Источник Жизни — Христос, а не законы
Иисус Навин и израильские воины стали понимать, что обычные правила ведения войны не подходят, если к уравниванию сил приступает Бог. То же относится и к верующему, перешедшему из пустыни религии в Землю Благодати. Закон господствует за пределами Земли Благодати, но стоит нам облечься во Христа, как заведенные ранее жизненные правила становятся неприемлемыми.
Не пугает ли вас мысль о том, что принципы морали больше не применимы к верующим? Христиане призваны не для того, чтобы вести нравственнуюжизнь. Нравственная жизнь началась в саду Эдема, когда человек съел от запрещенного древа — древа познания добра и зла (см. Быт. 2:16–17). До этого момента Адам и Ева даже не могли отличить хорошее (добро) от плохого (зло). Обратите внимание, что это дерево давало знаниедобра и зла. Оно предлагало знакомство с добром и злом, чем-то, о чем Адам и Ева никогда не думали и даже не подозревали. Поскольку они не отличали добра от зла, то как же они поступали? Вели нравственную или безнравственную жизнь до грехопадения? Ни то и ни другое; они величудесную жизнь. Их действия проистекали из их единства с Богом. До грехопадения они не имели отношения к законам морали. Их поведение было выше морали, поскольку они воспринимали живого Бога как свой единственный Источник Жизни. Их поведение не было просто хорошим, оно было благочестивым — то есть соответствовало гораздо более высокому уровню, нежели представляет себе человек.24
Затем произошло грехопадение человека, после которого главный вопрос человечества вращался вокруг того, является ли то или иное деяние добрым или злым. Многие сегодняшние христиане живут, постоянно задаваясь этим вопросом, всегда желая делать доброе, а не злое. Однако важно отметить, что даже доброе поведение может быть греховным, если рассматриваемый поступок не исходит из пребывающей в верующем жизни Христа. Всякое поведение, не проистекающее из нашего единения с Ним, не по вере, “а все, что не по вере, грех” (Рим. 14:23). Человек может исполнять все религиозные предписания, которые только сможет найти, и по-прежнему жить во грехе. “Праведный верою жив будет. А закон не по вере…” (Гал. 3:11–12). Поэтому попытки построить нашу жизнь на основании религиозных правил — грех!
Иисус Христос пришел, чтобы устранить ущерб, причиненный Адамом. Он пришел, чтобы вернуть нас обратно к исходному плану Божию, состоящему в том, что мы должны находить всю нашу жизнь в Нем, а не в правилах, определяющих добро и зло. Мэйджор Ян Томас говорит:
“Остерегайтесь, как бы, даже будучи христианами, вам не попасть в ловушку сатаны! Вы можете признать и узнать Бога в Господе Иисусе Христе, искренне приняв Его как своего Спасителя, однако если вы не проникнете в таинство благочестия и не позволите Богу быть в вас источником Его образа, вы будете стараться быть благочестивым, подчиняясь внешним правилам и предписаниям и приспосабливаясь к образцам поведения, навязываемым конкретным христианским сообществом, которое вы избрали и для которого надеетесь быть “приемлемым”. Следуя этим путем, вы будете увековечивать языческую привычку практиковать религию в силе плоти, а в самом стремлении к праведности впадете в идолопоклонство, почитая “христианство” больше, чем Христа!”25
Мэйджор Томас утверждает, что если верующий пытается поступать праведно и соблюдать все религиозные правила, он может неумышленно скатится к языческим обычаям. Он может непреднамеренно впасть в идолопоклонство, почитать христианскую религию, не почитая Христа. Нравственная жизнь может оказаться жизнью без Бога. Многие члены религиозных сект в современном обществе ведут безупречную в моральном отношении жизнь, подтверждая, что призвание Богом верующего должно быть чем-то большим, чем приглашением к нравственному поведению. Он никогда не поведет нас вниз на уровень морали. Чтобы быть нравственными, нам даже не нужен Христос. Мы можем правильно поступать без Него, однако мы не сможем быть праведными. Мы в состоянии жить правильно и без Него, однако никогда не познаем Божественной жизни.
Искусная подмена
Христос — наша жизнь (см. Деян. 17:28; Гал. 2:20; Флп. 1:21; Кол. 3:4). Преданность чему-либо, кроме Него, — идолопоклонство, даже если это страстная верность религиозным правилам. Возможно, самая большая опасность в американской церкви заключается в том, что мы перестали сосредотачиваться на Христе и больше сосредоточились на “христианских ценностях”, которые являются всего лишь моралью, названной иначе.
В американской культуре имеются непререкаемые авторитеты в области морали, навязываемые в качестве образца для всех нас, включая христиан. Одна известная ведущая организовала ежедневную радиопрограмму, в ходе которой подсказывает позвонившим ей людям, как они могут делать нравственный выбор, применяя библейские законы морали и благопристойности. Редко кто из верных иудео-христианским ценностям не соглашается с ее оценками и моральными предписаниями. Однако полное предпочтение, которое она отдает моральному (и часто библейскому) закону очевидно. Она открыто говорит о своей вере и активной роли в иудаизме. Она искусный представитель закона. Она, вероятно, величайший проповедник морали в сегодняшней Америке. В ее религиозных советах не хватает только одного — Жизни! Оперируя бесстрастными, “упрямыми” фактами, она выполняет прекрасную работу, рассказывая людям, что они должны перейти с ветви зла на древе познания добра и зла на другую ветвь добра. Однако закон всегда ведет человека не к тому древу! Бог хочет, чтобы мы жили на древе жизни — жизни Его Сына.
Людям нужно не изменение их поведения. Им нужен новый источник жизни. Я не осуждаю радиоведущую за то, что она говорит своим слушателям. Она исходит из своей собственной системы взглядов, которая является ветхозаветным законом. Меня озадачивают многие христиане, которые приветствуют ее работу, словно она указывает людям на Божие предназначение их жизни. Бог никогда не желал привести людей к морали; Он всегда хотел привести людей к Себе через Иисуса Христа. Мы не должны позволять себе считать, что Бог выиграл битву, если поведение человека из плохого стало хорошим. Он жаждет дать каждому человеку нечто гораздо большее непорочной (согласно человеческим нормам) жизни. Он хочет дать им жизнь Христа.