Начало и конец проповеди должны быть

Особенно привлекательны

Вступление и заключение имеют важное значение в проповеди независимо от их продолжительности. Слушая вступление, аудитория вырабатывает мнение о самом проповеднике, и часто это мнение определяет, будут ли слушатели принимать проповедь. Если проповедник выглядит нервным, настроенным враждебно или неподготовленным, они будут готовы отвергнуть его. Если же он выглядит бодрым, приветливым и интересным, они будут считать, что он является способной личностью с положительным отношением как к самому себе, так и к слушателям.

Стадия 10: Приготовление вступления и

заключения проповеди.

Вступление

Вступление представляет слушателям идею и ее развитие. Особенности эффективного введения будут зависеть от нее.

Вступление привлекает внимание

Вступление должно привлечь внимание. Когда проповедник выходит за кафедру, он не должен предполагать, что присутствующие, сидя на скамейках, с нетерпением ожидают его проповеди. В действительности они, возможно, мучатся от скуки и боятся, что станет еще хуже. Русская пословица может послужить хорошим советом для проповедника: "С некоторыми людьми случается то же, что и с ослами: чтобы их

126 Изложение проповеди

удержать, их нужно крепко схватить за уши!" Первые слова проповеди, тем не менее, не должны быть драматическими, но они не должны быть и тусклыми; они должны дойти до разума слушателей, и если в первые 30 секунд проповедник не захватит внимание слушателей, он может так и не привлечь его вообще.

Возможности привлечь внимание слушателей уже первыми словами настолько обширны, насколько многообразны творческие способности проповедника. Он может начать проповедь парадоксом: "Многие дети Божьи живут так, как будто они сироты".

Он может использовать известную мысль для сравнения с неизвестной: "Честность - это наилучшая политика. Если человек говорит, что он совершенно не может быть честным, он возможно просто очень хитер".

Риторические вопросы также привлекают внимание: "Возможно ли то, чтобы Бог умер, и если бы Он умер сегодня утром, как скоро вы могли бы об этом узнать?"

Конкретные статистические факты также заставляют людей прислушаться: "Каждый третий брак заканчивается разводом. Только каждый шестой брак является счастливым".

Иногда привлекает внимание юмор: "Бизнесмену, ежегодно проходившему обследование состояния здоровья врач сказал: "Сэр, ваше здоровье подобно доллару!" Бизнесмен тут же упал в обморок".

Само место Священного Писания может привлечь внимание: "Для многих людей 6 глава Послания к Евреям является самым затруднительным местом в Библии". Проповедник может обратиться прямо к тексту: "Сегодня я бы хотел начать с исповеди. Я хочу сказать проповедь, уже сказанную другим проповедником. Именно таким образом Соломон, автор книги Екклесиаста, представляет нам самого себя".

Люди усядутся и будут слушать увлекательную историю: "Мэри Уотсон к 40 годам была домохозяйкой. Она считала себя молодой привлекательной женщиной несмотря на то, что уже 15 лет была замужем и имела троих детей. Но вдруг в течение месяца она

превратилась в уродливую старуху".

Иногда проповедник должен перейти прямо к своей теме: "Если вы называете себя христианином, вы должны верить в Троицу".

Как бы то ни было, но проповедник своими первыми 25 словами должен привлечь внимание слушателей. Захватывающее начало обещает аудитории, что проповедь стоит того, чтобы ее прослушать в течение 30 минут.

Глава 8 127

Вступление раскрывает нужду

Эффективное вступление также содержит представленную нужду. Проповедник должен превратить несознательное внимание слушателей в сознательное для того, чтобы люди слушали его проповедь не только потому, что они должны слушать, но и потому, что они хотят слушать. Пол О'Нил, пишущий статьи для светского журнала "Лайф", сформулировал так называемый закон 0'Нила: "Хватайте читателя за горло в первом абзаце, в одну секунду придавите большим палцем его дыхательное горло и поставьте его к стене, пока вы не кончите говорить с ним". Ученый-социолог Артур Р. Конэн делает вывод, что если слушателям сообщают информацию, затрагивающую их нужды, то происходят две вещи: (1) люди более охотно чему-то учатся; и (2) их мнение изменяется скорее и становится более постоянным, чем если им давать информацию, не относящуюся к реальной жизни. Все это говорит о том, что в вопросе контакта со слушателями важную роль играет ответ на вопросы: "Почему об этом говорят? Зачем я это должен слушать?"

Чарльз Р. Свиндол начинает свою проповедь на тему 2 Кор. 1:3-11 вопросом, затрагивающим очень насущную нужду:

"Эль Таблазо казался таким близким. Очень близким. Все произошло неожиданно быстро. Врезавшись в гору, возвышающуюся на 4700 метров над уровнем моря, самолет ДС-4 превратился в груду искореженного металла.

Самолет, принадлежавший компании Авианка и летевший в Кито Эквадор, загорелся и свалился по откосу горы в глубокое ущелье. На мгновение холодная колумбийская гора озарилась ярким светом, а потом снова воцарилась тьма. И тишина...

Перед вылетом из аэропорта ранее в тот день, молодой парень из Нью-Йорка Глен Чемберс второпях написал записку, на найденном на полу обрывке бумаги. Этот обрывок бумаги был клочком, оторванным от какой-то рекламы, и на нем в самом центре было напечатано всего одно слово: "Почему?" Спеша на посадку в самолет, Чемберс нацарапал записку своей матери вокруг напечатанного слова. Быстро свернув записку, он запечатал конверт и, написав адрес, бросил его в почтовый ящик. Позже он, конечно, собирался написать больше. А именно, о начинающейся службе на радиостанции "Голос Анд" в Кито (Эквадоре), шужбе, о которой он мечтал всю свою жизнь.

Однако он больше не написал ничего. Между тем временем, когда он бросил записку в почтовый ящик, и тем, когда она пришла к адресату, Эл Тоблазо поглотил самолет, на котором он летел, и все его мечты. Конверт с его запиской пришел позже, чем

128 Изложение проповеди

весть о его гибели. Когда его мать получила записку, ее поразило единственное напечатанное слово: "Почему?"

Это вопрос, который сначала поражает нас и затем никак не может оставить нас в покое. Почему? Почему меня? Почему сейчас? Почему именно это?"

Нужду можно изложить очень коротко. Вопросами: "Может ли работающая женщина быть хорошей матерью? Что вы скажете на это? А что говорит Библия?" Менее чем двадцатью словами можно затронуть важную нужду.

Проповеди, подобно кремню, бьющему о железо, могут вызвать пожар. Когда "кремень" личной проблемы ударяется о "железо" Слова Божьего, искра зажигает пламя в человеческом разуме. Направление наших проповедей к человеческим нуждам - это не просто технический прием, рассчитанный на то, чтобы сделать проповедь убедительной; это задача нашего служения. Лесли Тизард хорошо сознавал, о чем нужно проповедовать, когда он заявил: "Всякий, кто хочет стать проповедником, должен так ощущать нужды других людей, чтобы они стали его собственными нуждами".

Нужды многообразны и многолики. Верующие отличаются от неверующих не тем, что у них другие нужды, а своим подходом к ним. Авраам Маслов, известный психолог, считает, что нужды порождают друг друга. В течение всей нашей жизни мы переходим от одного комплекса нужд к другому, и это является побуждающим фактором наших действий. Один такой комплекс нужд вытекает из нашего организма, говорит он. Эти физиологические нужды заключаются в следующем: пища, питье, отдых, проблемы общения с другим полом и т.п., и если они не удовлетворяются надлежащим образом, то они становятся доминирующими в нашей жизни.

Люди всегда имеют нужды, вытекающие из того факта, что они должны жить друг с другом. Социальные нужды включают в себя желания иметь уважение, любовь, привязанность, безопасность, самоопределение и самоутверждение. Люди хотят знать, что их кто-то любит; они хотят, чтоб их ценили, они хотят расти, развиваться и реализировать свои потенциальные возможности.

Люди нуждаются в знании и понимании. Маслов указывает, что любопытство становится сильным побуждающим мотивом только после того, как физиологические и социально-общественные нужды должным образом будут удовлетворены. Любопытство может завладеть вниманием в самом начале проповеди. Однако оно не может вызвать в людях такой же глубокий отзыв, как тогда, когда они понимают, что Бог помогает им в стремлении к самоутверждению, безопасности, привязанности и любви.

Глава 8 129

Уже в начале проповеди слушатели должны узнать, что пастор говорит именно об их нуждах. Он поднимает вопросы, рассматривает проблемы, определяет нужды, говорит о жизненно важных вещах, о которых сказано в данном тексте Писания. Причем о практическом применении нужно говорить уже начиная с вступления, а не в заключении. Если проповедник даже с ограниченными способностями затрагивает человеческие вопросы, проблемы, заботы и желания и рассматривает их с библейской точки зрения, его уже посчитают прославленным гением. Более важно, однако, то, что через его проповедь будет проявлена Божья благодать, облегчающая бремя забот и напряженности повседневной жизни.

Наши рекомендации