Учение учителей древней Церкви.
Святого Иустина, философа и мученика: "пророки предсказали два пришествия Христова: одно, уже бывшее, в виде человека неславного и страждущего, другое, когда Он, как возвещено, со славою придет с небес, окруженный ангельским Своим воинством, и когда воскресит тела всех бывших людей."
Святого Ипполита, епископа Римского: "Его (Господа) второе пришествие будет уже не таково, каким было первое. Тогда Он приходил, как простой лишь Человек, теперь же придет, как Судия всего мира. Тогда приходил спасти человека, теперь же придет для наказания всех грешных и нечестивых по отношению к нему."
Святого Кирилла, архиепископа Иерусалимского: "возвещаем и второе пришествие во многом преимуществующее пред первым. То было доказательством терпения, а сие носит на себе венец Божия Царства... В первое пришествие повит был пеленами в яслях; во второе одевается светом, как ризою (Пс 103:2). В первое претерпел крест, пренебрегши посрамление (Евр 12:2); во второе грядет "дориносимый" (сопровождаемый воинством ангелов), славимый воинством ангелов. Спаситель грядет не для того, чтобы снова быть осужденным, но чтобы судить осудивших... Тогда приходил Он убедительно уча людей по домостроительству; а во второе пришествие, если и не пожелают, покорятся Царству Его по необходимости... Павел означает два пришествия, когда пишет и говорит Титу: ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит. 2:11-13). Видишь, что он наименовал и первое, за которое благодарит, и второе, которого ожидает. Посему и в возвещаемом нами ныне исповедании веры так преподано веровать: и в восшедшего на небеса, и в сидящего одесную Отца, и в грядущего со славою судити живым и мертвым; Его же царствию не будет конца. Посему Господь наш Иисус Христос грядет с неба; приидет же со славою при конце мира сего в последний день."
Святого Иоанна Златоуста: "здесь (Тит. 2:11-13) он указывает на два явления Христовых; и подлинно их два: первое благодатное, а второе - для воздаяния и правосудия."
Блажененного Феодорита: "божественный апостол в послании к блаженному Титу (2:11-13) с первым пришествием Спасителя нашего сопоставил и второе... Α сим показал, что и первое пришествие было ради второго. Ибо для того, говорит, явилась благодать Божия, чтобы, избавив нас от нечестия и беззакония и обучив всякой добродетели, приуготовить к радостному ожиданию второго пришествия... В послании к евреям упомянул о сем пришествии (10:37)... сему учит и филиппийцев (3:20)... а равно и фессалоникиян (1 Фес. 4:15-17). Не трудно было бы привести и другие свидетельства, возвещающие о втором пришествии Спасителя нашего, но и приведенных достаточно к убеждению."
Воскресение мертвых.
В последний день, в который совершится второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, до начала всеобщего суда, действием всемогущества Божия последует воскресение тел умерших людей и изменение тел живых людей. Воскресение будет всеобщее и одновременное: "ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения" (Ин. 5:28-29), т.е. воскреснут в одно время все люди, как праведные, так и грешные.
"Здесь говорит о всеобщем воскресении, - замечает блаженный Феофилакт. - Поелику выше сказал, что верующий не приходит на суд (стих 24), то, дабы мы не подумали, что одной только веры достаточно для спасения, говорит, что делавшие зло воскреснут в воскресение осуждения, а творившие добро - в воскресение жизни."
Изображение Господом всеобщего суда, когда соберутся пред Ним все народы (Мт 25:32), т.е. весь род человеческий, и Он отделит овец от козлов, предполагает всеобщее воскресение, т.е. не одних праведников, а и грешников. Веру во всеобщее воскресение апостол Павел исповедал пред правителем Феликсом: "будет воскресение мертвых, праведных и неправедных" (Деян 24:15).
Воскресение умерших и изменение живых произойдет во мгновение ока: "вдруг, во мгновение ока при последней трубе, ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся" (1 Кор 15:52), т. е все, оставшиеся в живых до пришествия Христова, мгновенно облекутся в нетление, - все, а не одни только верующие.