Как распознавать и изгонять бесов
Цель этой части — предложить практические советы для распознания и изгнания бесов. Я не намеривался представить полное и исчерпывающее поэтапное руководство; это также не свод правил. Я не верю, что можно установить набор правил и предписаний, которые будут ответом на все нужды.
В противоположность этому, в освобождении от бесов нам нужно следовать образцу, данному Иисусом, а Он сказал, что изгоняет бесов «Духом Божиим» (Матф.12:28). Иисус зависел от Святого Духа в распознании, водительстве и силе. Мы можем быть эффективными, только если мы полностью зависим от того же Святого Духа.
После более пятидесяти лет служения я все еще время от времени обнаруживаю, что попадаю в ситуации, в которых я никогда до этого не был. Моя единственная защита в том, что я постоянно осознаю свою зависимость от Святого Духа. Но, благодарение Богу, на Него всегда можно положиться!
Материал этой части взят из двух основных источников: во-первых, из моего изучения примеров и образов, данных Писанием; и, во-вторых, из моего личного опыта в работе с демонизированными людьми.
В трех первых частях я анализировал основные пути, которыми бесы могут повредить нам и осуществлять свое влияние на нас. В конце 18-й, 19-й и 20-й глав вы найдете личные свидетельства христиан, имевших проблемы с бесами. Если вы последовательно пройдете через все эти главы, то подойдете к моменту, когда сможете определить демоническую активность в своей собственной жизни или в жизни других людей, о которых вы заботитесь. Определив это, вы будете готовы и снаряжены для принятия соответствующих мер.
Наконец, слово предупреждения. Ничто, сказанное в этой части, не должно рассматриваться так, как будто в нашей жизни нет места для получения помощи от медицины. Со своей стороны я глубоко признателен за умение и посвящение многих врачей, медсестер и других людей, которые заботились обо мне. Без их помощи я, возможно, не был бы жив сегодня и не написал бы этой книги!
Виды характерной активности бесов
Злые духи, или бесы, как я понимаю, являются нижайшим эшелоном «духов злобы поднебесной» (Еф.6:12), которых сатана направляет против человечества. У них три основные цели, поставленные им сатаной: первая, мучить нас и причинять страдания; вторая, удерживать нас от познания Христа как Спасителя; третья, удерживать нас от эффективного служения Христу.
В достижении этих целей бесы обычно невидимы. Их невозможно различить человеческим глазом. Тем не менее, мы можем обнаружить их присутствие и деятельность таким же образом, как мы обнаруживаем присутствие ветра. Очевидно, это самое подходящее сравнение, потому что и на иврите, и на греческом слово «дух» также означает и «ветер». Мы никогда не видим ветра, но мы видим эффект, который он производит: клубами несущаяся по улице пыль; облака, бегущие по небу; деревья, наклоняющиеся в одну сторону; дождь, двигающийся в поле нашего зрения. Все эти признаки указывают нам на присутствие и действие ветра.
Так же и с бесами. Обычно мы не можем их видеть, но мы распознаем их присутствие благодаря определенным видам присущей им активности. Ниже приведены некоторые из наиболее типичных видов их деятельности:
- бесы соблазняют;
- бесы беспокоят;
- бесы мучают;
- бесы принуждают;
- бесы порабощают;
- бесы являются причиной пагубных привычек;
- бесы оскверняют;
- бесы обманывают;
- бесы атакуют физическое тело.
Давайте рассмотрим каждый из них.
Бесы соблазняют
Бесы убеждают людей делать зло. Каждый из нас переживает это иногда. Соблазн часто приходит словесно. Вы поднимаете на улице потерянный кем-то кошелек с деньгами. Затем кто-то шепчет вам: «Возьми его! Никто никогда не узнает. Другие поступили бы точно так же. Если бы это произошло с кем-то другим, то он взял бы твои деньги».
Все, имеющее голос, являются личностью, и этот голос принадлежит бесу, соблазняющему вас. Если вы пойдете у беса на поводу, сатана начнет ломать вашу защиту. У вас больше не будет чистой совести. И вы будете осознавать, что вы виноваты. Это приготовит путь для следующего нападения сатаны.
Бесы беспокоят
Бесы изучают вас, следя за каждым вашим движением, наблюдая за слабыми моментами, обнаруживая ваши слабые сферы. Затем они подстраивают ситуации, открывающие путь, по которому они смогут проскользнуть вовнутрь.
Возьмите, например, бизнесмена, который отработал ужасный день в офисе. Все было наперекос: он споткнулся на лестнице, секретарша пролила на него кофе, сломался кондиционер, и нервный посетитель угрожал ему судом. Затем, по пути домой, он попал в автомобильную пробку и застрял там на час. Когда он, наконец, достиг дома, оказалось, что ужин не готов, а дети бегают и кричат. В этот момент его терпение лопается, он теряет контроль и начинает орать на всю свою семью.
Обычно он добрый и нежный человек, поэтому его жена и дети шокированы. И как только он извиняется, они сразу же прощают его. Его вспышка может быть просто потерей самоконтроля. Но бес гнева следил за ним, и теперь он ждет похожей ситуации. Когда этот человек потеряет самоконтроль опять, бес использует этот незащищенный момент и проскользнет вовнутрь.
Вскоре его жена заметит в нем перемены. Его любовь к семье не изменилась, но появились моменты, когда что-то начинает обладать им. Его глаза странно блестят. Когда бес гнева получает контроль, он издевается над всей семьей, обижая тех, кого любит больше всего. Позже ему стыдно и он раскаивается. Он говорит: «Я не знаю, что заставило меня так поступать».
Это всего лишь один из многих примеров, как бесы беспокоят человека, пока они не смогут найти момент слабости, через который они смогут получить доступ.
Бесы мучают
Иисус рассказал притчу о слуге, хозяин которого простил ему долг в несколько миллионов долларов, но этот же слуга отказался простить своему товарищу долг всего в несколько долларов. Притча продолжается судом над слугой, который не хотел прощать: «И разгневавшись государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Матф.18:34). В следующем стихе Иисус обращается в этой притче ко всем христианам: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
Как я верю, истязатели — это бесы. Тысячи христиан оказываются в руках истязателей (бесов) по одной простой причине: непрощение. Они претендовали на Божье прощение за свои неисчислимые грехи и все же отказались простить другого человека за какой-то проступок, реальный или надуманный.
После того как Иисус учил своих учеников молиться, эту молитву мы все знаем как «Отче наш», Он сделал одно добавление:
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Матфея 6:14-15
Существует множество различных мучений, которым мы можем подвергаться. Например, физическое мучение. Один из ярких примеров — это артрит: скручивающий, мучительный, калечащий, связывающий. Я не утверждаю, что причиной всякого артрита являются бесы. И все же невероятно, как часто артрит совершенно очевидно имеет отношение к внутреннему негодованию, непрощению и горечи. (В 20-й главе я приведу замечательный пример освобождения от артрита.)
Следующим по очереди идет душевное мучение. Одна из часто встречающихся форм — это страх сумасшествия. Я был удивлен, как много христиан мучаются от этого. Очень часто им стыдно кому-либо признаться в этом.
Так же, как и соблазн делать зло, эта демоническая атака может принять словесную форму: «Твоя тетя только что попала в психбольницу, и у твоего соседа произошел нервный срыв. И ты будешь следующим!» Обычно этот страх является работой бесов-обвинителей, которые постоянно бомбардируют разум человека.
Другая форма духовного мучения — это внутреннее осуждение, которое можно выразить словами: «Ты совершил непростительный грех». Когда человек говорит мне, что его постоянно преследует подобная мысль, я всегда отвечаю: «Это ничто иное, как клевета духа-обманщика. Если бы вы действительно совершили непростительный грех, то ваше сердце так бы огрубело, что вас бы это не волновало. Тот факт, что вы беспокоитесь об этом, говорит о том, что вы его не совершали».
Бесы принуждают
Никакое другое слово не характеризует демоническую активность так точно, как слово «принудительный». За многими принуждениями стоят бесы. Рассмотрим, например, принуждение курить и принудительное употребление алкоголя или наркотиков. Хорошо известно, что их употребление производит химическую реакцию в мозгу. Таким образом, открывается место слабости в очень чувствительной сфере, через которую бесы легко входят.
Принудительное переедание также может быть демоническим. Но любовь покушать является «уважительной слабостью». Вы не встретите много алкоголиков в современной церкви, но зато вы увидите множество обжор! Такое переедание обычно начинается с потери самоконтроля. Затем в один день обжорство проскальзывает внутрь. Очень часто христиане не желают признавать, что они переедают по принуждению. Но признание греха является первым необходимым шагом для освобождения.
Однажды, в конце служения освобождения, ко мне подошла женщина и призналась, что в ней живет бес обжорства. Когда она получила освобождение, ее вырвало на пол. Она была очень смущена, конечно, и все беспокоились о ковровом покрытии. Позже я спросил себя: «Что более важно? Иметь чистое ковровое покрытие и нечистую женщину или грязное ковровое покрытие и чистую женщину?»
Существует множество других форм принуждения. Например, постоянное многословие по принуждению. «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен» (Прит. 10:19). Многословие всегда заканчивается каким-нибудь грехом. И опять же, апостол Иаков сказал, что если кто-то «не обуздывает своего языка... у того пустое благочестие» (Иак.1:26). Если вы не контролируете свой язык, то вы можете открыть дорогу бесу. Два беса, поджидающие такой возможности, — это сплетни и критика. Их дом — в религиозных кругах!
Нам всем нужно остановиться и проверить себя: то, что я делаю, не по принуждению ли это? Мы можем так сжиться с нашими привычками, что с трудом осознаем их, и все же они могут иметь демоническое начало. После одного служения освобождения я получил письмо от женщины: «Впервые за 25 лет я уже неделю не грызу ногти!»
Бесы порабощают
Давайте возьмем пример из такой сферы нашей жизни, о которой только некоторые в церкви имеют дерзновение говорить: секс. Предположим, что вы совершили сексуальный грех. Вы раскаялись и исполнили все Божьи требования для получения прощения. Вы знаете, что вы не только прощены, но и оправданы, как будто бы никогда и не согрешали (Рим.8:30). Но вы все еще имеете сильное желание совершить тот же грех, даже если вы ненавидите это. Вы уверены в том, что прощены, но вы не свободны. Вы в рабстве.
Один часто встречающийся пример — это мастурбация. Некоторые психологи утверждают, что мастурбация — это нормальное и здоровое явление. Я не буду сейчас спорить об этом. Я просто знаю, что тысячи людей, мужчины и женщины, занимающиеся мастурбацией, затем ненавидят себя за то, что делают это. Они в рабстве.
В 5-й главе я говорил о Роджере, которому Лидия и я не смогли помочь. Годы спустя, служа в освобождении в различных частях мира, я часто слышал от людей, мужчин и женщин, то же самое, что говорил он: «Я чувствую это в своих пальцах. Я чувствую покалывание и зуд. Они начинают коченеть!»
Как я благодарен Господу, что получил ответ! Теперь я говорю людям на своих учениях: «Вы можете быть освобождены от мастурбации. Только определитесь. Противостаньте этому во имя Иисуса. Стряхивайте это со своих пальцев до тех пор, пока вы не почувствуете свободу».
За все эти годы я видел сотни людей, получивших освобождение таким образом от мучившего их беса мастурбации.
Позвольте мне добавить, что брак не обязательно исключает проблему с мастурбацией, как мы видели в свидетельстве из 14-й главы. Если один из партнеров все еще имеет беса мастурбации, то бес будет искать для себя физического удовлетворения, которое не будет приятно обоим партнерам. Это одна из причин, почему сексуальные взаимоотношения в некоторых браках не приносят физического удовлетворения, которого ожидает каждый партнер.