Объяснение качества боязни греха

Поскольку, как мы видим, данное качество приведено после всех добрых качеств, упомянутых ранее, ясно, что оно не только наиболее достойное и принципиально важное, но и труднодостижимое, поскольку обрести его сможет только тот, кто уже достиг всех ранее упомянутых.

Однако предварительно мы должны отметить, что видов боязни - два, разделяющихся [в общей сложности] на три/248. Первая разновидность очень легко достижима, нет ничего более легкого. А ее вторая, труднодоступная часть - тяжелее всего и, соответственно, совершенство [достигнутое] в ней очень велико. Есть боязнь наказания, и это первая разновидность, а есть боязнь величия/249, и это вторая разновидность, вторая составляющая которой - боязнь греха. А теперь объясним их смысл и разницу между ними.

248 Т.е. видов боязни - два, и один из них подразделяется еще на два подвида, так что всего получается три.

249 Т.е. трепет перед величием Творца.

Боязнь наказания, попросту говоря, состоит в том, что человек боится нарушить слово Б-га, Судии из-за угрозы наказания, как из-за наказания тела, так и из-за наказания души. Эта боязнь легко достижима, ведь всякий человек любит себя и опасается за свою душу. Нет ничего, что более оттолкнуло бы его от поступка, чем боязнь, как бы это не причинило ему какого-либо зла. Такая боязнь пристала только простым людям и женщинам/250, разум которых не столь совершенен. Это не боязнь мудрецов и людей, чей разум совершенен.

250 В поколении Рамхаля, эта боязнь была достоянием большинства, нам же не следует пренебрегать достижением и этой боязни. (Р. И. Полищук)

Второй вид - это боязнь величия. Она состоит в том, что человек отдаляется от грехов и не совершает их из-за великого уважения к Творцу, благословенно имя Его. Ведь как может сердце человека из плоти и крови, низкого и презренного [существа], позволить себе или возжелать что-либо противоречащее воле Создателя, благословенно и возвышенно имя Его! И эта боязнь не так уж легко достижима, поскольку она может зародиться только в результате осознания, осмысления и размышления о возвышенности Его, благословен Он, и о низости человека. Вещи эти могут быть рождены только понимающим, мыслящим разумом. Именно эту боязнь мы определили как вторую из двух составных частей благочестия, обсуждавшегося ранее. Из-за этой боязни человек исполнен стыда и трепета, когда он предстает перед Создателем в молитве или служении. Это боязнь, украшающая благочестивых в нашем мире, и о ней говорил Моше (Дварим 28:58): "...бояться этого Имени, славного и грозного, Г-спода Б-га твоего".

А боязнь, объяснением которой мы сейчас занимаемся, то есть боязнь греха, - это своего рода второй подвид упомянутой боязни величия, и в то же время - самостоятельная разновидность боязни. Смысл ее в том, что человек постоянно опасается и волнуется относительно своих поступков, как бы не примешалось к ним нечто от греха, или как бы не было в них чего-либо, малого или большого, не соответствующего величию достоинства Его, благословен Он, или величию имени Его. В этом мы видим большое сходство между этой боязнью и упомянутой ранее боязнью величия, ведь смысл обеих - не сделать чего-либо, противоречащего величию Славы Его, благословен Он. Различие между ними, из-за которого они считаются разными видами и по-разному называются, состоит в следующем. Боязнь величия проявляется во время действия или во время служения, или тогда, когда человек избегает греха. То есть когда он стоит в молитве или служении и именно в это время стыдится и ощущает себя низменным, и трепещет перед величием Славы Его, благословен Он. Или тогда, когда перед человеком открывается возможность согрешить, и он, зная, что это грех, воздерживается от него, дабы не нанести (не дай Б-г!) ущерба Славе Его, благословен Он.

В то же время боязнь греха проявляется во всякое время, в каждую минуту. Каждое мгновение человек боится, как бы не сделать чего-либо, или даже половину того, что умалило бы Славу имени Его, благословенного. И это называется "боязнью греха", поскольку основа ее - боязнь, как бы грех не проник и не примешался к поступкам человека, - из-за халатности и лени, или из-за невнимательности, - любым путем. Об этом сказано (Притчи 28:14): "Счастлив человек, боящийся постоянно". Объясняют наши мудрецы (Брахот 60а): "Это сказано о словах Торы", потому, что даже в то время, когда человек не видит преткновения перед глазами, нужно, чтобы сердце трепетало в груди его: вдруг оно [это преткновение] скрыто на его пути, а он не остерегается.

О такой боязни сказал Моше, наш учитель (Шмот 20:17): " ... и ради того, чтобы был страх Его на ваших лицах, дабы не грешили". Ведь в этом - основа боязни: чтобы человек боялся и трепетал постоянно, так, чтобы она не покидала его, и тогда он наверняка избежит греха, а если и не избежит, то засчитается ему как грех вынужденный. Сказал пророк (Йешаяу 66:2): " ... и на этого устремлю Я взор/251: на бедного и несчастного духом, и на трепещущего перед словом Моим!". Царь Давид ставит это [страх перед Всевышним] себе в заслугу, говоря (Псалмы 119:161): "Вельможи преследовали меня без вины, а сердце мое трепетало из-за слов Твоих!".

251 Т.е. буду оберегать.

Еще находим, что великие и возвышенные ангелы постоянно дрожат и трепещут перед величием Г-спода, так что мудрецы сказали в притче (Хагига 13б): "Огненная река: откуда [она] выходит? Из пота хайот [разновидность ангелов]!". Это от страха, который владеет ими постоянно перед величием Его, - как бы не упустить чего-либо из тех почестей, которые надлежит воздавать [Ему], и из той святости, в которой следует пребывать находящимся перед Ним. И всякий раз, когда в каком-то месте открывается присутствие Всевышнего, оно [это место] сотрясается, дрожит и трепещет. Как говорит Писание (Псалмы 68:9): "Земля дрожала, и даже небеса таяли перед Всесильным...". Еще сказано (Йешаяу 63:19): "Если бы Ты, разорвав небеса, снизошел, - растаяли бы пред Тобою горы!". Тем более людям следует дрожать и трепетать, зная, что они постоянно стоят перед Всевышним, и что легко им совершить то, что не соответствует величию славы Его, благословенно имя Его. Сказал Элифаз Йову (Йов 15:14-15): "Что есть человек, чтобы быть ему невинным, и разве оправдается рожденный женщиной? Ведь и святым [ангелам] Своим он не доверяет, и небеса нечисты в очах Его!". И еще сказано (там 4:18-19): "Вот, служителям своим Он не доверяет, и в ангелах своих находит порок. Тем более [относится это] к живущим во плоти, чья основа - прах, что будут повержены перед червем могильным". Поэтому очевидно, что каждый человек должен пребывать в постоянном страхе и трепете, как сказал Элиу (там 37:1-2): "Также и из-за этого трепещет сердце мое, и будет рваться с места. Слушайте, слушайте, содрогаясь, голос Его..."/252. Это - истинная боязнь, которая должна быть запечатлена [в сердце] каждого благочестивого и не оставлять его.

252 Перевод в соответствии с Мецудат Цион (там).

В этой боязни можно выделить две части: одна относится к настоящему и будущему, а другая - к прошлому. Первая заключается в том, что человек боится и переживает о том, что ему предстоит сделать, как бы не примешалось к его делам нечто умаляющее славу Г-спода, благословен Он, как я писал выше. Вторая, относящаяся к прошлому, заключается в том, что человек постоянно думает об уже сделанном и боится, что неосознанно совершил своими руками какой-то грех, как мы видим это на примере Бобы бен Бута, который каждый день приносил жертву ашам талуй/253 (Критот 25а). И так же поступал Йов; после того, как его дети устраивали пир, он вставал с восходом и "приносил жертвы всесожжения по числу всех, говоря: может быть, согрешили сыновья мои..." (Йов 1:5).

253 Ашам талуй, буквально "подвешенная повинная (жертва)", это жертва, приносимая в определенных случаях, когда есть сомнение, совершен ли грех (см. Ваикра 5:17. объяснение Раши). Бова бен Бута опасался, что совершил грех неосознанно.

Рассказывают мудрецы о Моше и Аароне по поводу масла/254, которым Моше помазал Аарона. Сказано о нем (Шмот 30:32): "На плоть человеческую не будет возливаемо". Было заповедано [Моше], чтобы он помазал Аарона (см. там 30:30), но они [оба] боялись, не совершили ли каким-то образом с этим маслом грех меила [использование священного предмета не по назначению], обращаясь с ним не в точном соответствии с тем, что заповедано. Сказано (Орайот 12а): "И об этом волновался Моше, говоря: Может быть совершил я грех меила с маслом помазания? Сошел голос с небес и сказал (Псалмы 133:2-3): Как масло доброе опускается на бороду, на бороду Аарона... как роса Хермона..., как в росе Хермона нет меила, так и в масле помазания, которая на бороде Аарона, нет меила. А Аарон все еще опасался: Может быть не Моше совершил меила, а я?" Сошел голос небес и сказал (там 133:1): "Смотри, как хорошо и как приятно сидеть братьям вместе", - как Моше не сделал этого, так и Аарон не сделал". И это пример поведения благочестивых, которые, даже исполняя заповедь, страшатся: может быть, примешалось к исполнению нечто [такое], что могло ее испортить (не дай Б-г!).

254 Особое, специально для этого приготовленное масло с добавлением благовоний, помазание которым составляет часть церемонии посвящения.

И Авраам, после того, как выступил [на войну], чтобы помочь своему племяннику Лоту, попавшему в плен, боялся и говорил: "Может быть, мои поступки не вполне совершенны?". Наши мудрецы говорят об этом, объясняя стих Торы "Не бойся, Авраам..." (Берешит 15:1). "Сказал раби Леви: из-за того, что боялся Авраам и говорил: Может быть, среди убитых мною людей был один праведник или один Б-гобоязненный?", сказал ему Всевышний: Не бойся, Авраам..." (Берешит Раба 44:4). И сказано в "Тана двей Элияу" (часть 25): "Говорят "не бойся" только тому, кто истинно боится Небес". И это - та самая истинная боязнь, о которой сказано (Брахот 336): "Нет у Святого, благословен Он, в этом мире ничего, кроме сокровищницы боязни неба". Только Моше было легко достичь этого из-за великой близости его к Всевышнему, однако у других людей их материальность - сильнейшее препятствие этому. И, тем не менее, каждому благочестивому следует стараться достичь Б-гобоязненности, насколько возможно, как сказано (Псалмы 34:10): "Бойтесь Всевышнего, святые/255 Его".

255 Объясняет Радак: "святые Его" - это те, кто воздерживается от вожделений [этого мира] ... и сказано им: "бойтесь только Всевышнего".

ГЛАВА 25

О ПУТЯХ ПРИОБРЕТЕНИЯ БОЯЗНИ [ГРЕХА]

Боязнь [греха] приобретается в размышлениях о двух истинах. Первая заключается в том, что Шехина (Б-жественное присутствие) находится в любом месте в этом мире. Он, благословенный, следит за каждой вещью, малой или большой, и ничто не скрыто от Его глаз, ни великое, ни ничтожное. Малое и большое, презренное и достойное, - все Он видит и понимает, без всякого различия между ними. Об этом сказано в, Писании (Йешаяу 6:3): " ...Полна вся земля славой Его", и еще сказано (Ирмеяу 23:24): "...Ведь небо и земля полны Мною...", и также (Псалмы 113:5-6): "Кто, как Г-сподь Всесильный наш, восседающий высоко! Склоняющийся, [чтобы] видеть - в небе и на земле". Еще сказано (там 138:6): "Ведь возвышен Г-сподь, но униженного увидит, а высокого узнает издалека"/256.

256 Т.е. с высоты Своей.

Когда человеку станет ясно, что всюду, в любом месте он находится перед Всевышним, благословен Он, тогда сами собой придут к нему боязнь и страх, как бы не ошибиться в поступках, чтобы не оказались они недостойными величия славы Его. Об этом сказано (Авот 2:1): "Знай, что над тобой, - глаз видящий и ухо слышащее, и все дела твои в книгу записываются". Поскольку провидение Всевышнего во всякой вещи, и Он все видит и все слышит, то нет сомнений, что все дела человека оставляют свой след, и все записывается в книгу, в заслугу ему или в обвинение.

Однако человеческий разум не в состоянии представить себе этого с должной ясностью без постоянного размышления и углубленного созерцания. Ведь подобные вещи далеки от наших чувств, и разум наш не может вообразить их без глубокого изучения и внимательного рассмотрения; но даже и после того, как вообразит, образ этот легко исчезает, если человек не возвращается к нему постоянно.

Выходит, что так же, как усиленные размышления - это путь приобретения постоянной боязни, точно так же отвлечение внимания от этого и отказ от размышлений - великий враг ее, и неважно, по какой причине это происходит, из-за занятости или из-за нежелания. Любое отвлечение отрицает боязнь как постоянное качество. Вот заповедь, которую дал Всевышний [еврейскому] царю (Дварим 17:19): "И будет с ним [Тора], и будет читать ее все дни жизни своей, чтобы научиться бояться Г-спода Всесильного своего...". Отсюда мы видим, что боязнь приобретается только постоянным чтением [Торы]. Следует обратить внимание, что сказано "ради того, чтобы научиться бояться", но не сказано "ради того, чтобы бояться", потому, что эта боязнь не постигается естественным путем; напротив, она далека от человеческой природы из-за материальности наших ощущений и приобретается только посредством учебы. Нет другого способа научиться боязни, кроме постоянных, непрерывных занятий Торой и исследования ее путей, при условии, что человек будет непрестанно размышлять обо всем этом, - сидя [дома], в дороге, ложась и вставая, - до тех пор, пока не утвердит в сознании истинность присутствия Всевышнего, благословен Он, в каждом месте, и то, что мы всегда предстоим перед Ним - в полном смысле этого слова. И тогда будет человек бояться Его по настоящему. Об этом молился царь Давид, говоря (Псалмы 86:11): "Укажи мне, Г-сподь, дорогу Твою, [путем] истины Твоей пойду! Соедини [воедино все силы] сердца моего, [чтобы] бояться [только] имени Твоего"/257.

257 Перевод согласно "Мецудат Давид", "Мецудат Цион".

ГЛАВА 26

Наши рекомендации