Возьми две скрижали и призови меня во время скорби
Почему в теле Христовом так мало воинов, находящихся на передовой? Многие говорят, что они любят Бога, читают Его Слово, молятся, искренне прославляют Бога, но так мало тех, которые, по выражению Сперджена, имеют "глубокую нежность". Это те, которые переживают душевную боль из-за участи нечестивых. Они вырываются из мира удовлетворенности и ищут любые средства, чтобы спасти заблудших грешников. Любовь Христа "объемлет" их (2 Коринфянам 5:14). Используемое здесь греческое слово обозначает, что Его любовь пленит их, захватывает и побуждает их свидетельствовать грешникам. Это те, о недостатке которых говорил Иисус (Матфея 9:37,38), повелевая нам молиться, чтобы Господь послал больше делателей. Они снимают с себя одежды снисходительности, надевают доспехи света и идут в битву.
В течение многих лет я не мог понять, что же формировало эти редкие и отважные души. Были ли они лишь брильянтами, которые светились ярче других, благодаря Богом данному темпераменту? Были ли эти люди бесстрашны от природы, и их смелое и ревностное свидетельство было естественным для них, что позволяло им светить ярче других, лишенных этого качества? Нет, самые ревностные и смелые свидетели Христа, которых я знал, были очень тихими и даже стеснительными по своей натуре.
Однажды вечером в 1994 году я нашел ответ. Вместе со своим другом, пастором Майком Смолли, я был в гостях у Уинки и Фэй Пратни в самом сердце штата Техас. Уинки был моим земляком из Новой Зеландии, так что для нас это был особый обед, который требовал бифштекса.
Уинки вышел на улицу, чтобы положить бифштекс на гриль, но несколько минут спустя он принес его обратно в дом, так как в гриле кончался пропан. Готовя в помещении, он сокрушался о том, что мясо не становится таким нежным, каким оно обычно бывает, если готовишь его на сильном огне гриля. Спустя несколько минут весь дом наполнял дым, однако результат стоил усилий, так как мясо просто таяло во рту. К тому же, вытяжка в доме вскоре очистила воздух.
Когда я отметил нежность мяса, Уинки поделился своим секретом. Он объяснил, что мясо становится нежным, если сильно прижать обе его стороны к раскаленной решетке на сорок секунд. Таким образом, сок остается в мясе, и затем вы медленно доводите его до готовности.
Около трех часов следующего утра мне стало ясно, что же формирует столь востребованных мягкосердечных христиан. Когда грешник оказывается под интенсивным огнем Божьего Закона, тот запечатлевает в нем нежное сердце. Вот как это происходит. Духовность Закона показывает ему невероятную греховность его сердца. Она открывает, что в основании его сердца порок, что его похоть — прелюбодеяние, что ненависть — убийство, что он лжец, вор и бунтарь, эгоистичный и неблагодарный грешник.
Он начинает видеть, что он любил то, что противно его Творцу. Закон показывает ему, что на его так называемые "благие" дела бросают тень эгоистические мотивы. Осознание этого, а также того, что он сильно разозлил Бога, нарушив Его Закон, и что он справедливо заслуживает ада, является "огнем", который запечатлевает нежность его души.
Когда открывается благодать, ее принимают так, как человек, умирающий от жажды, получает кувшин с водой. Осознание того, что пылающий огонь Закона ведет нас к смерти, и вдруг мы даром получаем воду жизни, рождает в нас чувство глубокой благодарности, которое невозможно выразить словами. И это делает нас тружениками жизни. Закон дает осознание того, что нам многое прощено, поэтому мы сильно любим как Бога, так и окружающих.
Подобную нежность трудно развить в том, кто уже познал Божью благодать во Христе. Он осознает, что Господь благ, и это уводит его от страха перед Его гневом. Лишь те, кто поют "и благодать освободила меня от страха", считают благодать воистину удивительной.
Именно поэтому я считаю большой ошибкой говорить виновному, не возрожденному грешнику о том, что "Бог любит его". Знание этого не позволяет страху войти в его сердце. Это лишает его благодарность той глубины, которая была бы, если бы страх произвел свое действие.
Поэтому просвещенный свидетель Христа не боится мягко прибегнуть к огню, свидетельствуя грешникам. Он знает, что, когда дым гнева Закона осуждает узника перед ним, он на самом деле приготавливает его сердце к прощению, которое будет желанно, ибо сердце узника охвачено страхом. Христианин знает, что слезы, произведенные Законом, утрет своей нежной рукой Божья благодать. Он знает, что действие этой руки не будет до конца оценено, если Закону не будет позволено провести свою очень важную работу. Именно Божий Закон обличает грех, и, когда грех оказывается видимым в пронизывающем свете Закона, как мы уже видели, "преизобилует благодать". Греческое слово, используемое в послании к Римлянам 5:20, — hyperperisseuo означает "преизобиловать".
Если бы я был врачом и знал, что вы больны ужасной болезнью, было бы неразумно с моей стороны дать вам лекарство, не объяснив сперва, что вы больны. Однако я не просто сказал бы вам, что вы больны, я бы дал место страху для вашей же пользы. Я бы использовал его для того, чтобы у вас появилось желание принять лекарство. Показывая вам рентгеновский снимок, я бы наблюдал, как капли холодного пота стекают по вашему лбу, и я бы сказал себе: "Хорошо, он начинает понимать всю серьезность своего заболевания". Страх не только заставит вас ухватиться за лекарство, но и (когда лекарство будет дано) вызовет у вас чувство невероятной благодарности ко мне, как к врачу, предоставившему лекарство.
Великий проповедник однажды спросил у актера, почему актеры могут вызвать слезы на глазах у зрителей своей игрой, а проповедники довольно редко так способны повлиять на свою аудиторию. Актер ответил ему, что они представляют вымысел, как если бы это была реальность, а евангельские служители зачастую представляют реальность, как если бы это был вымысел.
Если бы мы на самом деле верили, что души после окажутся в аду, мы бы вкладывали в проповедь все свои чувства. Наши сердца стенали бы в постоянной молитве. Мы бы бежали к грешникам с ясными словами предупреждения, хватали бы их и умоляли бы отвернуться от греха. Мы же, напротив, избегаем поспешности. Мы боимся говорить открыто с грешниками об их личных грехах. Мы полагаем, что обжигание огнем Закона принесет больше вреда, нежели пользы. Но задумайтесь над тем, как Иисус говорил с женщиной у колодца в Евангелии от Иоанна, четвертая глава. Он применил огонь Закона в разговоре с ней (стих 18) и говорил о ее личных грехах. Каков же был результат? Она тут же стала евангельской труженицей (стихи 28, 29).
Вот письмо, которое я получил в качестве отзыва на одну из своих книг; оно показывает силу Закона, способную вызвать в человеке жажду праведности:
"Последние восемь лет мой друг при каждой удобной возможности говорил мне, что Закон остался в прошлом и что Десять Заповедей, по сути, бесполезны. Конечно же, я пытался мягко намекнуть, что осознание греха приходит не иначе, как посредством Закона, однако это всегда приводило к упоминанию любви и благодати, поэтому я молчал.
Но на прошлой неделе я наконец-то вышел из своей скорлупы и дал эту книгу своему другу. На следующий день он вернул ее мне. Он плакал от переполнявших его чувств. Он с трудом мог говорить. Он сказал: "Я только что родился свыше!" Я думаю, что Божий Закон обрушился на него, ранил его, показывая, насколько велик был его грех. После этого несколько дней он пребывал в непередаваемом состоянии; хвала Господу не переставала исходить из его уст".
Именно две скрижали Закона вызвали скорбь в его сердце.
Семь напуганных грешников
В конце 1994 года я приехал в Батон Руж для проведения ряда собраний. Молодой человек по имени Джеф встретил меня и рассказал мне свой план. Я должен был выступать на символических похоронах.
Немного отдохнув в гостинице, я дождался, пока за мной заехали. Я проинструктировал людей, которые должны были нести гроб, а также людей, изображающих труп и толпу, касательно того, что делать и что не делать в условиях проведения спектакля на улице. Затем мы направились к месту проповеди.
Когда мы остановились возле супермаркета, я подумал, что нам нужно было еще что-то купить, однако это оказалось тем самым местом, которое выбрал для нас Джеф. Я проповедовал около пяти минут, когда ко мне подошел охранник и сказал, что я могу выступать еще пять минут, а затем я должен уйти. Я был благодарен за дополнительное время и по окончании упомянул об этом пастору поместной церкви, который приехал с нами. Улыбнувшись, он сказал: "Когда вы начали проповедовать, я сказал охраннику: "Видите всех тех людей, собравшихся вокруг проповедника? Они все прихожане моей церкви, и они все ходят за покупками в ваш супермаркет".
Затем мы поехали на территорию местного университета и вновь организовали похороны. На этот раз Джеф решил, что даст передохнуть моим голосовым связкам, и начал проповедовать сам. В то время как мы начали устанавливать людей, несущих гроб, сзади меня раздалась сирена. Обернувшись, я увидел, дорожного полицейского на мотоцикле, который разгневанно указывал остановиться микроавтобусу с подростками. Как только микроавтобус остановился у обочины, полицейский спрыгнул с мотоцикла, подбежал к микроавтобусу, открыл дверцу и выругался на водителя. Затем он схватил его и, резко вытащив из сидения, прижал его к машине. Непристойно ругаясь, полицейский обыскал его. Испуганные подростки не сопротивлялись, когда на водителя кричали и обыскивали его.
Из того, что мне удалось понять, полицейский велел микроавтобусу остановиться, но они этого не сделали. Некоторые из пассажиров посчитали этот случай забавным, что и вызвало ярость у полицейского. Это был исполненный гнева, едва не потерявший над собой контроль офицер закона: "Он Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло" (Римлянам 13:4).
Мы решили, что будет неразумно продолжать проповедь, когда представитель закона был так разгневан, поэтому мы переехали к входу в бар, находящемуся в 30 ярдах от парковки. Пока Джеф проповедовал, полупьяные подростки выходили из бара и подсмеивались над ним. Это было точное воспроизводство того, что я только что видел в реальности. Эти подростки отказывались слушать Закон, и они собирали на себя гнев, который откроется в Судный День. Настанет День, когда разгневанный Закон вытащит их из сидения насмешника, и оттуда уже нельзя будет вырваться.
Пять минут спустя вышел менеджер и прервал проповедь Джефа (члены поместной церкви не покровительствовали его бару).
На пути к нашему микроавтобусу мы прошли мимо подростков, которых остановил полицейский. Я подошел к группе и спросил у них, что случилось. Водитель, очевидно, был все еще расстроен, сказав мне, что он проехал на знак "СТОП". Его фары были выключены, и он не остановился на первый сигнал полицейского. Шесть его друзей, находящихся с ним, были также потрясены случившимся. Я не мог не испытывать симпатии к водителю и сказал ему, что, по моему мнению, полицейский, очевидно, потерял контроль над собой. Он согласился.
Я хотел засвидетельствовать ему, но чувствовал, что мне не доставало нужного подхода. Они были подобны расстроенным детям, которые только что оцарапали коленку, а я пришел за тем, чтобы посыпать им соль на рану. Я был уверен, что если я упомяну грех, праведность и суд в тот момент, меня без сомнения сухо попросят удалиться. Я машинально произнес, что мы увидимся с ними позже, и направился обратно к своей группе.
Когда я вернулся к своей группе, кто-то спросил у меня, засвидетельствовал ли я подросткам. Я ответил, что нет. Я сказал этому человеку, что не знал, как правильно перейти на эту тему и что мне требовалось немного времени, чтобы собраться с мыслями.
Минуту спустя я шел по направлению к подросткам, полный решимости говорить об их вечном спасении, даже если меня не поймут. Вдруг я вспомнил, что у меня в кошельке было десять банкнот по одному доллару, которые я взял с собой, чтобы раздать людям на улице. Я часто так делаю в качестве различных иллюстраций. Когда я спросил у них, сколько составлял штраф, водитель, подняв голову, ответил: "Около 200 долларов". Я достал свой кошелек, протянул ему пачку банкнот и сказал: "Это не много, но я хотел бы заплатить часть штрафа". Упомянув деньги, я с удивлением посмотрел на свою руку. В середине пачки отчетливо виднелась десяти-долларовая купюра, производя впечатление, что у меня в руке было намного больше денег, чем на самом деле. Это казалось целым состоянием!
Некоторые из подростков говорили: "Ого..., вам не нужно этого делать. Это очень любезно с вашей стороны... Вы ведь даже не знаете нас". Водитель с благодарностью отказался от денег, но мое предложение отголоском звучало в их сердцах. Они видели, что я искренне переживал за них, и мое предложение помощи дало мне право заговорить с ними о спасении. Я сказал им: "Я проповедник. Я хочу сделать подарок каждому из вас". Затем я дал каждому из них монетку с выгравированными Десятью Заповедями и спросил, соблюдали ли они Закон. Спросив их, говорили ли они неправду, крали или испытывали похоти, каждый из них признался в нарушении Заповедей.
Затем я повернулся к водителю и спросил его, испугался ли он, когда представитель закона остановил его машину. Он ответил, что он был в ужасе. Тогда я сказал: "Сегодня вы нарушили гражданский закон, однако теперь вам также известно, что вы нарушили и Божий Закон. Если вас напугал гражданский закон, то что же будет, когда вы предстанете перед Богом в Судный День... "Страшно впасть в руки Бога живого!" Я рассказал им о Благой Вести, спросил, есть ли у них Библия, и посоветовал, чтобы они отерли с нее пыль и прочитали Евангелие от Иоанна. Затем я пожал руку каждому из них и поблагодарил за то, что они меня выслушали, оставив их в руках верного Творца.
Пока я разговаривал с ними, водитель отдирал скотч от своей лодыжки. Он приклеил запечатанные пакеты с виски под носки, и закон этого не обнаружил, когда его обыскивал. Только Богу известно, что могло бы произойти в тот вечер, если бы он напился виски и вел бы микроавтобус с шестью пьяными дружками.
Представитель закона не заметил этого скрытого нарушения, но Божий Закон ничего не пропускает.
И гражданский, и Божий Закон произвел серьезную работу в молодых сердцах в тот вечер. Я молился о том, чтобы семь "бифштексов" были обжарены до появления корочки, и чтобы однажды семь мягкосердечных и верных работников вышли на поля жатвы и радостно трудились для своего Господина.
Кстати, таланты Уинки Пратни не ограничивались его кулинарными способностями. Он не только отличный библейский преподаватель и автор, но и, как мне стало известно два дня спустя, гениальный игрок в настольный теннис. Я также обнаружил, что стиль его игры напоминал поведение роженицы во время последней стадии родов. Несмотря на текущий пот, стоны и крики, когда он пропускал бросок, я понял, что он был необыкновенно талантливым игроком. Он играл с грациозностью мастера. Его скорость, его талант, быстрота его реакции, его ослепительные броски совершались с изумительной ловкостью. Как редко нам доводится наблюдать такую искусную игру!
Я все-таки его обыграл.
Глава 15
Разгневанный Бог
Если мы исключаем Закон из нашего богословия, а вместе в ним и необходимость обличения греха Святым Духом, мы не будем видеть зла в том, что мы оставляем грешника с ложным миром. Помните, что в Иеремии 8:11 Бог сказал об израильских пророках и священниках:
"И врачуют рану дочери народа Моего легкомысленно, говоря: "Мир, мир!" а мира нет".
Вот как мы даем ложный мир грешнику. Просто спросите его: "У тебя есть уверенность в том, что ты попадешь в рай после смерти?" Кто, находясь в здравом уме, не хочет попасть в рай? Поэтому довольно большое число людей ответят: "Я надеюсь, что я попаду в рай после смерти". Теперь скажите: "Бог хочет, чтобы у тебя была уверенность. Все мы согрешили и лишены славой Божьей, но Бог послал Своего Сына умереть на кресте за нас, чтобы у нас был мир с Богом. Когда мы каемся и верим в Него, Бог дает нам вечную жизнь. Он записывает наше имя в Книге Жизни. Вы хотите принять Христа прямо сейчас, чтобы ваше имя было записано на небесах? Вы можете помолиться вслед за мной так называемой "молитвой покаяния". Вы хотите помолиться?" Многие хотят.
Ваш вопрос предсказуем: "Что же здесь не так?" Позвольте мне попытаться ответить на этот вопрос при помощи небольшого рассказа.
Слепой грешник неосознанно движется к тысячеметровому обрыву. Современный благовестник подходит к нему с боку и говорит: "Слепой человек, я дам тебе прекрасный дар, который даст тебе мир". Затем он достает проигрыватель и вставляет ему в уши наушники. Незрячий слышит "О, благодать..." в исполнении десятитысячного хора. Его незрячие глаза расширяются от удовольствия. Он улыбается и говорит: "Ох, как верно ты сказал! Это на самом деле прекрасно. Большое спасибо!" Он пожимает ему руку, делает погромче звук на своем новом подарке и продолжает идти в сторону тысячеметрового обрыва.
Что же сделало современное благовестие? Оно не пробудило слепого грешника и не открыло ему его истинное положение. Напротив, он получил ложный мир. Теперь он не только движется по направлению к ужасной смерти, но также глух к каким-либо дальнейшим словесным предупреждениям. Это оказало плохую услугу слепому грешнику.
Миллионы обрели уверенность в спасении, однако им чуждо библейское покаяние. Они не были пробуждены Законом. Их так и не убедили свернуть вовремя, чтобы не сорваться в пропасть вечной смерти. Теперь, благодаря методам современного благовестия, их уши глухи для истинной проповеди спасения.
Профессор религиоведения Уэйд Кларк Руф в своей книге "Духовный рынок: демографический взрыв и переделка американской религии" говорит, что одна треть из семидесяти семи миллионов людей, родившихся во время демографического взрыва в Америке, называют себя "рожденными свыше христианами". Согласно Руфу, это означает, что они испытали "глубокое личное духовное пробуждение, которое изменило их жизнь". Руф говорит, что лишь половина из тех, кто называет себя "рожденными свыше" сегодня посещают консервативные протестантские церкви. Двадцать процентов не принадлежат ни к одной из церквей, а треть из называющих себя "рожденными свыше" верят в астрологию и перевоплощение.
Существует также еще одна скрытая трагедия, которая стала результатом усилий современного благовестия. Не обязательно быть ученым, чтобы увидеть, что нация утратила Божье благословение. Американское раковое общество подсчитало, что всего за один год появилось 1 382 400 случаев раковых заболеваний. Добавьте к этому атаку пчел- убийц, сильные ураганы, разрушительные наводнения, землетрясения, засухи, торнадо и т.д. После многих лет благовестия современными проповедниками большинство американцев представляют себе Бога как добродушного Папу. Следовательно, ужасные трагедии, вызванные стихийными бедствиями и смертельными болезнями, считаются лишь отголосками Матери Природы, глобального потепления, глобального похолодания — всем, чем угодно, но не наказанием народа, согрешившего перед Святым Богом. Мысль о том, что Бог, который есть любовь, накажет наш народ подобными катастрофами, у многих просто не укладывается в голове.
Поэтому Церковь сегодня столкнулась с дилеммой: перейти от проповеди "Бог вас любит" к проповеди "Бог — всякий день строго взыскивающий" является для нее слишком большим скачком. В результате не многие проповедники берут на себя смелость заявить, что Бог наказывает Америку, а те, кто все же осмеливаются, считаются немного фанатичными. И это все потому, что более ста лет назад современное благовестие потеряло духовный "пешеходный переход" Писания — Божий Закон. Без него мир не может понять, что Бог разгневан на человечество. Помните, что без Закона наказание вовсе бессмысленно. Клайв Льюис говорил: "Когда мы лишь говорим о своей порочности, "гнев" Божий представляется нам варварской доктриной. Как только мы начинаем осознавать нашу порочность, он предстает неминуемым, простым следствием Божьей благости". Закон помогает нам осознать свою порочность.
"Бог хороший"
Когда я проповедовал о Десяти Заповедях группе, состоящей в основном из неверующих, меня стала перебивать очень искренняя молодая девушка. Она выкрикнула: "Не слушайте этого человека! Бог вас любит!" Я прервал свою проповедь и спросил ее, переживала ли она за спасение тех людей, с которыми я разговаривал. Она ответила утвердительно. Тогда я уговорил ее подняться на сцену и попросил ее поделиться своим свидетельством. После ее смелого выступления я спросил ее, где окажутся ее слушатели, если умрут без Спасителя. Она сказала нерешительно: "В аду..." Затем она расплакалась и добавила: "...но Бог очень хороший".
О Боге говорит многое: святой, совершенный, праведный, любящий, благий, но нет никакого основания в Библии называть его "хорошим". Девушка была хорошей. Она была очаровательна. Но говорить грешникам, что их Творец "хороший", создаст у них впечатление, что Он "приятный, добрый, деликатный и сговорчивый". Если это было ее представлением о Боге, не удивительно, что ее обидела библейская суть Его природы. Некоторое время спустя еще одна молодая женщина упрекнула меня за проповедь грядущего суда. Она выкрикнула: "Бог любит вас. Просто попросите Иисуса прямо сейчас войти в ваше сердце". Когда я спросил ее, где окажутся эти люди, если они умрут без Иисуса Христа, она ответила: "Они не будут на небесах". Я спросил ее, где же они будут. Она ответила: "Они не будут на небесах". Я вновь настаивал на конкретном месте, и она ответила: "Не в очень приятном месте". Для нее дилемма заключалась в том, что упоминание ада без упоминания Закона, который и ставит все на свое место, представляло ее Бога тираном и этим вызывало презрение мира.
Профессор Дуглас Грутуис из Евангельской семинарии города Денвер сказал: "Даже евангельские христиане, которые, как правило, довольно буквально воспринимают библейское учение, представляют ад "изъяном, который должен быть скрыт при помощи косметики божественной любви" (U.S. News & World Report, 31 января 2000 года). Они осознано скрывают любое упоминание того обрыва, в сторону которого движется слепой человек. Они не хотят его предупредить.
Не удивительно, что у мира появилось неверное понимание природы Бога. Газета "Вашингтон Пост" (от 9 января 2000 года) охарактеризовала это следующим образом:
"За долгие годы Эд и Джоан Ливерани нашли множество причин призывать Бога. Однако теперь, в зрелом возрасте, они все свели к одному принципу: "Не быть побежденным жизнью".
Так, около десяти лет назад супруги Ливерани начали строить свою собственную церковь, спасая остатки своей прежней религии, которые им были по душе, и избавляясь от остального. Первым в списке был разгневанный, мстительный Бог и ад. "Они говорят об этом, чтобы напугать вас", — заявляет Эд. Они оставили Иисуса, "потому что Он щедр на любовь".
Бог ненавидит грех
Игнорирование законного применения Закона вынудило современное благовестие к высказываниям типа "Бог ненавидит грех, но любит грешника". Оно появилось в конце 90- х годов, что было очевидно воспринято как безобидный способ свидетельства гомосексуалистам. Это дало свой отголосок, и в результате христиан обвинили в "выделении" греха гомосексуализма, что они и сделали.
Библия говорит нам, что Закон был создан для гомосексуалистов (1 Тимофею 1:9, 10). Вместо того чтобы заключать самих себя в ловушку, обличая гомосексуалистов в их половом предпочтении, мы должны показать им, что они осуждены вне зависимости от своего образа жизни. Много раз я спорил с гомосексуалистами об их грехе, даже не упоминая их сексуальный грех, который они так готовы защищать. Понимая, что у них есть другие грехи, такие как ложь, воровство, идолопоклонство, зависть, похоть, гнев, богохульство, ненависть и т.д., и понимая, что им грозит осуждение, они увидят, что им необходимо покаяться и довериться Спасителю. Затем они обретут новое сердце и новые желания.
Утверждение, что "Бог ненавидит грех, но любит грешника", не является новшеством. Чарльз Финней писал в своей книге "Вина греха":
"Бог разгневан не только на грех, абстрагированный от грешника, но и на самого грешника. Некоторые личности напряженно трудились над тем, чтобы установить эту нелепую и абсурдную абстракцию, и представить, что Бог разгневан на грех, но не на грешника.
Он ненавидит воровство, но любит вора. "Ему отвратительно прелюбодеяние, но он доволен прелюбодеем". Ведь это в высшей степени бессмыслица. Грех отдельно от грешника лишен нравственной сути. Действие не существует отдельно от делателя. Бог ненавидит и не одобряет не только поступок, совершенный отдельно от делателя, но и самого делателя. Его огорчает и оскорбляет то, что разумная нравственная личность, находящаяся под Его правлением, ополчается против своего собственного Бога и Отца, против всего того, что правильно и справедливо во вселенной. Вот что оскорбляет Бога. Сам грешник является прямым и единственным объектом Его гнева.
Так показывает Библия. Бог разгневан на нечестивого, а не на абстрактный грех. Если нечестивый не обращается, Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его не на грех, а на грешника, на нечестивого, совершившего мерзость. Это единственная доктрина по этому вопросу, предлагаемая как Библией, так и здравым смыслом".
Глава 16
Загадка рыбы
Теперь мы раскроем загадку, которая долгие годы не давала мне покоя. Иисус сказал, что Царствие Божье подобно "зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем: и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его" (Луки 13:18,19). Затем Он сказал:
"Оно (Царствие Божье) подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все" (стих 21).
Это немного странно, так как сынам Израилевым было заповедано есть только пресный хлеб (Исход 12:15-20). Всякий, кто ел квасное, должен быть "истреблен из среды Израиля".
Евангелие от Марка повествует, что незадолго до того, как Иисус накормил четыре тысячи, к Нему пришли фарисеи, требуя знамений свыше. Тогда Иисус сказал своим ученикам: "...берегитесь закваски фарисейской..." (В Евангелии от Матфея 16:6 Он также присоединил к ним саддукеев). Его ученики подумали, что Он журил их за то, что они забыли взять с собой хлеб. У них была всего одна буханка хлеба.
Когда они удивились, почему Он заговорил о закваске, Иисус сказал:
"Что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменело у вас сердце? Имея очи, не видите? Имея уши, не слышите?
И не помните? Когда я пять хлебов преломил для почти пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь. И сказал им: как же не разумеете?" (Марка 8:17-21).
Как же оставшийся хлеб мог быть ключом к пониманию закваски фарисеев, саддукеев и Ирода? В Евангелии от Матфея 16:11,12 нам яснее раскрывается, что такое "закваска":
"Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и садукейского".
Если же фарисейская и саддукейская закваска всего лишь учение, почему к ним был отнесен Ирод? И опять же, как их учение связано с остатками хлеба?
Ответ, возможно, кроется в действии закваски. Она "возвышает". Без закваски хлеб получается невысоким. Достаточно лишь щепотки, чтобы он безмерно поднялся. Павел говорил о действии закваски в контексте гордости. Он писал: "Нечем вам хвалится. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?" (1 Коринфянам 5:6)
Самоправедный фарисей молился с высоко поднятой головой, выпятив свою грудь, благодаря Бога за то, что он не был таким, как тот другой человек. Именно гордость вынудила саддукеев, интеллектуальную элиту, отвергать (даже имея Писание) существование ангелов и воскресения. Именно гордость побудила Ирода убить величайшего человека "из рожденного женами", ведь в противном случае пришлось бы краснеть от стыда перед своими почетными гостями.
Возможно, упоминание остатков хлебов должно было напомнить нам, что изобилие является спутником гордости. Гордости способствуют богатство, знание (которое, согласно 1 Коринфянам 8:1, "надмевает") или материализм. Богатство стало грехом Лаодикийской церкви. Они говорили: "Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужду" (Откровение 3:17). Богачу нужны были большие житницы, но в очах Бога он не был богат (Луки 12:16-21). Он был надменен благодаря плотскому ощущению безопасности. Он "высоко думал" о себе, что богатым не рекомендуется делать (1 Тимофею 6:17). Гордый, самоправедный человек думает, что его благие дела спасут его. Он "надмевается плотским своим умом" (Колосся- нам 2:18).
В Евангелии от Луки 12:1 нам дается дальнейшее разъяснение "закваски". Иисус сказал: "Берегитесь закваски фарисейской, которое есть лицемерие". Это объединяло саддукеев и Ирода — они были лицемерами (Матфея 16:1-3). Ирод с удовольствием слушал Иоанна, однако жил в прелюбодеянии. Почему человек горд?
Почему он самоправеден? Почему он живет в лицемерии? Просто потому, что он не был смирен Божьим Законом. "Совершенный Закон свободы" никогда не применялся для того, чтобы он мог увидеть свое истинное положение:
"Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел — и тотчас забыл, каков он. Но кто вникает в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании" (Иакова 1:23-25).
Удивительные связи Петра
Прежде, чем мы рассмотрим, почему закваска клалась в три меры муки, важно внимательно разобрать тесные связи Петра с числом три. (Нам представляется, что число три и Петр связаны с делом благовестия):
■ Три раза в Новом Завете рассказывается история о трех учениках на горе Преображения, где Петр предложил построить три кущи.
■ В Гефсиманском саду Иисус три раза возвращается к трем ученикам. Говоря им о том, что они заснули, пока Он молился, Он обращается к Петру.
■ Рассказ о том, что Петр три раза отрекся от Христа, упоминается три раза в трех Евангелиях.
■ Иисус три раза спросил Петра, любит ли тот Его.
■ Когда Петр проповедовал в день Пятидесятницы, три тысячи человек спаслось.
■ Когда он проповедовал в день Пятидесятницы, Библия дает точное указание времени: был "третий час дня" (Деяния 2:15).
■ В книге Деяния 11:10 видение Петра о полотне, полном животных, спускающемся с неба, повторилось трижды.
■ Когда Петр был призван свидетельствовать язычникам, три человека пришли за ним.
■ Теперь мы обратимся к Иоанну 21:1-14 и посмотрим, о ком говорит Библия, когда Иисус явился Своим ученикам в третий раз после Своего Воскресения.
Когда Петр решил пойти ловить рыбу, Фома, Нафанаил, Иаков, Иоанн и два других ученика решили пойти с ним.
Они ловили рыбу всю ночь и ничего не поймали. С наступлением рассвета они увидели фигуру, стоящую на берегу. Они услышали голос незнакомца: "Дети, есть ли у вас какая пища?" Затем Он произнес слова похожие на те, которые они слышали раньше: "Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете". Они послушались и поймали столько рыбы, что не могли вытащить сеть. Петр сказал: "Это Господь", опоясался одеждой и бросился в море. Ученики последовали за ним в лодке.
Добравшись до берега, они обнаружили, что Иисус уже разложил огонь и положил на него рыбу и хлеб. Когда Он попросил их принести рыбу, которую они на этот раз поймали, именно Петр вытащил ее:
"Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не порвалась сеть".
Зачем Библия отводит время на то, чтобы сообщить нам, что было сто пятьдесят три рыбы?
В Евангелие от Луки Иисус говорит Петру: "Отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова". Петр поймал "великое множество рыб". Рыбы было так много, что сеть начала рваться. Тогда Петр позвал на помощь вторую лодку, и, когда обе лодки были наполнены, они стали тонуть под тяжестью груза. Это впечатляет.
В случае ста пятидесяти трех рыб сеть можно было тянуть, и вес не потопил лодку и не разорвал сеть. Следовательно, можно предполагать, что "великое множество", как говорит Лука, превышало сто пятьдесят три. Если Писание сообщает нам точное число только для того, чтобы впечатлить читателя (рыбацкий рассказ), тогда имело бы смысл сообщить нам о большем числе рыб в случае, когда тонула лодка и порвалась сеть. Однако в этом случае количество не упоминается. Затем Иисус связывает этот случай с благовестием, говоря Петру: "Не бойся; отныне будешь ловить человеков" (Луки 5:10).
Поэтому возникает вопрос, зачем нам сообщается, что было сто пятьдесят три рыбы? Но ведь число сто пятьдесят три больше нигде не упоминается в Писании, чтобы направить нас на след. Если, конечно, только это число не скрыто... по какой-либо причине. Так оно и есть.
Глава 17
Загадка решена
В предыдущей главе мы рассмотрели "закваску", Петра, его связь с числом три и загадку числа сто пятьдесят три. Давайте обратимся к 4-ой книге Царств, 1-ой главе:
"И послал к нему пятидесятника с его пятидесятком. И он взошел к нему, когда Илия сидел на верху горы, и сказал ему: человек Божий! Царь говорит: сойди.
И отвечал Илия, и сказал пятидесятнику: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь с неба и попалил его и пятидесяток его.
И послал к нему царь другого пятидесятника с его пятидесятком. И он стал говорить ему: человек Божий! Так сказал царь: сойди скорее. И отвечал Илия и сказал ему: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь Божий с неба, и попалил его и пятидесяток его.
И еще послал в третий раз пятидесятника с его пятидесятком. И поднялся, и пришел пятидесятник третий, и пал на колена свои пред Илиею, и умолял его, и говорил ему: человек Божий! Да не будет презренна душа моя и душа рабов твоих — сих пятидесяти — пред очами твоими. Вот сошел огонь с неба, и попалил двух пятидесятников прежних с их пятидесятками; но теперь да не будет презренна душа моя пред очами твоими!" (4 Царств 1:9-14).
Написано, что на арест Илии были посланы пятьдесят человек со своим предводителем. Они были поглощены огнем с неба. Были посланы другие пятьдесят человек, возглавляемые своим предводителем. И они были поглощены огнем с неба. Затем были посланы еще пятьдесят человек вместе со своим предводителем. На этот раз предводитель "пал на колени", вступился за них и спас их от небесного огня.
Были посланы три группы по пятидесяти одному человеку. (Здесь опять число три). Три, умноженное на пятьдесят один, равняется ста пятидесяти трем. Две трети погибли от огня. Одна треть уцелела благодаря ходатайству предводителя.
Можно провести удивительные параллели между случаем с Илией и Церковью. Те, кто спасен от Грядущего в "пламенеющем огне" (2 Фессалоникийцам 1:8), спасены благодаря служению Предводителя нашего спасения (Евреям 2:10). Он всегда жи