Бог не может быть ограничен во времени
Если грех гневит Бога, а мы как христиане не живем безгрешно, как может кто-то утверждать, что Бог не гневается на нас? В конце концов, мы продолжаем совершать грехи. Ответ заключается в понимании природы Божией, превосходящей обычную, находящейся вне времени, и завершенности креста Иисуса Христа. Верующие действительно порой грешат, однако наши грехи рассматриваются в целом.
Люди существуют во времени. Мы ощущаем реальность во временных границах, которые можно определить продолжительностью, измеряемой последовательностью событий. Другими словами, события нашей жизни, расположенные в хронологическом порядке, порождают “время”. С человеческой точки зрения вся реальность представляется линейной, имеющей начальную и конечную точки.
С другой стороны, Бог не ограничен во времени. Время не может включать Бога. Чтобы включать Его, время должно быть над Ним, а нет ничего больше Бога. Бог существует вне пределов времени, в месте, называемом вечностью. Чтобы попытаться понять вечность, мы должны выглянуть за пределы координатной сетки времени.
Один мальчик как-то определил время, как “то, что не дает событиям происходить всем одновременно”. Неплохое определение! В то время, как эта земля и все на ней находятся на пути, который часто обозначается, как “линия времени”, Бог находится над линией времени естественного мира и видит все от начала до конца.
Фактически Бог делает больше, чем просто видит линию времени от начала до конца; Он от начала до конца создал ее. “Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца” (Еккл. 3:11, выделено автором). Бог — абсолютный властелин времени. “Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне” (Ис. 46:9). Некоторые могут испытать искушение возразить, что Бог не писал сценария для многого, происходившего во времени, однако библейские свидетельства говорят о том, что даже сам сатана не более, чем никудышный актер в разворачивающейся драме времени и вечности. Бог властен над временем, поскольку Он создал его и стоит над ним (см. Быт. 1:14–18). Он Повелитель каждой миллисекунды и каждой мельчайшей детали истории.
Бог проникает взором в прошлую и будущую вечность (как мы это понимаем). Посредине между ними расположена реальность, которую мы знаем как время. Существуя за пределами времени, Бог видит все это одновременно. Он живет в том, что многие называют “вечное сейчас”. Рей Стедман замечает:
“Мы часто думаем о небесах, как о продолжении на высшем и более совершенном уровне земной жизни. Нам, запертым в мире пространства и времени, очень трудно представить себе жизнь, происходящую при других условиях. Но мы должны помнить, что время есть время, а вечность есть вечность и с мест они не сойдут”.29
Время и вечность — две совершенно различные категории жизненного опыта. В то время, как те из нас, кто пребывает во времени, переживают события последовательно, глядящий из вечности смог бы увидеть все события, содержащиеся во времени, происходящими одновременно.
“Они [время и вечность] не одно и то же, и мы не должны считать их одним и тем же. Время означает, что мы заперты в структуре хронологической последовательности, которую не в состоянии разрушить. Например, все человеческие существа, живущие в одном месте, вместе испытают землетрясение. При всем разнообразии чувств и реакций все они ощутят землетрясение одновременно. Однако в вечности события не располагаются последовательно. Там нет ни прошлого, ни будущего, а есть только настоящее СЕЙЧАС. В этом СЕЙЧАС и происходят все события”.30
Всесобытия происходят в настоящем СЕЙЧАС в вечности. Понимание этой идеи делает некоторые библейские стихи и понятия гораздо более легкими для понимания. Например, Енох видел второе пришествие Христа, хотя жил только в седьмом поколении от Адама. В Иуд. 1:14–15 сказано:
“О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: `се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники”.
Почему Енох видел эти события происходящими, если он жил в седьмом поколении от Адама? Потому, что ему была дана способность видеть реальность, существующую за пределами времени. Из-за пределов времени он мог взглянуть на время и увидеть вновь приходящего Иисуса. Мы, живущие во времени, даже еще не представили себе этого события, а оно уже произошло в вечности!
Описывая с точки зрения вечности то, что Бог сделал для верующего, Павел пишет:
“Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил”. — Рим. 8:29–30
Павел перечисляет пять дел, содеянных Богом для Своих: 1) Он предузнал нас; 2) Он предопределил нам быть подобными образу Сына Своего; 3) Он призвал нас; 4) Он оправдал нас; 5) Он прославил нас. Обо всем этом говорится в прошедшем времени, как об уже происшедшем. Почему же Павел описывает пять этих деяний Божиих в прошедшем времени? Потому, что все они уже произошли в царстве вечности!
Креста Христова достаточно
Каждый верующий предузнан, предопределен, призван, оправдан и прославлен. Независимо от того, чувствуем ли мы это и верим ли этому, Слово Божие гласит, что это так. Из вечного сегодня Бог взирал на нашу жизнь и видел всякий грех, который мы когда-либо совершили или совершим. Он взял эти грехи, возложил их на Иисуса Христа и “Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо” (1 Пет. 2:24). Апостол Павел писал:
“Вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту”. — Кол. 2:13–14
“Бывшее о нас рукописание”, упомянутое Павлом, означает долговое обязательство, показывающее, сколько человек должен заимодавцу. Когда это обязательство оплачивается, на нем проставляется печать “Оплачено”, показывающая, что долг погашен полностью. С позиции вечности Бог видел каждый грех, который вы совершили или совершите в течение жизни, и записал каждый из них на ваш собственный счет. Затем Он взял этот счет, показывающий, что с вас причитается за грехи (отделение от Бога в вечности), и возложил ваш долг на Иисуса Христа. Уплатив долг за наши грехи, Иисус воскликнул “Совершилось!”. Слово тетелестаи из греческого текста можно перевести также как “Оплачено!”.
Писатель Билл Гиллхэм комментирует:
“В Ин. 19:30 записаны последние слова Иисуса на кресте: “…сказал: свершилось! И … предал дух”. Знаете ли вы, какое греческое слово было переведено здесь словом “свершилось”? Тетелестаи! Как это мудро, братья и сестры! Как удивительно! Выделите минуту для особого события. Возьмите ручку и листок бумаги. Напишите вверху листка: “Долговое обязательство”. Затем посередине листка запишите число, показывающее ожидаемое число грехов, которые вы совершите в своей земной жизни (к примеру, 10000000). Теперь возьмите красный фломастер и большими печатными буквами напишите по диагонали из нижнего левого угла листа в правый верхний слово ТЕТЕЛЕСТАИ. Затем в нижней части листка напишите: “Продиктовано лично и подписано за Него в Его присутствии”, — после чего подпишите Иисус. Сложите листок и положите для сохранности в конверт. Всякий раз, когда какой-либо человек или сила греха будут пытаться убедить вас, что вам не прощены все вашигрехи, доставайте это подписанное долговое обязательство и с минуту смотрите на него. Затем воздайте Ему хвалу и поклонение”.31
“Не может быть, чтобы мои будущие грехи уже были прощены!” — протестовала Патти, услышав, как я учу, что все грехи верующего прощены. Я прочитал ей отрывок из Кол. 2:13–14. Затем задал ей приведенные ниже вопросы, на которые прошу ответить и вас:
- О скольких ваших грехах Бог знал до того, как вы родились? (Обовсех).
- Сколько из них перечислено в вашем долговом обязательстве? (Все).
- За какое количество ваших грехов Иисус расплатился на кресте? (Завсе).
- Сколькие из них были в то время в будущем? (Все)
- Сколько грехов Он имел в виду, когда сказал “Свершилось”? (Все).
- Сколько ваших грехов простил Бог в момент обретения вами спасения?
Если вы не ответили на шестой вопрос “Все”, я прошу спросить себя, были ли вы честны? Есть ли смысл в том, что Бог видит и отмечает все наши грехи, что Иисус Христос берет их все на Себя, что Он провозглашает с креста, что они всеоплачены, и после всего этого Бог прощает вам только некоторые из ваших грехов — а именно те, которые вы совершили до момента обретения спасения? Не совершайте ошибку, пытаясь поместить Бога во временные рамки. Он в них не вмещается. Он уже простил вам всякий грех, который вы когда-либо совершили, совершаете или совершите в будущем. Упомянутый стих ясно гласит, что Он простил “нам все грехи”, а не только совершенные в прошлом.
Долгие годы я был убежден, что для того, чтобы оставаться прощенным Богом, необходимо просить Его прощать меня всякий раз, когда я совершаю грех. Подобное ложное богословское учение порождает ряд серьезных вопросов. Что случится, если я не попрошу Бога простить мне отдельный грех? Остается ли он непрощенным до дня моей смерти? Что случится тогда, когда я направлюсь в вечность с непрощенным грехом? Никто не может попасть на небеса, имея непрощенный грех (представьте себе, что вы навеки отдалены от Бога за то, что назвали на дороге водителя соседней машины идиотом и забыли попросить Бога о прощении).
С другой стороны — взгляните на следующий вопрос. Есть ли что-нибудь,что, как вы знаете, надлежит делать, но чего вы не делаете? Иаков сказал: “Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех” (Иак. 4:17). Видите дилемму? Если прощены не все наши грехи, то нам следует убедиться, что мы ведем совершенную жизнь, поскольку нам нужно иметь дело не только с грехами, связанными с нечестивыми деяниями, но также беспокоиться о добрых делах, которых мы не сделали. Следить за всем этим вполне достаточно, чтобы довести христианина до нервного расстройства!
Расслабьтесь — вы прощены!
Христиане не должны беспокоится о грехах, которые могут остаться непрощенными. Мы можем обрести покой в той истине, что Бог простил нам всякий грех, который мы можем совершить в течение всей жизни. Помните единственное, что гневит Бога? Это грех. Хорошая новость состоит в том, что с вашими грехами покончено на кресте. Вы прощены! (См. Деян. 10:43; 13:38; Еф. 1:7; 4:32; Кол. 1:14). Крест Иисуса навеки освободил вас от гнева Божия. Христианам никогда не нужно бояться гнева Божия. “Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои”, — сказал Иисус расслабленному в Мф. 9:2. Иоанн писал: “Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его” (1 Ин. 2:12). Когда вы уверовали в Иисуса Христа при обретении спасения, Его ответ вам из вечности был: “Прощаются тебе грехи твои” (Лк. 5:20). Бог не будет больше гневаться на нас как на христиан, поскольку единственное, что гневит Бога, снято с нас крестом!