Свобода страшит религиозника
Пастор, обвинивший меня в проповеди беззакония, по ходу нашей беседы выразил то, что его пугало: “Если вы не учите людей жить согласно божественным принципам, их поведение станет мирским. Они не смогут быть праведными людьми, какими Бог призвал нас быть”. Я точно понимал, из чего он исходит, поскольку в течение долгих лет это было моей собственной точкой зрения. Ему казалось, что я предполагаю, будто поведение христианина не имеет значения, но это не так. Поведение христианина имеет большое значение. Оно должно быть проявлением жизни Иисуса Христа внутри нас.
Обеспокоенность пастора, что люди могут претерпеть падение, оказавшись без религиозных правил, показывает недостаточное понимание им того, посредством чего мы собственно становимся праведными. Мы уже знаем, что праведность не приходит в результате наших дел; она то, что мы представляем собой как верующие. Мы не призваны жить по принципам, а призваны жить жизнью Иисуса Христа, Который пребывает в нас. Если это так, то наше поведение превзойдет мораль и станет чудесным.
Нам просто нужно вести себя соответственно тому, кто мы есть. Построить жизнь человека на основе принципов — это попытка жить по тому же старому закону, только названному иначе. Называется ли закон принципами, правилами, нормами или как-либо еще, если наша цель — жить согласно определенным требованиям, предъявляемым к поведению ради достижения духовного прогресса или получения благословений Божиих, значит мы стали жертвой законничества.
Всякое опасение, что благодать приведет ко греху, беспочвенно. Благодать никогда не побуждает человека вести себя беспечно. “Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке” (Тит. 2:11–12, выделено автором). Если человек пребывает в Иисусе Христе, доверяя Ему вложить жизнь во всякое его дело, он может поступать так, как того желает, поскольку желания Христа стали его собственными.
“Бог может предложить абсолютнуюсвободу всякому, в ком Он действует так, что сокровенные решения человека полностью совпадают с теми, какие Он для него наметил. Сформировав желания сердца, Он может дать Своему чаду неограниченную свободу. В мире нет другой свободы, кроме этой. Посредством неотъемлемого “плода Духа” Сам Бог определил желания его сердца. Исполнение этих желаний будет соответствовать Его собственной воодушевляющей силе”.26
Название этой главы придумал не я. Это Августин первый сказал: “Люби Бога и делай, что хочешь”. Такого рода утверждения за пределами Земли Благодати звучат радикально. Религиозники всех поколений как один взвизгнут в ужасе: “Делай, что хочешь?!!”. Вследствие глубоко укоренившейся тяги к закону они никогда не слышат первой части этой фразы: “Люби Бога и делай, что хочешь”. Если человек любит Бога, делать то, что он хочет, значит делать то, чего хочет Бог.
Как нам жить?
Если мы, верующие, не должны жить по религиозным правилам, то как нам следует жить? Разгадка победы Израиля над пятью царями в Нав. 10 была в том, что “Господь сражался за Израиля” (10:14). Бог привел израильтян туда, куда посчитал нужным, чтобы они одержали победу, которую Он им уже даровал. Здесь Онодолел врагов Израиля. Здесь, как и в Иерихоне, не было сомнений, что именно Бог был Тем, Кто выиграл битву.
Предназначенный нам Божий образец поведения показан в Библии. Он хочет быть Источником всего нашего поведения. Он желает, чтобы мы жили Его жизнью, полностью завися от Него для того, чтобы сделать нас способными стать тем, кем Он призвал нас быть, и делать то, что Он призвал нас делать. Бог радуется, когда мы уповаем на Него.
Для того, чтобы понять, что нам нет нужды стараться вести благочестивый образ жизни, — но следует просто доверить Иисусу быть Собой в нас и посредством нас — требуется удалить сильнейшее давление тех, кто изо всех сил подвизался под бременем религиозных установлений. Это откровение позволит нам испытать покой, присущий Благой Вести. Благодать означает, что все это совершает Бог. Какое облегчение для тех из нас, кто жил в пустыне, требующей религии! Дональд Мак-Каллоу сказал:
“Благодать означает, что в разгар нашей борьбы рефери свистит и объявляет конец игры. Мы провозглашаемся победителями и отправляемся в душ. Это конец всякого горячечного благочестия ради снискания одобрения Божия; это конец всякого выжимающего пот напряжения, чтобы обезопасить свое достоинство; это конец схватки за то, чтобы вырваться в ходе игры вперед других. Благодать означает, что Бог на нашей стороне и что мы победители независимо от того, насколько хорошо мы провели игру. Все мы можем отправиться в душ, а затем праздновать победу”.27
Благая Весть о благодати применима ко всякому чаду Божию. Мы не должны ретиво следовать правилам. В Библии слово “Евангелие” значит “Благая Весть”, и наипрекраснейшая весть, которую каждый из нас может услышать, есть та, что мы не должны бороться за соблюдение закона. Бог освободил нас от обязательств перед законом посредством креста (см. Рим. 7:6). Там мы умерли для закона, там было восстановлено единение между человеком и Богом, неведомое со времен грехопадения. Теперь мы практически реализуем то единство, которое имеем с Ним.