Стадия 6: Определение цели проповеди.

Цель проповеди заключается в том, какой результат ожидает увидеть проповедник после того, как проповедь будет сказана. Цель проповеди так же отличается от идеи проповеди, как стрела, пущенная в цель, от самой цели; так же, как реальное путешествие отличается от карты, на которой оно было отмечено; так же, как печение пирога отличается от чтения рецепта его изготовления. Если идея выражает какую-то истину, то цель определяет то, что эта истина должна совершить. Генри Уорд Бичер подчеркивал важность цели, когда говорил: "Проповедь не должна быть похожа на китайский фейерверк, который устраивают только для того, чтобы наделать побольше шума. Она подобна охотничьему ружью, и при каждом выстреле охотник должен попасть в цель". Это, конечно, в том случае, если охотник знает, на кого он охотится.

Как же проповедник может определить цель своей проповеди? Он может сделать это, определив цель, с которой был написан тот текст, на основании которого он строит свою проповедь. В процессе нахождения объяснения данного текста в Писании, он должен найти ответы на следующие вопросы: "Почему автор его написал? Какой эффект, по ожиданию автора, его слова должны были произвести на слушателей?" Ни один библейский автор не брал ручку только для того, чтобы сделать "несколько подходящих заметок" на религиозную тему. Все написанное имеет прямое отношение к жизни. Когда Павел писал Послание к Тимофею, он делал это для того, "Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины" (1 Тим. 3:15).

Апостол Иуда переменил цель своего послания уже после того, как сел писать его: "...имея все усердие писать вам об общем спасении, - признается он, - я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым" (Иуд. 3). Апостол Иоанн решил описать жизнь Иисуса Христа с той целью, чтобы привести других к вере, "что Иисус есть Христос, Сын Божий", и убедить уже верующих, что они, "веруя, имеют жизнь во имя Его" (Иоан. 20:31). Как целые библейские книги, так и отдельные места из них были написаны для того, чтобы в мыслях и поступках читающих

Глава 5 83

произошло какое-то действие. Объяснительная проповедь, таким образом, должна ставить перед собой цель подобную цели, с которой был написан данный текст в Библии. Проповедник сначала должен определить, с какой целью данный текст был написан и помещен в Библию, и затем, имея это в виду, решить, что Бог хочет сделать в наше время через его проповедь в жизни слушателей.

Богодухновенное Писание дано с той целью, чтобы мы были "ко всякому доброму делу приготовлены" (2 Тим. 3:16-17). Из этого следует, что проповедник должен быть способным вложить в свою проповедь то, что могло бы изменить качество жизни и помочь в любом добром деле тем, кто слушает его проповедь. Мы можем достичь нашей цели, как писал Павел Тимофею, с помощью следующего; (1) преподаванием учения, (2) опровержением заблуждений в вере или поступках, (3) исправлением того, что неправильно и (4) наставлением людей на истинный жизненный путь. Ученые воспитатели сознавали, что эффективное изложение цели выходит за рамки простой процедуры и изображает те формы видимого поведения, которые должны стать результатом учения. Изложение цели не только характеризует наше назначение и путь, по которому мы будем следовать, чтобы попасть туда, но по возможности и то, как мы можем узнать, когда мы достигнем его. Если мы не представляем себе совершенно четко, куда мы идем, мы несомненно попадем в какое-то другое место.

Рой Б. Зук приводит список глаголов, особенно полезных для описания целей курса, но они также могут быть полезными во всех случаях, когда речь идет о знании и проницательности (сфера познания), отношениях и действиях (сфера поведения). Этот список мы приводим в таблице № 1.

Хотя проповедь значительно отличается от лекции, изложение цели проповеди в учебной форме делает проповедь более конкретной и эффективной. Ниже мы приводим несколько примеров изложения цели проповеди:

Слушатель должен понять сущность принципа оправдания верой и быть способен написать простое определение этой доктрины. (Будут ли, на самом деле слушатели писать это определение или нет, проповедник будет говорить намного конкретней, представляя себе, что они это сделают.)

Слушатель должен будет составить список духовных даров и определить, какой из них дан ему.

Слушатель должен быть способен написать имя хотя бы одного неверующего и затем решить молиться лично за него каждый день на протяжении двух недель. (Если человек делает что-то ежедневно в течение двух недель, у него есть хороший шанс, что он будет это делать и несколько месяцев.)

84 Изложение проповеди

Мои слушатели должны представить себе один конкретный пример того, что они не согласны с кем-то в одном морально незначительном вопросе, а затем обдумать, как они должны вести себя в такой ситуации.

Слушатели должны понять, как Бог любит их, и объяснить на каком-либо примере, как эта любовь дает им чувство безопасности.

Христиане должны быть способны объяснить людям, во что они должны верить, чтобы стать христианами, и должны запланировать на наступающую неделю встречу хотя бы с одним человеком, чтобы сказать ему о Господе.

Слушатели должны быть убеждены в необходимости изучения Библии и должны посещать церковный библейский класс, домашний библейский класс или библейские заочные курсы.

Формулирование целей, производящих ощутимые результаты, заставляет проповедника отразить то, как должно измениться отношение и поведение. А это в свою очередь сделает его способным быть более конкретным в вопросе применения истины к жизни. В конце концов какие-то результаты все же будут.

Шотландский проповедник Дэвид Смит так характеризует проповедь: "речь, содержащая какие-то побуждения". Одним из эффективных методов придания проповеди целенаправленности - это написание заключения, содержащего эту цель. Мы можем более эффективно сосредоточить свои мысли с самого начала проповеди, если мы знаем, чего мы хотим достичь.

Глава 5 85

Таблица 1

         
Если цель относится к: знанию проницательности, пониманию отношению умению, способности
То глагол может быть следующим:        
  составлять список различать решаться истолковывать
  излагать распознавать развивать применять
  сообщать сравнивать доверять усвоивать\
  заявлять противопоставлять ценить воспринимать
  перечислять классифицировать убеждаться производить
  излагать\рассказывать избирать быть использовать
  вспоминать выбирать чувствительным практиковать/
  записать отделять посвящать себя репетировать
  опознать оценить относиться с исследовать
  заучивать наизусть экзаменовать энтузиазмом изучать
  знать постигать желать решать
  проследить обдумывать сочувствовать испытать/
  обрисовывать продумывать обозревать пережить/
  изображать отличать планировать набраться опыта
  сознавать понимать удовлетворяться объяснять
  ознакомляться открывать   сообщать
  осознавать     помогать
         
  определять     молиться
  описывать      
  узнавать      

86 Изложение проповеди

Новые концепции

Цель

Измеримые результаты

Определения

Измеримые результаты - изменение видимого поведения на основании цели проповеди.

Цель - что должно произойти в жизни слушателей после прослушанной проповеди.

Стадии в развитии

Объяснительной проповеди

1. Выбор места в Священном Писании

2. Изучение избранного места

3. Определение идеи толкования

4. Анализ этой идеи толкования

5. Формулирование гомилетической идеи

6. Определение цели проповеди

7. Нахождение путей к достижению поставленной цели стр. 89

8. Составление плана проповеди, стр. 100

Выбор формы проповеди

Сэмюэл Джонсон заметил, что "люди нуждаются в напоминании так же, как и в информации". По его совету, давайте остановимся и посмотрим на путь, который мы уже прошли. Благодаря изучению места Священного Писания мы должны были определить идею толкования, ясно изложив то, о чем говорит автор, и что именно он говорит по данной теме. Пытаясь установить, какое отношение имеет данное место к современным слушателям проповеди, мы проанализировали идею с помощью трех аналитических вопросов: "Что это значит? Истинно ли это? Какая от этого польза?" После этого мы смогли определить идею проповеди, в которой отражается отношение библейской концепции к современным людям. В дополнение к этому мы смогли установить цель проповеди.

К настоящему моменту, следовательно, мы должны знать, что нам нужно проповедовать, и зачем. А теперь возникает следующий вопрос: "Что нужно сделать с этой идеей, чтобы достичь поставленной цели? Какую форму примет проповедь?

Стадия 7:Размышляя над гомилетической

идеей спросите себя, как нужно

передать эту идею слушателям,

чтобы достичь намеченной цели.

Обычно идея расширяется соответственно с установлением широкой цели проповеди. Точно так, как и любое утверждение, которое мы развиваем с помощью объяснения, проповедь нуждается в объяснении, доказательствах и практическом применении.

90 Изложение проповеди

Объяснение идеи

Иногда идея нуждается в объяснении. Это происходит тогда, когда проповедник хочет, чтобы слушатели поняли какую-то библейскую доктрину. Истина, усвоенная правильно, содержит сама в себе практическое применение. Так например, если вашу машину заносит в сторону, потому что лопнула шина, вам нужно заменить ее. Если же вы не знаете, как это сделать, вы нуждаетесь в ясном указании. Стоя на обочине дороги и смотря на спущенное колесо, вы будете внимательно слушать инструкцию как его заменить. Поняв объяснение, вы наверняка возьмете инструмент, поднимите домкратом свой автомобиль и приступите к замене колеса. Всем этим я хочу сказать то, что, предложив вашим слушателям понятное объяснение какого-то текста Священного Писания, вы, пожалуй, сделали самое главное, что вы могли сделать в своей проповеди.

Один совет в деле составления проповеди, который следует ценить, хотя бы только за то, что он стар, гласит: "Скажите им то, что вы собираетесь им сказать; скажите им то, что вы говорите им; а затем скажите им то, что вы им сказали". Если наша цель требует объяснения концепции - это прекрасный совет. Во вступлении к такой проповеди мы полностью излагаем свою идею, в самой проповеди мы рассматриваем и анализируем по частям эту идею и в заключении мы снова повторяем идею. Несомненно, такое развитие приобретает посредством разъяснения то, что теряется при неопределенности.

Так например, Александр Мэкларэн сказал проповедь, желая объяснить Кол. 1:15-18: "Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах, и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство . . .".

В ходе проповеди Мэкларэн говорит: "Моя задача состоит не столько в том, чтобы доказать истинность слов Апостола Павла, сколько в том, чтобы объяснить их так, чтобы они были понятны для вас". Его темой было: "Почему Христос является превыше всего творения", а дополнением: "потому, что Он связан с Богом, со всем творением и с церковью". Мэкларэн желал объяснить эту идею слушателям с той целью, чтобы побудить их воздвигнуть Христа на первое место в их жизни.

Как же он построил свою проповедь? Во вступлении он дважды изложил свою идею. "Христос, - провозглашает он, - занимает место между Богом и человеком. Нет нужды в том, чтобы множество призрачных существ связывало небо с землей. Иисус Христос возлагает свои руки на то и другое. Он является главой церкви и источником ее

Глава 6 91

жизни. Поэтому Он достоин, чтобы Его слушали в первую очередь, любили Его и поклонялись Ему". Во всей проповеди не содержалось ничего другого кроме этого. В следующей части Мэкларэн во второй раз повторяет ту же идею в сокращенной форме: "Итак мы говорим о трех величайших взаимоотношениях Христа. Христа с Богом, Христа с творением, Христа с церковью и на этом основании мы торжественно провозглашаем, что Христос стоит превыше всего творения во всех отношениях".

В главной части проповеди Мэкларэн объяснил сущность всех этих взаимоотношений. Приведем план этой проповеди:

I. Отношение Христа к Богу заключается в том, что Он "есть образ Бога невидимого" (Кол. 1:15).

А. Бог в Своей сущности непостижим и недоступен.

Б. Христос - это совершенное проявление и образ Бога.

1. В Нем невидимое становится видимым.

2. Только Он дает нам силу и уверенность для победы над всеми жизненными испытаниями.

II. Отношение Христа ко всему творению состоит в том, что Он "рожден прежде всякой твари" (Кол. 1:15-17).

А. Христос участвовал в сотворении вселенной, и Павел, говоря эту фразу, имел в виду приоритет и превосходство Христа перед всем творением.

Б. Христос поддерживает различные взаимоотношения со вселенной, и это видно в том, что Павел употребляет различные доказательства, говоря об этом.

III. Взаимоотношение Христа с Его церковью заключается в том, что "Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых" (Кол. 1:18).

А. Чем было Слово Божье по отношению ко всей вселенной перед тем, как оно облеклось плотью, тем является воплотившийся Христос для Его Церкви. Он является "первородным" по отношению к обоим.

Б. Как "глава тела", Он является источником и центром жизни церкви.

В. Как "начаток" церкви через Свое воскресение. Он является Силой, через которую церковь возникла и потом будет воскрешена.

Заключение:

"Апостол делает заключение, что Христу во всем принадлежит первенство, и все создано для того, чтобы Он мог быть первым во всем. По Своему естеству или по

92 Изложение проповеди

благодати Его превосходство абсолютно и совершенно ... Поэтому вопросом из всех вопросов для всех нас является следующее: "Что вы думаете о Христе?" . . . Важно ли для нас только Его имя? . . . Как мы счастливы, если мы признаем превосходство Иисуса, и если наши сердца говорят: "Во-первых - Он, в последних - Он, во всем - Он и так без конца".

Вся проповедь Мэкларэна мало что дает слушателям, кроме ответа на вопрос: "Что означает это место Священного Писания?"

Наши рекомендации