Многоконфессиональная Россия
Возвращение людей к религии и стремительное возрождение в России религиозных институтов - в первую очередь православия и ислама - началось еще в годы перестройки. Однако проблемы мусульманства в поле зрения государственных федеральных органов находятся не на таком уровне, как хотелось бы. Конечно, большинство населения России исповедует православие. Благодаря личному авторитету Патриарха Алексия II, его прямым контактам с федеральной властью, а также учитывая наличие традиционно сложившихся институтов, рост влияния православной религии проходит сравнительно спокойно, без каких-либо радикальных отклонений. Между тем бурное возрождение ислама уже сейчас создает проблемы именно потому, что этому процессу не уделяется должного внимания - я не хотел бы употреблять слово "вмешательство" - со стороны государственной власти. События на Кавказе -лишь часть этих проблем, и уже одно это показывает, насколько необходимы сегодня усилия властных структур для того, чтобы направить в цивилизованное русло возрождение ислама в России. Тем более что эта религия оказывает сильнейшее влияние на личность верующего.
Нельзя забывать и о том, что возрождение исламской религии в нашей стране привлекает постоянный интерес мусульманского мира. В этих условиях в Россию уже сегодня проникли различные течения ислама, включая и самые радикальные, как, например, ваххабизм - учение о "чистом исламе". Да, наша конституция провозглашает, что религия отделена от государства. Однако это вовсе не означает, что мы должны стоять в стороне, ограничиваясь ролью пассивного наблюдателя за религиозными процессами. В этой связи уместно было бы напомнить, что религия не отделена от общества. И поэтому необходимо какое-то взаимодействие между религиозными и государственными структурами.
Насаждение в России различных толкований ислама, проникающих в нашу страну, уже привело к расколу внутри российской мусульманской общины. В то же время в условиях демократического развития российского общества утеряна организующая роль ранее действовавшего в Уфе под руководством шейха Таджуддина Духовного управления мусульман, которое было единым для верующих европейской части страны и Сибири. Сегодня в местах компактного проживания мусульман образовались самостоятельные структуры духовенства. Даже в Татарстане, где никогда не существовало автономного управления, в последнее время существовали две отдельные группировки мусульманского духовенства. На этой основе наметился раскол уже между самими верующими, что грозило политической дестабилизацией в нашей республике. Чтобы избежать этого, власти Татарстана совместно с духовными лицами провели об'единительный с'езд мусульман республики, который сделал выбор в пользу сторонников исламского учения, приемлемого для светского общества. Этот с'езд серьезно ослабил позиции приверженцев радикальных течений, однако они не оставляют попыток продолжить свою раскольническую деятельность.
Крайне негативное влияние на процесс возрождения ислама в России оказывают, в частности, некоторые арабские страны, которые успели мобилизовать нашу молодежь для религиозного обучения в своих учебных заведениях. Получив в этих странах духовный сан, эти молодые люди начинают сейчас возвращаться в Россию. Мы уже сталкивались с конкретными случаями, когда люди, получившие религиозное образование за рубежом, начинают преподавать в наших медресе и других духовных учебных заведениях основы радикального ислама.
В этой ситуации власти поручили Министерству народного образования республики рассмотреть совместно с Духовным управлением учебные программы всех духовных учебных заведений, чтобы привести их содержание и методику к традиционно сложившимся в Татарстане формам ислама, носящим более толерантный характер по отношению к светскому государству. В то же время я как президент Татарстана неоднократно ставил перед Министерством, по делам федерации и национальностей РФ вопрос о необходимости создания в России высшего духовного учебного заведения - исламского университета. Не дождавшись каких-либо конструктивных откликов на наше предложение, мы вынуждены были собственными силами создать в Казани Российский исламский университет, который уже работает. Это очень важный фактор для республики, в которой испокон веков сосуществуют две крупные конфессии - православие и ислам. Мы считаем также, что в этом университете можно было бы готовить мусульманских священнослужителей и для других регионов России, включая и Кавказ. Я думаю, что понимание такой необходимости придет и что мы сможем содержать этот университет совместно с другими заинтересованными регионами страны. Следует учитывать, что российские мусульмане являются в большинстве своем жителями сельской местности. В последнее время практически в каждом селе построены мечети, а это требует огромного количества настоятелей - имамов, потребность в которых постоянно растет. Поэтому нельзя позволить, чтобы их подготовкой занимались другие страны.
Мне представляется, что в России пока вообще не существует какой-либо продуманной политики государства по отношению к тем или иным конфессиям. Однако при этом - не хочу усматривать здесь сознательный умысел - в религиозной жизни общества уже наблюдаются процессы, которые вызывают недовольство его мусульманской части. Мы получаем очень много писем от призывников и их родителей, которые протестуют против практики, сложившейся в последнее время в воинских частях. Речь идет о широко распространенных православных ритуалах, когда православные священники благословляют своих единоверцев на военную службу, в то время как для ребят, исповедующих ислам, такие условия не созданы. Нужно либо упразднить религиозные ритуалы, либо практиковать их в строгом соответствии с конституцией, которая защищает свободу вероисповедания каждого гражданина.
Это очень деликатная область нашего бытия. Вот, например, Патриарх Алексий наградил российских генералов церковным орденом за чеченскую войну. Но как бы поступил он, если отличившимся был бы не православный военный, а мусульманин? Чтобы избежать неловких ситуаций подобного рода, рядом с Алексием в таких случаях обязательно должны стоять представители других конфессий и не только ислама. Мы не должны проводить грань между большинством и меньшинством, а тем более в области религии. Здесь нужно соблюдать строгий баланс. А если его невозможно соблюсти, то следует вообще отказаться от подобных акций. Но в принципе нужно было бы все делать совместно - Россия ведь не только многонациональная, но и многоконфессиональная страна. Не говоря уже о том, что в пропорциональном отношении мусульман в России с каждым годом становится все больше.
56.Религиозная ситуация в современной России: изменения, тенденции, противоречия
Религиозная ситуация определяется как совокупность изменяющихся структурных элементов религии; отношением к ней общества, групп и индивидуумов; уровнями их религиозного сознания; силой или слабостью влияния религии на общество; характером межрелигиозного диалога; особенностями (моделями) государственно-конфессиональных отношений.
Состояние религиозной ситуации в современной России, изменения в ней за последние 15–17 лет, наблюдающиеся тенденции и противоречия можно рассмотреть в нескольких аспектах.
В России сложилась ситуация вероисповедных свобод. Вехой в этом изменении следует считать начало перестройки (1985 г.). До этого в советский период было сформировано законодательство о религиозных культах, в котором свобода совести преимущественно декларировалась. На практике Советским государством осуществлялось преодоление религии в строящемся новом обществе. С 20-х гг. ХХ в. под руководством партии большевиков, а впоследствии КПСС, была развернута антирелигиозная борьба, перешедшая в научно-атеистическое воспитание. Религиозные организации были лишены двух фундаментальных прав: права юридического лица и права иметь собственность (правда, в послевоенное, с середины 40-х гг., время частично разрешенная). В законодательстве о религиозных культах, таким образом, было больше запретов (к примеру, на благотворительную деятельность религиозных организаций), чем разрешений на свободу вероисповеданий. Достаточно внимательно ознакомиться со сборником документов "Законодательство о религиозных культах"1. В нем, действительно, мы найдем много запретов. Более того, что было разрешено по закону или инструкциями, на практике подвергалось сильному контролю или вовсе не разрешалось.
В настоящее время Конституция РФ содержит главные принципы в вероисповедной политике, присущие всякому демократическому государству. Уже после утверждения в 1990 г. Законов СССР и РСФСР "О свободе совести и религиозных организациях« и »О свободе вероисповеданий« религиозная ситуация в корне начала меняться в республиках СССР, и в России. Начинает формироваться в полном объеме западная модель государственно-церковных отношений. Она стала основой российского законодательства о свободе совести, предоставив широкие права верующим гражданам, и свободную, без выработанного четкого механизма, регистрацию религиозных объединений, в том числе и зарубежных. Продолжением вероисповедной политики явился процесс доработки утвержденного закона 1990 г. Итогом этого процесса стала подготовка в накаленной атмосфере споров нового Закона РФ »О свободе совести и о религиозных объединениях« 1997 г. государство не только декларирует свободу совести, но и содействует защите вероисповедных свобод. С этой целью созданы структуры, не существовавшие в советское время: в Государственной думе РФ создан соответствующий комитет, при Президенте РФ действует Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, при Правительстве РФ работает комиссия по вопросам религиозных объединений, в аппарате Уполномоченного по правам человека работает отдел по религиозным вопросам и культурным правам. В субъектах Федерации, при президентах, в правительствах, в мэриях, в администрациях утверждены структуры, осуществляющие связи с религиозными объединениями.
В России действует сильное правозащитное движение. Немало общественных организаций занимаются защитой вероисповедных свобод. Одной из таких известных организаций, пожалуй, является Евразийское отделение Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС), Российская хельсинская группа, общественная организация "Мемориал« и др.
По мнению многих представителей правозащитного движения, ряда религиозных объединений, закон РФ 1997г. далек от совершенства. Более того, Российская Хельсинская группа добивается отмены этого закона. Однако закон функционирует, на его основе регулируются государственно-конфессиональные отношения. В правительстве Российской Федерации создана и в течение нескольких лет работает группа по анализу и обобщению поступающих из регионов России предложений по совершенствованию закона. Предложения самые различные, есть над которыми следует задуматься законодателям, есть те, что вряд ли будут учтены, а есть и вовсе противоречащие конституционным принципам свободы совести. К примеру, из Татарстана поступило предложение убрать из закона его преамбулу. Есть предложение приравнять по статусу религиозные объединения к благотворительным организациям. Много поступает предложений по выделению традиционных религий в России и приданию им особого статуса, предоставлением им отдельных льгот. Идет процесс дополнений, связанных с совершенствованием законодательства РФ о свободе совести, других специальных законов и кодексов, в частности в налоговый кодекс. По инициативе некоторых депутатов Госдумы на ее рассмотрение внесено предложение о передаче необходимой земли религиозным организациям в безвозмездное и бессрочное пользование.
Одна из благоприятных тенденций в развитии религиозной ситуации — это защита прав верующих и продолжение улучшения законодательной базы.
Необходимо указать на благоприятную тенденцию в контексте защиты вероисповедных прав. В доперестроечное время при всех многочисленных нарушениях прав верующих прокуратура и суды не брали на рассмотрение дела по нарушению этих прав. К настоящему времени, начиная с рубежа 80-90гг. ХХ века, уже рассмотрено немало подобных дел. Более того, даже возникла возможность внести в специальный закон 1997 года поправки через Конституционный суд РФ. Уже несколько раз он возвращался к этому закону и выносил соответствующие решения.
В настоящее время противоречивость развития сферы предоставления вероисповедных свобод заметна в их нарушениях преимущественно на региональном уровне. Особенно это было заметно в период доработки Закона РСФСР (1990г.). В этот период во многих субъектах Федерации стали разрабатываться и обсуждаться свои законы и нормативные акты, противоречащие федеральным: в Тульской области, в Дагестане, в Удмуртии…(в 30 субъектах). До сих пор некоторые религиозные объединения по разным причинам не могут пройти перерегистрацию. Наблюдаются нарушения прав верующих и их общин на свободу вероисповедания, распространение своего учения и соответствующей литературы. Только в текущем году произошло несколько случаев, в которых отражено нетерпимое отношение к деятельности некоторых религиозных организаций. Сюда можно отнести: факт поджога с помощью бутылок с зажигательной смесью в Нижневартовске церкви "Слово Жизни«; в Тутаеве Ярославской области был совершен поджог палатки протестантской церкви. Двух служителей избили металлическими прутьями. В подстрекательстве участвовали некоторые представители органов власти; в городе Лиски Воронежской области местной милицией под руководством представителей городских властей было прекращено служение Центра Духовного Возрождения, некоторые участники служения, среди которых были женщины и дети получили психологические и физические травмы; попытку сжечь в Суздале имущество Синода Российской Православной автономной церкви.
Существует несколько причин упомянутых рецидивов, самое главное из них — это отсутствие должной толерантности или терпимости к иным вероисповеданиям, а также потворство представителей светских властей к конкурирующим религиозным объединениям, но именно к тем, кому власти отдают предпочтение.
Таким образом, формирующаяся ситуация вероисповедных свобод идет к своей стабилизации. Однако в этом процессе есть некоторые противоречия и новые тенденции. Законодательство РФ о свободе совести и религиозных объединениях находится в стадии совершенствования. Поступают просьбы отдельных верующих и правозащитных организаций о доработке некоторых статей специального закона (1997 г.) или их отмене. Правда, есть тенденция, идущая от некоторых представителей госорганов и религиозно-общественных организаций, вовсе пересмотреть конституционный принцип о недопустимости в РФ какой-либо официально признанной религии или церкви. Речь идет о православии. Некоторые представители духовенства (Московской патриархии) уже определяют православие как "господствующее в российском государстве«, обращается внимание на большое число православных верующих, на духовный менталитет, на строительство храмов и часовен не только в независимых, но и в государственных, учреждениях.
За последнее время в России значительно увеличилось количество верующих. На рубеже 70-80-х гг., согласно исследованиям социологов, верующих было 10–24% от числа всего населения. На начало 2000 г. уже было 50–54% верующих. Осенью 2003 г. министр по делам федерации, национальной и миграционной политике РФ Владимир Зорин, выступая на заседании "круглого стола« на тему: »Роль СМИ в формировании толерантности и предотвращении межрелигиозных конфликтов«, на основе результатов социологических исследований отметил, что в настоящее время от 43 до 57% граждан нашей страны причисляют себя к верующим. Министр отмечает так же значительное увеличение количества общин. В России зарегистрировано более 22 тысяч религиозных организаций и объединений. Начиная с 1997 года, когда был принят Закон РФ »О свободе совести и о религиозных объединениях«, вдвое возросло число иудейских общин, на 23% — православных, на 29% — старообрядческих, на 14% — мусульманских. В какой-то мере это также говорит об общем возрастании числа верующих граждан.
У верующих повышается уровень религиозного сознания, так как они имеют возможность свободно посещать свои молитвенные дома. Религиозные объединения имеют возможность открывать духовные учебные заведения в необходимом количестве. Значительно активизировалась издательская деятельность религиозных объединений. Большими тиражами издаются Священные писания и тексты, богословская литература, периодика, аудиовизуальные средства религиозной информации.
Большое место в распространении Вечной книги заняло Библейское общество в России. За период с 20-х гг. по середину 80-х официально Библия Русской православной церкви издавалась всего лишь 2 раза и один раз — Новый завет. Причем издания эти печатались чрезвычайно малыми тиражами. Жития святых вовсе не издавались (за исключением справок о святых в конфессиональных календарях). Некоторые верующие рассказывали автору, что они выписывали из атеистической литературы цитаты из Библии (естественно без атеистической критики), потом их перечитывали и заучивали. В личной библиотеке автора до сих пор хранится перепечатанное на машинке Житие Преподобного Сергия Радонежского. Так распространялась богословская и житийная литература. Библейское общество активно компенсирует прошлые утраты и ежегодно полумиллионными тиражами выпускает Библию, доступную по цене и на языках разных народов России. Таким образом, в наше время духовную литературу верующие могут свободно приобретать и читать, повышая свой уровень религиозного сознания.
В интернете к настоящему времени представлены сотни сайтов религиозных организаций и авторов, через интернет они предлагают не только информацию, но и удовлетворение религиозных потребностей пользователей.
Руководители и члены религиозных объединений имеют большие возможности для осуществления своей миссии в больницах, школах, в местах заключения и исправительных колониях, в домах престарелых. Однако "духовное возрождение« и »возрастание верующих« происходит в весьма замедленных темпах. По данным опросов различных социологических служб, а также по мнению некоторых представителей православия, среди большого числа верующих всего лишь 4–6% так называемых активных православных христиан (кстати эта цифра соотносится с аналогичными данными на материалах западноевропейских государств, претерпевших процесс секуляризации). Противоречивость духовного возрождения не удовлетворяет служителей культа. На эти процессы нередко обращают внимание священноначалие, отдельные священники, представители разных конфессий. Например, что касается Русской православной церкви, ее состояние оценивается как возрождение, но как считают сами ее представители, больше успехов церковь достигла в восстановлении своей структуры, прибавив к прежнему числу много храмов, монастырей, духовных школ, но в возрождении духовности успехи незначительны.
Россия стала страной поликонфессиональной, религиозного плюрализма. В далекое прошлое ушло деление религий на "господствующую« (Русская православная церковь), »терпимые« (ислам, буддизм, иудаизм, католичество, лютеранство и некоторые другие), »гонимые« (старообрядчество, сектантские движения). Это с одной стороны. С другой стороны, уходит в прошлое партийно-государственная практика (в советский период) — какой религии в стране быть, а какой — не быть. На рубеже 70-80-х гг. ХХ в. существовало тринадцать зарегистрированных религиозных объединений и некоторое количество объединений, которые не регистрировались государственными органами, как, например, Свидетели Иеговы, »инициативники«. Существовали и разнообразные катакомбные общины (некоторые действуют до сих пор, не регистрируясь в органах юстиции). В настоящее время по данным Министерства юстиции РФ в России существует 67 независимых друг от друга конфессий. Постепенно меняется и география распространения религиозных объединений. Вот как выглядит поликонфессионализм, или религиозный плюрализм, на таблице, подготовленной (российским отделением МАРС — проф. Красиковым А. А.) на основе официальных данных Министерства юстиции РФ о государственной регистрации централизованных и местных религиозных объединений России по состоянию в 2002 г. (по федеральным округам):
Конфессии
Конфессии
Федеральные округа