Теоретические основы и понятийно-терминологические аспекты государственно-конфессиональных отношений

Важными факторами стабильности государства и общества, их поступательного развития являются духовно-нравственные основы индивидов. В формировании данных качеств большую роль играет религия, выполняющая мировоззренческую, регулятивную, воспитательную и консолидирующую функции. При этом возможности реализации конфессиями своего потенциала в различных сферах жизни в рамках какого-либо государства во многом определяются условиями их существования, т.е. общеполитической ситуацией, взглядами правящей элиты на религиозный вопрос, процессами, протекающими внутри конфессий, состоянием межконфессиональных отношений. В этой связи данный комплекс проблем всегда являлся объектом пристального внимания научного сообщества.

Также следует обратить внимание на то, что в условиях глобализации религиозный фактор обретает особую значимость, проявляя себя в конфликтах, межцивилизационных контактах и в защите прав личности. В тенденциях развития религии становится заметным и то, что во многих развитых странах происходит смещение от чисто религиозной догматики в сторону развития социального служения, духовно-нравственных сторон религиозной жизни. Обоснованный характер носит суждение о том, что основной вектор углубления межконфессионального диалога находится не на путях унификации, экуминизации существующих религиозных систем, а на дальнейшем изучении и сохранении уникальности исторически сложившихся религий и традиций.

Процесс политической и социокультурной трансформации, начавшийся в Советском государстве в конце 80-х гг. XX в., повлек за собой не только распад единого государства, но и коренным образом изменил парадигму государственно-конфессиональных отношений. В начале 1990-х гг. в Российской Федерации были отменены ранее существовавшие ограничения в деятельности религиозных объединений; значительное количество культовых зданий и имущества были возвращены религиозным центрам и верующим; религиозные объединения получили возможность широкого участия в общественной жизни.

В тоже время, первые годы демократии весьма остро обозначили и новые проблемы в государственно-конфессиональных отношениях. Опыт этих лет показал, что в некоторых случаях бесконтрольное проникновение различных религиозных объединений, течений и сект в общественную жизнь страны может иметь негативный результат, как для самого социума верующих и духовенства, так и в целом для всего российского общества. Не прибавили авторитета конфессиональным структурам и излишняя политизация духовенства, а также внутриконфессиональные конфликты, имеющие финансово-структурную и идеологическую подоплеку.

Сущность современных проблем во взаимоотношениях власти и религиозных структур будет легче понять, если рассматривать их в контексте многовековых традиций государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений в России. В этой связи данный курс лекций призван создать у студентов целостную картину истории государственно-конфессиональных отношений в нашей стране с момента образования Древнерусского государства до современности, выявляя сущностные черты и принципы данных отношений в рамках различных государственно-политических образований.

В качествеметодологической основы изучения государственно-конфессиональных отношений выбран цивилизационный подход. Он позволяет исследовать интересующую проблему в многоаспектном формате, рассмотрев её в социальном, политическом, культурологическом, экономическом сегментах. В конечном счёте, это должно помочь представить максимально целостную картину взаимоотношения властных структур и религиозных объединений России.

При составлении данного курса лекций его авторы руководствовались определёнными принципами исторической науки: историзма, объективности и социального подхода. Первый из них, обязывал нас не «вырывать» факты и события из исторического процесса, а исследовать их с точки зрения того, где, когда в силу каких причин они возникли и развивались в соответствии с исторической обстановкой. Принцип объективности, помог при исследовании государственно-конфессиональных отношений отмежеваться от различных субъективных факторов, способных повлиять на чистоту и объективность в анализе тех или иных событий и процессов: политических установок, национальных, религиозных устремлений и т.д. Принцип социального подхода, предполагает рассматривать, в данном случае события и процессы, имевшие место в рамках государственно-конфессиональных отношений, с учётом интересов различных слоев российского общества: правящей элиты, верующих, атеистов и т.д.

При подготовке данного курса наряду с общенаучными методами познания, такими как анализ и синтез, использовались и специальные исторические методы, а именно: проблемно-хронологический, применяемый при изложении материала; сравнительно-сопоставительный, позволяющий изучить процесс реализации политики государства в области религии на различных этапах истории страны, выявляя при этом как тенденции, присущие всему рассматриваемому периоду, так и явления, характерные для конкретных этапов; статистический, используемый при сравнении количественных показателей религиозности населения, как по отдельным периодам истории России, так и в рамках сопоставления вышеназванных показателей по отдельным регионам страны; синхронический, предполагающий изучение событий имеющих отношение к интересующей нас проблеме, произошедших в одно и то же время, но в разных местах, что способствовало выявлению специфики государственно-конфессиональных отношений в различных регионах.

Понятийный аппарат. Свобода совести – основополагающее неотъемлемое право человека на свободный мировоззренческий выбор, не влекущий за собой ограничения в других гражданских правах и свободах или их утрату. Свобода совести включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними, не ущемляя свободы и личного достоинства других.

Светское государство – конфессионально нейтральное государство, принципиально не приемлющее никакую из религий в качестве официальной идеологии, обеспечивающее гражданам возможность свободного мировоззренческого выбора.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 14) является светским государством.

Вероисповедная политика государства - система действий государства, включающая целеполагание, правовое обоснование, комплекс организационно-практических мер по обеспечению свободы совести и вероисповедания человека и гражданина, созданию необходимых условий для удовлетворения религиозных потребностей, регулированию деятельности религиозных объединений в качестве субъектов публичного права в той части, которая выходит за рамки канонического устройства и культовой практики и в силу этого становится общественной деятельностью, осуществлению сотрудничества с ними в решении социально и государственно значимых проблем, достижению межрелигиозного и межконфессионального мира и согласия.

Отношения государства и религиозных объединений – совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений, с одной стороны, институтов государства, с другой - институциональных образований конфессий (религиозных объединений, духовно-административных центров, конфессиональных учреждений). В отношениях государства с религиозными объединениями получает практическую реализацию его вероисповедная политика.

По мнению многих исследователей, на сегодняшний день наиболее корректным выражением отношений власти и религиозных структур является термин государственно-конфессиональные отношения, поскольку он не задевает ничьих религиозных чувств и содержательно полностью отражает сущность данных отношений.

Далее представлены определения терминов и понятий наиболее часто используемых в рамках данного курса:

Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) – религиозная организация мусульман. Располагалось в Уфе. Действовало в 1948-1992 гг. В 1992 преобразовано в ЦДУМ России.

Имам (араб. إمام‎‎ — предводитель) — в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы. Слово «имам» также может означать «пример для подражания». Во время общей обязательной молитвы избирается имам, который руководит ею.

Конфессия (лат. confessio — исповедание) или вероисповедание — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. В общем значении слова термин «конфессия» является синонимом определённой формы религии.

Медресе (араб. مدرسة‎‎, букв. «место, где изучают») — мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет. Первое медресе при мечети было открыто в Марокко в 859 году (Аль-Карауин). Медресе получили распространение в IX—XIII веках в странах, где преобладало население, исповедовавшее ислам, в том числе в некоторых районах дореволюционной России (Бухара, Самарканд, Хива, Среднее Поволжье, Башкортостан, Южный Урал, Сибирь и другие). Медресе открывались обычно при больших мечетях.

Муфтий (араб. مفتى‎‎ — muftī, производное от афта — «высказывать мнение») — высшее духовное лицо у мусульман. Наделён правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата.

Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС, Магометанское духовное управление) — первая официальная организация мусульман России, созданная по указу Екатерины II в 1788 году. Была учреждена должность главы российских мусульман — муфтия, кандидатура которого после избрания мусульманским обществом должна была утверждаться императором. Большинство муфтиев, их помощников, как и большинство рядовых мулл, избирались «из казанских татар». Местом собрания была Уфа.

Патриаршество – система иерархического церковного управления во главе с патриархом.

Патриарх (греч. Πατριάρχης, от греч. πατήρ — «отец» и ἀρχή — «господство, начало, власть») — в христианской церкви высший духовный сан; глава ряда поместных церквей.

Свобода совести — естественное право человека иметь любые убеждения (более широкое понятие, чем свобода вероисповедания).

Святейший правительствующий синод - высший государственный орган церковного управления, создан Петром I в 1721 г., объединял высших церковных иерархов, во главе – назначавшийся императором светский чиновник (обер-прокурор). На Поместном соборе 1917-1918 гг. создан Священный синод.

Славянофильство — литературно- и религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформившееся в 40-х годах XIX века, ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада, представители которого выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского русского пути, развиваясь по которому, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов. Славянофилы утверждали также существование особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия.

Союз воинствующих безбожников (ранее — Союз безбожников; Общество друзей газеты «Безбожник») — добровольная общественная организация в СССР, основанная в 1925 году, ставившая своей целью идейную борьбу с религией во всех её проявлениях.

Суфизм (от араб. суф – грубая шерстяная ткань, отсюда – власяница как атрибут аскета) - мистическое течение в исламе. Возникло в VIII - IX вв. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении к познанию Бога и слиянию с ним.

Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) – с 1917 по 1944 гг. центральный орган большей части мусульман СССР. Располагалось в Уфе.

Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) - российская централизованная религиозная организация. Распространяет свою юрисдикцию на территорию России (кроме Северного Кавказа), Белоруссии, Молдовы, Латвии. Находится в Уфе. Создано в 1992 г. на основе ДУМЕС.

Сферы государственно-конфессиональных отношений на современном этапе.Конституционный принцип светского характера государства реализуется через разделение сфер компетенции и функций государства и религиозных объединений, что является предпосылкой их сотрудничества на взаимно приемлемых условиях. Данный принцип не означает вытеснения религии из жизни общества.

Государство, следуя принципу равенства религиозных объединений перед законом, создает для них общее правовое поле, в рамках которого они имеют одинаковые возможности и ограничения своей деятельности.

Государственно-конфессиональные отношения складываются как результат социального компромисса между субъектами этих отношений, частями общества, обладающими различными, подчас альтернативными религиозно-мировоззренческими убеждениями и соответствующей им социальной практикой. Государство призвано выполнять роль посредника и гаранта при достижении такого компромисса и поддерживать баланс интересов личности, общества и государства.

Религиозные объединения – одна из форм реализации конституционного права граждан на объединение для достижения общих целей. Их отличительной особенностью является совместное исповедание и распространение веры. Этой цели подчинено осуществление любой иной деятельности религиозных объединений, не противоречащей закону.

В России законом предусмотрено существование двух форм религиозных объединений – религиозных организаций и религиозных групп. Такая система, с одной стороны, предполагает, что перед получением статуса юридического лица религиозное объединение пройдет определенную социальную адаптацию, а с другой – позволяет верующим принимать самостоятельное решение о целесообразности государственной регистрации своего объединения.

Религиозным организациям предоставлено право помимо своей основной религиозной деятельности осуществлять иные виды деятельности, в том числе предпринимательскую, если ее результаты используются для достижения основной цели. Государство и общество заинтересованы в том, чтобы деятельность религиозных организаций осуществлялась на основе самофинансирования, однако власть осуществляет контроль за тем, чтобы религиозный статус организации не превращался в прикрытие для коммерческой деятельности.

Религиозным организациям предоставлены значительные льготы, учитывающие их некоммерческую сущность, большие трудности, с которыми связано ведение хозяйственной деятельности в современных условиях, малообеспеченность основной массы верующих, не способных полностью субсидировать их функционирование.

Государство ставит религиозные организации в особое положение по сравнению с иными некоммерческими и общественными организациями. Для других некоммерческих организаций, например благотворительных, предоставление льгот прямо увязано с их социально значимой деятельностью, которая компенсирует бюджету убытки от налоговых льгот. В отношении религиозных организаций (как и учреждений культуры) льготы являются выделением доли общественного богатства на удовлетворение духовных потребностей как общества в целом, так и его конфессионально ориентированной части.

Принцип государственной поддержки и содействия религиозным организациям не продиктован прагматическим ожиданием экономической отдачи от такого расходования общественного богатства. Он отражает глубинную историческую традицию. Однако в современных условиях этот принцип нуждается в серьезном теоретическом осмыслении, связанном с формированием общеприемлемой точки зрения в обществе на эту проблему, а также в поиске оптимальных форм его практического воплощения.

Передача религиозным организациям имущества религиозного назначения – одна из важнейших форм их поддержки государством. Практическая политика в этой области пока не подкреплена теоретически обоснованными представлениями о причинах, характере и целях передачи. Некоторые религиозные лидеры настаивают на придании реституционной природы процессу возвращения религиозным организациям некогда принадлежавшей им собственности. Но возвращение национализированной Советской властью собственности только религиозным организациям вошло бы в противоречие с конституционным принципом равноправия граждан и их объединений независимо от отношения к религии. Тогда религиозные организации получили бы преимущества перед всеми иными лицами, имущество которых было также национализировано Советской властью. Всеобщая же реституция национализированного имущества в России является заведомо неосуществимой, а любая избирательность чревата несправедливостями, порождающими конфликты и социальную напряженность.

Ради обеспечения равенства и справедливости при рассмотрении современных имущественных притязаний конфессий должно учитываться, что в царской России они находились в неравноправном положении, имели разные возможности обладать имуществом, разные источники доходов.

Взаимоотношения государства и религиозных организаций имеют ряд традиционных областей, обусловленных спецификой религии.

Благотворительность всегда была приоритетной сферой деятельности религиозных организаций. При условии создания со стороны государства условий для максимально полной реализации возможностей по оказанию помощи нуждающимся, религиозные организации способны внести действенный вклад в решение проблем, связанных с психологическим личностным кризисом, с потребностью в духовной поддержке, в восстановлении системы нравственных ориентиров.

Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также образованных ими благотворительных организаций, предоставляет льготы по уплате налогов. При этом налоговые льготы предоставляются всем участникам благотворительной деятельности, предоставление их в индивидуальном порядке запрещается законом.

Особый статус имеет деятельность религиозных организаций в местах, специфические особенности которых накладываютнекоторые ограничения прав и свобод пребывающих в них граждан. В числе таких организаций медицинские учреждения и места лишения свободы. Представители религиозных организаций, с одной стороны, посещают граждан для удовлетворения их религиозных потребностей, с другой – оказывают нуждающимся благотворительную помощь. Данная деятельность религиозных организаций нуждается в государственной поддержке, в детальной правовой регламентации, в реальном равноправии для различных конфессий.

Взаимодействие Вооруженных сил и религиозных организаций отвечает необходимости реализации права свободы вероисповедания граждан Российской Федерации, находящихся на военной службе, а также решения воспитательных задач в армии, в том числе с использованием духовно-нравственного потенциала религии.

Обеспечение свободы совести военнослужащих предполагает учет многообразия их мировоззренческих ориентаций и конфессиональной принадлежности. Это означает необходимость создания равных возможностей для всех военнослужащих удовлетворять свои религиозные потребности или быть защищенными от навязывания им определенной формы религии или безрелигиозного мировоззрения. Это предполагает также обеспечение равного доступа для духовных лиц различных конфессий в воинские части, где имеются их единоверцы. Недооценка серьезности данных требований способна привести к возникновению межконфессиональной неприязни и нетерпимости, которая, может оказаться катализатором конфликтов в подразделениях.

Государственно-конфессиональные отношения в сфере образования и культуры затрагивают наиболее личностно значимые вопросы мировоззрения, этических ценностей и творчества. Поэтому наряду с законодательством здесь существенную роль играют традиции и даже неписаные правила межличностного общения. Осознание данного обстоятельства представителями органов государственной власти и религиозных объединений и соответствующая ему линия поведения чрезвычайно важны в решении вопросов обеспечения свободы совести и вероисповедания в сфере образования и культуры.

Основополагающей целью политики государства в отношении религии на современном этапе является содействие консолидации и стабильности российского общества, его духовному оздоровлению.

Политика государства в сфере свободы совести и вероисповедания строится на следующих принципах:

- светский характер государства и его институтов;

- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии;

- равенство религиозных объединений перед законом;

- уважение культурно-национальных традиций, менталитета различных категорий населения;

- допустимость лишь таких ограничений в сфере свободы совести и вероисповедания, которые диктуются необходимостью защиты основ конституционного строя и безопасности государства и облекаются в форму закона;

- открытость реализации политики в сфере свободы совести и вероисповедания на всех уровнях государственной власти и управления;

- научная обоснованность политики государства в данной сфере.

Методы осуществления политики государства в сфере свободы совести и вероисповедания:

- неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации всеми государственными органами и должностными лицами;

- совершенствование правовой базы, регулирующей отношения в области свободы совести и вероисповедания;

- создание эффективного механизма проведения единой государственной вероисповедной политики на всех уровнях власти;

- обеспечение религиозным организациям возможности участвовать в рассмотрении органами власти вопросов, затрагивающих их интересы;

- государственная поддержка социально значимых направлений деятельности религиозных организаций;

- профессиональная подготовка и повышение квалификации государственных служащих в вопросах взаимодействия с религиозными объединениями;

- поддержка научных исследований, обеспечивающих теоретическую основу вероисповедной политики государства.

В исторической науке в разных вариантах выделяются типы государств, которые характеризуют сложившиеся отношения между властью и религиозными объединениями, воззрениями. В этом плане обобщенно в условной форме можно было бы выделить следующие типы государств: светский, теократический, кооперированный, атеистический. Некоторые из них уже постепенно исчезают, например, атеистический тип, другие доминируют. В современных условиях в российской политической практике наблюдается со стороны одной крупной конфессии позиционирование себя в качестве главной и ведущей духовно нравственной силы в обществе, что в первую очередь продиктовано массовым характером её сторонников. Российская Федерация, оставаясь по конституционным нормам светским государством, все больше от сепарационной формы отношения государства и религии движется в сторону кооперированных практик выстраивания данного взаимодействия в сфере различных сторон жизнедеятельности людей.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные направления изучения содержания отношений государства и конфессий.

2. Каковы конституционно-правовые основы выстраивания отношений между государством и конфессиями (отечественный и зарубежный опыт)?

3. Каковы сферы взаимодействия государства и социальных институтов религии?

4. Перечислите типы государств, на основе их отношения к религии. Назовите принципы светскости.

5. Каковы теоретическо-методологические основы и принципы изучения и совершенствования государственно-конфессиональных отношений?

ГЛАВА II

Наши рекомендации