В чем заключается великая идея?

Я не отношусь с почтением к опере, но что хуже того, я имею несколько друзей обожающих ее. Общение с ними приводит меня к тому, что я ощущаю себя находящимся в культурной пустыне, и я предпринял несколько шагов к тому, чтобы изменить мое состояние. Время от времени я посещал оперу. Подобно грешнику, приходящему в смущение, когда он попадает в церковь, я приходил в театр, чтобы дать возможность культуре подействовать на меня. В большинстве случаев, однако, я возвращался домой так и не затронутым тем, что артисты пытались сделать.

Конечно, я достаточно хорошо понимаю, что такое опера, и знаю, что артисты передают какую-то историю не речью, а пением. Обычно подробности передаваемой истории остаются для меня так же малопонятными, как и итальянская лирика, однако мне ясно, что сюжет подобран случайно. Если бы кто-нибудь попросил меня высказать мое мнение об опере, я мог бы рассказать о хорошей декорации, о прекрасных костюмах или о сильном сопрано. Но я не хотел бы высказывать своего мнения или своих суждений о музыке или об успехе представления. Когда я возвращаюсь из театра со смятой программой и с обрывками случайных воспоминаний, я просто не могу правильно оценить то, что там происходило.

Когда люди посещают церковь, они могут относиться к проповеди так же, как новичок к опере. Им никто никогда не говорил для чего предназначена проповедь. Обычно слушатель реагирует на какие-то высокоэмоциональные моменты в проповеди. Он с вниманием прослушает какие-то интересные истории, ухватив одно или два легкозапоминающихся предложения, и посчитает проповедь успешной, если проповедник смог уложиться в отведенное ему время. Важные моменты, такие как например тема проповеди, могут остаться вообще не замеченными им. Несколько десятков лет тому назад, когда Калвин Кулидж (бывший президент США) возвратился домой с воскресного богослужения, жена спросила у него, о чем говорил проповедник. Кулидж ответил очень коротко: "О грехе". Когда же жена спросила у

26 Изложение проповеди

него, а что именно он говорил о грехе, Кулидж ответил: "Я думаю, что он настроен против греха". Истина заключается в том, что многие слушатели не дают более высокой оценки проповеди, чем Кулидж, когда у них спросят о содержании проповеди, слышанной ими в прошедшее воскресенье. По их мнению в течение 35 минут проповедники говорят о грехе, о спасении, о молитве и о страданиях вместе или в отдельности. Судя по тому, как слушатели высказываются о проповедях, показывая при этом свою неосведомленность, трудно поверить, что они слушают проповеди вообще. Напротив, их отклик свидетельствует о том, что они уходят домой, запомнив отдельные отрывки, так и не поняв в целом всю проповедь.

К сожалению, некоторые из нас учатся проповедовать так, как мы слушали. Проповедники, как и их слушатели могут составлять свою проповедь из отдельных пунктов, мало связанных один с другим. Учебники, предназначенные для того, чтобы помочь проповеднику, могут помешать ему. Рассуждения о том, как составить план проповеди, обычно рекомендуют употреблять римские и арабские цифры в соответствующих разделах и подразделах, однако эти факторы хотя и являются важными, могут отвлечь внимание от самого главного, а именно от того, что план проповеди должен отражать идею проповеди, и его отдельные части должны составлять единое целое. Три или четыре пункта, не связанные ничем с главным пунктом, не представляют собою проповедь, но являются тремя или четырьмя маленькими проповедями, сказанными подряд. Риял Хау прослушал сотни проповедей, записанных на магнитофонные ленты, беседовал со многими членами церкви и пришел к выводу, что слушатели "почти единодушно сетуют на то, что проповеди часто затрагивают слишком много идей". Возможно, что это наблюдение не совсем точно. Редко проповеди не достигают своей цели потому, что они имеют слишком много идей, чаще это происходит потому, что эти идеи не связаны между собою.

Фрагментарность представляет особую опасность для объяснительной проповеди. Некоторые объяснительные проповеди предлагают немногим более, чем набор отдельных комментариев на слова и фразы, взятые из текста Писания, и проповедник не пытается показать то, как отдельные мысли связаны между собою. Вначале проповедник может привлечь внимание слушателей некоторыми наблюдениями, взятыми из жизни, или, что еще хуже, погружается в текст вообще без всякой мысли о настоящем времени. В продолжении проповеди проповедник комментирует отдельные слова и фразы текста Писания, говоря на различные подтемы, главные темы и слова, придавая всему одинаковое значение. В заключении, если оно вообще есть, проповедник вместо подходящих практических выводов делает какие-то неясные призывы, поскольку он так и не выразил какой-либо основной истины, имеющей практическое значение. Слушатели,

Глава 2 27

возвращаясь после собрания в мир, так и не получают наставления о том, как им нужно проводить свою жизнь, поскольку таковые наставления так и не пришли на ум проповеднику.

Вот почему в главном утверждении, содержащемся в определении объяснительной проповеди, выражена такая мысль: "объяснительная проповедь - это передача библейской концепции". Это вполне очевидно. Проповедь должна быть целенаправленной, а не расчлененной на отдельные фрагменты. Идеально каждая проповедь должна быть объяснением, толкованием или практическим изложением одной главной идеи, поддержанной другими идеями, взятыми из одного или нескольких мест Священного Писания.

Важность иметь одну только

Идею

Студенты, изучающие предмет публичных выступлений и проповедования, уже на протяжении столетий убеждаются в том, что эффективная речь всегда должна быть посвящена одной теме. Ученые настолько единодушны в этом вопросе, что практически любой учебник по этому предмету включает в себя этот принцип. Терминология в данном случае может быть разной: центральная идея, предложение, тема, тезисное заявление, главная мысль; однако сущность всегда одна и та же: эффективная речь "должна быть сосредоточена вокруг одного специфического предмета - центральной идеи". Эта мысль настолько очевидна, что некоторые авторы, как например, Лестер Тонсен и Крэг Бейрд, считают ее не требующей доказательства:

Не стоит здесь много говорить о значении центральной темы. Есть предположение, что такая речь четко определяет и дает возможность легко понять тезис или цель оратора, что тезис этот не загромождается побочными тезисами, которые вводятся только с единственной целью уточнить главный тезис, и что развитие такой речи дает возможность легко и безошибочно выразить этот тезис в процессе изложения контекста речи.

Гомилетики присоединяют к этому мнению свои голоса, утверждая, что проповедь, как и любая хорошая речь, должна строиться на принципе изложения одной четкой концепции. Дональд Миллер в главе, посвященной сущности библейской проповеди, ясно говорит:

. . . любая проповедь должна иметь только одну главную идею. Все пункты или подразделы должны быть частью одной главной мысли. Подобно тому, как отдельные куски разрезанного на части пирога, составляют единое целое и являются вкусной и удобоусваиваемой пищей, отдельные пункты проповеди должны быть более мелкими частями, относящимися к одной теме и

28 Изложение проповеди

разделенными на отдельные фрагменты для того, чтобы ум мог более легко усвоить их, и чтобы они оказали влияние на жизнь слушателей . . . Теперь мы готовы самыми простыми словами выразить то, чему посвящена эта глава. А именно: каждая проповедь должна иметь тему, и эта тема должна быть темой места Священного Писания, положенного в основу проповеди.

Исходя из другой традиции Аллан М. Стибс присоединяет и свой голос: "проповедник должен строить свою объяснительную проповедь в соответствии с одной главной темой . . .". Грейди Дэвис в своей книге "Design for Preaching" "План Поповеди" поддерживает эту мысль такими словами: "хорошо подготовленная проповедь является воплощением, развитием и полным изложением какой-то важной мысли". Классическое изложение этой концепции дал Джоуэт в своей лекции, произнесенной в Иельском университете:

"Я глубоко убежден, что проповедь не готова к тому, чтобы ее произнести и даже не готова к тому, чтобы быть изложенной письменно, пока мы не выразили ее тему одним коротким и содержательным предложением, чистым как кристалл. Я пришел к заключению, что составить такое предложение - это наиболее трудный, наиболее утомлительный, но и наиболее плодотворный труд в моем исследовании. Принуждать себя сформулировать такое предложение, подбирая каждое слово так, чтобы оно имело особый вес и содержание - это значит обдумать каждое слово, входящее в формулировку темы с тем, чтобы эти слова выразили тему с наибольшей точностью, что несомненно является наиболее важным фактором в подготовке проповеди; и я не думаю, что любая проповедь заслуживает того, чтобы ее произнести или даже записать ее текст, если такое предложение не составлено или не является чистым и ярким, как луна на безоблачном небе".

Игнорировать тот принцип, что центральная, единая идея должна быть сердцевиной эффективной проповеди - это значит не сказать студентам, изучающим гомилетику, того, что мы должны сказать им.

Новичок может не обратить должного внимания на важность центральной идеи в то время, как учителя по гомилетике стараются помочь молодым проповедникам, заставляя следовать их образцу. Нужно также заметить, что этот основный принцип передачи какой-то идеи подтверждается учением Библии. В Ветхом Завете речь пророков названа "бременем Господа". Их выступления перед народом не были чем-то похожим на высказывание каких-то "подходящих к данному случаю замечаний", высказанных только потому, что от Божьего человека ожидали что-то услышать. Напротив, пророк взывал к своему народу, потому что у него было что сказать. Он провозглашал весть, полностью и всецело посвященную одной цели: убедить слушателей вновь обратиться к Богу. Вот почему речи пророков обладали как

Глава 2 29

формой, так и целенаправленностью. Каждая из них была посвящена одной теме и направлена к отдельной категории слушателей с тем, чтобы вызвать в них определенный отклик.

В Новом Завете историк Лука приводит образцы проповедей, с помощью которых церковь смогла проникнуть в древний мир. Проповеди, произносимые апостолами, без всякого исключения были провозглашением одной идеи, направленной к какой-то определенной категории слушателей. Вывод, сделанный Дональдом Сунукяном по поводу проповедей Апостола Павла, в равной степени приемлем по отношению к любому проповеднику, о котором идет речь в Деяниях Апостолов: "Каждая из проповедей Павла построена вокруг одной простой идеи или мысли. Каждое из его обращений к слушателям выкристаллизовывается в одно предложение, в котором подводится итог всему вышесказанному. Все сказанное в проповедях или ведет к раскрытию единой общей темы, или развивает ее, или вытекает из нее".

Важно заметить, что каждая идея развивается по-разному апостольскими проповедниками. Во 2 главе Деяний, например. Апостол Петр, выступая перед враждебной толпой в день Пятидесятницы, построил свою проповедь на индуктивном принципе с тем, чтобы привлечь внимание людей. Прямо он высказал свою идею только в заключительной части проповеди: "Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли" (Деян. 2:36). В 13 главе Деяний Павел, напротив, прибегает к дедуктивному методу. Главную идею своей проповеди он высказывает в самом начале, а затем развивает и доказывает эту идею. Формулировку этой идеи мы находим в ст. 23: "Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса". В 20 главе, обращаясь к ефесским пресвитерам, Павел использует и индуктивный, и дедуктивный методы. Сначала на примере своей собственной жизни Павел дает пример того, как нужно заботиться о церкви, а затем предупреждает их в 28 стихе: "Итак внимайте себе и всему стаду..." Изложив вначале основную мысль, Павел поясняет и относит свою идею к пресвитерам. Хотя не все проповеди, приведенные в Деяниях, построены одинаково, каждая из них построена на принципе изложения одной центральной концепции.

Если мы хотим, чтобы наша проповедь была эффективной, мы должны знать, о чем проповедуем. Эффективные проповеди, передающие библейские идеи, сводятся все вместе под общим сводом единства. Беря Божественные мысли и повторяя их, проповедник тем самым передает их своим слушателям. Полагаясь на силу Духа Святого, он может обличать, увещевать, обращать и утешать мужчин и женщин, проповедуя им библейские концепции. Он знает, что люди формируют свою жизнь и определяют вечное предназначение на основании идей.

30 Изложение проповеди

Определение идеи

Что мы понимаем под словом "идея"? Обращаясь к толковому словарю за помощью, вы увидете, что попытка дать определение этому термину является чем-то подобной старанию собрать туман. Нахождение всеобъемлющего определения заведет нас в необъятные дебри философии, лингвистики и грамматики. Английский толковый словарь Вебстера дает широкий спектр объяснений этого слова от "трансцедентной сущности, выражающей реально существующие вещи" до "сущности (как например, мысли, концепции, ощущения или воображения), свойственной сознанию человека".

Слово идея происходит от греческого слова эйдо, что означает "видеть", и поэтому "знать". Идея иногда помогает нам увидеть или узнать то, что ранее казалось неясным. В обычной жизни, получая какое-то новое понимание или представление, мы часто восклицаем: "О, я вижу теперь, что вы имеете в виду!" Синонимом слова идея является слово концепция, происходящее от латинского глагола концептаре (постигать, воображать, почувствовать, забеременеть). Точно так, как сперма, соединяясь с яйцом в матке, образует новую жизнь, идея рождается в разуме человека тогда, когда ранее разделенные предметы соединяются вместе и представляют собою сущность, которая не существовала или ранее не была признанной.

Способность мыслить абстрактно и умение синтезировать (обобщать) - это значит мыслить идеями, и это является признаком зрелости. Ребенок, молясь перед завтраком, благодарит Бога за молоко, хлеб, сок, яйца, масло и так далее, а вот взрослый объединяет все эти отдельные вещи в одном слове пища. Таким образом понятие идеи можно определить как дистилляцию жизни. Идея выделяет отдельные общие особенности жизни и находит взаимосвязь между ними. С помощью идеи мы можем разобраться в нашем собственном жизненном опыте.

Конечно, не все идеи одинаково важны, есть идеи хорошие и плохие. Плохие идеи часто отражают то, чего реально не существует. Они предполагают в жизни то, чего в ней, на самом деле, нет. Очень часто нас захватывают какие-то неясные, и потому малоценные, идеи. В наше время влияние средств массовой информации очень велико, и мы находимся под постоянным обстрелом самых нелепых идей, не имеющих никакой ценности, которые часто умышленно не определены с тем, чтобы мы действовали не думая. Несколько лет назад фирма "Мальборо" сделала рекламу, что ее сигареты предназначены для очень модных женщин, однако это не принесло успеха, и общая продажа этих сигарет повысилась менее, чем на 1%. Проведенные позже исследования показали, что мужчины курят потому, что считают, что это делает их более мужественными, а женщины курят потому, что думают, что это делает их более привлекательными в глазах мужчин. В результате этого

Глава 2 31

исследования фирма "Мальборо" переделала свою рекламу и теперь рекламирует свои сигареты, как те, что курят мужественные мужчины. На рекламе фирмы изображен смелый ковбой, курящий сигарету и накидывающий лассо на быка в то время, как надпись на рекламе возвещает: "Приглашаем вас в страну Мальборо". Ассоциация смелых ковбоев с сигаретами Мальборо породила идею, что эти сигареты придают мужественность, в результате чего продажа этих сигарет подскочила на 400%. Сама эта идея, конечно, абсурдна. Врачи говорят, что страна Мальборо - это кладбище, а курящий эти сигареты уже, возможно, заработал себе рак легких. Но поскольку идея, что "курение делает человека настоящим мужчиной", проникла в умы многих людей, не задумавшихся о последствиях, продажа сигарет возросла так резко.

Это не единственный подобный случай. Уильям Браян Кий, говоря о рекламе, заявил следующее относительно так называемой доктрины Медисон Авеню: "В ней нет никаких значительных мыслей или убеждений, основанных на разумных и сознательных данных". Если такое заявление мы слышим от того, кто является "голосом рекламодателей", не стоит удивляться тому, что в рекламах трудно найти истину.

Иногда идеи, подобно призракам, прячутся на самом дне нашего сознания. Иногда нам трудно выразить эту идею словами. "Я знаю, что это значит, - говорим мы, - но не могу выразить это словами". Но несмотря на то что подчас бывает трудно воплотить нашу мысль в слова, проповедник должен уметь это делать. До тех пор, пока идея не выражена словами, мы не можем понять ее, оценить и передать другим. Если проповедник не может или не хочет выразить свою мысль ясно, ему просто нечего делать за кафедрой. В таком случае он становится подобным певцу, не могущему петь, артисту не могущему играть свою роль, и бухгалтеру, не умеющему считать.

Изложение идеи

Чтобы дать точное определение идеи, мы должны знать как нужно излагать идею. Если придти к самым основным принципам, то идею можно рассматривать как состоящую из двух основных элементов: темы и дополнения. Чтобы идея была полной, оба эти элемента должны присутствовать в ней. Если мы говорим о теме - это значит мы должны найти исчерпывающий ответ на вопрос: "О чем я говорю?" В данном случае термин тема используется в техническом смысле. Так например, слово "тема" в гомилетике не то же самое, что слово "подлежащее" в грамматике. Подлежащее часто выражено одним словом. Тему же никогда нельзя выразить одним словом, поскольку мы должны дать полный ответ на вопрос: "О чем я говорю?" Хотя отдельные слова, такие как ученичество, свидетельство, поклонение,

32 Изложение проповеди

печаль или любовь и могут на первый взгляд быть ответом на этот вопрос, а значит и кажущейся темой проповеди, они слишком неопределенны, чтобы быть темой проповеди.

Но тема не может оставаться одна. Сама по себе она является незаконченной мыслью и всегда нуждается в дополнении. Дополнение "дополняет" тему ответом на вопрос: "Что я хочу сказать на данную тему?" Тема без дополнения подобна неоконченной фразе, повисшей в воздухе. А дополнения сами по себе подобны автомобильным запчастям, не установленным на машине. Идея становится ясной только тогда, когда тема сопровождается дополнением.

Примером темы может служить фраза: "испытание человеческого характера". (Точнее мы должны спросить: В чем заключается испытание характера человека?) Но чтобы эта фраза имела значение, ее нужно дополнить. Из самой этой фразы нам так и неясно, что же является испытанием характера. Чтобы выразить идею, к этой теме можно было бы дать ряд дополнений. Вот некоторые из них:

Испытанием характера человека является то, что может остановить его.

Испытанием характера человека является то, что он делает, когда считает, что никто никогда не узнает об этом. Испытание характера человека подобно испытанию дуба - насколько он крепок на корню.

Каждое их этих новых дополнений говорит нам что-то о данной теме, и каждое из них формирует новую идею. Каждая из этих идей может быть объяснена, доказана и применена к жизни.

Студент, изучающий гомилетику, должен уметь находить идею уже готовой проповеди или той проповеди, которую подготавливает сам. Дэвис подчеркивает, что начинающему проповеднику нужно указать на то, что он должен уделить особое внимание на формирование идеи:

Он должен научиться не блуждать в деталях проповеди и не задерживаться на изучении структуры проповеди. На какое-то время он должен постараться забыть о предложениях, доказательствах, вопросах, интересных событиях. Он должен посмотреть на проповедь как бы со стороны, причем с достаточно далекого расстояния, чтобы видеть ее как единое целое. Упорно он должен задавать сам себе один и тот же вопрос: "О чем, действительно, говорит этот человек, и что он конкретно говорит по данной теме?" Это означает, что он должен научиться делать различие между органической структурой идеи, с одной стороны, и ее развитием, с другой. Это подобно тому, как начинать изучать анатомию со скелета.

Нахождение темы и дополнения не должно начинаться тогда, когда проповедник приступает к составлению своей проповеди. Он должен

Глава 2 33

определять тему и дополнение тогда, когда изучает Библию. Поскольку каждый параграф, раздел или подраздел в Священном Писании имеет свою идею, толкователь Библии не может понять данное место до тех пор, пока он не найдет точную тему и дополнение. Хотя при попытке понять значение того, что говорит библейский автор, возникают различные вопросы, два из них являются фундаментальными: "О чем говорит автор"? и: "Что хочет автор сказать этим"?

Примеры формирования идеи

В некоторых случаях тему и дополнение можно найти сравнительно легко, тогда как в других случаях определение идеи является основной проблемой при изучении Библии. Псалом 116 может служить примером ясно выраженной мысли. Псалмопевец призывает:

"Хвалите Господа, все народы,

прославляйте Его, все племена;

ибо велика милость Его к нам,

и истина Господня вовек. Аллилуйя"

(Пс. 116:12).

Мы не можем понять этого Псалма до тех пор, пока не определим его тему. О чем говорит псалмопевец? Слово хвала не может быть темой, поскольку это слово слишком содержательное и многозначущее. Псалмопевец не говорит всего того, что относится к хвале. Выражение: "Хвалите Господа" также слишком обширное. Тема должна быть выражена более четко. Наиболее точным определением будет следующее: "Почему все должны хвалить Господа?" Что же псалмопевец говорит по данному поводу? Он приводит два дополнения к своей теме. Господа нужно хвалить, во-первых, потому, что "велика милость Его", и во-вторых, потому, что "истина Господа вовек". В этом коротком Псалме излагается только сама идея без всяких рассуждений, однако и в этом "голом скелете" содержится тема и два дополнения.

В более длинных текстах, где идея получает широкое развитие, находить тему и дополнения гораздо труднее, однако эту работу нужно всегда выполнять. В Евр. 10:19-25 автор Послания говорит о практическом значении своих предыдущих рассуждений о первосвященническом служении Иисуса Христа:

"Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть, плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший; будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви

34 Изложение проповеди

и добрым делам; не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещавать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного".

Хотя многое в этом тексте требует объяснения, вдумчивый студент все же может отделить ветви от стволов деревьев. До тех пор, пока не будет выяснена тема, невозможно говорить о ценности и значении всего того, что сказано в данном тексте. Небрежный читатель может сказать, что темой этого места Священного Писания является фраза: "первосвященничество Иисуса Христа", однако эта фраза имеет слишком обширное содержание. Автор Послания к Евреям не говорит в этом тексте абсолютно все о первосвященническом служении Иисуса Христа. Он также не говорит всего о "дерзновении входить во святилище", хотя эта фраза и является частью идеи данного текста. Рассуждение идет о том, что случится, если мы войдем в Божье присутствие с дерзновением, имея великого Первосвященника. Мы можем затем ожидать, что дополнением к этой теме послужит целый ряд результатов такого шага, и их в данном случае три. Во-первых, это позволит нам приступить к Богу с дерзновением, вытекающим из очищенного сердца и жизни; во-вторых, мы "будем держаться исповедания упования неуклонно" и, в-третьих, мы "будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам". Все остальное в данном тексте объясняет эту тему и дополнения.

В каждом из этих текстов мы определили тему и дополнения, определив тем самым структуру идеи. Однако нужно внести необходимую ясность - всегда нужно делать различие между структурой идеи и путем развития идеи. Усилия, необходимые для того, чтобы изложить идею текста из Писания или проповеди в точных словах, могут показаться трудными и обескураживающими, однако в отдаленной перспективе это окажется наиболее экономичным путем с точки зрения затрачиваемого на подготовку проповеди времени. Но что более важно, это то, что вы просто не сможете ничего сделать без этого. Вы не сможете понять то, что вы читаете, до тех пор, пока вы не выразите ясно тему и дополнения прочитанного текста. Те, кто слушает вашу проповедь, не будут понимать того, что вы говорите, до тех пор, пока сами не смогут ответить на основные вопросы: "О чем сегодня говорит проповедник? Что он хочет сказать этим?" Но воскресенье за воскресеньем мужчины и женщины уходят из церкви, так и не поняв основной идеи проповедника, и это потому, что он не позаботился ясно изложить ее. А когда люди уходят в замешательстве, они находятся в духовной опасности.

Думать - это нелегкое занятие, но оно является обязанностью проповедника. Давайте не будем заблуждаться в этом вопросе. Хотя это медленная, утомительная и обескураживающая работа, но когда Бог призывает человека на служение проповедью. Он призывает его любить Бога всем своим разумом. Бог достоин такой любви, а также и те

Глава 2 35

люди, которым мы служим. Начиная с холодного, мрачного рассвета, позавтракав, проповедник садится за подготовку к предстоящей проповеди и трудится до обеда, так и не достигнув сколько-нибудь заметного успеха. С нетерпением он откладывает в сторону свою ручку и печально смотрит в окно, сожалея о том, что его работа движется так медленно. И тут его разум озаряется мыслью, оказывающей глубокое влияние на его последующее служение: его собратья во Христе потратят намного больше времени, чем он потратил на подготовку этой проповеди. Его слушатели - это представители сотен семейств. Они покроют тысячи километров пути, чтобы придти на богослужение. Все вместе они проведут триста часов, сидя на богослужении и слушая проповедь. А поэтому не жалейте о затраченных на подготовку проповеди часах и о тех трудностях, которые вам пришлось испытать. Люди достойны всего того, что вы в силах дать им.

36 Изложение проповеди

Новые концепции

Идея

Два важных элемента, из которых состоит идея:

тема

дополнение

Определение

Дополнение - ответ на вопрос: "Что я конкретно подразумеваю под тем, что говорю?"

Идея - дистилляция жизни, извлекаемая из определенных переживаний, общих для всех людей и взаимосвязанных между собою.

Тема - полный, определенный ответ на вопрос: "О чем я говорю?"

Глава 2 37

Упражнения

Определите тему и дополнение в следующих примерах:

1. Хорошая проповедь вызывает у вас удивление, как проповедник все узнал о вас.

Тема:_____________________________________________________

Дополнение:._________________________________________________________________________________________________________

2. Современная проповедь потеряла свою авторитетность в основном по той причине, что Библия не является больше ее источником.

Тема:_____________________________________________________

Дополнение:_________________________________________________________________________________________________________

3. Честертон однажды сказал, что часто предполагают, что когда люди перестают верить в Бога, они не верят ни во что. Увы, на самом деле происходит худшее. Когда они перестают верить в Бога, они начинают верить во все, что угодно. Малколм Магеридж

Тема:_____________________________________________________

Дополнение:_________________________________________________________________________________________________________

4. "Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота". Прит. 22:1

Тема:_____________________________________________________

Дополнение:._________________________________________________________________________________________________________

5. "Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена; ибо велика милость Его к нам, и истина Господня вовек. Аллилуйя". Пс. 116

Тема:_____________________________________________________

Дополнение:._______________________________________________

38 Изложение проповеди

6. Каждый нуждается в хороших воспоминаниях. Они прогоняют от дверей нашего разума "волка" незначительности.

Тема:_____________________________________________________

Дополнение:_________________________________________________________________________________________________________

7. "Старца не укоряй, но увещавай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою". / Тим. 5:1-2

Тема:_____________________________________________________

Дополнение:_________________________________________________________________________________________________________

8. Хождение пешком - это упражнение, не требующее спортзала. Это рецепт без лекарства, похудение без соблюдения диеты, косметическое средство, которого нельзя найти в аптеке. Это успокоительное средство без пилюль, лечение без врача, не сказочный фонтан юности. Хождение пешком - это хорошо проведенный отпуск, не стоящий ни копейки.

Тема:_____________________________________________________

Дополнение:_________________________________________________________________________________________________________

9. "Возрождение в стране интереса к астрологии, привлекшее общественное внимание в 60-ых годах, наблюдается и теперь. Число членов Американской Федерации Астрологов за последние пять лет удвоилось и достигло четырех тысяч, ее таинства, такие же древние, как Вавилон, проникли даже в такие важные места, как Вашингтон". Нью-Йорк Тайме

Тема:_____________________________________________________

Дополнение:_________________________________________________________________________________________________________

10. "Новая книга "Eating in America: A History" "История американской кухни" содержит только одно замечание относительно кухни Белого Дома: "...к моменту написания этой книги шеф-повар, француз, исключил из меню молочный коктейль и котлеты". Конечно, нет ничего плохого в первоклассном коктейле и в котлетах, неважно и то, что шеф-повар Белого Дома не француз, а швейцарец, важно однако то, что в 512-страничном томе о американской кухне не нашлось места ни для чего другого, кроме этого мрачного факта, знакомящего читателя с кухней Белого Дома. Более того, репутация этой кухни

Глава 2 39

незаслуженно испорчена. Фактически на протяжении последнего десятка лет Белый Дом имеет прекрасного шеф-повара и предлагает своим именитым посетителям необычно хорошую пищу. Тем не менее, миф о том, что президенты Америки (за исключением Кеннеди) упрямо продолжают потчевать своих гостей такими местными блюдами как чили, сосиски, творог и томатный соус, продолжает жить. (Эти продукты готовят в личной президентской кухне, находящейся на втором этаже, и ее не следует путать с кухней, находящейся в подвале, в которой готовят блюда для официальных приемов".) Джулия Чайлд

Тема:_____________________________________________________

Дополнение:_________________________________________________________________________________________________________

(Ответы помещены в Приложении 1.)

Стадии в развитии

Объяснительной проповеди

1. Выбор места в Священном Писании, стр. 43

2. Изучение текста, стр. 46

3. Открытие идеи толкования, стр. 49

Орудия труда

Мыслить - это трудная работа. Но еще труднее рассуждать о мышлении. И самое трудное - говорить о том, как нужно рассуждать о мышлении. Тем не менее, именно это и является основной задачей гомилетики. Ученый гомилетик наблюдает за работой проповедников и старается понять их мыслительный процесс, когда они готовятся к проповеди. Затем он должен достаточно ясно описать этот процесс, чтобы сделать его понятным для студентов. Эта задача граничит с невозможным.

Кого должен изучать гомилетик? Ясно, что не каждого проповедника. Неспособные люди бывают за кафедрой точно так же, как и на площадке игры в гольф, и чтобы научиться делать что-то как следует, мы обычно учимся у тех, кто умеет это делать. Тем не менее в книгах, хорошо написанных известными проповедниками, в которых они объясняют, как они это делают, есть столько различных методов, сколько есть авторов. Еще более сбивает с толку то, что некоторые одаренные проповедники, как будто, вообще не придерживаются каких- либо методов. Эти проповедники, говорящие "от избытка сердца" или "передающие" иногда то, что их вдохновляет, хотя и не придерживаются правил гомилетики, достигают свою цель. В таких проповедях нужно разобраться. По мере приобретения профессионального мастерства, работа над составлением проповеди все больше будет подобна таким, совсем не похожим на проповеди занятиям, как, скажем, приготовление обеда, удаление аппендикса или полет на сомолете.

Как мы можем оценить различные подходы к проповеди или объяснить очевидную эффективность таких проповедей, в которых, как кажется, не было применено никаких методов подготовки? Более конкретно: что мы можем извлечь из всего этого, чему могли бы последовать другие?

С одной стороны, мы занимаемся вопросом объяснительной проповеди, и те служители, которые основывают свои проповеди на Библии, обладают более типичными чертами, чем проповедники в

42 Изложение проповеди

целом. Вдобавок к этому, проповедники, которые заявляют, что не придерживаются никаких правил, обычно не проанализировали свою подготовку к проповеди. Так или иначе, но то, что мы делаем регулярно, становится нашим методом, хотя приобретенным и интуитивно, и успешных проповедников, на самом деле, не придерживающихся никакого метода, меньше, чем думают. Более того, чтобы научиться делать что-то успешно, нужно обратиться к тем, кто постоянно успешно выполняет свой долг, а не к тем, кто успешен только по воле случая. Ясное и четкое толкование Библии наблюдается воскресенье за воскресеньем, и оно не интуитивно или случайно. Хорошие толкователи Библии придерживаются определенной системы.

Два вывода вытекают из того факта, что проповедники по-разному объясняют подход к своей работе: (1) мышление - это процесс динамичный и (2) детальное объяснение того, как нужно мыслить, может иногда только воспрепятствовать процессу мышления. Опасность подробных инструкций как что-то делать видна на примере юриста и доктора, регулярно игравших в гольф. Оба они играли примерно одинаково и наслаждались соревнованием друг с другом. Но однажды весной юрист стал играть лучше, чем доктор, и постепенно его мастерство выросло так, что доктор начал постоянно проигрывать. Доктор пытался улучшить свою игру, но безуспешно, и вот однажды ему в голову пришла идея. Он купил в книжном магазине три инструкции как нужно играть в гольф и послал их юристу в подарок ко дню рождения. Прошло немного времени и они снова начали играть примерно одинаково.

Эффективное библейское проповедование требует вдохновения, воображения и духовной чувствительности, что не может появиться только благодаря

Наши рекомендации