Доказательство истинности идеи

Проповедь может принимать различные формы, и иногда идея требует не объяснения, а доказательства. В таком случае идея представляется во вступлении, но как заявление, которое далее проповедник отстаивает. Развивающийся вопрос, производящий такую форму проповеди, требует утверждения: "Истинно ли это? Почему я должен этому верить?" Поскольку в данном случае проповедник как бы участвует в споре, его главной целью становится приведение доказательств и подтверждений в пользу своей идеи.

Примером такой проповеди, в которой идея требует доказательства, может послужить проповедь, основанная на 1 Кор. 15:12-19, где Павел говорит о воскресении тела. Из контекста вытекает, что Павел считал, что коринфяне не могли поверить тому, что Христос воскрес из мертвых, и продолжали считать, что воскресения просто не может быть. Проповедь, основанная на стихах 12-19, посвящена доказательствам идеи: "христианская вера тщетна, если христиане не воскресают из мертвых". Цель проповедника заключается в том, чтобы убедить слушателей в том, что доктрина о воскресении является основой христианства. Идея излагается во вступлении, а затем основные пункты проповеди отстаивают истинность этой идеи в целой серии доказательств. План проповеди выглядит следующим образом:

I. Если христиане не воскресают, то христианская вера является тщетной (бесполезной) (ст. 12-14).

А. Если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.

Б. Если Христос не воскрес, то Евангелие тщетно.

В. Если Евангелие тщетно, то и вера в Евангелие бесполезна.

(Это вторая причина, почему христианская вера является тщетной, если христиане не воскресают . . .)

II. Если христиане не воскресают, то Апостолы являются

лжесвидетелями (ст. 15).

Глава 6 93

А. Поскольку Апостолы проповедовали воскресение Иисуса, чего не могло быть, если бы не было воскресения, то они были

"лжесвидетелями ".

Б. Они были бы виновны в наихудшем виде обмана, поскольку их свидетельство относилось к Богу, о Котором они говорили, что Он воскресил Иисуса Христа из мертвых.

(Это уже третий аргумент, почему христианская вера была бы тщетной, если бы не было воскресения.)

III. Если христиане не воскресают, христианская вера тщетна (бесполезна) (ст. 16-17).

А. Если Христос не воскрес, а это было бы так, если бы не было воскресения из мертвых, то и проповедовать воскресение было бы бесполезным занятием.

Б. Христиане в таком случае оставались бы в своих грехах. Мертвый Спаситель совсем не мог бы быть Спасителем.

(Это уже четвертый аргумент, который нужно принять во внимание ...)

IV. Если христиане не воскресают, то они не имеют надежды (ст. 18-19).

А. Если нет воскресения, то и Христос не воскрес, и Его смерть была напрасной.

Б. И если бы это было так, то и мертвые святые "погибли бы".

В. Христиан, страдающих за Христа в надежде получить жизнь вечную, нужно было бы только пожалеть. Без воскресения надежда, укрепляющая их, была бы только пустой мечтой.

Заключение:

Воскресение из мертвых - это центральная доктрина христианства. И если она неверна, то вместе с ней рассыпается и вся система христианской веры, а Евангелие и его проповедники не могли бы предложить миру ничего ценного. Но поскольку Иисус Христос воскрес из мертвых, то вера в воскресение, как и вообще христианская вера, покоится на крепком основании.

То, чтобы идея сначала была объяснена, а потом доказана, является одинаково важным, вот почему во вступлении излагается идея проповеди, а затем она развивается и утверждается в ходе проповеди.

94 Изложение проповеди

Практическое применение изложенного

Принципа

Третий вид проповеди основан на развитии вопроса, имеющего отношение к практической сфере: "Ну и что из этого? Что это может изменить?" В данном случае проповедник излагает какой-то библейский принцип во вступлении или в первом основном пункте проповеди, а затем показывает, как этот принцип нужно применять в жизни.

План проповеди, уделяющей основное внимание практическому применению, можно составить на основании 1 Пет. 2:11 - 3:9. Во вступительной части проповеди приводится обсуждение, как наши убеждения определяют действие, и затем ставится вопрос: "Как должны относиться верующие к этому миру, не верующему в Бога и в Его благодать?" Цель проповеди заключается в том, чтобы призвать верующих развивать в себе дух кротости в процессе социальных взаимоотношений с окружающим миром. То, что этот принцип должен быть применен в жизни, уже видно в первом пункте.

I. Ради Бога мы должны покоряться свякому человеческому начальству

(2:11-12,21-25).

А. Покорность приносит Богу славу (2:11-12).

Б. Христос проявил покорность даже по отношению к тем, кто причинял Ему зло (2:21-25).

1. Он не сделал никакого греха (ст. 22).

2. Он был безмолвен, вверив Себя Богу (ст. 23).

3. Его страдания послужили искуплением (ст. 24-25).

(Как этот принцип должен повлиять на нашу повседневную жизнь?)

II. Этот принцип проявления духа покорности во имя Бога должен управлять нами в наших социальных взаимоотношениях (2:13-20; 3:1- 7).

А. Мы должны во имя Бога покоряться гражданскому правительству

(2:13-17).

Б. Мы должны во имя Бога покоряться нашим начальникам на работе (2:18-20).

В. Мы должны во имя Бога покоряться супругу или супруге.

1. Жены должны проявлять дух покорности по отношению к своим мужьям (ст. 1-6).

2. Мужья должны проявлять дух покорности по отношению к своим женам (ст. 7).

Глава 6 95

Заключение:

"Наконец (будьте) все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренно- мудры; не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение" (1 Пет. 3:8-9).

Изложение темы

Четвертый вид проповеди основан на том, что во вступлении излагается только тема, а не вся идея, а затем в главных пунктах освещается эта тема. Вне всякого сомнения эта форма проповеди встречается наиболее часто и многие проповедники, увлекаясь простотой такой проповеди, обычно придерживаются ее формы.

В руках опытного проповедника, этот вид проповеди становится речью, характеризующейся напряженностью и сильным кульминационным выражением. Джеймс С. Стюарт, говоря на тему Евр. 12:22-25, сказал проповедь, являющуюся хорошим примером таких проповедей. Во вступительной части проповеди Стюарт изложил свою тему: "Автор Послания к Евреям, - сказал он, - говорит о пяти вещах, имеющих отношение к нашему христианскому общению и поклонению в церкви". Цель проповеди заключалась в следующем: "помочь нам оценить богатство нашего наслелия, когда мы собираемся в местах нашего поклонения Богу". После того, как была изложена тема, в последующих пунктах проповеди она била полностью освещена.

I. Это есть духовное общение: "Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму" (ст. 22). Христиане имеют прямой контакт с невидимым духовным миром, который является вечной реальностью. ("Я перехожу ко второму факту, отмеченному в нашем тексте и имеющему отношение к нашему христианскому общению".)

II. Это общение имеет универсальный характер: "... к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах..." (ст. 23). Христиане являются членами всемирной церкви и имеют самое большое общение на земле. ("Я перехожу к третьему, указанному Апостолом Павлом, фактору нашего общения, которое мы имеем во время богослужения".)

III. Это общение носит вечный характер: "... и к духам праведников, достигших совершенства" (ст. 23). Когда христиане присутствуют на богослужении, недалеко от них находятся н их близкие, перешедшие в вечность, а также облако свидетелей окружает их.

96 Изложение проповеди

IV. Это Божественное общение: "... и к Судии всех Богу... и к Ходатаю Нового Завета Иисусу..." (ст. 23, 24). Во время вашего общения, - говорит он, переходя к самому важному пункту, - вы приходите к Богу, открывшемуся в Иисусе Христе. ("Затем он добавляет еще один факт, относящийся к нашему общению, и на этом заканчивает свою проповедь".)

V. Это искупительное общение: "... и к Крови кропления, говоряще лучше, нежели Авелева" (ст. 24). "Когда наши грехи вопиют к Богу требуют наказания и отмщения, происходит еще нечто - кровь" Иисуса Христа говорит громче, и это заставляет замолчать голос наших грехов, и Бог, во имя Христа, прощает нас".

Стюарт не сделал формального заключения, но вместо него последний пункт послужил эффективным окончанием. Заметьте, что каждый отдельный пункт относится не к предыдущему пункту, но прямо к теме.

Пересказ истории

Проповедь также передает идею, если проповедник пересказывает библейскую историю с вдохновением и богатым воображением. К сожалению, по некоторым причинам мы убедили самих себя, что истории рассказывают только детям, и что взрослым нужно говорить прямо без всяких прикрас. Поэтому мы рассказываем различные истории только детям, а если берем с собой небольшую повесть, то только тогда, когда у нас слишком много свободного времени, как например, в отпуске.

Наше небрежное отношение к жизненным историям должно быть пересмотрено, если учесть, какое они оказывают на нас воздействие. Телевидение изобилует различными житейскими историями, некоторые из них - это настоящая чепуха, некоторые из них сомнительны, некоторые шокируют, некоторые заслуживают внимания; но все-таки передачи привлекают много зрителей и определяют их стандарты. Будущее культурное развитие во многом будет зависеть от этих историй, захватывающих воображение и разум взрослых и детей.

Каждый, кто любит Библию, должен с уважением ценить повествования, поскольку Библию с полным основанием можно назвать сборником повествований. Ветхозаветная теология основана на повествованиях о тех людях, которые поклонялись рукотворным богам, тогда как другие верили в живого Бога и возлагали на Него свою надежду. Когда Иисус Христос пришел на землю. Он рассказывал много повествований, и большинство из них вошли в мировое устное народное творчество. Он был настолько блестящим рассказчиком историй, что мы часто не замечаем глубоких богословских истин, скрывающихся в

Глава 6 97

Его рассказах о блудном сыне и его завистливом брате, о религиозных фарисеях, о скрытых сокровищах и о богаче, который скоропостижно скончался.

Повествовательная проповедь, однако, является не просто пересказом какой-то истории. С помощью пересказа истории проповедник передает идею. В повествовательной проповеди точно так же, как и в любой другой, главная идея поддерживается другими идеями, однако поддерживающие главную идею пункты должны вытекать из самого повествования. Другими словами: детали истории переплетаются и составляют отдельные пункты, а они в свою очередь раскрывают главную идею проповеди. Повествования наиболее успешны, если люди слушают рассказ и понимают идею, которую хочет передать проповедник, хотя он и не называет эту идею прямо. В интервью, данном журналу "Тайм", Стоили Кубрик рассказал о силе косвенной идеи: "Сущность драматической формы повествования заключается в том, что идея господствует в умах людей, даже если она и не изложена прямо. Когда вы говорите прямо о чем-нибудь, это не является настолько потенциально сильным, как в случае, когда вы позволите людям самим придти к нужному вам заключению". Будут ли пункты проповеди выделены или они будут только подразумеваться, зависит от мастерства проповедника, от цели проповеди и от осведомленности слушателей. Однако в любом случае повествование должно быть изложено так, чтобы слушатели могли узнать мысли, мотивы, поступки и намерения библейских персонажей, а также понять и себя.

Другие формы проповеди

Проповедь может носить индуктивный, дедуктивный или комбинированный характер развития. В дедуктивной проповеди идея является частью вступления, а сама проповедь объясняет, доказывает или находит практическое применение себе (см. рис. 1). Все три формы, рассмотренные выше, являются дедуктивными проповедями. В индуктивной проповеди, с другой стороны, во вступлении излагается только первый пункт, затем каждый последующий пункт тесно связывается с предыдущим и так до тех пор, пока идея, которая излагается в заключении не станет ясной (см. рис. 1). Индуктивная проповедь также может быть построена из серии последовательных примеров, которые вместе ведут к одному главному принципу.

Индуктивная проповедь порождает у слушателей чувство самостоятельного открытия, а вытекающая идея становится как бы их собственной. Индуктивная проповедь особенно эффективна в тех случаях, когда слушатели настроены равнодушно или даже враждебно и готовы отвергнуть предложение проповедника, если оно будет сделано в начале проповеди. Когда Петр говорил в день Пятидесятницы к толпе,

98 Изложение проповеди

Рисунок 1

Дедуктивное развитие Индуктивное развитие Индуктивно-

дедуктивное

развитие

Вступление Идея

I I I

Проповедь II II ИДЕЯ

III III II

III

Заключение ИДЕЯ

Глава 6 99

которая недавно распяла Иисуса Христа, он использовал индуктивный метод, и Бог через его проповедь побудил пять тысяч человек принять Иисуса Христа как своего Мессию и Господа.

Индуктивный и дедуктивный методы могут использоваться одновременно. Проповедник строит вступление и первый пункт индуктивно, переходя к изложению своей идеи к концу первого пункта. Затем оставшуюся часть проповеди он строит дедуктивно, объясняя, доказывая или делая практическое приминение идеи. (См. рис. 1.)

Одним из вариантов индуктивно-дедуктивной проповеди является исследование какой-нибудь проблемы. Во вступлении и в первом пункте проповеди проповедник поднимает какую-то личную или этическую проблему, исследует ее корни и, возможно, обсуждает соответствующее решение. Во втором пункте он предлагает библейский принцип или подход к этой проблеме, а в оставшейся части объясняет, доказывает или ищет практическое применение. Особой категорией проблемной проповеди является проповедь на жизненно важные темы. Во вступительной части проповедник в личных выражениях обсуждает какой-то вопрос, проблему или переживание, как например, печаль или уныние. Он может также рассмотреть этот специфический вопрос в более широком теологическом или философском плане. В заключение он предлагает позитивное библейское, практически применимое решение проблемы. Проповедь, таким образом, становится чем-то наподобие постройки моста над пропастью, разделяющей личные нужды, с одной стороны, и библейские истины, с другой.

Проповедь может принимать многие формы, и те, которые мы рассмотрели, не являются исчерпывающим списком возможных форм. Они приведены для дальнейшего раздумья над этим важным вопросом. Обувь не должна диктовать ноге, как ей расти, подобно этому нужно дать возможность идеям и целям свободно развиваться в воображении проповедника. Чтобы проверить, подходит ли в данном случае форма проповеди, нужно поставить перед собой по крайней мере два вопроса: (1) Отражает ли развитие проповеди учение данного места Священного Писания? (2) Будет ли моя цель ясно изложена слушателям? Если избранная форма позволяет передать все, что нужно, обязательно оставьте ее, если же нет - ищите другую форму, более подходящую для передачи идеи и содержания Священного Писания.

100 Изложение проповеди

Стадия 8: Приняв решение как развить идею,

чтобы достичь поставленной цели,

составьте план проповеди.

Когда архитектор проектирует здание, он начинает проект с разбора, исходя из функции здания (для чего предназначается это строение) и его формы (как оно должно выглядеть). Затем архитектор переносит свою идею в строительные чертежи, где детально показано, как его идея должна воплотиться в железо, камень и стекло.

Проповедник извлекает идею из Библии и из нужд своих слушателей, а затем составляет свой собственный "чертеж", т.е. план проповеди. Хотя содержание можно передать и без особой формы, определенная структура проповеди придает ей порядок, единство и успех. Во всяком случае ни одна проповедь не потерпела неудачу из-за того, что она имела четкий план.

Следовательно план проповеди служит четырем назначениям. Во- первых, он проясняет разум и глаза проповеднику в вопросе взаимоотношения между отдельными частями проповеди. Во-вторых, проповедник рассматривает всю проповедь как целое и в результате он более четко осознает ее единство. План также кристаллизирует порядок изложения идей, так что они могут быть изложены перед слушателями в соответствующей последовательности. И наконец, проповедник лучше видит те места в плане, которые требуют дополнительного материала для развития отдельных пунктов.

Иногда порядок изложения идей, существующий в данном тексте Писания, нужно переменить в плане проповеди. Рассчитывая на своих читателей, библейский автор мог следовать индуктивному методу, однако рассчитывая на своих слушателей, проповедник может избрать дедуктивный метод. К проповедям, основанным на посланиях, составить план легче, чем к проповедям, основанным на псалмах, притчах и повествованиях. До тех пор, пока проповедник не будет проявлять определенной гибкости в передаче содержания Писания, он в некоторых случаях будет не в состоянии передать содержание определенных текстов Писания. Так например, если проповедник имеет дело с эпилогом из Притч, он обнаружит, что логический план построить невозможно. Притчи 31:10-31 - это древнееврейский акростих, в котором описаны качества добродетельной жены в такой последовательности, что каждое из них начинается на разную букву еврейского алфавита по порядку, начиная с первой и кончая последней. Хотя читателям-евреям легко было запомнить такой акростих, в нашем переводе он звучит нелогично.

Глава 6 101

Чтобы произнести об этом поучительную

должен составить свой собственный план.

Обычно план включает в себя: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении (которое будет более подробно рассматриваться позже) представляется тема, идея или первый пункт проповеди. В основной части подробно рассматривается идея. В заключении (также будет рассматриваться позднее) завершается изложение идеи, и проповедь подводится к концу.

Не все пункты проповеди имеют одинаковое значение. Одни имеют более важное значение, чем другие. Наиболее фундаментальные из них становятся главными пунктами и составляют основу, вокруг которой строится вся проповедь. В плане проповеди эти основные пункты обозначаются римскими цифрами. Например:

I. Мы должны славить Бога, поскольку Он избрал нас во Христе (Еф.1:4-6).

II. Мы должны славить Бога, поскольку Он поступает с нами по богатству Своей благодати (1:7-12).

III. Мы должны прославлять Бога, поскольку Он запечатлел нас Духом Святым до тех пор, пока мы не войдем в полное владение наследия нашего (1:13-14).

Однако простое перечисление этих главных пунктов не является развитием проповеди. Поскольку главные пункты нуждаются в объяснении, дополнительные пункты, объясняющие их, добавляются. Они обозначаются заглавными буквами и в свою очередь имеют дополнительные пункты.

1. Мы должны славить Бога, поскольку Он избрал нас во Христе (Еф.1:4-6).

А. Он избрал нас прежде основания мира (ст. 4).

Б. Он избрал нас потому, что предопределил усыновить нас.

В. Он избрал нас, чтобы мы славили Его за богатство Его благодати (ст. 6).

Добавление этих подпунктов уточняет план проповеди, делая его более ясным и более специфичным. План проповеди может быть еще более подробным, если раскрыть специфические детали вторичных пунктов. Например:

II. Мы должны славить Бога, поскольку Он поступает с нами по богатству Своей благодати (1:7-12).

А. Он омыл наши грехи кровью Христа (ст. 7).

Б. Он даровал нам мудрость понимать тайну Его воли (ст. 8-10).

102 Изложение проповеди

1. Его воля открыта по Его благоволению во Христе Иисусе (ст. 8-9).

2. Его воля содействует объединению всего во Христе в соответствующее время (ст. 10).

С каждым дополнительным пунктом плана проповеди, ее содержание становится более ясным. Человек, никогда не читавший данного места, смотря на план проповеди, может понять идею проповедника и то, как он построил и развил свою проповедь.

И если нужны дополнительные объяснения, они вводятся как дополнительные пункты, обозначенные прописными буквами. План проповеди можно сравнить с тезисами или записью научных исследований, и он должен быть простым и ясным, а также содержать только несколько пунктов. Сложный план, разбитый на несколько подразделов, хотя и производит сильное впечатление на первой взгляд, на самом деле только запутает тех, кто будет слушать проповедь.

Поскольку каждый пункт плана проповеди представляет собой какую-то идею, он должен быть выражен грамматически законченным предложением. Когда в качестве пункта поставлены отдельные слова или фразы, они вводят нас в заблуждение, поскольку они не окончены и неопределенны. Неопределенные мысли проскальзывают мимо нашего сознания, как грязный мяч выскальзывает из рук. Хотя проповедник может взять с собой за кафедру сокращенный план, проповедь по такому плану может оказаться неудачной, если он пользовался им при подготовке.

Каждый пункт должен быть утвердительным заявлением, а не вопросом. Вопросы не могут выражать взаимосвязи, поскольку они не являются идеями. Пункты в плане должны отвечать на вопросы, а не ставить их. Вопросы можно ставить в ходе проповеди в переходах между отдельными пунктами. Такие переходные вопросы могут быть вступлением к новому пункту.

Хотя проповедник имеет план перед глазами во время проповеди, слушатели будут слышать только содержание проповеди. Они не слышат плана проповеди. Этот очевидный факт делает переходные мысли особенно важными, поскольку они указывают на взаимоотношение отдельных частей к целому. Тщательно составленные переходы помогают слушателям думать вместе с проповедником и вместе проходить через всю проповедь. Эффективные переходы показывают слушателям, что мысль проповедника не застыла на одном месте. Она может служить напоминанием предыдущих мыслей, указывать на последующую мысль, соотносить сказанное с главной темой или идеей и заинтересовать слушателей новой мыслью.

Поскольку ясные переходы не приходят в голову в уже готовом виде, их нужно обдумать заранее. Иногда предыдущая и последующая идеи

Глава 6 103

упоминаются вместе: "Наше поклонение - это не только Божественное общение, оно искупительное общение". В других же случаях, если мы ясно изложили предыдущий пункт, мы можем опустить повторение предыдущей идеи: "Но автор говорит нам еще что-то о нашем поклонении - оно является искупительным общением". Однако независимо от того, приводим ли мы переходные заявления или нет, логическая и психологическая связи между вступлением и основной частью проповеди, между пунктами в проповеди и основной частью и заключением должны всегда подразумеваться. Они отвечают на вопрос, почему пункты поставлены в таком порядке. Некоторые переходы совершаются с помощью одного слова или предложения, тогда как другие требуют более обширного объяснения для установления единства мысли, порядка пунктов и хода проповеди. Хотя они должны быть записаны в плане проповеди, они часто могут быть изменены и расширены в ходе самой проповеди.

104 Изложение проповеди

Новые концепции

Некоторые формы проповеди:

объяснение идеи

доказательство идеи

практическое применение

пересказ повествования

дополнение темы

Дедуктивный метод

Индуктивный метод

План проповеди

Переход

Определения

Дедуктивный метод - идея является частью вступления, а основная часть объясняет, доказывает или делает практические выводы из идеи.

Объяснение идеи - идея представляется во вступлении, а пункты проповеди являются шагами в объяснении идеи.

Индуктивный метод - во вступлении приводится только первый пункт проповеди, затем с ясными переходами каждый новый пункт дополняет предыдущий и так до тех пор, пока идея не придет к заключению.

План проповеди указывает проповеднику взаимосвязь между идеями проповеди. Смотря на него, он может уверенно сказать, какая из них является главной, какая подчиненной, а какая координирующей.

Практическое приминение - идея излагается во вступлении или в первом пункте в виде принципа веры или жизненного принципа. Остальная часть проповеди говорит о том, как этот принцип влияет на повседневную жизнь.

Доказательство идеи - идея представляется во вступлении в качестве предложения для обсуждения. Пункты проповеди служат для доказательства истинности идеи.

Пересказ истории - повествование, записанное в Священном Писании пересказывается так, что идея проповеди развивается прямо или косвенно.

Дополнение темы - тема проповеди представляется во вступлении. Основные пункты проповеди являются дополнениями к теме.

Переход показывает слушателям (иногда только' косвенно) логическую или психологическую связь между вступлением и основной частью проповеди, между отдельными пунктами проповеди, а также между основной частью и заключением.

Стадии в развитии

Объяснительной проповеди

1. Выбор текста в Священном Писании

2. Изучение текста

3. Определение идеи толкования

4. Анализ идеи толкования

5. Формулирование гомилетической идеи

6. Определение цели проповеди

7. Нахождение путей к достижению поставленной цели

8. Составление плана проповеди

9. Составление проповеди согласно плану, стр. 107

Придание жизни "сухим костям"

План проповеди можно сравнить со скелетом, и в большинстве проповедей так же, как и у большинства людей, скелет не может быть совсем незаметным. Но мы не должны выставлять план проповеди на всеобщее обозрение, как например, выставили бы скелет умершего от голода в нацистском концлагере. Наиболее эффективным путем "спрятать голые кости" плана проповеди является облечение его в "плоть" проповеди. Поддерживающий материал в проповеди - это то же, что кожа, покрывающая кости человека, или стены для остова дома.

Стадия 9:Составьте план проповеди,

используя дополнительный материал,

который поясняет, доказывает,

находит практическое применение

или расширает пункты проповеди.

Слушатели не откликнутся на абстрактные идеи, и никто не будет стремиться к действию только чтением плана проповеди. Если план проповеди останется недоразвитым, слушатели не поймут того, что проповедник хотел сказать. По мере развития проповеди слушатели будут задавать вопросы: "Интересно, что это значит? Что он подразумевает под этим? Звучит убедительно, но как это проявляется в жизни?" Чтобы объяснить, расширить, доказать или найти практическое применение своим идеям, а также сделать их понятными и практически значимыми, проповедник может использовать различные дополнительные материалы.

108 Изложение проповеди

Перефразирование

Перефразирование - это повторение идеи другими словами. Делается это с двумя основными целями. Во-первых, перефразирование способствует пояснению сказанного. Слушатели в отличие от читателей должны "ухватить" сказанное тогда, когда оно говорится. Они не могут в случае необходимости вернуться назад и еще раз прослушать сказанное. И если они сначала не поняли нас, нам нужно снова сказать то же самое, чтобы все стало ясным. Кловис Г. Чапелл использует метод перефразирования во вступлении к своей проповеди, основанной на тексте Евангелия, где говорится о женщине, обвиненной в прелюбодеянии.

"Ученые не убеждены в том, к какому месту в Священном Писании принадлежит эта история. Некоторые считают, что она вообще не принадлежит к Писанию. В некоторых древних рукописях Евангелия она отсутствует. Однако, если говорить не с точки зрения ученого, а простого читателя Библии, я убежден, что эта история описана верно и принадлежит к Священному Писанию. Я считаю, что это правдивое повествование. И если бы даже это и не произошло на самом деле, из этой истины можно, все же, научиться многому. Но эта история не только истинна, она, по моему мнению, и подлинна. Это запись события, которое действительно случилось. К ней нужно отнестись, как к чему-то прекрасному и гениальному, а не как к придуманной истории, столь похожей на реальность. Вполне очевидно, что событие соответствует тому, что мы знаем о книжниках и фарисеях, и оно тем более соответствует тому, что мы знаем об Иисусе Христе".

Перефразирование подчеркивает истину в глазах слушателей. Скажите что-нибудь один раз, и этого могут не заметить, но повторите то же самое несколько раз, и это запечатлится в мыслях и чувствах слушающих. Рекламодатели тратят миллионы долларов на повторение своих идей по радио, телевидению и в печати. Питер Маршал подчеркивает один из пунктов своей проповеди "Искусство передвигания гор" методом перефразирования:

"Я уверен, что каждый из нас много раз читал слова:

"Молитва может изменить многое".

Вы могли прочитать эти слова на картинках, помещенных на стене в классе воскресной школы. Вы могли прочесть их на небольшой металлической пластинке,

могли прочесть их в Библии,

могли услышать из-за кафедры много, много раз.

Глава 7 109

Но верите ли вы этому?

Действительно ли вы честно верите, что молитва может

изменить многое?

Изменила ли молитва что-нибудь в вашей жизни?

Ваши мнения,

ваши обстоятельства,

преграды, стоящие пред вами,

ваш страх?

Перефразирование отличается от повторения. Повторение - это произношение того же самого и теми же самыми словами, а перефразирование - это повторение того же самого, но другими словами. Повторение может быть полезным для того, чтобы освежить в памяти слушателей какую-то мысль или закрепить ее, но опытный проповедник будет повторять один и тот же пункт несколько раз, но разными путями.

Объяснение и определение

Определение устанавливает ограничения. Оно указывает на то, что нужно включить, а что нужно исключить посредством формулировки или утверждения. Объяснение также устанавливает границы, но оно достигает этого расширением идеи или указанием на то, как соотносятся различные идеи, или что нужно под ними понимать. Обратите внимание на то, как Эрл Ф. Палмер объясняет, что означает греческое слово эрос:

"Эрос - это любовь, которую нужно заслужить, это любовь к тем, кто ее достоин. Это не инстинктивная любовь, которую мы имеем к родителям, к детям, к семье или к нашей рассовой или социальной структуре. Это не та любовь, которую мы имеем к чему-то, например, к мудрости или человечеству. Это любовь, заслуженная непревзойденным совершенством данной личности, вещи или реальности. Это любовь красоты, силы и мощи".

Объяснение и уточнение осуществляется различными путями. Обычно мы даем определение выражению или идее, помещая их в соотношение с более широким классом предметов, частью которых они являются. Но в то же самое время мы должны указать на различие между этими однородными предметами. Классификация таким образом объясняет как сходства, так и различия. Палмер говорит: "Эрос - это любовь (это одно из нескольких значений этого слова) которую нужно заслужить, это любовь к тем, кто ее достоин (как она отличается от других видов любви)". Иногда для определения мы используем синонимы. Однако использование синонимов приносит нужный эффект только в том случае, когда слушатели, исходя из своего собственного опыта, понимают и чувствуют, что означает данный синоним или синонимы. Вероятно каждый знает, что означает слово "секта", но пожалуй не все знают, что

110 Изложение проповеди

мы, в частности, хотим сказать этим словом, а поэтому мы должны выразить следующее: "Секты - это указание на невыполненные обязательства церкви".

Сравнение и противопоставление также дополняют и объясняют идеи. Палмер употребляет и то и другое при объяснении слова эрос.

Проповедники также используют для объяснения примеры. Рей Стедман делает это, спрашивая в своей проповеди: "Что мы имеем в виду, когда говорим, что данный предмет святой?" Он отвечает: "Посмотрите на вашу Библию, там написано: Святая Библия. Что же делает ее святой? Земля Израиля называется святой землей, а город Иерусалим - святым городом. Почему? Все перечисленное выше имеет нечто общее в своем качестве. Все это принадлежит Богу. Библия - это Божья книга, Израиль - это Божья земля, Иерусалим - это Божий город: все это Божественная собственность! И поэтому они святы, они принадлежат Богу".

Объяснение трудно осуществить тогда, когда проповедник не знает своих слушателей. Чем больше он знаком со своей темой, тем меньше у него оснований полагать, что слушатели проигнорируют его тему. Слушатели живут в ином интеллектуальном мире, чем их пастор. Они потому и оказывают ему свою финансовую поддержку, чтобы он мог изучить то, что его слушатели изучить не могут. В качестве основного руководящего правила нужно помнить то, что проповедник должен объяснить каждое важное слово в его проповеди языком, понятным его слушателям. Конечно, лучше объяснить слишком много слов, чем слишком мало. Объясняя взаимосвязи идей и их смысл, мы должны быть уверены в том, что объяснение является для нас самих настолько понятным, что у нас не остается ничего запутанного или неясного в нашем собственном уме. Только после этого, мы должны обдумать то, как мы можем логично и психологически правильно объяснить это другим. "Легкий туман" на кафедре становится, густым туманом, на скамьях.

Фактическая информация

Фактическая информация включает в себя наблюдения, примеры, статистические данные и прочее, что может быть проверено слушателями самостоятельно. Проповедник сообщает фактический материал, когда он говорит: "Греческий язык является богатым и разнообразным и имеет несколько слов, означающих любовь. Но только два из них: филео и эрос оказали особенно сильное влияние на греческую литературу и философию в 1 столетии нашей эры". Если слушатель пожелает, то он может проверить истинность такого заявления, самостоятельно исследовав употребление этих слов древними греками. В объяснительной проповеди рассуждения над текстом

Глава 7 111

Священного Писания также являются фактической информацией, поскольку слушатели могут сами убедиться в том, что говорит Библия.

Очень часто, однако, за факты выдаются замаскированные мнения. "Я констатирую факт, - говорит проповедник, - что наибольшей угрозой моральности Америки является телевидение". Конечно же, это вовсе никакой не факт, а только личное мнение. Такое мнение может быть ценным или пустым в зависимости от фактов. Сами по себе факты ничего не стоят, пока они не будут сопоставлены друг с другом, и из них не будут сделаны соответствующие выводы. Мнения, с другой стороны, также ничего не стоят до тех пор, пока они не основаны на фактах. Проповедник так же, как и любой оратор, должен знать факты и быть уверен в их достоверности. "Каждый человек имеет право придерживаться своего собственного мнения, - говорит Бернард Барух, - но никто не имеет права искажать факты". Факты не только помогают слушателям понять проповедника, но они помогают завоевать ему уважение слушат

Наши рекомендации