Учение древнехристианских отцов.

Святой Климент, епископ Римский († 101 г.), говорит: "Апостолы были посланы проповедовать евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы - от Христа; то и другое было в порядке по воле Божией. Итак, принявши повеление, апостолы... проповедуя по различным странам и городам, первенцев из верующих по духовном испытании поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих... потом присовокупили закон (сделали распоряжение), чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение."

Святой Игнатий, епископ Антиохийский, учит: "Все последуйте епископу, как Иисус Христос - Отцу, а пресвитерству - как апостолам. Диаконов же почитайте, как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви. Только та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь. Вам надлежит согласоваться с мыслию епископа, что вы и делаете... Оттого вашим единомыслием и согласною любовью прославляется Иисус Христос. Составляйте же из себя вы все до одного хор, чтобы, согласно настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу через Иисуса Христа, дабы Он услышал вас и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына"

Святой Ириней, епископ Лионский, наставляет: "Надлежит следовать пресвитерам (епископам) в Церкви тем, которые, как я показал, имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины; прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении или - как еретиков и лжеучителей или - как раскольников, гордых и самоугодников."

Святой Киприан, епископ Карфагенский, пишет: "Господь Бог говорит во Втор. (17:12-13): "А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, тот должен умереть... и весь народ услышит и убоится..." Α что эти божественные слова с истинным и высочайшим величием Божиим произнесены с тем, чтобы священники Божии были почитаемы и отомщаемы, видно из того, что Корей, Дафан и Авирон, служившие священнику Аарону, как только дерзнули восстать на него, гордиться пред ним и считать себя равными начальствующему священнику, немедленно, будучи поглощены и пожраны разверзшеюся землею, восприняли наказание за святотатственную дерзость. И не они одни, но и прочие двести пятьдесят человек, участвовавшие в их возмущении, были пожраны нисшедшим от Бога огнем, чтобы стало очевидным, что священники Божии отмщаются Тем, Кто поставляет священников... Сам Господь Иисус Христос, Царь, Судья и Бог наш, даже до дня Своих страданий оказывал почтение архиереям и священникам, хотя они не имели ни страха Божия, ни познания Христа. Так когда Он очистил прокаженного, то сказал ему: "Пойди, покажи себя священнику и принеси дар" (Мт. 8:4). По смирению, которое внушал и нам, Он все еще называл иереем того, кого знал, как святотатца. Также, когда во время страданий Его ударили в ланиту и сказали: "Так отвечаешь Ты первосвященнику?" - Он не сказал ничего оскорбительного для лица архиерея, но только, защищая Свою невинность, отвечал: "Если Я сказал худо, покажи что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?" (Ин. 18:22-23). Во всех случаях поступал так терпеливо для того, чтобы и нам подать пример кротости и терпения. Будучи почтителен к священникам лживым, Он этим учил нас оказывать истинным священникам законное и полное уважение. Притом диаконы должны помнить, что апостолов, т.е. епископов и предстоятелей, избрал Сам Господь, а диаконов по вознесении Господа на небо поставили апостолы, как служителей своего епископского звания в Церкви... Много есть других примеров, подтверждающих важность и власть священническую, происходящую от божественного удостоения... Ведь не от чего другого произошли ереси и родились расколы, как от того, что не оказывают повиновения священнику Божию."

Опровержение возражений.

Сектанты говорят:

1) мы все священники (1 Пет. 2:5-9), и священноначалие православной Церкви не нужно нам.

Апостол в переносном смысле назвал верующих "священством святым," - "царственным священством," подобно тому, как и в Откров. (1:6; 5:9-10) христиане названы "священниками" и "царями" (так как должны господствовать над грехом - Рим 6:12). Словами "священство святое" апостол обозначает высокое назначение христиан приносить Богу духовные жертвы: молитвы, дела любви и милосердия (Евр. 13:15-16; Фил. 4:18; Пс 49:14; 50:18; ср. Рим 12:1; 2 Тим. 4:6). Наименование христиан "священством святым" не упраздняет богопоставленного священноначалия, о котором тот же апостол ясно говорит в послании (1 Пет. 5:1-5). Народ еврейский тоже был назван "царственным священством," - "народом святым" (Исх. 23:22), и однако Бог поставил Аарона и сыновей его священниками на служение при скинии (Исх. 28 гл.) и им сказал: "вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти" (Чис 18:7; ср. 16 гл.).

2) Проповедование Христова учения - обязанность всех христиан, а не право священников (Деян. 8:4; 11:19-21 ).

Рассеявшиеся от гонений христиане иерусалимской Церкви, если и проповедовали, то имели, несомненно, особые полномочия и руководственные указания от апостолов. Так одни из рассеявшихся "никому не проповедовали ни слова, кроме иудеев," другие - кипряне и киринейцы - проповедовали эллинам (Деян. 11:19-20). Это распределение указывает на точно выработанный апостолами план проповеди. Апостолы, находившиеся в Иерусалиме, наблюдали за деятельностью проповедников и, главное, утверждали ее: "услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго " (Деян. 8:14-15). Также и о проповеди рассеявшихся "от гонения, бывшего после Стефана, дошел слух до Церкви иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию" (Деян. 11:22). Из приведенных мест, как равно и из других (Деян. 15:2, 4, 28; 21:18; Гал. 2:2), видно, что в апостольское время не только простые верующие не имели права на свободную проповедь, но и сами апостолы подчинялись собору апостолов. О праве священства, а не мирян, проповедовать слово Божие см. Мт. 28:16-19; Мр. 16:14-15; 1 Тим. 4:11, 3:16; 2 Тим. 4:2; Тит. 1:9; ср. Рим 10:15; 1 Кор. 12:29; Иак. 3:1.

Сектанты, незаконно присваивая себе право проповеди и извращая учение апостолов, сохраняемое православною Церковью, тем самым не подчиняются ей и не признают за ней божественного установления, почему они и их проповедническая деятельность Церковью и осуждаются.

3) Мы имеем право на учительство (ср. Мр. 9:38-39; Лук. 9:49).

Здесь говорится об изгнании бесов именем Иисуса Христа одним "человеком," не ходившим с апостолами, а не об его учительстве. Он, хотя и не состоял в числе учеников Христа, но был единомышлен с ними: "Ибо кто не против вас, тот за вас" (Мр. 9:40), - а сектанты действуют во всем против священноначалия. Верующие могут получить от Бога дар "чудотворений" (1 Кор. 12:10; ср. Ин. 14:12), но этот дар не есть дар пастырского "служения," подаваемый только преемникам апост. через священное рукоположение.

4) Каждый христианин может проповедовать Христа (Филип. 1:18).

В приведенном месте апостол ничего не говорит о праве учительства, а указывает на различные побуждения и цели проповедников и личные отношения их к истинному учению, ими возвещаемому (ср. стих 15-17, "притворно," т.е. проповедуют веру во Христа и любовь к Нему, а сами в душе не имеют ни того, ни другого). Апостол радуется тому, что слава о Христе распространяется проповедью, хотя сами недостойные проповедники не получат награды от Него. О праве учительства апостол говорит в других местах (Рим 10:15; и др.). Сектанты проповедуют и самочинно, и неистинное учение Христово, а свое пагубное лжеучение. "Те, о которых он (апостол) говорит, не ввели ложного учения," - замечает блаженный Феофилакт, - "но проповедовали истинное, хотя не право и не с истинным намерением. Еретики же по преимуществу проповедуют не истинное, а превратное и ложное учение, да кроме того и цель имеют превратную."

"Так как Павел был в узах," - объясняет святой Иоанн Златоуст, - "то многие из неверных, желая возбудить царя к жестокому гонению, и сами проповедовали Христа, чтобы распространением проповеди увеличить гнев царя и чтобы всю ярость обратить на главу Павлову... Они проповедовали здраво, только цель и намерение, с которыми так поступали, были извращены, а самая проповедь не изменена. И весьма необходимо было им так проповедовать. Почему? Потому, что если бы они проповедовали иначе, нежели Павел, если бы учили иначе, нежели он, то не усилили бы гнева царского. Α теперь тем, что распространяли его проповедь и учили подобно ему и таких же учеников ему приобрели, они могли вооружить царя, так как появилось великое множество учеников."

5) Христиане могут научать и наставлять друг друга (Евр. 3:13; Кол. 3:16).

а) В Послан. к Евреям (3:13) слово "наставляйте" читается по-славян. "утешайте" (παρακαλείτε от παρακαλέω - призывайте, приглашайте, поощряйте, ободряйте, "утешайте"). Речь идет, очевидно, не об учительстве, а о взаимном братском утешении и ободрении христианина в борьбе с грехом ("чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго" - ср. Стих 7-8 и 12).

б) В Послан. к Колоссянам (3:16) апостол говорит не о том, кому принадлежит право проповеди, а о том, какими последствиями должно сопровождаться воспринимаемое христианином слово Божие (ср. Мт. 13:19-23). В сердце колоссян вселяли слово Божие: Епафрас, "возлюбленный сотрудник" апостола (Кол. 1:7), Архипп, поставленный апостолом на "служение" (4:17) и сам апостол (ср.1:28-29), написавший послание. "Да вселяется в вас обильно" (по слав. "да вселяется в вас богатно" - ενοικειτω εν υμΐν πλουσίως), "со всякою премудростью," т.е. словом Божиим нужно премудро обогащать себя, чтобы оно воздействовало на духовно-нравственное состояние человека, и он, уразумевая "слово," жил по нему (ср. Рим 2:13, 18-23); тогда как извращение "слова Божия" сектантами не обогащает их во спасение, а ведет к погибели (2 Пет. 3:16).

Во второй половине стиха 16-го (Кол 3) апостол увещевает христиан научать и вразумлять друг друга духовными песнопениями (очевидно, в богослужебных христианских собраниях - ср. Еф. 5:19), а не хулениями Святой Церкви и ее священноначалия, что обычно бывает среди сектантов.

6) У нас один священник - Христос, в других священниках не нуждаемся (Евр. 4:14; 5:6; 7:26-27; 8:1, 10:21).

Апостол, называя Господа "великим Священником" (Евр. 10:21), "Первосвященником," восседающим "одесную престола величия на небесах" (8:1) и имеющим "священство непреходящее" (7:24), т.е. постоянное, вечное, указывает на превосходство Иисуса Христа, принесшего Самого Себя в жертву, над священством Аароновым (ср. - 7:23, 27; 8:3-5), но этими наименованиями не устраняет новозаветного священства. В Посл. к Ефес (4:11) тот же апостол говорит, что Иисус Христос в земной Церкви "поставил одних апостолами... иных - пастырями и учителями," которые от имени Христова и под Его невидимым руководством совершают дело служения.

7) Наш пастырь Христос, других пастырей не надо (Ин. 10:11-15).

Иисус Христос, будучи "единым Пастырем" (Ин. 10:16), сказал апостолу Петру: "паси агнцев Моих... паси овец Моих" (Ин. 21:15-17). Апjcnjk Петр, называя Иисуса Христа "Пастыреначальником" (1 Пет. 5:4), а себя - "сопастырем" (стих 1), делает указания и наставления "пастырям" Церкви, как "пасти Божие стадо." Очевидно, наименование Иисуса Христа "единым Пастырем" не устраняет пастырства в Церкви Его. Что священноначалие поставлено апостолами по воле Господа "единого Пастыря," видно, между прочим из того, что достойные пастыри получат от Него "неувядающий венец славы" (5:4). Рассуждая по-сектантски, следовало бы, что пастыри Церкви, как самозванцы, подлежат осуждению, а не венчанию "венцами славы," но, как видим, слово Божие удостоверяет, что пастыри - не самозванцы, а через апостолов Богом поставлены.

8) Зачем нам священники, когда Сам Бог научает нас? (Ин. 6:45).

Господь Свое учение возвестил апостолам и, возносясь, не сказал им, что Он Сам непосредственно научит людей, но повелел: "Идите и научите все народы" (Мт. 28:19). Апостолы, исполняя волю Господа, проповедовали, "вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости" (Кол. 1:28), и для научения новых человеческих поколений и всех народов поставили преемников, продолжателей своего дела, которые и возвещают не свое учение, а Господне.

Так как Господь возвестил миру Свое учение, поставил и послал апостолов и пастырей на проповедь, Сам Он управляет Церковью, поэтому и сказано: "будут все научены Богом" (Иоан.6:45) ерез проповедь); ср. "Господь прилагал спасаемых к Церкви" (Деян. 2:47) не непосредственно, а через апостолов (2:14-42).

9) Господь простых, не книжных людей призывает к Себе и им открывает Свое учение, почему и пастыри-учителя не нужны (Мт. 11:25; 1 Кор. 1:26-29).

а) Слово "утаил" (Мт. 11:25) нужно понимать в смысле "оставил, попустил" (ср. Рим 1:28 и др.) надменным пребывать в неведении евангельской истины. "Мудрыми и разумными" Господь назвал не пастырей новозаветных, которые тогда еще не были поставлены, а гордых мнимою мудростью книжников и фарисеев, не уверовавших в Него и отказавшихся принять Его благовестие (ср. Ин. 7:48; 9:41), принятое апостолами-младенцами по простоте ума и сердца. Иисус Христос хвалит (Мт. 11:25) смиренное, простосердечное отношение к истине одних и осуждает надменное (своею мудростью) отношение других, какое мы видим у сектантов гордых, превозносящихся своим разумом и отвергающих руководство и научение Церкви

"Славлю," - замечает блаженный Феофилакт, - "сказано вместо - благодарю Тебя, Отче, что иудеи, признающие себя умными и сведущими в писании, не уверовали, а младенцы, т.е. несведущие, познали великие тайны. Бог скрыл великие тайны от признающих себя умными не потому, что Он не хотел даровать им их и был причиною их невежества, но потому, что они сделались недостойными, ибо почитали себя умными... Притом еще Бог многим не открывает Своих тайн наипаче по человеколюбию, дабы они не подверглись большему наказанию за пренебрежение того, что узнали." Сектанты заблуждаются, когда из приведенных (Мт. 11:25) слов Спасителя делают вывод, будто бы Он относится с похвалою к невежеству, неразвитости умственной и осуждает книжное образование и развитие человека. Наоборот (ср. Ин. 5:39; 1 Кор. 14:20), Господь для дела проповеди обещал послать "мудрых и книжников" (Мт. 23:34).

б) Не сказал апостол в послании (1 Кор. 1:26-29): ни одного нет премудрого, ни одного сильного, ни одного благородного, потому что и из них были уверовавшие. Но он говорит: "не много," так как большинство уверовавших в Коринфе было из людей незнатных по своему происхождению и положению в обществе. Но отсюда нельзя заключать, будто Господь призывает в Свою Церковь только людей простых, незнатных. Мы видим в числе христиан Савла (апостола Павла), бывшего римским гражданином (Деян. 22:25), "тщательно наставленного в законе" (22:3); "священников" (6:7), "вельможу Кандакии" (8:27), "Корнилия сотника" (10:1), "проконсула Сергия - Павла" (13:12), "знатных женщин" (17:4) и др.

10) Господь дает нам мудрость, и пастыри нам не нужны (Иак. 1:5).

Из контекста видно, что апостол мудростью называет признание за искушениями высокого достоинства и значения их для нравственной жизни христианина (ср. стих 12), и такое понимание высших целей обстоятельств жизни даруется Богом по молитве с верою (стих 6). Речь идет о мудрости нравственно-практической, необходимой для правильной оценки постигающих христианина бедствий и страданий, а не о той мудрости теоретической, которая необходима для уразумения Священного Писания (ср. 1 Кор. 14:38; 2 Пет. 3:16). О пастырях-пресвитерах Церкви, поставленных для совершения таинств и для научения верующих, апостол говорит в том же послании (5:14), признает за ними право на учительство, почему, кроме них, другие не должны "делаться учителями" (3:1).

11) Священники нам не нужны, так как, по слову апостола (1 Ин. 2:20), мы "знаем все."

Под словом "вы" (1 Ин. 2:20) апостол разумеет не каждого в отдельности христианина, а всю Церковь Христову, в которой пребывает Дух истины (Ин. 16:13; ср. 14:16), поэтому она не нуждается (стих 27) в каких-либо посторонних учителях и в новых откровениях (ср. 1 Тим. 3:15) и "знает все," что необходимо верующим для спасения, для того, чтобы они могли отличить истину от лжи и не были обольщены лжеучителями. В Церкви есть Господом поставленные пастыри и учителя (Еф. 4:11-15; ср. 1 Кор. 12:28), и есть пасомые различных степеней духовных совершенств и качеств: есть "совершенные," есть "младенцы," несведущие в слове правды, которых нужно учить первым началам слова Божия (Евр. 5:12-14; ср. 1 Ин. 2:13-14 - "отроки," - "юноши," - "отцы"). Понимать данное место (1 Ин. 2:20) по-сектантски, будто каждому христианину дано уже от Бога познание истины, нет никаких оснований.

"После того, как апостол высказал предшествующее (стих 19, о появлении антихристов из числа христиан)," - объясняет блаженный Феофилакт, - "чтобы кто-нибудь не подумал, что он присваивает знание это только себе одному и потому хвалится перед прочими верующими, он прилично прибавляет: и "вы имеете помазание." Он как бы так говорит: но что я рассуждаю об этом с вами, как будто бы вы не знаете сего? нет, вы сами знаете это, ибо при святом крещении вы приняли священное помазание и через оное - Божественного Духа. Если же так, то знайте, что я написал вам об этом не как незнающим, но как знающим, что последнее время сильно действуют антихристы, что все полны лжи."

Если сектанты "знают все," то зачем они имеют библейские институты, семинарии, миссионер. школы, устраивают миссионер. курсы, нанимают проповедников-миссионеров, издают книги, журналы и обращаются в редакции последних за объяснениями мест Священного Писания и за разрешением других вопросов?

12) Пастыри и учители нам не нужны (ср. Евр. 8:10-11; Иер. 31:31-34).

Это пророчество относится к будущему веку (ср. От 21:1-3), а в настоящем веке слово Божие сеется пастырями и учителями Церкви (Рим 10:14-15 и др.) и, подобно семени, падает на различную почву и потому дает неодинаковый плод (Мт. 13:3-23). Люди познают Господа не разом, а постепенно, по мере распространения благовестия о Христе, Который поставил в Церкви пастырей и учителей, "доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного" (Еф. 4:11-13).

Зачем сектанты имеют на жаловании пресвитеров, проповедников, издателей сект. журналов и книг? Очевидно, нужда есть в научении, но без Церкви православной "никогда они не могут дойти до познания истины" (2 Тим. 3:7).

13) В Церкви все равны, не должно быть разделения на пастырей и пасомых (Гал. 3:28; Кол. 3:11).

Апостол в указанных местах разъясняет, что внешние преимущества и отсутствие их никакого влияния не имеют на достоинство верующего, как христианина. Тут все зависит от силы веры, любви и преданности Иисусу Христу и готовности на всякие пожертвования в угоду Ему. Следовательно, могут раб и незнатный в очах Божиих стоять выше знатных и сильных. Нет различия в Церкви Христовой касательно призвания и соделывания спасения во Христе, но во взаимных отношениях различие удерживается: "мы соработники у Бога, а вы - Божия нива, Божие строение" (1 Кор. 3:9), - есть пастыри и пасомые (1 Пет. 5:1-5); верующие должны повиноваться наставникам и быть покорными им (Евр. 13:17); "рабы, повинуйтесь господам своим" (Еф. 6:5); "дети, повинуйтесь своим родителям" (6:1); "жены, повинуйтесь своим мужам" (1 Пет. 3:2); "будьте покорны всякому человеческому начальству" (1 Пет. 2:13-18; ср. Рим 13:1-6). Апостол Павел уподобляет Церковь телу и говорит, что оно, если бы было одним членом, не было бы телом: тело может быть только в разнообразии членов (1 Кор. 12:14-26). Так и в Церкви Христовой: каждому верующему дано Богом свое место, определено свое Дело (стих 27-28). Не могут быть все апостолами, все пророками, все учителями, все истолкователями.. (стих 29-30).

14) Никто из верующих не должен иметь власть над другими (Мр. 10:43-44; Μт. 20:26-27).

Эти выражения не означают того, что в Церкви Христовой не должно быть ни высших, ни низших, а указывают на смирение и самоотвержение, которыми должны руководиться высшие в своих отношениях к верующим. В Церкви Христовой есть "бульшие" (Мт. 23:11), "начальствующие" (Лук. 22:26), "начальства," - "высшие" (2 Пет. 2:10), получившие от Господа власть (управления, суда) "к созиданию" (2 Кор. 10:8; 13:2, 10; ср. Тит. 2:15 и др.), которым остальные верующие обязаны повиноваться (Мт. 18:17; Лук. 10:16; Евр. 13:17; 1 Тим. 4:12).

15) В Церкви православной нет ныне ни апостолов, ни пророков, ни евангелистов, ни языков (1 Кор. 12:28; 14:26; Еф. 4:11).

"Апостолы," - "пророки," - "евангелисты" и "языки" составляют временные чрезвычайные служения и дарования Божии (1 Кор. 12:4-11, 18), свойственные апостольскому времени. Если теперь нет их в Церкви, то по Божиему изволению: "пророчества прекратятся, и языки умолкнут" (1 Кор. 13:8). Дар пастырства и учительства (1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6), как необходимый для всегда пребывающих в Церкви служений слову проповеди и таинствам (Еф. 4:11-14; Мт. 28:19-20 и др.), есть постоянный, и его имеет Церковь православная.

16) Корей, Дафан и др. наказаны Богом, как бунтовщики (Числ, 16 гл.), а мы, видно, неповинны, если Бог не наказывает нас за отвержение священноначалия.

"Не обманывайтесь, говорит апостол, ... злоречивые ... Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6:9-10). "Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших" (2 Пет. 2:9-10; ср. 3:9), а таковы и есть сектанты - лжеучителя.

17) Пастырей Господь осудил (Исайи 56:10-12; Иер. 10:21; 50:6; Иез. 22:26; 34:10 и др.).

В указанных местах говорится о том, что Бог строго обличал израильских (ветхозаветных) пастырей за пороки, но за это их еще не устранял от служения, - они продолжали существовать до установления новозаветного священства, о котором Он ясно изрек обетование через тех же пророков (Исайи 66:21; Иер. 3:15; 23:4; 33:18).

18) Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах (Мр. 12:38; Лук. 20:46).

Выражение "любят ходить" указывает на незаконное присваивание из тщеславия книжниками покроя одежд священства ветхозаветного. Священство новозаветное носит длинные одежды не из тщеславия, а как форму одеяния, установленную Церковью. Иисус Христос носил длинные одежды (Ин. 19:23; ср. Откров. 1:13).

Церковь,

Наши рекомендации