Семь часто задаваемых вопросов

Тема о бесах, как я упомянул во введении к этой книге, часто окружалась суеверным страхом. Христиане часто думают так: «Если я оставлю бесов в покое, то и они оставят меня в покое». К сожалению, это не так. Бесы не оставят вас в покое. Тот факт, что вы христианин, сам по себе не охраняет вас. Более того, христиане являются главной целью бесовских атак.

Самое лучшее средство защиты — это понять, что Писание говорит о природе и образе действий бесов. Только тогда вы будете способны обеспечить себе Божью защиту, которая дана нам через веру во Христа.

Я обнаружил несколько определенных вопросов, которые люди часто задают относительно демонической сферы. В этом разделе мы рассмотрим семь таких вопросов:

1. Кто такие бесы?

2. Плоть или бесы?

3. Как бесы входят?

4. Что такое оккультизм?

5. Действует ли колдовство и сегодня?

6. Нуждаются ли христиане в освобождении от бесов?

7. Будет ли Святой Дух обитать в нечистом сосуде?

На каждый из этих вопросов я отвечу, основываясь на Писании и на своих личных наблюдениях и опыте многих лет. Это поможет прояснить множество недопониманий и подготовит вас для восприятия 4-й части, в которой мы поговорим о том, как изгонять бесов. В конце 14-й, 16-й и 17-й глав вы ознакомитесь с личными свидетельствами христиан, которые делятся своим опытом столкновений с бесами.

Кто такие бесы?

Когда люди осознают реальность существования бесов, то у них, естественно, возникает два вопроса: что это за творения? И каково их происхождение?

Что это за творения?

Я бы описал бесов, как бестелесных духовных существ, имеющих страстное желание оккупировать физическое тело. По-видимому, они предпочитают человеческое тело; но чтобы не существовать в бестелесном состоянии, они охотно занимают даже тела животных (Лук.8:32-33).

Для нас тяжело принять мысль о существовании личности без тела. Но, несмотря на то, что бесы не имеют тела, они имеют все основные отличительные признаки личности:

1. Воля.

2. Эмоции.

3. Интеллект.

4. Самосознание.

5. Способность говорить.

1. Воля

Бес, вышедший из человека, сказал: «...возвращусь в дом мой, откуда я вышел...» (Матф.12:44). Мы видим, что бес применяет свою волю для принятия решения и затем приводит это решение в исполнение последующими действиями.

2. Эмоции

«Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19). Трепет — это внешнее проявление сильных эмоций. Как я сказал, временами я видел демонизированных людей, которые, будучи поставлены перед фактом власти Христа, начинали очень сильно дрожать. Это может быть внешним проявлением страха, испытываемого бесами внутри.

3. Интеллект

Бесы имеют знания, не происходящие из естественных источников. Когда Иисус впервые столкнулся с демонизированным человеком в синагоге в Капернауме, бес проговорил из человека и сказал: «...знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Мар.1:24). Это произошло за год до того, как ученики Самого Иисуса начали понимать то, что бес распознал немедленно.

4. Самосознание

Когда Иисус спросил гадаринского одержимого его имя, то бес ответил за себя и за остальных бесов: «...легион имя мне, потому что нас много» (Мар.5:9). Бес осознавал личностью и себя, и других бесов, захвативших этого человека.

5. Способность говорить

В Евангелиях и в книге Деяния мы видим несколько примеров способности бесов говорить через речевые органы оккупированной личности. Они могли отвечать на вопросы и вести диалог. Обычно мы рассматриваем способность говорить, как отличительную черту личности.

Теперь перейдем ко второму вопросу.

Каково их происхождение?

Я слышал о двух основных теориях относительно происхождения бесов.

1. Они являются падшими ангелами, присоединившимися к сатане в бунте против Бога.

2. Они являются бестелесными духами расы, существовавшей до Адама, погибшей от суда Божия, не открытого детально в Писании.

Я не вижу в Библии достаточных доказательств того, чтобы мы могли с уверенностью утверждать верность той или иной теории. Я должен сказать, что на основании моего опыта мне тяжело поверить, что бесы являются падшими ангелами. Для меня кажется ясным, что даже падшие ангелы все еще содержатся где-то в месте своего обитания в поднебесье (Еф.6:12), но не на «третьем небе», где обитает Бог (2Кор.12:2-4). Это не соответствует Писанию — представлять ангелов постоянно действующими на земном уровне.

Бесы, с другой стороны, являются творениями, привязанными к земле.

Бесы, при моих встречах с ними, проявляют широкий спектр характерных черт. Некоторые из них жестоки, свирепы, имеют сверхъестественную силу. Другие слабы, трусливы и даже смешны — это характеристики, которые не соответствуют ангелам, даже падшим.

Позвольте мне проиллюстрировать вам это простым примером. Женщина попросила меня изгнать бесов из ее мужа. Когда я начал молиться с ним, он начал проявлять признаки свирепости. В этот момент его жена отвела меня в сторону и сказала: «Дома он бросает в меня стулья».

«Что же она не сказала мне этого до того, как я начал за него молиться?» — подумал я, решив никогда больше не вовлекаться в такую ситуацию!

По мере моей молитвы за этого мужчину, мне показалось, что последний бес проговорил из него: «Я нечист».

Не желая задавать вопросов и смущать мужчину перед его женой, я просто сказал: «Ты, бес нечистых мыслей, выходи из этого человека!» Я рассчитывал, что неопределенная фраза «нечистые мысли» не будет слишком смущающей.

Тем не менее бес ответил: «Это не мое имя».

«Твое это имя или нет, меня это не волнует, — сказал я, — я приказываю тебе выходить, во имя Иисуса!»

В конце концов, бес оставил этого мужчину, все же протестуя до конца: «Это не мое имя!»

Я считаю, что ни один ангел, даже падший, не будет вести себя подобным образом.

Классическая греческая литература проливает некоторый свет на природу бесов. Философ Сократ, например, признавал, что в нем был даймонион, оказывающий влияние на некоторые его действия. Этот даймонион никогда не говорил ему позитивным образом о том, что он должен был делать, но давал негативные предупреждения о том, чего не следовало делать. Однажды, например, несколько человек поджидали Сократа на рынке, планируя убить его. И даймонион предупредил его не идти в тот день на рынок.

В современной терминологии, возможно, мы классифицировали бы это как работу духа предсказания. Однако это было бы из ряда вон выходящим для греческого мышления — предположить, что Сократ был управляем и направляем падшим ангелом.

Тяжело поверить, что какой-либо ангел мог иметь сильное желание, что является характеристикой бесов, завладеть человеческим телом или, если не представлялось такой возможности, телом животного, например, таким как свинья. Несомненно, для ангела это было бы местом заключения, но не местом, где такое существо могло бы выразить себя.

Истинно, что с особой целью, подталкивая Адама и Еву к бунту, сатана на некоторое время предстал перед ними в виде змея. Но последующие места Писания ясно показывают, что он не оставался далее в теле змея.

Опять же, в Евангелии от Луки 22:3 автор отметил: «Вошел же сатана в Иуду...» Но это не обязательно указывает на то, что сам сатана вошел в Иуду, как личность.

Ранее автор описывает, как Иисус исцелил женщину с согнутой спиной, изгнав из нее «духа немощи» (Лук.13:11). Поясняя это, Иисус назвал женщину «дочерью Авраама, которую связал сатана... восемнадцать лет» (ст. 16). «Дух немощи» стал причиной физического состояния женщины. Но так как этот дух управлялся и контролировался сатаной, то его действия приписывались самому сатане. Иисус сказал, что сатана «связал» ее.

Подобно этому, в момент предательства Иисуса Иудой сатана мог действовать через какого-нибудь беса, который смог войти в Иуду. (Это мог быть бес алчности, так как Иуда, очевидно, был мотивирован любовью к деньгам). В противоположность этому, если бы сатана вошел в Иуду как личность, то это было бы подобно искушению Адама и Евы. Его появление перед ними в виде змея было особенным действием, которое продолжалось короткий промежуток времени.

Фактически же, до настоящего времени штаб-квартира сатаны и его настоящая резиденция все еще находится «в поднебесье».

Из поднебесья или на земле?

Во 2-й главе я указал, что греческое слово бес (даймонион) произошло от первичного слова даймон. Тогда что же такое даймон?

Греческая мифология, как кривое зеркало, отображает два основных уровня «богов», обитающих в «поднебесье». Высочайший назывался теос (во множественном числе — теои). Нижайший уровень назывался даймон.

Функция, которую выполняли даймоны, — это привести в исполнение назначенную судьбу для каждого человека, указанную для него теои — «богами» высшего уровня. На нижнем, земном уровне, обитают даймонионы (бесы). Они управляются и направляются «богами» более высокого уровня. Возможно, теои направляют даймонов, которые, в свою очередь, направляют даймонионов.

Для тех, кто думает только по-русски, тяжело сформировать ясную картину этих трех порядков духовных существ, потому что русский не имеет достаточного словарного запаса для этого. Теос можно легко перевести как «бог», и даймонион — как «бес», но русский не имеет подходящего слова для определения категории, называемой даймон. В этой книге я использую транслитерированную форму — слово даймон.

Возможно, что эти две категории — теои и даймоны — относятся к тому, что Павел в Ефесянам 6:12 назвал «начальства и власти». Очевидно, что обе категории обитают в «поднебесье».

С другой стороны, Новый Завет изображает даймонионов (бесов) обитателями земли. Не существует даже никакого намека на то, что они спускаются и поднимаются в небесный регион.

В Евангелии от Матфея 12:43-44 Иисус дал картину действия бесов:

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, пришед, находит его незанятым, выметенным и убранным.

Нет никакого упоминания, что бесы спускаются или поднимаются в поднебесье. Греческий глагол, переведенный как «ходит», используется только для передвижения по планете Земля.

Теои, даймоны и даймонионы объединились в непрестанной войне против человеческой расы. Под предводительством сатаны они работают вместе, чтобы нанести человечеству любую возможную форму вреда, обмана и мучения.

Давайте на мгновение представим, что даймонионы — это духи, которые однажды занимали тела представителей расы доадамового периода, ведших безбожную и греховную жизнь. В их настоящем состоянии они, конечно же, не могут выразить свои похоти и желания, эмоции, которые они развили в своих бывших телах. Мы можем предположить, что они, возможно, находили своего рода временное удовольствие, действуя и выражая свои похоти или желания с эмоциями через человеческие тела. Это может объяснить основные характеристики бесов: их жгучее желание захватить человеческую плоть и действовать через неё.

Нам нужно помнить, что Библия несет в себе исторические записи только потомков Адама. Именно в связи с этим использовано выражение сыны (или потомки) Адама. И только для освобождения членов этой расы Иисус пришел как «последний Адам» (1Кор.15:45). Если другие расы существовали до Адама, то Библия не дает никаких определенных упоминаний о них. В книге «Ранние годы Земли» (1876, переиздано издательством Крегель в 1975) Дж. Х. Пембер исследует этот вопрос.

Я рассматриваю эту теорию происхождения бесов, как одну из возможных гипотез, но не углубляюсь более. Некоторые вещи Бог держит в тайне (Втор.29:29), и глупо пробовать совать нос в то, что Он хранит в тайне.

Возможно, что обе теории о происхождении бесов неправильны — они и не павшие ангелы, и не бестелесные духи из ранее существовавшей земной расы. Нам необходимо знание о бесах, относящееся к практике и к тому, как с ними обращаться. Я сталкивался со многими разного рода бесами, но никогда не имел чувства или впечатления, что я столкнулся с ангельским существом.

С другой стороны, несколько раз я сталкивался с ангелами сатаны во времена ходатайственной молитвы и духовной войны, что лучше всего описывает Павел в Послании к Ефесянам 6:12: «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против... мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».

Новый Завет не изображает Иисуса или Его апостолов «воюющими» с бесами. Вместо этого они противостоят бесам (как я сказал в 3-й главе), применяя свою власть для их изгнания.

Бесы в Писании

Бесы проявляли себя в человечестве под разными именами. Далее указан список имен, которые используются в Писании по отношению к бесам. В каждом случае следуют ссылки на Писание.

В Ветхом Завете

дух Ревности Чис.5:14,30;

злой дух Суд.9:23;

1Цар.16:14-23;18:10;19:9;

дух лживый 3Цар.22:22;

2Пар.18:20-22;

дух опьянения Ис.19:14;

дух усыпления Ис.29:10;

унылый дух Ис.61:3;

дух блуда Ос.4:12;5:4;

нечистый дух Зах.13:2.

В Новом Завете

дух немой и глухой Мар.9:25;

дух нечистый Мар.9:25;

дух немощи Лук.13:11;

дух прорицательный Деян.16:16;

дух-обольститель 1Тим.4:1;

дух боязни 2Тим.1:7;

дух заблуждения 1Иоан.4:6.

Другие бесы

В дополнение к именам, взятым из Писания и перечисленным выше, я добавлю другие имена бесов, которых я лично встречал.

В области физической немощи:

артрит, астма,

рак, искривление,

эпилепсия, головная боль,

мигрень, синусит.

тромбоз,

В других, более общих сферах:

прелюбодеяние, клаустрофобия,

критицизм, разочарование,

зависть, фантазия,

сплетни, ненависть,

безнадежность, мастурбация,

убийство, извращение,

бунт, отверженность,

религия, самосожаление,

стресс, самоубийство,

насилие, колдовство.

Приведенный выше список не является исчерпывающим, но выявляет разнообразие демонической деятельности. Сатана, по-видимому, имеет в своем распоряжении огромное количество бесов, используя которых, он может нападать и мучить человечество.

Теперь перейдем ко второму из семи вопросов.

Плоть или бесы?

С самого начала, с того момента как человек отвернулся от Бога в бунте, он стал подвластен двум основным злым духовным силам: греху и бесам.

Результат греха всеобщий и полный: «...потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23). Грех полностью осквернил всю человеческую расу и каждого отдельного человека во всех сферах его жизни.

Личность, испорченная грехом, названа в Новом Завете «ветхим человеком» (Рим.6:6) или «плотью» (Гал.5:24). Ветхий человек представляет собой преступную натуру каждого из нас, унаследованную от нашего прародителя Адама. Адам не имел детей до того, как он восстал против Бога, поэтому каждый потомок Адама имеет природу преступника.

Термин плоть в этом контексте не обозначает физическое тело, но употреблен в значении испорченной натуры, являющейся частью наследия, получаемого каждым из нас при рождении.

Для практической цели эти два выражения — ветхий человек и плоть могут использоваться взаимозаменяемым образом. Оба описывают нашу испорченную, падшую и греховную природу.

В Писании встречаются различные выражения для описания этой истины: ветхий человек, плоть или греховное тело плоти, и, несмотря на различия в описании, по сути, они характеризуют одно и то же.

Несмотря на то, что проблема греха является всеобщей, проблемы с бесами — касаются не всех. Многие члены нашей падшей человеческой расы попадают под влияние демонических сил, но не все. Существует близкая связь между бесами и грехом. Если бы мы не грешили, то мы никогда бы не были уязвимы для бесов.

Однажды один биохимик объяснил мне, что человеческое тело регулярно атакуется раковыми клетками. Когда тело здорово, то его иммунная система выявляет и уничтожает раковые клетки, и они не могут повредить телу. Но когда тело ослаблено болезнью или каким-либо эмоциональным шоком, то иммунная система не способна делать свою работу эффективно, и какая-либо форма рака может возникнуть где-нибудь в организме.

Немедленно я сказал себе: «Точно так же дело обстоит с бесами!» Бесы непрерывно пытаются войти в человека, но когда человек духовно здоров, то им это не удается, духовная «иммунная система» внутри него выявляет и атакует бесов, и они не могут захватить контроль над личностью. Любого рода немощь или эмоциональная слабость, с другой стороны, делают человека уязвимым для демонических атак.

Средство для каждого

В духовной сфере, как и в физической, необходим правильный диагноз. Поэтому важно знать, с чем мы имеем дело в наших проблемах или в проблемах других людей. Плоть? Или бесы? Это жизненно важный вопрос, потому что средства противоядия для каждого существенно различаются.

Противоядие для плоти — это сораспятие. Своим распятием на кресте Иисус отменил все претензии греха на право контролировать нашу плотскую природу. Павел утверждает об этом, как об историческом факте: «...зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху...» (Рим.6:6).

каждый из нас должен лично распять свою плотскую натуру. Павел сказал в Послании к Галатам 5:24: «Ноте, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». Когда мы распинаем свою плоть на кресте, мы можем, как эхо, произнести слова Павла из Послания к Галатам 2:20: «... и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». Итак, распятие — это средство против нашей плотской натуры. Это средство каждому из нас нужно применять лично к себе.

Средство от бесов, с другой стороны, как часто демонстрировал Иисус в Своем служении, — это их изгнание.

Эти два средства невозможно поменять местами. Невозможно изгнать плоть и невозможно распять беса.

Оглядываясь на свою собственную борьбу с депрессией, описанную в 4-й главе, я понял, что именно эту ошибку я делал. Я пытался применять сораспятие (противоядие для плоти), в то время как на самом деле я имел дело с бесом и должен был выгнать его. Как только я понял свою проблему и применил правильное средство, я был освобожден.

Я также сталкивался с проблемой, когда человек пробует применять изгнание для плоти, в то время как оно годится только для бесов.

Однажды ко мне пришел мужчина и сказал: «Брат Принс, я хочу, чтоб вы изгнали из меня беса».

«Как бес влияет на вас?» — спросил я.

«Я просто не могу жить со своей женой, — ответил он, — между нами нет гармонии».

Я внимательно слушал его рассказ, как отсутствие гармонии между ними разрушает их жизнь. Наконец, я сказал: «Я не думаю, что у вас проблема с бесом, которого надо выгнать. Что вам нужно, так это послать на крест свою плоть».

Было совершенно очевидно, что он был неудовлетворен. Он рассматривал освобождение, как быструю операцию, которая заменит болезненный процесс распятия его собственной плоти.

распятая плоть — это особая отличительная черта тех, кто истинно принадлежит Христу. Бога не интересует наше церковное членство или деноминационная принадлежность. Он смотрит на то, пришел ли к концу у подножия креста наш старый, плотской путь жизни. Сораспятие всегда болезненно, но оно является входом в новую жизнь.

Ветхий и новый человек

Даже после распятия нашей плоти на кресте, следствием которого становится изменение нашей жизни, мы должны упражнять личную дисциплину, чтобы держать «ветхого человека» под контролем. В Послании к Колоссянам 3:3 Павел сказал верующим: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге...» Но в 5-м стихе он сказал: «Итак умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение...» Мы все несем постоянную ответственность перед Богом за то, чтобы держать своего «ветхого человека» в мертвом состоянии.

Но даже смерть «ветхого человека» не является последней стадией во всем процессе. После того, как это происходит, мы должны «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:24). Жертва Иисуса сделала это возможным. Наш «ветхий человек» был распят в Иисусе на кресте, чтоб «новый человек» мог жить в нас.

Так же, как полностью здоровое человеческое тело имеет иммунитет к раковым клеткам, так и «новый человек» имеет иммунитет к демоническим атакам. Большинство христиан еще не дошли до этого состояния полного духовного здоровья. В своем ограниченном личном опыте, я должен сказать, что встречал очень немного христиан, которые, как мне казалось, не были уязвимы для демонической деятельности.

Опять же, мы можем позаимствовать пример по диагностике и лечению рака. Так как большинство людей не имеют абсолютного здоровья, когда их иммунная система была бы в состоянии противостоять раковым клеткам, то совершенно необходимо ученым проводить исследование, и докторам собирать всю возможную информацию. Это дает им возможность диагностировать присутствие рака и предписать правильное лечение.

Подобно этому христиане крайне нуждаются в том, чтоб знать все, что только мы можем, о природе и деятельности бесов. Эти знания очень важны для всех верующих, потому что никто не может утверждать, что он имеет иммунитет против демонических атак. Особенно это важно для пасторов, евангелистов и других христиан, к которым люди обращаются за помощью. Без этого знания, как я уже сказал в 5-й главе, часто мы будем не способны поставить правильный диагноз или применить правильное средство для избавления, и вследствие этого не сможем реально помочь людям.

Говоря медицинским языком, без зонда распознания мы не сможем эффективно использовать пинцет освобождения. (Практические инструкции для диагностирования и изгнания бесов будут представлены в 4-й части этой книги).

Теперь перейдем к третьему из семи вопросов.

Как бесы входят?

В1950-м году одно время я трудился в Лон-
доне вместе с медицинским специалистом, христианином, который имел необыкновенную проницательность в различных сферах духовного опыта. Он сделал одно замечание, которое навсегда осталось в моей памяти. «Помни, — сказал он, — дьявол избирает момент и место наибольшей слабости». Я применю этот принцип для того, чтобы найти ответ на третий вопрос о демонической сфере: «Как бесы входят?»

Чтобы получить основательное объяснение обо всех возможных путях, нам не хватит всей этой книги. Я просто приведу семь примеров моментов или мест слабости, через которые бесы обычно получают доступ в человека:

1. Семейное оккультное прошлое или лжерелигии.

2. Различные отрицательные предродовые влияния.

3. Давление в раннем детстве.

4. Эмоциональный шок или непрерывное эмоциональное давление.

5. Греховные действия и привычки.

6. Возложение рук.

7. Праздные слова.

Рассмотрим каждую из этих областей.

Наши рекомендации