть, жало?
Где твоя, ад, победа?
Воскрес Христос, и ты низвергнут,
Воскрес Христос, и попадали демоны.
Воскрес Христос, и жизнь жительствует.
Воскрес Христос, и мертвый не един во гробе,
Ибо Христос, восстав от мертвых,
началом усопших стал.
Тому слава и сила во веки веков.
Аминь.
Христианство эсхатологично, здесь на земле оно есть ожидание Вечной жизни и встречи с Богом. Как же тогда нужно понимать мир и Церковь Христову?
Мир - море житейское, Церковь - корабль, на котором мы его переплываем, но не пассивными пассажирами, а неустрашимыми и не покладаю-щими рук гребцами.
Д.З.
Написать основные этапы земной жизни Спасителя.
Тема 20
ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ И НОВОЗАВЕТНЫЕ ТЕОФАНИИ.
ОТКРОВЕНИЯ О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ.
ПЯТИДЕСЯТНИЦА
(монтажный лист слайд-фильма)
Слайды икон:
1."Спас Вседержитель ".
Вспомним, что мы уже знаем о Христе?
Христос - Богочеловек. Он - Сын Божий.
2. "Крещение Господне".
Когда это было засвидетельствовано, во время каких событий?
3. "Преображение Господне"
Во время Крещения в Иордане и во время Преображения на горе Фавор. Оба эти события еще называются Богоявлениями или Теофаниями, от греческого слова «qeoz» - то есть Бог.
4. "Распятие".
Что было вскоре после Преображения?
Распятие, крестная смерть.
5. "Воскресение Христово".
А потом?
Воскресение. Христос восстал из мертвых на третий день после своей смерти. Свершилось то, что Он предсказывал. Сорок дней после Своего Воскресения Христос был с учениками и учил их.
6. "Вознесение Господне".
Затем Он вознесся на небо.
Вот перед нами икона Вознесения. Перед этим событием Спаситель сказал ученикам, что Он умолит Отца прислать людям Утешителя. Так был назван Дух Святой - Третье Лицо Святой Троицы.
7. "Спас". (Преп. Андрей Рублев).
Вот перед нами икона Спасителя, написанная святым Андреем Рублевым. Христос показал нам образ нового человека. Христа называют Новым Адамом. Он родоначальник духовного человечества. А кто такой духовный человек?
Это человек святой, живущий Духом Святым, то есть все время внимающий Богу.
8."Троица". (Преп. Андрей Рублев).
Знаете ли вы, Кто здесь изображен?
Святая Троица.
В каком виде Она представлена здесь?
В виде Трех Ангелов.
9. "Троица". (С Авраамом и Саррой).
Кому явились эти Три Ангела?
Аврааму и Сарре.
Прочитаем отрывок из первой книги Библии (Быт. 12, 1-10). Бог явился Аврааму в виде трех странников, и мы видим на иконе Трех Ангелов с посохами. Это Ветхозаветное Откровение о Пресвятой Троице. А после Вознесения Христа на земле были какие-нибудь Божественные явления, указующие на Святую Троицу?
10."Сошествие Святого Духа на апостолов". (Картина с языками пламени).
Через 10 дней после Вознесения Христа произошло Сошествие Святого Духа на апостолов. Мы читаем об этом во второй главе книги Деяний апостолов (Деян. 2, 1-14).
Этот праздник называется Пятидесятница.
Почему? Что произошло в пятидесятый день после Пасхи? Рассмотрим эту картину. Что это за люди? И для чего они собрались вместе? Что мы видим над их головами? В чем смысл этого Божественного явления?
11. Икона "Сошествие Святого Духа на апостолов". (Из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде).
А теперь обратимся к иконе праздника. Чем она отличается от картины? Какова ее композиция? Объединены ли апостолы на иконе? Кто их объединяет? Как называется такое объединение? Что такое Церковь?
Собрание в Духе Святом, по-гречески - Ekklhsta
А теперь подумаем, что такое семья? Родные или чужие люди составляют семью? Чем люди объединены в семье? Могут ли люди не родные по плоти стать очень близкими друг другу, родными по духу? Легко ли достичь такого родства и кто может помочь нам в этом?
Животворящая сила Святого Духа.
Что же объединяет людей в Церковь?
Дух Святой.
Таинство собрания вокруг Христа - вот что такое Церковь.
12. "Спас в силах". (Из Дейсиса)
Кто же глава Церкви?
Господь Иисус Христос. Все обращены к Нему: и сердцем, и умом, и словом. "Горе имеем сердца",- слышим мы призывный возглас на каждой Литургии.
Когда же возникла христианская Церковь?
Днем рождения христианской Церкви считается день Святой Пятидесятницы или Сошествия Святого Духа на апостолов. Это день полного откровения о Святой Троице. Люди получили опытное знание не только о Боге Отце - Творце мира, не только о Боге Сыне - Христе, но и о Духе Святом, пришедшем в мир, чтобы просвещать всех людей и хранить Церковь Божию, пребывая в Ней.
Д.З:
Прочитать эпизод о Сошествии Святого Духа на апостолов (Деян. 2). Выучить отрывок из речи ап. Петра.
Тема 21
ЦЕРКОВЬ. СВЯТЫЕ.
ЛИЧНЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА В ЦЕРКВИ
Похожи ли друг на друга члены одной семьи? Могут ли все в семье быть одинаковыми? И могут ли быть одинаковыми члены духовной семьи - Церкви?
Конечно, нет.
Слайды:
1. Минейная икона.
Кто знает, какая икона перед нами? Кто здесь изображен?
Это святые, мы видим нимбы над их головами.
Но почему они собраны вместе?
Перед нами минейная икона, от греческого слова "mhnoz" (минос), что значит "месяц". Память этих святых отмечается Церковью в одном месяце.
А сколько минейных икон может быть?
Двенадцать - по месяцам года.
Теперь посмотрим внимательно, какие же святые здесь изображены? Как мы узнаем, кто есть кто?
По облачению и надписям на иконе.
2. Иконостас. "Святители Московские".
Перед нами иконостас. Каких святых мы видим здесь?
Разных святых всех времен и народов. В центре икона "Спас в силах", Иисус Христос изображен восседающим на троне. Справа от Него Иоанн Креститель, слева Богородица, за ними апостолы и архангелы. Выше - ветхозаветные пророки и праотцы, внизу - местные святые. И все обращены в молитве ко Христу.
Иконы:
3."Илья пророк в пустыне" (Псков, XIII в.)
А кого мы видим на этой иконе?
Это пророк Илия в пустыне, где он пребывал в молитве Богу. Здесь изображен и черный ворон, который приносил ему пищу.
Апостолы, пророки - это разные типы святых. А какие еще святые бывают?
4. "Преп. Сергий Радонежский”
Преподобные, то есть святые монахи.
А теперь чья икона перед нами?
Это преподобный Сергий Радонежский. Обратим внимание на его облачение. На иконах монахи всегда изображаются в мантиях.
А еще кого мы знаем из святых?
5. "Свт. Николай Чудотворец"
Кто знает, какой это святой?
Николай Чудотворец.
В каком же он облачении?
В епископском. Святые епископы, митрополиты, патриархи называются святителями.
Кого из святителей мы знаем?
6. «Святители Московские».
Святые предстоятели русской Церкви разных времен митрополиты Петр, Алексей, Иона, Филипп, Гермоген.
А в наши дни был прославлен еще один патриарх - святитель Тихон, который возглавлял Русскую Церковь с 1918 по 1925 год.
7."Св. Иоанн Кронштадтский”
Какие еще виды святости мы знаем?
Святые праведники. Это и священники и миряне. Те, кто своим чистым житием прославил Бога. Праведник своей жизнью свидетельствует о Боге, зовет к Нему. Он - живая Божия проповедь в мире.
Авраам говорил Богу, что не может погибнуть город, если есть в нем несколько праведников (Быт. 18, 24-32). И еще есть в народе поговорка: "Не стоит село без праведника".
Подумаем, как ее нужно понимать?
8."Блаженная Ксения Петербургская".
А кого мы видим на этой иконе?
Блаженная Ксения Петербургская.
Кто такие блаженные?
Блаженный, то есть юродивый.
Юродство - это очень трудное служение Богу. Юродивый сознательно отказывается от внешнего благочестия, от всякой внешней праведности. Юродство - особый способ борьбы с лицемерием, с фарисейством, то есть с самодовольством любого рода. Юродивый часто вообще не заботится о себе, а предоставляет свою жизнь воле Бога. Вы видели когда-нибудь юродивых?
Но нельзя путать юродство Христа ради с болезнью безумия. Болезнь нужно лечить, и сумасшедшего нельзя почитать провозвестником воли Божией.
9."Первомученик диакон Стефан" (или икона другого мученика).
Каких еще святых мы чтим в Церкви?
Мучеников, священномучеников, то есть тех, кто принял с верой и терпением посланные ему мучения. Мученики напоминают нам, что и Христос Спаситель здесь на земле страдал и был казнен вместе с разбойниками. Мученичество нужно понимать как подвиг, как жертву. Мы знаем, что во время войны были герои, которые жертвовали своей жизнью ради других. Нет выше подвига, чем положить "душу свою за други своя" (Ин. 15, 13, церковнослав.)
Как мы видим, типы святости различны. Каждый находит в Церкви свой путь. Какое же служение нам нужно взять на себя? Посмотрите вокруг - вы увидите, что нужно делать, чтобы послужить Богу.
Д.З:
Нарисовать эпизод из жития своего любимого святого.
Тема 22
БЕСЕДЫ О ПРАВОСЛАВНОМ СИМВОЛЕ ВЕРЫ
(См. Краткая программа катехизации для старшеклассников и родителей. Наст. изд. с. 363.)
1 урок - 1-6 члены Символа веры.
2 урок - 7-12 члены Символа веры.
Тема 23
БОГОСЛУЖЕНИЕ - ОБЩЕЕ ДЕЛО ЦЕРКВИ. ЛИТУРГИЯ
Вспомним прошлое занятие, мы говорили о святых: о преподобных, о святителях (кого так называют?), о праведниках, о мучениках... Все они составляют единую семью - Церковь Христову, так как глава Церкви - Господь Иисус Христос.
Ну а мы с вами, когда входим в храм, кто мы? Мы тоже чувствуем родство со всей большой церковной семьей. И те, кто сейчас живы и стоят рядом с нами, и те, кто уже почили, и святые, лики которых сияют на иконах,- все мы единая духовная семья. И в этой большой христианской семье есть определенный внутренний ритм жизни, единое общее дело. Какое?
Общее дело Церкви - служение Богу, нашему Творцу, Подателю всех благ.
А что значит служение? Разве Богу что-нибудь нужно от нас? Разве Он нуждается в чем-нибудь?
Бог ни в чем не нуждается. Служение, прежде всего, нужно для нас самих. Наша жизнь зависит от связи с нашим Творцом. Помните, Адам отошел от Бога и потерял радость.
Как же мы можем служить Богу?
Служение делом и служение словом. Добрые дела и молитва.
Что такое добрые дела, мы, в общем-то, сами догадываемся. Только будем помнить, что надо делать добро не для похвалы или нашей славы, не зарабатывать подарки и уважение, а дарить наши добрые дела Богу, все посвящать Ему.
А что такое Богослужение? Обратите внимание на само слово, оно состоит из двух частей: "Бого-служение", то есть Богу служение. Но в чем это служение?
Богослужение - это словесная служба "единым сердцем и едиными устами", это общая молитва, возводящая нас в духовное пространство, где всегда пребывает Господь.
Когда бывают Богослужения в храмах?
В наших церквах - утром и вечером. А иногда ночью - на Рождество, на Пасху.
Какие виды богослужений мы знаем?
Литургия, утреня, вечерня, молебны, часы... Видов Богослужений очень много. Бывают Богослужения не в храмах, а в домах или даже на улицах по особым поводам.
Но главное Богослужение Церкви - Литургия. Как переводится с греческого это слово? Общее дело.
Почему общая молитва называется общим делом, как вы думаете? Дело обычно имеет какой-то результат, итог. А молитва?
Молитва - это общение с Богом, приближение к Нему, разговор нашей души с Ним.
Чудо Литургии в том, что в ней Господь Сам выходит нам навстречу. На каждой Литургии совершается Евхаристия, Святое Причастие - Таинство Встречи Бога и человека. Господь посылает нам Святые дары, Хлеб Небесный: под видом хлеба и вина мы приобщаемся Его Телу и Крови.
Когда мы вкушаем Святые Дары, душа наша и все наше существо встречается со Христом.
Но почему мы этого не чувствуем?
А все ли мы можем почувствовать нашими земными чувствами? Они очень ограничены. Тут нужны умные очи сердца, а они открываются в человеке с ростом его духовного опыта.
Д.З:
Подумать, что такое тайна и таинственный? Что вы об этом читали или слышали?
Тема 24
ЛИТУРГИЯ СЛОВА
Вспомним, что означает слово "литургия"? Что происходит на Литургии?
Чудо, тайна встречи человека и Бога.
Можем ли мы увидеть это своими телесными очами?
Видеть, как правило, не можем, но мы можем участвовать в этой тайне, ведь она совершается для нас.
Что мы дома вспомнили о тайне и таинственном? Что читали в книгах?
Люди во все времена знали, что бывают разные тайны. Иногда люди утаивают что-нибудь от других и это тоже называют тайной. Многим хочется эту тайну открыть. Но эта тайна житейская.
Бывает же тайна не человеком созданная, ее еще можно назвать чудом. Истинное чудо - непостижимое для нашего ума действие, его нельзя открыть, то есть объяснить и понять, но чуду можно верить.
Мы не можем понять до конца и саму жизнь, не мы ее создали. Но мы можем жить, то есть пользоваться всем, что есть в жизни, служить друг другу и благодарить Создателя за все.
Литургия - это Благодарение за чудо Вечной жизни, за чудо Спасения. Своим Воскресением Господь показал нам реальность будущей Вечной Жизни. И теперь мы ожидаем ее и движемся к ней.
Если составить схему последования Литургии, то она будет похожа на лестницу. А мы помним, что Иаков увидел во сне лестницу, соединяющую землю и Небо, и ангелы нисходили и восходили по этой лестнице.
На схеме № 4 мы попытались графически изобразить основные элементы. Литургии. Прямоугольниками обозначены постоянные элементы, а ромбами - элементы, изменяемые в соответствии с церковным уставом.
Литургия состоит из трех частей: Проскомидии, которая совершается в алтаре священником, Литургии Оглашенных, как еще называют Литургию Слова, и Литургии Верных.
Давайте подумаем, кто такие Оглашенные? Почему Литургия Оглашенных называется еще Литургией Слова? Какое самое главное место в Литургии Слова? По каким "ступеням" во время Литургии мы движемся, чтобы услышать Слово Божие?
Символически Литургию можно представить как словесную лестницу, или, по-славянски, лествицу, возводящую нас к чуду. Она имеет четкую структуру, то есть последовательность молитв, чтений и других храмовых действий. Каких? Назовем их.
Каждение, открывание и закрывание Царских врат, входы священства, возглашения и другие.
Но, конечно, самое главное храмовое дейстрие - это молитва. Молитвы различаются между собой не только содержанием, но и формой. Вот, например, ектеньи - молитвенные прошения, которые возглашаются диаконом или священником, а паства или хор вторят: "Господи, помилуй" (1, 4, 8, 23, 25, 27).
Кроме того, есть личные молитвы предстоятеля, так называемые тайные молитвы, которые священник тихо читает в алтаре (2, 5, 9, 11, 14, 16, 20, 24, 26, 28). Обычно они заканчиваются громким возгласом (2\ 5\ 9', 14\ 24\ 26\ 28').
Третий вид молитв - общие или соборные молитвы, которые поются или читаются всей паствой или клиром. Сюда следует отнести и псалмопение (3, 6), и Евангельские песнопения (10), и древние церковные гимны (7, 13, 15).
Кроме молитв, есть и другие словесные действия в богослужении. Например, чтение отрывков из Священного Писания в соответствии с церковным уставом (18, 21),1 а также проповедь, харизматическое слово сегодняшней) Церкви (22).
Обратимся к последовательности богослужения. В Литургии Слова после первых молитвенных прошений - Великой ектеньи (1) и первой молитвы предстоятеля (2) - идет ветхозаветное песнопение - псалом, который называется антифоном, так как поется по стихам то одним хором, то другим (3). Это изменяемая часть литургии - в разные дни поются разные антифоны. Мы приводим в схеме отрывки из воскресных антифонов.
Каково же значение антифонов во всей движущейся, развивающейся структуре Литургии?
Антифоны - это духовная поэзия Ветхого Завета, песнопения звучат как молитва и одновременно как проповедь о щедрости и милости Божией.
Затем опять идет ектенья, но с меньшим количеством прошений - малая (4), вторая молитва предстоятеля (5) и второй антифон (6). После этого - первое литургическое исповедание веры - песнь Господу Иисусу Христу "Единородный Сыне" (7).
Затем .после второй малой ектеньи (8) и молитвы предстоятеля (9) идет третий антифон (10) - это новозаветные Заповеди блаженства, или как их еще называют "Блаженны". О чем в них говорится?
Вчитаемся в текст. Это проповедь Царства Небесного, песнь о тех, кто живет мыслью о нем и смиренно несет скорби земной жизни. Обычно "Блаженны" поются с тропарями канона дня или праздника.
Подумаем, почему после нашего исповедания веры на Заповедях блаженства открываются Царские врата?
Царствие Небесное открыто для всех. Бог всех призывает стать Его сынами.
После Заповедей блаженства - Малый вход или Вход в алтарь с Евангелием (12). Собравшийся вместе народ Божий готов служить Богу.
Следом поются тропари и кондаки праздника и храма (13). Эта часть Литургии каждый день немного изменяется. Почему? Что в ней остается постоянным?
Тропарь и кондак храма.
Что меняется?
Тропари дней недели и праздников.
Вспомним, что такое тропарь? Как переводится это слово?
"Образ", "оборот", "способ". Тропарь - краткое песнопение, которое передает суть священного события, создает образ почитаемого святого.
Затем идет древняя соборная молитва - Трисвятое (15). Этому всеобщему молению предшествует предстоятель-ская молитва Трисвятого (14).
Что же означает это слово - "Трисвятое"? О ком здесь говорится?
Об Отце, Сыне и Святом Духе - о Живоначаль-ной Троице.
В праздники Рождества Христова, Богоявления, в Лазареву и Великую Субботу, так как раньше именно в эти дни совершалось крещение, вместо Трисвятого поется крещальный стих: