О непрестанной молитве и рассуждении

Молитва и отсечение воли не являются самоцелью в духовной жизни. Они лишь приводят к вра­там Спасения, которые утвержде­ны на двух опорах - рассуждении и смирении.

Чистое сердце, стяжавшее безстрастие, обретает рассуждение и познание пути Спасения и способ­ность видеть Бога, как Он есть.

Сердце, освободившееся от эгоиз­ма и ставшее смиренным, получает всю возможную для него полноту благодати и усваивает ее благодаря рассуждению.

Чистое и неэгоистичное сердце, имеющее благодатные очи рассуж­дения, есть обитель Божественной Любви, обитель Самого Христа.

О безстрастии

Смиренное сердце - это безстрастное сердце.

Безстрастие - это ясный свет чистого сердца, способного видеть мир и Бога без искажений.

Сердце, не имеющее безстрастия, подобно тусклому мерцающе­му фонарю, при мерцании которого ничего невозможно разглядеть ясно и отчетливо.

Но сердце, или сознание, стяжав­шее безстрастие, становится подоб­ным чистому и ясному свету солнца, благодаря которому все видно до самого горизонта.

О непрестанной молитве

Сделай свою жизнь непрестан­ной молитвой, и тогда сама молит­ва станет твоей жизнью.

Если обрел молитву, тогда даже мир становится помощником в ней, ибо любые скорби и невзгоды толь­ко укрепляют ее и делают живой и непрестанной.

О добрых и недобрых

Добрые дела, совершаемые по Евангельским заповедям, со време­нем начинают плодоносить и плод добрых дел есть мудрость, но не мудрость мира сего, а мудрость бла­годати.

Недобрые дела со временем тоже созревают, и зрелость их подобна ядовитым плодам, усыпанным шипа­ми глупости и одержимости злом.

Добрые дела созидают душу и готовят ее для Царства Небесно­го, не имеющего конца и предела, недобрые дела есть самоуничтоже­ние души.

ГЛАВА 16

О Спасении

«По вере вашей да будет вам».

Как достигается спасение

Как достигается Спасение? Ты сделал шаг к Спасению в это мгно­вение, ты продолжил движение к нему в следующее мгновение, ты приблизился к Спасению в другое мгновение; так этот процесс дости­жения Спасения становится безпрерывным и неостановимым.

Как теряется Спасение? Ты не обрел Спасение в это мгновение, ты утратил Его в следующее мгновение, то же самое происходит в другое мгновение; так этот процесс утра­ты Спасения становится безпрерывным и необратимым.

О греховной тьме

Накопление грехов подобно накоплению тьмы. Спасение подоб­но солнечному свету, мгновенно прогоняющему всю тьму, пусть даже ее было безконечно много.

Совершенное Спасение

Совершенное Спасение - это не рай или обители блаженства, это истинное состояние за пределами всех представлений о счастье и бла­женстве.

Совершенное Спасение - это Христос, Который есть Все во всем, единый с Отцом во Святом Духе.

О Святом Духе

Без Святаго Духа человек не в состоянии правильно судить о дру­гом человеке и о мире, тем более - о Боге.

Хотя у святых и духовных отцов очень много книг и духовных тво­рений, но их смысл мы можем постичь в полноте только через старца в Духе Святом.

О безсмыслице

Монах-мистик - это понятно, а монах-политик - это безсмыслица.

Монах-молитвенник - это по­нятно, а монах-торговец - это без- смыслица.

Монах нищий духом - это понят­но, а монах-богач - это безсмыслица.

Монах смиренный - это понят­но, а монах гневливый - это без­смыслица.

Поддерживать монаха в молитве - это понятно, а поддерживать его в стяжании денег - это безсмыслица.

О глупости

Если тебе понравилась какая-то твоя мысль, глупо думать, что она пребудет с тобой вечно.

Если тебе приглянулось какое-то твое желание, глупо рассчитывать на то, что оно останется с тобой всю твою жизнь.

Если тебе по душе какая-то твоя страсть, глупо представлять, что у тебя хватит сил поддерживать ее до самой твоей кончины.

Рассчитывать на то, что вещи могут быть опорой в жизни, глу­пость, и еще большая глупость - полагаться на людей и на самого себя, а не на Бога.

О стяжании Спасения

Если мы сами не обрели Спасе­ния, но говорим о нем людям, это то же самое, что рассказывать им о своих хороших снах.

Если ты овладеешь молитвой и в келье, и вне кельи, вся жизнь ста­новится безпрерывным процессом Спасения души.

Что бы ни происходило в твоей жизни, все это обрати в Спасение с помощью смирения и рассуждения.

О Боге

Бог необъясним, а так как человек есть творение Бога, то природа чело­века, в своей сути, необъяснима.

Бог невыразим, а так как все вещи из Бога, то их природа, в сво­ей сути, также невыразима.

В безпредельных необъятных просторах бытия пребывает неизъ­яснимая Божественная Сущность, заставляющая нас удивляться ее непостижимости.

О благих делах

Из всех дел избирай только бла­гие дела, основанные на Евангелии, и крепко утвердись в них.

Утвердившись в благих делах, учись не привязываться к ним, оши­бочно полагая, что ты можешь их совершать без Бога.

Обучаясь непривязанности к бла­гим делам, утверди сердце в Хри­стовой Любви и постигни истину Любви во всей полноте, ибо только

Любовь и есть Совершитель всего благого, потому что «всякое бла­го свыше есть, сходящее от Отца Светов».

О молитве

Если твоя молитва лишена добро­ты, милосердия и Любви к ближ­ним, то такая молитва наверняка не основана на Евангелии.

Если по мере усиления молитвы твое сердце становится все более суровым и жестоким, то оно и Спа­сение идут разными путями.

Если ты привязан к уединению и неприязненно относишься к ближним, у тебя нет никакой воз­можности обрести смирение и Божественную Любовь.

О прелести

Если в тебе не родилось непри­ятие лживости мира сего и ты не­одолимо влечешься к нему, то ты прельщен диаволом и находишься в его сетях.

Если ты непрерывно молишься, а сердце твое по-прежнему полно злобных помыслов, и ты шипишь, подобно змее, на любое замечание, то это не молитва, а пародия на нее, и такая молитва есть прельщение.

Если ты полон напыщенных слов о Любви к ближним и Спасении, но не имеешь сил противостоять даже малейшему искушению, то твое сердце не обитель святости, а свал­ка мирских нечистот и находится в прелести.

Когда ты обретешь благодать и подлинную покаянную молитву, а твоя душа станет ясной и чистой, подобно утренней заре, все иску­шения будут лишь укреплять твою решимость достичь нерушимо­го Спасения, свободы от греха и совершенного отделения от всяко­го прельщения.

О Православии

Если Православию следуют на словах и по книгам, словам и кни­гам перестают верить.

Православие, которое утвержде­но на живых примерах святости, не нуждается в безчисленных словах и не требует больших библиотек.

Если мы отдаем людям свое счастье, беря взамен на себя их страдания, следуя Христу, это Православие.

Свобода от греха и достижение безсмертной Любви во Христе есть смысл всего Евангелия.

Не ищи Христа нигде, кроме как в совершенной свободе от греха и в стяжании совершенной Любви.

Совершенная Евангельская сво­бода - это отсутствие страха впаде­ния во ад и желание обретения рая, это совершенное упование на Хри­ста и соединение с Ним навеки.

Святая тайна чистого сердца и путь совершенной Любви, пропове­данной Христом и явленный Им на деле, всегда будут необычны на зем­ле, ибо эта тайна и этот путь - не от мира сего.

ГЛАВА 17

О благодати Духа Святаго

«Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».

О добрых делах и благодати

Добрые дела, исполненные с чистым намерением послужить Богу и ближним, есть способ стя­жания различных добродетелей с помощью Евангельских заповедей.

Тем не менее, все добродетели ведут к одной цели - очищению сердца молитвенной практикой и вселению в него Святаго Духа.

Но если остановиться на соверше­нии добрых дел, не очищая сердце молитвой и покаянием, невозмож­но стяжать благодать и облечься во Христа.

Тот монах или мирянин, который очищает сердце с помощью покаян­ной Иисусовой молитвы, обретет благодать Духа Святаго, а вместе с нею и все добродетели.

Наши рекомендации