Могут ли христиане нуждаться в освобождении от бесов?

Этот вопрос мне задавали намного чаще всех остальных. Зачастую он задается недоверчивым тоном, подразумевая, что ответ ясен: «нет!».

Одно время официальное издание одной большой деноминации классифицировало Дона Бэшэма и меня как еретиков, потому что мы изгоняли бесов из христиан. «Что нам делать? — спросил я Дона. —Пусть их бесы остаются в них?» Обвинение против нас основывалось, конечно, на предположении, что христиане никогда не могут иметь бесов, которых надо изгонять. (Позже это обвинение было, очевидно, забыто, так как церкви, принадлежащие этой деноминации, неоднократно приглашали меня служить им в освобождении.)

Более чем за тридцать лет я ни разу не слышал подтвержденного Писанием доказательства доктринальной позиции, что христиане не могут нуждаться в освобождении от бесов. Те, кто верит в это, как я сказал в 5-й главе, считают это таким неоспоримым фактом, что он не нуждается в подтверждении Писанием. Но применение такой позиции в жизни может обернуться, как бы выразиться помягче, проблемой.

Молодой христианин сказал мне, что брат Джоунс, хорошо известный евангелист, молился за него, и он получил освобождение от беса никотина.

«Я думал, что брат Джоунс не верит, что христианин может иметь беса», — ответил я.

«Вы правы, — ответил молодой христианин, — но когда брат Джоунс молился за меня, он не знал, что я уже был христианином».

Этот случай навел меня на размышления.

«В таком случае, — сказал я себе, — кажется, неверующие имеют «незаслуженное» преимущество перед христианами, так как они могут просить об освобождении от бесов. Но как только они становятся христианами, то они больше не имеют на это права!»

Термин «христианин» для разных людей имеет различный смысл. И прежде чем пойти дальше, мне нужно разъяснить, как я трактую это слово. Я основываюсь на Иоанна 1:11-13:

(Иисус) Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

Под словом христианин я подразумеваю того, кто покаялся в своих грехах и через веру принял Иисуса своим Спасителем и Господом. В результате этот человек был рожден от Бога, что значит «рожден свыше» (см. Иоан.3:5-8).

Можно и по-другому охарактеризовать христианина — это тот, кто исполнил условия для спасения, установленные Иисусом в Марка 16:15-16:

...идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

Такой человек услышал и уверовал в Евангелие, принял крещение, и поэтому спасен. Может ли такой человек впоследствии нуждаться в освобождении от бесов?

Это зависит частично от того, как человек был приведен ко спасению или к рождению свыше. В служении Филиппа в Самарии люди получили очевидное освобождение от бесов, и после этого уверовали и были крещены в воде (Деян.8:5-13). Было бы резонным предположить, что большинство из них не нуждались в дальнейшем освобождении.

И все же даже здесь есть одно достойное внимания исключение. Симон, бывший колдуном, был среди тех, кто верил и был крещен. Позже, когда он предложил Петру деньги за получение силы для передачи Святого Духа людям, Петр сказал ему: «...серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право пред Богом...» (Деян.8:20-21). Было бы опрометчиво думать, что Симон больше не нуждался в освобождении от бесов после его уверования и крещения.

Предположим, что Филипп следовал бы другому принципу евангелизации, тому, который мы используем в наши дни. Предположим, что он проповедовал бы Евангелие самарянам, и затем, без всякого освобождения от бесов, пригласил их выйти вперед для покаяния, они произнесли бы молитву, подписали карточку принадлежности к этому собранию или получили наставление от душепопечителя. Что было бы в результате? Они были бы спасены или рождены свыше, но, возможно, все еще нуждались бы в освобождении от бесов, которые были в них прежде, чем они стали христианами.

Я хочу подчеркнуть, что не критикую такого рода евангелизацию. Я сам действовал точно таким же образом. Я просто указываю на то, что это не обязательно производит результат, который сопровождал служение Филиппа в Самарии. В этом случае остается возможность того, что люди, откликнувшиеся на призыв, все еще могут иметь бесов, которых нужно изгнать. Это не говорит о том, что они не христиане. Это значит, что некоторые из них все еще нуждаются в освобождении.

Наши рекомендации