Ошибочные представления о руководстве настройщиков
(1207.7) 110:5.1 Не путайте и не смешивайте миссию и влияние Настройщика с тем, что обычно называется совестью; они не имеют прямого отношения друг к другу. Совесть является присущей человеку чисто психической реакцией. Ее не следует презирать, но она едва ли является обращенным к душе голосом Бога, голосом, который действительно принадлежал бы Настройщику, если бы он мог быть услышан. Верно, что совесть наставляет вас на правильные поступки. Однако, в дополнение к этому, Настройщик стремится сообщить вам, что именно является правильным, – а это возможно в тех случаях, когда вы ощущаете руководство Наставника, и в той мере, в какой вы способны на это.
(1208.1) 110:5.2 Человеческие сны – эти беспорядочные и прерывистые картины несогласованного спящего разума – адекватное подтверждение неспособности Настройщика гармонизовать и связать различные факторы человеческого разума. Настройщики просто не могут за одну жизнь произвольно скоординировать и синхронизовать два столь непохожих и разнохарактерных типа мышления, как человеческий и божественный. Когда же им это удается, как иногда удавалось в прошлом, такие души переносятся непосредственно в обительские миры без необходимости проходить через опыт смерти.
(1208.2) 110:5.3 Во время сна Настройщик пытается добиться только того, что уже было полностью одобрено волей подопечной ему личности благодаря тем решениям и выбору, которые сделаны в период бодрствования и поэтому остались в сфере сверхсознания, – пограничной области взаимоотношений человеческого и божественного.
(1208.3) 110:5.4 Когда принимающие их создания спят, Настройщики пытаются закрепить свои творения на высших уровнях материального разума, и некоторые из ваших гротескных сновидений свидетельствуют о неудавшейся попытке установить эффективную связь. Абсурдные сновидения не только подтверждают давление невыраженных чувств, но и свидетельствуют о кошмарных искажениях при передаче духовных концепций, представленных Настройщиками. Ваши собственные страсти, побуждения и свойственные вам тенденции вторгаются в сознание, и божественные послания, которые внутренний Настройщик пытается закрепить в человеческой психике во время бессознательного сна, вытесняются подспудными желаниями.
(1208.4) 110:5.5 Исключительно опасно теоретизировать о том, в какой мере Настройщик имеет отношение к сновидениям. Настройщики действительно действуют во сне, но ваши обычные сновидения являются чисто физиологическими и психологическими явлениями. Столь же опасными являются попытки отличить восприятие концепций Настройщика от более или менее непрерывного и осознанного восприятия предписаний смертного сознания. Это те проблемы, которые придется решать с помощью индивидуальной проницательности и личного выбора. Но для человека было бы предпочтительнее заблуждаться – отвергать то, что исходит от Настройщика, принимая это за чисто человеческий опыт, – чем допускать грубую ошибку, вознося реакцию смертного разума в сферу божественного. Не забывайте о том, что влияние Настройщика Сознания является по большей части, хотя и не полностью, сверхсознательным опытом.
(1208.5) 110:5.6 По мере восхождения в психических кругах – в различной, но возрастающей степени, порой непосредственно, но чаще опосредованно, – вы действительно общаетесь со своим Настройщиком. Однако опасно полагать, что каждое новое представление, возникающее в человеческом сознании, продиктовано Настройщиком. Чаще всего то, что существа вашей категории принимают за голос Настройщика, в действительности является порождением вашего собственного интеллекта. Это скользкий путь, и каждому человеку следует решать данные проблемы индивидуально в соответствии со своей природной человеческой мудростью и сверхчеловеческой проницательностью.
(1208.6) 110:5.7 Настройщик того человека, через которого осуществляется данная связь, пользуется столь большой свободой действий в основном благодаря тому, что этот человек почти полностью безразличен к каким-либо внешним проявлениям внутреннего присутствия Настройщика. Поистине благотворно, что его сознание остается совершенно безучастным ко всей этой процедуре. Он обладает одним из наиболее опытных Настройщиков своего времени и поколения, и тем не менее, его пассивность и отсутствие интереса к явлениям, связанным с присутствием в его разуме этого разностороннего Настройщика, является, по мнению хранителя судьбы, редкой и случайной реакцией. И всё это представляет собой благоприятное согласование влияний, благоприятное как для Настройщика в сфере духовной активности, так и для его человеческого партнера с точки зрения его здоровья, эффективности и спокойствия.
СЕМЬ ПСИХИЧЕСКИХ КРУГОВ
(1209.1) 110:6.1 Совокупность реализации личности в материальном мире заключается в последовательном покорении семи психических кругов смертной потенциальности. Вступление в седьмой круг знаменует собой начало функционирования истинной человеческой личности. Завершение первого круга указывает на относительную зрелость смертного существа. Хотя прохождение семи кругов космического роста не равноценно слиянию с Настройщиком, освоение этих кругов знаменует собой достижение тех ступеней, которые ведут к такому слиянию.
(1209.2) 110:6.2 Настройщик является вашим равноправным партнером в достижении семи кругов – обретении относительной смертной зрелости. Вместе с вами Настройщик восходит от седьмого круга к первому, но он достигает статуса высшего и самодействующего Настройщика совершенно независимо от активного участия смертного разума.
(1209.3) 110:6.3 Психические круги не являются ни чисто интеллектуальными, ни целиком моронтийными. Они имеют отношение к статусу личности, достижениям интеллекта, росту души и восприимчивости к Настройщику. Успешное прохождение этих уровней требует гармоничного функционирования всей личности, а не только одного из ее аспектов. Рост частей не тождественен истинной зрелости целого. В действительности, части растут пропорционально росту всего «я» – всецелого «я»: материального, интеллектуального и духовного.
(1209.4) 110:6.4 Когда развитие интеллекта опережает развитие духа, такое положение делает общение с Настройщиком Сознания столь же трудным, сколь и опасным. Таким же образом непропорциональное развитие духа приводит к фанатичным и искаженным толкованиям духовного руководства, осуществляемого божественным поселенцем. Недостаточные духовные способности чрезвычайно усложняют передачу такому материальному интеллекту духовных истин, находящихся в высшем сверхсознании. Только тому разуму, который абсолютно уравновешен, помещен в чистоплотное тело, отличается устойчивостью нервной энергии и сбалансированными химическими функциями, – то есть при достижении триединого гармоничного развития физических, умственных и духовных способностей, – можно сообщить максимум света и истины, минимально рискуя мирским или реальным благополучием подобного существа. Именно посредством такого сбалансированного роста человек восходит от одного круга планетарного развития к другому, начиная с седьмого и заканчивая первым.
(1209.5) 110:6.5 Настройщик всегда рядом с вами, всегда часть вас, однако ему редко удается говорить с вами напрямую, как одно существо с другим. Круг за кругом ваши интеллектуальные решения, нравственный выбор и духовное развитие повышают способность Настройщика функционировать в вашем разуме. Круг за кругом вы восходите с низших уровней связи с Настройщиком и созвучности разума, позволяя Наставнику всё более успешно, ярко и убедительно изображать свои представления о судьбе развивающемуся сознанию стремящейся к Богу сущности, – разума-души.
(1210.1) 110:6.6 Каждое ваше решение либо мешает, либо помогает деятельности Настройщика; эти же решения определяют и ваш прогресс в кругах, отражающих достижения человека. Истинно, что на восхождение к новому кругу в огромной мере влияет высший характер решения, его связь с кризисом. Тем не менее, число решений, частые и настойчивые повторения также имеют принципиальное значение для доведения таких продвигающих вперед решений до автоматизма.
(1210.2) 110:6.7 Трудно в точности определить семь кругов человеческого прогресса, ибо эти уровни зависят от человека: у каждого индивидуума они являются различными и, очевидно, определяются его способностью к росту. Освоение этих уровней космической эволюции отражается в трех сферах.
(1210.3) 110:6.8 1. Созвучность с Настройщиком. Одухотворяющийся разум приближается к присутствию Настройщика пропорционально достигнутому кругу.
(1210.4) 110:6.9 2. Эволюция души. Появление моронтийной души означает меру и глубину освоения кругов.
(1210.5) 110:6.10 3. Реальность личности. Степень реальности личности прямо определяется преодолением кругов. Люди становятся более реальными по мере восхождения от седьмого круга смертного существования к первому.
(1210.6) 110:6.11 Пересекая эти круги, дитя материальной эволюции превращается в зрелого и потенциально бессмертного человека. На смену призрачной реальности, существующей в зачаточном состоянии у человека, проходящего седьмой круг, приходит более ясное проявление возникающей моронтийной природы обитателя локальной вселенной.
(1210.7) 110:6.12 Хотя и невозможно в точности определить семь уровней, или психических кругов человеческого роста, можно предложить максимальные и минимальные пределы этих стадий достижения зрелости.
(1210.8) 110:6.13 Седьмой круг. Этот уровень достигается тогда, когда люди вырабатывают в себе способность к личному выбору, индивидуальному решению, нравственной ответственности, а также к достижению духовной индивидуальности. Это является свидетельством объединенной функции семи вспомогательных духов разума, направляемых духом мудрости, и признаком того, что смертное создание вошло в сферу влияния Святого Духа, а также – на Урантии – первого действия Духа Истины и вселения Настройщика в смертный разум. Вступление в седьмой круг делает смертное создание настоящим потенциальным обитателем локальной вселенной.
(1210.9) 110:6.14 Третий круг. Труд Настройщика становится намного более эффективным после того, как восходящий смертный достигает третьего круга и получает личного серафического хранителя судьбы. Хотя между Настройщиком и серафическим хранителем нет очевидного взаимодействия, тем не менее, после прикрепления личного серафического сопровождающего наблюдается явное улучшение всех аспектов космических свершений и духовного развития. После достижения третьего круга Настройщик стремится к моронтизации разума в течение оставшейся смертной жизни, прохождению еще не пройденных кругов и достижению заключительной стадии связи божественного с человеческим прежде, чем естественная смерть расторгнет это уникальное партнерство.
(1210.10) 110:6.15 Первый круг. Обычно Настройщик неспособен прямо и непосредственно разговаривать с вами, пока вы не достигнете первого – заключительного – круга постепенных свершений смертного человека. Этот уровень представляет собой высшую реализацию отношений разума с Настройщиком, возможных в человеческом опыте до освобождения эволюционирующей моронтийной души от материальной оболочки. Что касается разума, эмоций и космической проницательности, то достижение первого психического круга является максимально возможным в человеческом опыте сближением материального разума и духовного Настройщика.
(1211.1) 110:6.16 Возможно, более удачным названием для этих кругов эволюции смертных было бы космические уровни – действительные постижения значений и осознания ценностей, сопровождающие постепенное приближение к моронтийному сознанию, – первой связи эволюционной души с формирующимся Высшим Существом. И всё та же связь никогда не позволит до конца объяснить значение космических кругов материальному разуму. Достижение этих уровней имеет только косвенное отношение к богосознанию. Седьмой или шестой круги могут быть кругами почти столь же истинного богопознания – осознания сыновства, – сколь второй или первый, но круги более низкого уровня характеризуются значительно меньшим осознанием эмпирической связи с Высшим Существом, вселенского гражданства. Достижение этих космических кругов станет частью опыта восходящих созданий в обительских мирах, если они не достигнут этого до наступления естественной смерти.
(1211.2) 110:6.17 Благодаря той мотивации, которую дает вера, полное осознание человеком богосыновства является эмпирическим обретением, но действие – исполнение решений – совершенно необходимо для того, чтобы человек мог постепенно осознать всё большее родство с космической действительностью Высшего Существа. Вера превращает потенциальное в актуальное в мире духа, но потенциальное становится актуальным в конечных мирах Высшего только через осознание опыта выбора. Однако сделанный выбор – исполнять волю Бога – соединяет духовную веру с материальными решениями в личностном поступке, обеспечивая, таким образом, божественную и духовную точку опоры для более эффективного действия человеческого и материального рычага, – жажды богопознания. Такое мудрое согласование материальных и духовных сил чрезвычайно расширяет как космическое претворение Высшего, так и моронтийное понимание Райских Божеств.
(1211.3) 110:6.18 Овладение космическими кругами связано с количественным ростом моронтийной души, пониманием высших значений. Однако качественный статус этой бессмертной души целиком зависит от постижения живой верой ценности того факта, что смертный человек является сыном вечного Бога и обладает потенциальной возможностью достижения Рая. Поэтому создание, пребывающее в седьмом круге, отправляется в обительские миры для дальнейшей количественной реализации космического роста точно так же, как и существо, проходящее второй или даже первый круг.
(1211.4) 110:6.19 Существует лишь опосредованная связь между достижением космических кругов и действительным духовным религиозным опытом; такие достижения являются обоюдными и потому взаимообогащающими. Чисто духовное развитие может не иметь большого значения для планетарного материального благополучия, но прохождение очередного круга всегда повышает вероятность успеха и достижений смертного человека.
(1211.5) 110:6.20 При движении от седьмого круга к третьему всё более заметным и объединенным становится действие семи вспомогательных духов разума, призванных устранить зависимость смертного разума от тех реальностей, которые связаны с механизмами материальной жизни, прежде чем приступить к расширенному ознакомлению с моронтийными уровнями опыта. Начиная с третьего уровня, влияние вспомогательных духов постепенно ослабевает.
(1211.6) 110:6.21 Семь кругов охватывают смертный опыт от высшего из чисто животных уровней до низшего, пограничного уровня собственно моронтийного самосознания как личностного опыта. Овладение первым космическим кругом свидетельствует о достижении предморонтийной смертной зрелости и знаменует собой завершение совместного служения вспомогательных духов разума как специфического влияния на действие разума в человеческой личности. За пределами первого круга разум всё больше уподобляется разумности моронтийной стадии эволюции – стадии совместного служения космического разума и сверхвспомогательного дара Созидательного Духа локальной вселенной.
(1212.1) 110:6.22 Три великих дня знаменуют собой индивидуальный путь Настройщика: сначала – прорыв подопечного человека в третий психический круг, что обеспечивает повышение автономности Наставника и расширение его функций (если, конечно, внутренний обитатель ранее не был самодействующим Настройщиком); затем – достижение человеческим партнером первого психического круга, что позволяет человеку и Настройщику общаться друг с другом, по крайней мере, в некоторой степени; и наконец – окончательное и вечное слияние.
ДОСТИЖЕНИЕ БЕССМЕРТИЯ
(1212.2) 110:7.1 Прохождение семи космических кругов не тождественно слиянию с Настройщиком. Многие урантийские смертные прошли свои круги. Однако слияние зависит от других, более великих и более возвышенных духовных обретений, от достижения окончательной и полной созвучности смертной воли с волей Бога в том виде, как она представлена в Настройщике Сознания.
(1212.3) 110:7.2 Когда человек завершает прохождение кругов космического свершения, а также когда принятое смертным окончательное решение позволяет Настройщику закончить объединение человеческой индивидуальности с моронтийной душой в течение эволюционной физической жизни, Настройщик и объединившаяся с ним душа самостоятельно отправляются в обительские миры, и распоряжением Уверсы обеспечивается немедленное слияние Настройщика с моронтийной душой. Такое слияние в течение смертной жизни приводит к мгновенному уничтожению материального тела. Тот, кто оказывается свидетелем подобного зрелища, лишь видит, как возносящийся смертный исчезает «в огненной колеснице».
(1212.4) 110:7.3 Большинство Настройщиков, которые вознесли своих подопечных с Урантии, обладали огромным опытом и многократно вселялись в смертных других сфер. Помните, что Настройщики приобретают ценный опыт внутреннего пребывания на тех планетах, где они предоставляются своим подопечным только на срок их жизни. Из этого не следует, что Настройщики приобретают опыт, необходимый для более сложной деятельности, только в тех смертных подопечных, которым не удается спастись.
(1212.5) 110:7.4 После слияния со смертными, Настройщики разделяют вашу судьбу и опыт; они являются вами. После слияния бессмертной моронтийной души и связанного с нею Настройщика весь опыт и все ценности одного становятся со временем достоянием другого, так что двое действительно превращаются в единую сущность. В некотором смысле, это новое существо, направленное из вечного прошлого в вечное будущее. Всё, что было когда-то человеческим в спасающейся душе, и всё, что является эмпирически божественным в Настройщике, становится теперь действительным достоянием новой и вечно восходящей вселенской личности. Однако на каждом вселенском уровне Настройщик способен наделить новое создание только теми атрибутами, которые отвечают значениям и ценностям этого уровня. Абсолютное единение с божественным Наставником, полное исчерпание возможностей Настройщика может состояться в вечности только после окончательного достижения Всеобщего Отца – Отца духов, вечного источника этих божественных даров.
(1212.6) 110:7.5 Когда эволюционирующая душа и божественный Настройщик сливаются окончательно и навечно, каждая сторона приобретает все доступные эмпирическому познанию качества другой. Эта согласованная личность обладает всей памятью спасения, которая некогда заключалась в смертном разуме и впоследствии находилась в моронтийной душе. Кроме того, потенциальный завершитель приобретает всю эмпирическую память Настройщика, включающую все случаи вселения в смертных на протяжении всего времени. Правда, потребуется вечность будущего, дабы Настройщик смог полностью наделить личностное партнерство теми значениями и ценностями, которые божественный Наставник несет с собой вперед из вечности прошлого.
(1213.1) 110:7.6 Однако в отношении подавляющего большинства урантийцев Настройщик вынужден терпеливо ждать того избавления, которое несет смерть. Он должен ждать освобождения формирующейся души от почти полного господства энергетических структур и химических сил, свойственных вашему материальному типу существования. Главная трудность, с которой вы сталкиваетесь при соприкосновении со своим Настройщиком, заключается именно в присущей вам материальной природе. Редкий смертный является истинным мыслителем; вы не доводите духовное развитие и дисциплину своего разума до того состояния, которое благоприятствует связи с божественным Настройщиком. Человеческий разум почти совершенно глух к духовным призывам, которые представляют собой всеобщие трансляции разнообразных, исполненных любви вселенских посланий, исходящих от Отца милосердия и переводимых Настройщиком. Наставник практически не имеет возможности регистрировать эти воодушевляющие духовные веления в животном разуме, который столь всецело подчинен химическим и электрическим силам, присущим вашей физической природе.
(1213.2) 110:7.7 Настройщики радуются, когда устанавливают связь со смертным разумом; однако им приходится запасаться терпением на долгие годы одиночества, в течение которых им не удается прорваться сквозь сопротивление животной сущности и непосредственно общаться с вами. Чем выше поднимаются Настройщики Сознания по лестнице служения, тем большей становится их эффективность. Но до тех пор, пока вы пребываете во плоти, они никогда не смогут приветствовать вас с тем же глубоким, благожелательным и выразительным чувством, какое вы познаете, когда – разум к разуму – встретитесь с ними в обительских мирах.
(1213.3) 110:7.8 В течение смертной жизни материальное тело и разум отделяют вас от своего Настройщика и препятствуют свободному общению; после смерти и вечного слияния вы и ваш Настройщик становитесь единым целым – вы неразличимы как отдельные существа, и исчезает необходимость в общении в том смысле, в каком его понимаете вы.
(1213.4) 110:7.9 Хотя внутренний голос Настройщика никогда не умолкает, большинство из вас редко слышит его в течение своей жизни. Люди, находящиеся ниже третьего и второго кругов достижения, редко слышат непосредственный голос Настройщика, за исключением моментов высочайшего желания, в критической ситуации, а также в результате принятия высшего решения.
(1213.5) 110:7.10 При установлении и прекращении связи между смертным разумом, принадлежащим члену резервного корпуса судьбы, и планетарными наблюдателями внутренний Настройщик иногда оказывается в таких условиях, когда у него появляется возможность передать сообщение смертному партнеру. Недавно одно из таких сообщений было передано на Урантии самодействующим Настройщиком своему человеческому товарищу, члену резервного корпуса судьбы. Это послание предварялось следующими словами: «А теперь, не нанося вреда и не подвергая опасности предмет моей пристальной заботы, а также не пытаясь привести его в чересчур подавленное или обескураженное состояние, передайте ему от моего имени это воззвание». Далее следовало прекрасное по своей трогательности и обаянию наставление. Среди прочего, Настройщик призывал, «чтобы он более преданно и чистосердечно сотрудничал со мной, более радостно принимал определенные мною задачи, с большей преданностью выполнял составленную мною программу, более терпеливо проходил через отобранные мною испытания, более настойчиво и радостно шел по избранному мною пути, более скромно относился к признанию, которое может прийти в результате моих нескончаемых усилий. Таким передайте мое наставление человеку, в котором я пребываю. Ему посвятил я высшую преданность и любовь божественного духа. Кроме того, скажите моему возлюбленному подопечному, что я буду действовать с мудростью и могуществом до самого конца, до завершения последней земной битвы. Я сохраню верность вверенной мне личности. И я призываю ее сохраниться, не разочаровывать меня, не лишать меня награды за настойчивую и упорную борьбу. От человеческой воли зависит достижение нами личности. Круг за кругом, я терпеливо возвышал этот человеческий разум, и у меня есть свидетельство того, что глава нашей категории одобряет мои действия. Круг за кругом, я приближаюсь к судному дню. Я жду оглашения судьбы с удовольствием и без опасений; я готов полностью довериться суду От Века Древних».
(1214.1) 110:7.11 [Представлено Одиночным Посланником Орвонтона.]
ДОКУМЕНТ 111
НАСТРОЙЩИК И ДУША
(1215.1) 111:0.1 Присутствие божественного Настройщика в разуме человека навсегда лишает науку или философию возможности достигнуть удовлетворительного понимания эволюционирующей человеческой души. Моронтийная душа – дитя вселенной; по-настоящему она познается только через космическую интуицию и духовное открытие.
(1215.2) 111:0.2 Представление о душе и внутреннем духе не является новым для Урантии; оно часто появлялось в различных планетарных вероучениях. Многие восточные и некоторые западные религии постигли истину о том, что люди совмещают божественное наследие и человеческую наследственность. Ощущение внутреннего присутствия Божества, в дополнение к его внешней вездесущности, с давних пор являлось частью многих урантийских религий. Издавна человек верил в то, что в нем развивается некоторая жизненно важная сущность, которой суждено пережить скоротечное бренное существование.
(1215.3) 111:0.3 Прежде чем человек понял, что его эволюционирующая душа является порождением божественного духа, он считал, что она находится в различных частях тела – в глазу, в печени, в почках, в сердце и, позднее, в мозгу. Дикарь связывал с душой кровь, дыхание, тень и собственное отражение в воде.
(1215.4) 111:0.4 В концепции атмана индусские учители действительно приблизились к осознанию природы и присутствия Настройщика, однако они не увидели, что, наряду с Наставником, человек обладает развивающейся и потенциально бессмертной душой. В свою очередь, китайцы различали два аспекта человека: ян и инь, душу и дух. Египтяне и многие африканские племена также верили в два начала – ка и ба; предсущим обычно считался дух, но не душа.
(1215.5) 111:0.5 Обитатели долины Нила верили в то, что каждому покровительствуемому индивидууму при рождении, или вскоре после того, посвящается охраняющий дух, которого они называли ка. Они учили, что этот дух-хранитель остается вместе со своим смертным подопечным в течение всей его жизни и переходит прежде него в будущее состояние. На стенах храма в Луксоре изображено рождение Аменхотепа III: маленький принц сидит на ладони у бога Нила, а подле него находится другое дитя, как две капли воды похожее на него и являющееся символом той сущности, которую египтяне называли ка. Эта скульптура была закончена в пятнадцатом веке до Христа.
(1215.6) 111:0.6 Ка считался верховным духовным гением, который стремится наставить связанную с ним смертную душу на лучший путь бренного существования, но в особенности – повлиять на судьбу подопечного человека в загробном мире. Когда египтянин этого периода умирал, считалось, что на противоположном берегу Великой Реки его ждет ка. Поначалу полагали, что ка могут быть только у царей, однако вскоре уже считалось, что они есть у всех праведных людей. Один из египетских правителей, говоря о ка в своем сердце, сказал: «Я прислушивался к его речам; я боялся нарушить его наставления. Благодаря ему я многого добился; мой успех объясняется тем, что он побуждал меня делать; я отличился благодаря его водительству». Многие верили в то, что ка является «оракулом, посланным Богом и пребывающим во всяком человеке». Многие верили, что им предстоит «провести вечность с радостью в сердце и благословением пребывающего в человеке Бога».
(1216.1) 111:0.7 У каждой расы эволюционирующих урантийских смертных есть слово, соответствующее понятию души. Многие примитивные народы считали, что душа смотрит на мир глазами человека; поэтому они столь панически боялись злоключений, которые может навлечь дурной глаз. В течение долгого времени они верили, что «дух человеческий есть светильник Божий». В Ригведе сказано: «Мой разум говорит с моим сердцем».
РАЗУМ КАК АРЕНА ВЫБОРА
(1216.2) 111:1.1 Хотя труд Настройщиков духовен по своей природе, им приходится строить всю свою деятельность на интеллектуальном фундаменте. Разум является человеческой почвой, на которой духовный Наставник должен вырастить моронтийную душу в сотрудничестве с подопечной личностью.
(1216.3) 111:1.2 Существует космическое единство нескольких интеллектуальных уровней вселенной вселенных. Подобно тому, как туманности рождаются из космических энергий вселенского пространства, интеллектуальные «я» берут свое начало в космическом разуме. С согласия смертного разума, на человеческом (следовательно, личностном) уровне интеллектуальных «я» потенциальная возможность духовной эволюции приобретает господствующий характер, что происходит благодаря духовным способностям человеческой личности и созидательному присутствию в таких человеческих «я» сущностного центра, имеющего абсолютную ценность. Однако такое духовное господство над материальным разумом зависит от двух видов опыта: этот разум должен был уже пройти стадию служения семи вспомогательных духов, и материальное (личностное) «я» должно избрать сотрудничество с внутренним Настройщиком в создании и укреплении моронтийного «я» – эволюционной и потенциально бессмертной души.
(1216.4) 111:1.3 Материальный разум является той ареной, на которой человеческая личность живет, сознает себя, принимает решения, приходит к Богу или оставляет его, увековечивает или уничтожает себя.
(1216.5) 111:1.4 Материальная эволюция дала вам жизненный механизм – ваше тело; сам Отец наделил вас самой чистой из существующих во вселенной духовных реальностей – вашим Настройщиком Сознания. Однако в ваше распоряжение дан разум, подчиненный вашим решениям, и именно посредством разума вы живете или умираете. Именно в этом разуме и этим разумом вы принимаете те нравственные решения, которые позволяют вам уподобиться Настройщику, – а значит, Богу.
(1216.6) 111:1.5 Смертный разум представляет собой временную интеллектуальную систему, предоставленную человеку в пользование на срок материальной жизни; используя этот разум, люди либо принимают, либо отвергают возможность вечного существования. Разум – это практически единственная находящаяся в вашем распоряжении и подчиненная вашей воле часть вселенской реальности, и душа – ваше моронтийное «я» – в точности отображает плоды временных решений, принимаемых смертным «я». Внизу человеческое сознание мягко опирается на электрохимический механизм, а вверху оно едва уловимо соприкасается с системой духовно-моронтийной энергии. В течение своей смертной жизни человек никогда полностью не осознаёт ни одну, ни другую систему; поэтому он должен действовать в своем разуме, который он осознаёт. Продолжение жизни обеспечивается не столько тем, что разум понимает, сколько тем, что он стремится понять; духовная индивидуальность определяется не столько тем, что разум представляет собой, сколько тем, чем он стремится стать. Восхождение во вселенной зависит не столько от богосознания, сколько от страстного стремления к Богу. Важно не столько то, чем вы являетесь сегодня, сколько то, чем вы становитесь день ото дня и в вечности.
(1217.1) 111:1.6 Разум является космическим инструментом, из которого человеческая воля может извлечь диссонансные аккорды разрушения, – и та же самая человеческая воля способна исполнить изысканные мелодии отождествления с Богом и последующего вечного бытия. В конечном счете, посвященный человеку Настройщик невосприимчив к злу и неспособен к греховности, однако смертный разум действительно можно извратить, исказить, сделать порочным и безобразным в результате греховных козней извращенной и своекорыстной человеческой воли. Аналогичным образом, этот же разум можно сделать благородным, прекрасным, истинным и добродетельным – действительно великим – в согласии с просветленной духом волей богопознавшего человека.
(1217.2) 111:1.7 Эволюционный разум полностью устойчив и надежен только тогда, когда проявляет себя в двух крайних формах космической интеллектуальности – целиком механической или полностью духовной. Между интеллектуальными крайностями чисто механического управления и истинно духовной сущностью лежит та обширная группа эволюционирующих и восходящих разумов, чья устойчивость и покой зависят от выбора личности и отождествления с духом.
(1217.3) 111:1.8 Однако человек не подчиняется Настройщику пассивно и с рабской покорностью. Скорее, он принимает активное позитивное и проникнутое духом сотрудничества решение: следовать указаниям Настройщика в тех случаях, когда такие указания осознанно отличаются от желаний и побуждений естественного природного разума, и в той мере, в какой способен на это человек. Настройщики воздействуют на разум, но они никогда не подчиняют себе разум против его воли; для Настройщиков человеческий разум является высшей инстанцией. Таково отношение и уважение Настройщиков к разуму в их стремлении к достижению духовных целей – настройке сознания и преобразованию характера на почти безграничном поле деятельности эволюционирующего человеческого интеллекта.
(1217.4) 111:1.9 Разум – это ваш корабль, Настройщик – ваш лоцман, человеческая воля – капитан. Хозяин смертного судна должен быть достаточно мудрым для того, чтобы доверить божественному лоцману проведение восходящей души в моронтийные гавани вечной жизни. Только эгоизм, леность и греховность человеческой воли способны отвергнуть указания такого любящего лоцмана и в результате привести к крушению смертной жизни на предательской мели отвергнутого милосердия и рифах греховности. С вашего согласия этот верный лоцман надежно проведет вас через преграды времени и ограничения пространства к самому источнику божественного разума и далее, вплоть до Райского Отца Настройщиков.
СУЩНОСТЬ ДУШИ
(1217.5) 111:2.1 Во всех относящихся к разуму функциях космического интеллекта целостность разума преобладает над отдельными интеллектуальными функциями. В своей сущности, разум является функциональным единством. Именно поэтому разум неизменно демонстрирует это основополагающее единство, даже тогда, когда ему мешают, препятствуют неразумные действия и решения введенного в заблуждение «я». И это единство разума постоянно стремится к согласованию с духом на всех уровнях связи с теми «я», которые обладают величием воли и прерогативами восхождения.
(1217.6) 111:2.2 Материальный разум смертного человека – это космический ткацкий станок, создающий моронтийную ткань, на которую внутренний Настройщик Сознания наносит духовные узоры вселенского характера, вечных ценностей и божественных значений, – сохраняющуюся душу, которой уготована предельная участь и нескончаемый путь потенциального завершителя.
(1218.1) 111:2.3 Человеческая личность отождествляется с разумом и духом, которые удерживаются в функциональной взаимосвязи жизнью материального тела. В результате этой функциональной взаимосвязи разума и духа возникает не просто комбинация из качеств или атрибутов разума и духа, а совершенно новая, оригинальная и уникальная вселенская ценность, обладающая потенциально вечным существованием, – душа.
(1218.2) 111:2.4 Существует три, а не два фактора в эволюционном сотворении бессмертной души – три предпосылки появления моронтийной человеческой души:
(1218.3) 111:2.5 1. Человеческий разум и все космические влияния, предшествующие ему и воздействующие на него.
(1218.4) 111:2.6 2. Божественный дух, пребывающий в этом человеческом разуме, и все потенциалы, заключенные в такой частице абсолютной духовности, равно как и все привходящие духовные влияния и факторы человеческой жизни.
(1218.5) 111:2.7 3. Взаимосвязь материального разума и божественного духа, которая заключает в себе ценность и значение, не встречаемые ни в одном из составных факторов такой связи. Реальность этого уникального взаимоотношения является не материальной или духовной, а моронтийной. Это и есть душа.
(1218.6) 111:2.8 Промежуточные создания издавна называют эту эволюционирующую душу промежуточным разумом, противопоставляя его низшему, или материальному, разуму и высшему, или космическому, разуму. Этот промежуточный разум действительно является моронтийным феноменом, ибо он существует в области между материальным и духовным. Потенци<