Самый суд всеобщий: его действительность, образ и свойства

Вслед    за тем, как явится на землю в славе своей Судия живых и мертвых, и по гласу Его воскреснут мертвые и изменятся живые, начнется самый суд над ними, – суд всеобщий.
См.    также Тертулл. Apolog. c. 18; Const. Apost. V, 7; Илар. in Ps. LI, n. 10; Кирил. алекс. de adorat. in spir. et verit. lib. XVII; in Joann. IV, 51; Феодорит. in 1 Corinth. VI, 51.
I.    Действительность всеобщего суда непререкаемо засвидетельствована в тех же самых свидетельствах св. Писания и св. Предания, в которых засвидетельствована действительность второго пришествия Господа и воскресение мертвых: ибо одно с другим связано неразрывно. Так -
1)    Христос Спаситель ясно учил: Отец не судит никомуже, но весь суд даде Сынови… Область даде ему и суд творити, яко Сын человечь есть, не дивитеся сему: яко грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (Иоан. 5:22. 27-29). И в другое время: приити имать Сын человеческий во славе Отца своего со Ангелы своими: и тогда воздаст комуждо по деянием его (Матф. 16:27; снес. 7, 21–23; 11, 22. 24; 12, 35. 41. 42; 13, 37–43; 19, 28–30; 24, 30; 25, 31–46).
2)    Св. Апостолы проповедывали не с меньшею ясностию: (Бог) уставил есть день, в оньже хощет судити вселенней в правде, о муже, егоже предъустави, веру подая всем, воскресив его от мертвых (Деян. 17:31). Се приидет Господь во тмах святых Ангел своих, сотворити суд о всех, и изобличити всех нечестивых о всех делех нечестия их (Иуд. 14. 15). Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2 Кор:5, 10; снес. Рим. 2:5-7; 14, 10; 1 Кор. 4:5; Еф. 6:8; Кол. 3:24. 25; 2 Сол. 1:6-10; 2 Тим. 4:1; Апок. 20:11-15).
3)    Св. Церковь всегда содержала и исповедывала эту истину, как одну из главнейших. В символе так-называемом Апостольском говорится: «(верую во Христ а) вознесшегося на небеса, откуда приидет Он судить живых и мертвых»; в символе Никеоцареградском: «и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым»; в символе Афанасиевом: «приидет судити живых и мертвых, егоже пришествием вси человецы воскреснут с телесы своими, и воздадут о своих делех ответ». То же повторяют в своих писаниях св. Отцы и учители Церкви; Поликарп2001, Иустин2002, Тертуллиан2003, Киприан2004, Кирилл иерусалимский2005, Иоанн Златоуст2006 и другие2007.
II. Образ всеобщего суда, начертанный в Слове Божием, представляет нам:   
1)    Судию, седящего на престоле славы: егда приидет Сын человеческий в славе своей, и вси святии Ангели с ним: тогда сядет на престоле славы своея (Матф. 25:31).
2)    Исполнителей воли Его и как бы соучастников в суде. Исполнителями воли Его будут Ангелы: и послет Ангелы своя с трубным гласом велиим, и соберут избранные его от четырех ветр, от конец небес до конец их (Матф. 24:31), и соберут от царствия его вся соблазны, и творящих беззаконие (- 13, 41), и отлучат злые от среды праведных (- 49). Соучастииками в суде будут Святые, по крайней мере, совершеннейшие из Святых, каковы св. Апостолы: аминь глаголю вам, сказал Христос ученикам своим, яко вы шедшие по мне. в пакибытие, егда сядет Сын человеческий на престоле славы своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома (Матф. 19. 28). Не весте ли, вопрошал св. Павел Коринфян, яко святии мирови имут судити (1 Кор. 6:2)2008.
3) Подсудимых. На суд предстанут; а) все люди, живые и мертвые: и соберутся пред ним вси языцы (   Матф. 25:32), – пред Богом и Господем нашим Иисус Христом, хотящим судити живым и мертвым в явлении его и царствии его (2 Тим. 4:1): яко той есть нареченный от Бога судия живым и мертвым (Деян. 10:42); б) праведные и злые: всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2 Кор. 5:10; снес. Иоан. 5:29; Рим. 2:6. 7)2009; в) не только все люди, но и падшие духи, которых, по свидетельству Апостола, Бог не пощаде, но пленицами мрака связав, предаде на суд мучимых блюсти (2 Петр. 2:4; снес. Иуд. 6).
4) Предмет суда. Предметом суда будут – а) не только дела человеческие: так как Господь воздаст коемуждо по делом его (   Рим. 2:6; снес. 2 Кор. 5:10; Иуд. 15)2010; б) но и слова: глаголю же вам: яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нам слово в день судный (Матф. 12:36); в) и самые сокровенные помышления: ибо приидет Господь, иже во свете приведет тайная тмы, и объявит советы сердечныя: и тогда похвала будет комуждо от Бога (1 Кор. 4:5; снес. Апок. 2:23)2011.
5)    Разлучение праведных от грешных. И разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ. И поставит овцы одесную себе, а козлища ошуюю (Матф. 25:32. 33).
6)    Произнесение Судиею приговора тем и другим. Тогда речет царь сущим одесную его: приидите благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Матф. 25:34). … Тогда речет и сущим ошуюю его: идите от мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (- 41).
Св. Отцы и учители Церкви признавали это изображение всеобщего суда несомненно истинным, и оставили на него свои толкования   2012; но нередко замечали, что оно не должно быть понимаемо во всех своих подробностях буквально и человекообразно. «Писание, говорит св. Василий великий, представляет сие олицетворенно, не потому что Судия каждому из нас будет предлагать вопросы, или давать ответы судимому, но чтобы внушить нам заботливость, и чтобы мы не забыли подумать о своем оправдании. Вероятно же, что какою-то несказанною силою, во мгновение времени, все дела нашей жизни, как на картине, напечатлеются в памяти нашей души. И таким образом услышим сие: ныне объидоша их совети их; противу лицу ми быша (Осии, 7, 1). И книги, упоминаемые у Даниила (- 7, 10), что иное означают, как не возбуждение Господом в памяти человеческой образов всего соделанного, чтобы каждый вспомнил свои дела, и чтобы мы видели, за что подвергается наказанию»2013. «Не должно думать, что пришествие Господа будет местное и плотское, но надобно ожидать Его во славе отчей вдруг в целой вселенной»2014. «Не должно думать, что много потратится времени, пока каждый увидит себя и дела свои; и Судию и следствия Божия суда, неизреченною силою, во мгновение времени представит себе ум, все это живо начертает пред собою, и во владычественном души, как бы в зеркале, увидит образы соделанного им»2015.
III.    По представленному изображению суда, имеющего быть при кончине мира, можно заключать и о свойствах этого суда. Он, очевидно, будет -
1)    Всеобщий: потому что будет простираться на всех людей, живых и мертвых, добрых и злых, на самих даже ангелов падших: тогда имать Господь судити вселенней (Деян. 17:31)2016.
2)    Торжественный и открытый: потому что Судия явится во всей славе своей со всеми святыми Ангелами, и произведет суд пред лицем целого мира, небесного, земного и преисподнего2017.
3)    Строгий и страшный: потому что совершится по всей правде Божией, и только одной правде; то будет день гнева и откровения праведного суда Божия (Рим. 2:5)2018.
4) Решительный и последний: потому что неизменно определит на всю вечность участь каждого из подсудимых (   Матф. 25:46).





§ 266. Сопутствующие обстоятельства всеобщего суда: а) кончина мира

В тот же последний день, в который совершится последний суд Божий над всем миром, последует и кончина мира.   
I.    В св. Писании ясно показаны: а) действительность или достоверность этого будущего события; б) его сущность и образ, и в) тесная связь со всеобщим судом.
1)    Действительность. Что существующий мир будет иметь конец, это – а) предсказал еще в ветхом завете Псалмопевец, взывая к Богу: в началех ты, Господи, землю основал еси, и дела руку твоею суть небеса; та погибнут, ты же пребываеши; и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я (Пс. 101:26. 27); б) засвидетельствовал в новом завете сам Христос Спаситель, когда говорил: небо и земля мимоидет (Матф. 24:35; снес. 5, 18), и дал обетование ученикам своим: се аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Матф. 28:20). Что конец мира последует именно в тот день, в который совершится и всеобщий суд, это видно: а) из слов Спасителя в притче о семени: жатва кончина века есть, а жатели Ангели суть. Якоже убо собирают плевелы, и огнем сожигают: тако будет в скончание века сего…, изыдут Ангели, и отлучат злые от среды праведных (Матф. 13:39. 40. 49; снес. 24, 29); б) из слов св. апостола Петра: нынешняя небеса и земля темже словом сокровенна суть, огню блюдома из день суда и погибели нечестивых человек (2 Петр. 3:7).
1)    Сущность и образ. Кончина мира будет состоять не в том, будто он совершенно разрушится и уничтожится, а в том, что он только изменится и обновится посредством огня. Та погибнут, сказал Псалмопевец о нынешнем небе и земле; но далее объяснил свою мысль: яко риза обетшают и изменятся (Пс. 101:26. 27). И св. Петр, сказав, что нынешние небеса и земля огню блюдутся на день суда, продолжает: приидет же день Господен, яко тать в нощи, в оньже небеса убо с шумом мимоидут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и, яже на ней, дела сгорят; и еще: егоже ради небеса жегома разорятся, и стихии опаляеми растаются (2 Петр. 3:10. 12); – но непосредственно затем присовокупляет: нова же небесе и новы земли по обетованию его чаем, в нихже правда живет (- 13). Св. Иоанн Богослов, действительно, и видел в откровении небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоша (Апок. 21:1).
2)    Тесная связь со всеобщим судом. На эту связь указывает св. апостол Павел словами: чаяние твари откровения сынов Божиих чает. Суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании: яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих (Рим. 8:19-21). Вследствие падения человека вся тварь невольно покорилась работе истления, и совоздыхает, и соболезнует с нами (- 22). Когда окончится дело восстановления человека: тогда, по томуже закону, должна и тварь освободиться от своей работы и вообще от гибельных следствий греха. Но дело восстановления человеческого окончится всеобщим судом, на котором и последует откровение сынов Божиих. След., вместе с тем и сама тварь должна освободиться от работы истления в свободу славы чад Божиих; весь мир вещественный должен очиститься от гибельных следствий греха человеческого и обновиться. Это-то обновление мира и совершится в последний день посредством огня, так что на новом небе и новой земле не останется уже ничего греховного, а будет жить одна правда (2 Петр. 2:13).
II. Все изложенные мысли о кончине мира проповедывали и св. Отцы и учители Церкви. Например:   
Св.    Ириней: «не сущность и не вещество творения упраздняется (ибо истинен и силен Тот, кто устроил его), но преходит образ мира сего, т. е. то, в чем произошло расстройство… Когда же прейдет этот образ и человек обновится и восстанет для нетления, тогда явится новое небо и новая земля2019.
Св.    Кирилл иерусалимский: «приидет с небес Господь наш Иисус Христос, приидет со славою при скончании мира сего в последний день. Ибо будет скончание мира сего, и сотворенный мир сей обновится. Поелику разврат, татьба и любодеяния и всякой род грехов разлияся по земли, кровь, с кровьми (Осии 4, 2) смесилась в мiре: то, чтоб сие чудное обиталище тварей не осталось навсегда исполненным беззакония, прейдет мир сей, дабы снова явиться лучшим… Свиет Господь небеса не для того, чтоб истребить оные, но чтобы опять явить их в лучшем виде. Выслушай слова пророка Давида: в началех ты, Господи, землю основал еси, и дела руку твоею суть небеса (Пс. 101:26). Та погибнут, ты же пребываеши (- 27). Но, скажет кто-либо, почему же, он говорит ясно: погибнут? Сие видно из последующего: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ибо как о человеке говорится, что он погибает, как то сказано: видите, како праведный погибе, и никтоже не приемлет сердцем (Ис. 67:1), между тем, как он ожидает воскресения: так равно ожидаем некоторого воскресения и небу»2020.
Св.    Василий великий: «предвозвещением догматов о скончании и изменении мира служит и то, что предано нам ныне кратко в самых начатках богодухновенного учения: в начале сотвори Бог. Начавшееся со временем по всей необходимости и окончится во времени. Если имеет начало временное, то не сомневайся о конце… Но они (ученые язычники) не нашли одного из всех способа, как уразуметь Бога, Творца вселенной праведного Судию, воздающего каждому достойно по делам, и как вместить в уме, вытекающую из понятия о суде, мысль о скончании; потому что миру необходимо измениться, если и состояние душ перейдет в другой род жизни. Ибо как настоящая жизнь имеет качества, сродные сему миру: так и будущее существование наших душ получит жребий, свойственный своему состоянию»2021.
Блаж. Иероним: «ясно показывается (   Пс. 101:27), что кончина и погибель мира означает не обращение его в ничто, но изменение в лучшее. Равным образом и то, что написано в другом месте: будет свет луны, аки свет солнца (Ис. 30:26), значит не погибель прежнего, но изменение в лучшее. Размыслим о сказанном: преходит образ, а не существа. То же выражает и св. Петр (2 Петр. 3:13)… Не сказал; узрим иные небеса и иную землю, но прежние и древние измененными на лучшие»2022.
Так же учили:    Иустин мученик, Афинагор, Тациан, Феофил антиохийский, Минуций Феликс, Ипполит, Мефодий и другие2023. Пятый вселенский собор, опровергая разные заблуждения оригенистов, торжественно осудил и то их лжеучение, будто вещественный мир не преобразится только, но совершенно уничтожится2024.

§ 267. б) Кончина благодатного царства Христова и начало царства славы; замечание о хилиазме или тысящелетии Христовом

Вместе    с кончиною мира вещественного и преобразованием его в мир новый, лучший, последует кончина и благодатного царства Христова, и откроется вечное царство Божие, царство славы.
I.    Первую мысль – о кончине в то время благодатного царства Христова ясно выразил св. апостол Павел, когда, говоря о будущем воскресении мертвых во второе пришествие Спасителя, писал Коринфянам: якоже о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут. Кийждо же во своем чину: начаток Христос, потом же Христу веровавшии в пришествие его. Таже кончина, егда предаст царство Богу и Отцу, егда испразднит всяко начальство и всяку власть и силу. Подобает бо ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногами своими. Последний же враг испразднится смерть (1 Кор. 15:22-26; снес. Матф. 13:24. 30. 39). А этот последний враг испразднится именно тогда, когда не только воскреснут все люди и соделаются нетленными (- 52), но и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих (Рим. 8:21), и когда будет слово написанное: пожерта, бысть смерть победою. Где ти, смерте, жало; где ти, аде, победа (1 Кор. 15:54. 55)?
II.    В подтверждение же той мысли, что, вслед за кончиною царства благодати, откроется новое царствие Божие, царство славы, в котором Господь, купно со Отцем и Св. Духом, будет царствовать вечно2025, служат:
1)    С одной стороны – а) слова Спасителя: тогда (т. е. непосредственно после всеобщего суда и след., после кончины царства благодати) праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их (Матф. 13:43), и еще: будет плач и скрежет зубом, егда узрите Авраама и Исаака и Иакова и вся пророки в царствии Божии, вас же изгонимых вон: и приидут от восток и запад и севера и юга, и возлягут в царствии Божии (Лук. 13:28 29); б) свидетельство св. Апостола Павла, что, по воскресении мертвых, плоть и кровь царствия Божия наследити не могут (1 Кор. 15:50), неправедницы царствия Божия не наследят (1 Кор. 6:9; снес. Гал. 5:21; 2 Сол. 1:5).
2) С другой – слова: а) Ангела-благовестника пресв. Деве о Христе-Спасителе: царствию его не будет конца (   Лук. 1:33); б) Апостола Петра: обильно приподастся сам вход в вечное царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа (2 Петр. 1:11); в) Апостола Павла: вся терплю избранных ради, да и тии спасение улучат, еже о Христе Иисусе, со славою вечною (2 Тим. 2:10); верно слово: аще бо с ним умрохом, то с ним и оживем: аще терпим с ним, и воцаримся (- 11); аще(есмы) чада и наследницы: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу: понеже с ним страждем, да и с ним прославимся (Рим. 8:17); и избавит мя Господь от всякаго дела лукава, и спасет в царствие свое небесное: емуж слава во веки веков, аминь (2 Тим. 4:18); г) наконец самого Спасителя в Апокалипсисе Иоанна Богослова: побеждающему дам сести со мною на престоле моем, якоже и аз победих, и седох со Отцем моим на престоле его (3, 21).
3)    Св. Отцы и учители Церкви, вслед за св. Писанием, также учили, что всеобщим судом окончится царство благодати и откроется царство славы2026. Вот, например, слова:
Св. Зенона веронского: «Апостол Павел (   1 Кор. 15:24) говорит о временном вочеловечившегося Бога царстве, по скончании которого сей приидет и сотворит суд живым и мертвым, что подтверждает самая связь речи, в которой говорится, что Христос должен царствовать со святыми своими до тех пор, пока не прекратит всякое начальство, всякую власть и силу, пока не низложит всех врагов под ноги свои, пока не истребится последний враг смерть (1 Кор. 15:24-26). Но Евангелист Лука (1, 34) и Соломон (Прем. 3:4-8) разумели первоначальную власть, в которой имея непрерывное от века и до века участие, Сын никогда не получал царства от Отца, и никогда не будет передавать его Отцу. Ибо он всегда царствовал с Отцом своим, как Сам говорит: царство мое несть от мира сего (Иоан. 18:36). Яснее выразил сие Апостол Павел: сие бо да весте, говорит он, яко всяк блудник или нечист или лихоимец, иже есть идолослужитель, не имать достояния в царствии Христа и Бога (Еф. 5:5), показывая тем, что едино есть царствие Отца и Сына»2027.
Св.    Кирилла иерусалимского: «царствовать будет во веки Тот, который будет судить живых и мертвых, который за живых и за мертвых умер, как говорит Павел: на сие бо Христос и умре и оживе, да и мертвыми и живыми обладает (Рим. 14:9) Дерзнул некто говорить, что по скончании мира Христос не будет царствовать; дерзнул утверждать, что Слово, из Отца исшедшее, паки возвратившись в Отца, не будет более существовать. Богохульствует таким образом к своему осуждению: ибо не внимал словам Господа: Сын пребывает во век (Иоан. 8:35), не внимал словам Гавриила: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца (Лук. I:33)… И хочешь ли узнать, от чего те, которые учат противному, дошли до такого безумия? Читали они со злым намерением добрые слова Апостола: подобает бо ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама своима (1 Кор. 15:25). И говорят, что когда враги низложены будут к ногам Его, то Он не будет более царствовать; но говорят худо и бессмысленно. Ибо Тот, который царствовал прежде, нежели низложил врагов, не будет ли тем паче царствовать после того, как победит их?»2028.
ИII.    После всего, сказанного нами о всеобщем суде с его обстоятельствами, предварительными и сопутствующими, само собою определяется, как должно смотреть на учение о хилиазме (χιλιασμός – тысящелетие) или о тысящелетнем царстве Христовом. Сущность этого заключается в следующем: «Задолго до кончины мира Христос опять приидет на землю, поразит антихриста, воскресит одних праведников, устроит новое царство на земле, в котором праведники, в награду за свои подвиги и страдания, будут царствовать вместе с Ним, в продолжение тысячи лет, наслаждаясь всеми благами временной жизни; затем уже последуют второе всеобщее воскресение мертвых, всеобщий суд и всеобщее вечное мздовоздаяние». Впрочем, учение хилиастов известно было в двух видах. Одни говорили, что Христос, когда устроит на земле тысящелетнее царство свое, восстановит Иерусалим во всей красе, снова введет исполнение обрядового закона Моисеева со всеми жертвами, и что счастие праведников будет состоять во всевозможных чувственных удовольствиях. Так начал учить в первом веке еретик Керинф, проникнутый ложными верованиями иудейскими и гностическими2029, а за ним продолжали другие иудействовавшие еретики: евиониты2030, монтанисты2031, и в четвертом веке – еретик Аполлинарий с своими последователями2032. Другие, напротив, утверждали, что блаженство праведников во время тысящелетнего царства Христова будет состоять только в удовольствиях невинных, чистых, духовных, и вовсе не проповедывали ни о возобновлении тогда Иерусалима, ни о восстановлении обрядового закона Моисеева. В таком виде мнение о тысящелетии в первый раз высказано было Папием, жившим еще в век Апостольский2033, затем встречается у Иустина мученика, Иринея, Ипполита, Мефодия и Лактанция2034; в позднейшие времена возобновлено, с некоторыми особенностями, анабаптистами, последователями Шведенборга и другими мистиками и иллюминатами2035. Но ни в первом, ни в последнем своем виде учение о тысящелетии не может быть принято православным Христианином. Ибо:
1)    В обоих своих видах оно основывается на предположении, будто воскресение мертвых будет двукратное; первое за тысячу лет до кончины мира, воскресение одних праведников; другое пред самою кончиною мира, когда воскреснут и грешники, и последуют всеобщий суд и вечное мздовоздаяние. Между тем как сам Спаситель со всею ясностию учил, что будет только одно воскресение мертвых всеобщее в последний день, что, по гласу Его, вместе восстанут тогда из гробов своих и праведники и грешники, и непосредственно приимут от Него последний суд и окончательное мздовоздаяние (Иоан. 5:25. 28. 29; 6, 40. 54; Матф. 13:40-42; 25, 31–46).
2)    В обоих своих видах допускает пришествие Христа Спасителя на землю за тысячу лет до кончины мира, вопреки учению Слова Божия, которое проповедует только два пришествия Христова: первое уничиженное, когда Он приходил искупить нас, второе – славное, имеющее быть при самой кончине мира, когда явится Он судить живых и мертвых (Матф. 13:40-43; 24, 27–51; 25, 31–46).
3)    В обоих своих видах допускает, что, по окончании царства благодати и прежде царства славы, будет еще какое-то среднее, третье царство Христово, для которого чрез тысячу лет настанет конец, – между тем как Слово Божие учит только о двух царствах Христовых, царстве благодати, которое будет продолжаться до самой кончины мира и всеобщего суда (1 Кор. 15:25), и царстве славы, которое начнется непосредственно после всеобщего суда и не будет уже иметь конца (Лук. 1:33; 2 Петр. 1:11).
4)    В первом своем виде противоречит, в частности, тому учению Слова Божия, что в воскресение мертвых ни женятся, ни посягают (Матф. 22:30; Лук. 20:34), что несть царство Божие брашно и питие (Рим. 14:17), и что обрядовый закон Моисеев, имевший только прообразовательное значение до пришествия Спасителя, отменен Им навсегда и заменен законом совершеннейшим, новозаветным (см. § 146).
5)    Если учения о хилиазме в последнем его виде держались и некоторые из древних учителей Церкви – Иустин, Ириней, Мефодий: то держались единственно, как частного мнения, а не как догмата, по свидетельству самого же Иустина, который замечает, что так он думает вместе с некоторыми, а многие Христиане чистой и православной веры не разделяют его верования2036. Это тем несомненнее, что -
6) Другие учители Церкви в тоже время прямо восставали против учения о хилиазме, каковы: Каий, пресвитер римский   2037, св. Дионисий александрийский2038, Ориген2039, Евсевий кесарийский2040, Тихон африканский2041, Василий великий2042, св. Григорий Богослов2043, св. Епифаний2044, блаж. Иероним2045, Филастрий2046 и блаж. Августин2047, – называя чаяния хилиастов пустыми выдумками, баснями смешными, нелепыми, совершенно противными св. Писанию2048.
7)    Если и можно было держаться учения о хилиазме, как частного мнения: то лишь до тех пор, пока не выразила об этом своего голоса Церковь вселенская. Но когда второй вселенский Собор (в 381 г.), осуждая все заблуждения еретика Аполлинария, осудил и учение его о тысящелетии Христовом, и для того внес в самый символ веры слова о Христе: «его же царствию не будет конца», – держаться этого учения, даже в качестве частного мнения, совершенно непозволительно православному Христианину.
8)    В доказательство своих мыслей, хилиасты обыкновенно указывали и указывают на 20-ю главу Апокалипсиса, в которой излагается видение Иоанна Богослова, как Ангел, имеющий ключи ада, сошел с небеси, связал и заключил диавола в бездну на тысячу лет, как было потом первое воскресение, когда последователи Христовы ожиша и воцаришася со Христом тысящу лет, как, по истечении тысячи лет, разрешен будет сатана от темницы… на мало время, и изыдет прельстити языки, сущия на земли, и вскоре последует суд над всеми мертвецами воскресшими и вечное мздовоздаяние им и диаволу. Но -
а)    Известно, что Апокалипсис есть книга пророческая и глубоко таинственная, смысл которой в точности нам недоступен. А толковать буквально места пророческие, если они представляются в этом виде противоречащими другим местам Писания, прямым и ясным, совершенно противно правилам свящ. Герменевтики, которая справедливо предписывает в подобных случаях изъяснять пророчества в смысле таинственном: потому что Бог, давший людям откровение, сам себе противоречить не может.
б)    Сколько возможно проразумевать таинственный смысл 20-й главы Апокалипсиса, лучшие толкователи его, вслед за блаж. Августином, изъясняли эту главу так: под именем Ангела, сошедшего с неба и имеющего ключи ада, разумеется Ангел завета – Господь Иисус, приходивший на землю, чтобы смертию своею упразднить имущаго державу смерти, сиречь диавола (Евр. 2:14), разрушить на земле дела диавола (1 Иоан. 3:8) и изгнать его вон (Иоан. 12:31). Под именем связания и заключения диавола в темницу разумеется то, что Господь своею проповедию, своими многократными опытами изгнания бесов из людей и особенно своею смертию, действительно, изгнал диавола вон, связал крепкого (Матф. 12. 29), совлек его начала и власти, изведе в позор дерзновением, победив их на кресте (Кол. 2:16). Под именем тысящелетняго царства Христова разумеется весь неопределенный период времени с самого начала благодатного царства Христова на земле, или собственно с тех пор, как соделалась вера Христова при Константине великом торжествующею и господствующею в мiре до скончания века, – соответственно тому, как у Псалмопевца: помяну в век завет свой, слово, еже заповеда в тысящы родов (Пс. 104:8), выражение: в тысящы родов означает неопределенно все будущие роды человеческие до конца мира. Под именем первого воскресения разумеется воскресение людей в Христианстве духовное, которое начинается чрез обращение их, оправдание и возрождение, соответственно словам: востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос (Еф. 5:14; снес. Иоан. 5:24), и оканчивается, когда души истинных Христиан переселяются из настоящей жизни, бывшей для них как бы смертию, в истинную жизнь со Иисусом Христом. Далее – разрешение диавола от темницы на мало время, чтобы прельстить языки, – означает явление на земле антихриста незадолго перед самою кончиною мира. Наконец суд над всеми мертвецами ожившими и мздовоздаяние как им, так и диаволу – это всеобщий, последний суд и последнее мздовоздаяние2049.

1938«Апостол говорит: и сего ради послет им Бог действо льсти (   2Сол. 2:11). Послет значит то же, что и попустит быть не для того, чтоб сим они оправдались, но дабы осуждены были. Почему? не веровавшии бяху истине (- 12), т. е. истинному Христу, но благоволившии в неправде. т. е. в антихристе. Попустит же быть сему Бог во время гонения не потому, что не возможет воспрепятствовать, но для того, чтоб за терпение, как обыкновенно бывает, увенчать своих подвижников, подобно Пророкам Его и Апостолам, дабы они за кратковременные страдания наследовали вечное царство небесное, как говорит Даниил: и в то время спасутся людие твои вси, обретшиися вписани в книзе» (Даниил. 12, 1), явно, что в книге жизни (Кирилл. иерус. огл. поуч. XV, п. 17, стр. 325).

1939Ирин.    adv. haer. V, 25, n. 1, squ.; Ипполит. de Antichrist. c. 14. 15; Тертул. de praescr. haer. c. 4; Eвсев. in Luc. XVII, 24; Златоуст. de cruc. et latron. homil. 1, n. 4; II, n. 4; Амврос. Bened. Patriarch. c. 7; Иероним. in Ps. LXXXIX; Феодорит. in Nam. quaest. III.

1940Лактанц.    Inst. Divin. VII, 17; Гезихий иерусалим. Quaest. IX, in Coteler. Monum. eccles. Graec. T. VIII; Иероним. in Иsаи c. XVI, ХXIII.

1941Кирилл. иepyс. огл. поуч. V, n. 14, стр. 321; Иоанн. Дамаск. точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 26, стр. 300–301.   

1942До    пришествия Христова явится в мир, облеченный в человеческое естество, враг людей и противник Божий, демон, похититель Божия имени» (Феодорит. кратк. излож. бож. догм. гл. 23, в Хр. Чт. 1844, IV, 355).

1943«3ная,    что не будет уже ему прощения на суде, откроет явную брань не чрез служителей своих, как обыкновенно, но сам собою, во всех знамениих и чудесех ложных. Будучи отец лжи, он посредством ложных действий будет обольщать воображение, так что народу представится, будто видит воскрешенного мертвеца, между тем как он не воскрешен, будто видит хромых ходящих и слепых прозирающих, тогда как не было исцеления» (Кирил. иерус. огл. поуч. XV, п. 14, стр. 321). То же у св. Ефрема сирина в слов. на пришеств. Господне и антихристово (Тв. св. Отц. XIV, 31).

1944Ирин.    adv. haer. V, 30; Ипполит. de antichrist. c. 14. 15; Илар. in Math. XVII; Амврос. Bened. Patriarch. c. 7; Иероним. in Mich. c. IV; Aвгустин. de civit. Dei XX, 7.

1945«Человек-богохульник,    и законопреступник, который получит царство не от предков, но похитит власть посредством волхвования» (Кирилл. иерус. огл. поуч. XV, п. 13, стр. 320–321. Снес. Дамаск. точн. излож. прав. веры кн. IV, гл. 26, стр. 301).

1946Ирин. adv. haer. V, 25, n. 1; 28, п. 2; Кирилл. иерус. огл. поуч. XV, п. 15, стр. 322.   

1947Ефрем.    сирин. слово на пришеств. Господне и антихрист., в Тв. св. Отц. ХIV, 33; Иоанн. Дамаск. точн. изл. прав. веры кн. IV, 26, стр. 301 и друг. (см. у Couцepa Thesaur. eccles. под словом: άντίχριστος).

1948«Царствовать    будет антихрист только три года с половиною. Мы говорим сие, заимствуя не из книг, коих богодухновенность неизвестна, но из Даниила; он говорит: и дастся в руку его даже до времене, и времен, и полувремене (Дан. 7:25). Под временем разумеется один годь, в который он явится и усилится; под временами следующие два года его законопреступного владычества, которые вместе с первым составят три года, а под полувременем разумеются шесть месяцев. И еще в другом месте тоже говорит Даниял: и клятся жиаущим во веки, яко во время, и во еремена, и в пол ере- мене (Дан. 12:7)». (Кирилл. иерусал. огл. поуч. XV, п. 16, стр. 323–324).

1949Вообще    более подробные сведения об антихристе можно найти в книге преосвящ. Стефана Яворского: Знамения пришествия антихристова и кончины века. Моск. 1703.

1950De civit. Dei XX, 19, n. 3.   

1951Hammond, in Epist. II ad Thessal.   

1952Klee, Manuel de l’hist. des dogm. Chret. T. 1, p. 133, Paris 1848.   

1953Luther, Captiv. Ваbуl.; Calvin. Inst. IV, 8, n. 10.   

1954Сущноcть    спора об этом предмете между протестантами и папистами кратко показана в Богословии пр. Иринея Фальковского lib. XVII, с. 6, in T. II, р. 262–263.

1955«Тогда    явится знамение Сына человеческаго на небеси (ст. 30), то есть, крест, который светлее солнца; поелику солнце помрачается и скрывается, а крест является; он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей. Но для чего является сие знамение? Для того, чтобы совершенно посрамить бесстыдство иудеев. Ибо Христос придет на сей суд, имея величайшее оправдание – крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть» (Иоанн. Златоуст. на ев. Матф. бесед. LXXVI, п. 3, в т. III, стр. 309–310). «Честный крест первый явится опять и во второе пришествие Христово, как честный, животворящий, достопоклоняемый и святый скипетр Дара Христа, по слову Владыки, который говорит, что явится знамение Сына человеческаго из небеси (Матф. 24:30)» (Ефрем. сир. слов. на чест. крест, в Тв. св. Отц. XIV, 41). Сн. Кир. иер. огл. поуч. XV, в. 22, стр. 329.

1956Кирилл. иерус. огл. поуч. XV, п. 1, стр. 308–309.   

1957См.    символы: апостольский, никео-цареградский, Афанасиев, также у св. Иринея (adv. haer. 1, 10), Тертуллиана (de praescr. haeret, c. 13) и др.

1958Посл.    смирн. церкви о муч. Поликарпа, п. 14, в Хр. Чт. 1821, I, 135. Cfr. Ruinart. acta martyr, sincer. p. 70. 150. 494, Amstel. 1713.

1959Иустин. Аполог. 1, гл. 18. 52; Тациан. contra Graeс. c. 6; Феофил. ad Autolic.   

1960Особые    сочинения o воскресении мертвых оставили после себя: св. Иустин мученик, Афинагор, Тертуллиан, Климент александрийский, Ориген, св. Мефодий, Евсевий, св. Григорий нисский, св. Амвросий, св. Ефрем сирин, св. Зенон веронский и друг.

1961Иустин.    Dialog. cum Thyph. c. 80; Тертулл. de resurr. earnis c. 1; Aвгyстин. de civit. Dei XX, 20; Кирилл. алекс. in Joann. XX, 24. 25.

1962Тациан.    contr. Graec. с. 6; Минуц. Фел. ad Octav. c. 16; Григ. нисск. de opif. homin. c. 26; Иероним. Epist. XXXVIII ad Pammach.

1963Тертулл,    de resurr. carnis c. 68 et squ. «Пусть будут смешаны различные семена растений (тебе слабому в вере и примеры представляю слабые), и сии paзличные семена растений будут находитъся в одной горсти твоей: для тебя человека трудно ли, или напротив легко различить, что находится в твоей горсти, и семена каждого растения по свойству их отделить, и дать им свое место, чтоб расли? Так, ты можешь различить и привесть в прежнее состояние, что находится в руке твоей; а Бог ужели не может различить и привесть в прежнее состояние, что содержится в горсти Его?» (Кирилл. иерус. огл. поуч. XVIII, п. 3, стр. 407).

1964Ирин. adv. haer. V, 12, n. 6; Григ. нисск. orat. III, de resurr. Christi, Opp. T. III, p. 425, ed. Morel.   

1965Ирин. adv. haer. V, 13, n. 1; Тертул. de ressur. carn. c. 17; Const. Apost. V, 7; Кирилл. иepyc. огл. поуч.    ΧVIII, n. 16, стр. 419.

1966Игнат.    Богон. Epist. ad Smyrn . n. 1; ad Trall. n. 9; Ирин. adv. haer. V, 7, n. 1; Иустин. Dialog. сum Tryph. c. 69; Kunpиaн. Epist. LXXIII; Епифан. haer. LXIV, n. 67; Kupилл. алекс. in Joan. X, 10.

1967Клим.    рим. Epist. 1 ad Corinth. n. 24; Феофил. ad Autolic. 1, 13; Тертулл. Апол. гл. 48; Епифан. haer. LXIV, n. 37. 68; Кирилл. иерус. огл. поуч. XVIII, n. 6: «сеется пшеница, если случится, или другой какой род семян: упавши семя умирает, согнивает и делается негодным для пищи. Впрочем, сочливым является оно в зелени, и упавши в малом виде, является теперь в виде прекрасном. Но пшеница сотворена для нас. Ибо пшеница и другие семена для нашего употребления, а не для них самих сотворены. Так, сотворенное для нас, быв умерщвлено, оживает; а мы, для которых сотворено сие, умершие, ужели не востанем?» (- стр. 410).

1968Феофил.    ad Autol. 1, 13; Тертул. de resurr. carnis c. 12; Минуц. Фел. ad Octav. c. 31; Кирилл. иepyc. огл. поуч. IV, n. 30, стр. 78; Амврос. de resurr. lib. II, n. 61.

1969Феофил. ad Autol. 1, 13; Епифан. Ancorat. n. 84; Зенон. верон. de resurr. n, 8.   

1970Тертулл. de anim. c. 43; Епифан. haer. LXIV, n. 37.   

1971Ирин. adv. haer. III, 17, n. 2; Исид. пелус. Epist. lib. 1, epist. CCXXÏ    βαπτιζύμεθα ουν υπέ.ρ των νεκρών τη φύσει σιομάτιεν, εί αφθαρσίαν αυτά μετασχευασθηναι πιστευοντες.

1972Дионис. ареопаг. о церк. иерарх. гл. VII, n. III, § 9.   

1973Игнат. Богонос. Epist. ad Ephes. n. XX (   φάρμακον αθανασίας άντίδικον του μή άποθανεΐσθαι); Ирин. adv. haer. IV, 18, n. 5; Григ. нисск. orat,

Наши рекомендации