Бог последователен и верен Себе
Этот замечательный случай уникален в Ветхом Завете, в котором находим не так уж много зарегистрированных случаев чудесных исцелений, совершенных Богом в Израиле и Иуде. Однако в Ветхом Завете существуют также иные краткие упоминания, свидетельствующие о том, что Бог исцелил много других людей.
История исцеления Езекии важна еще и тем, что она демонстрирует последовательность Бога, и неизменность Его любви к человечеству от самого начала. Бог провозглашает: «Я, ГОСПОДЬ [Иегова - Тот Кто Есть, Сущий], - не меняюсь» (Мал.3:6). Он – Бог сострадательный. Если бы это было не так, человечество давно уже перестало бы существовать (там же).
Черты Бога – сострадание, милосердие и любовь, открывающиеся нам в Новом Завете, - были очевидны и в Ветхом Завете. Бог не изменился. Это представления человека о Боге изменились. Бог постоянен.
Иисус Христос, - безупречное живое выражение божественной природы в человеческой форме, - «вчера, сегодня и вовеки Тот же» (Евр.13:8). Чудесное исцеление Езекии и причины, по которым Бог его исцелил предоставляют пример, на котором мы можем учиться (как впрочем, и все остальные истории Ветхого Завета - 1Кор.10:11). В этой истории описаны ключевые предпосылки к получению исцеления.
Мы обратимся к ним несколько позже. Но сначала, крайне важно подвести краткий итог всей темы исцеления в Ветхом Завете. Это даст нам твердый фундамент, на котором можно строить наше понимание об исцелении сегодня – в новозаветную эру.
Цель Бога
Ветхий Завет регистрирует начала отношений между Богом и человеком. Он содержит фундаментальное учение, данное для нашей пользы. Без Ветхого Завета не было бы Завета Нового. Новозаветные учения продолжают и завершают надстройку Ветхого Завета. Ничто в Новом Завете не отменяет заповедей Ветхого. Учения Нового Завета дополняют и строятся на откровениях Бога, данных в Завете Ветхом (Мф.5:17-20).
Как и во всем остальном, чтобы до конца понять новозаветное учение об исцелении, мы должны сначала изучить то, что говорит об этом предмете Ветхий Завет. Спасение, включающее в себя исцеление (1Пет.2:24; Мф.8:17), - от Иудеев (Ин.4:22). Иисус был Иудеем. Он рос и был воспитан в системе Ветхого Завета, - так же как Павел и все двенадцать апостолов. Все они росли, признавая полную истинность и уместность еврейских писаний в своей жизни (Рим.3:1-2).
Эти писания способны сделать нас «мудрыми ради спасения через веру в Иисуса Христа» (2Тим 3:15). Ветхий Завет полезен и боговдохновен не меньше, чем Новый Завет. Это вдохновленные Богом тексты, «полезные для научения, обличения, исправления, и наставления в праведности» (там же, ст.16).
Обратите внимание на цель всех боговдохновенных писаний. Конечной целью Бога является праведность, - «…чтобы человек Божий был приготовлен ко всякому доброму делу» (там же, ст.17). Именно с этого важного момента и нам следует начать.
Размышлять о благодати Бога, о Его безграничной любви и сострадании – замечательно. Но пока мы не осознаем цель Божьей благодати, мы не сможем до конца понять Его намерения. Не понимая, почему Бог неизменно совершает то, что совершает (почему Он исцеляет), мы можем ограничивать свою возможность получать от Него.
Цель Бога – создание святого народа – людей, подобных Ему. Он желает, чтобы мы поняли и увидели Его таким, каким Он есть – святым, праведным, справедливым и добрым. Затем, Он хочет, чтобы мы сами стали такими, как Он. Именно для этого Он создал нас в Своем образе.
«Я есть Господь, целитель твой»
В Ветхом Завете Бог открывается нам, как Великий Целитель. Однако исцеление, которое Он предлагал, было тесно связано с их покорностью. Бог хотел видеть покорных людей, которые доверяли бы ему всецело и во всем слушались.
Когда они пришли в Мерру в безводной пустыне, Бог сказал: «Я есть Господь [Иегова, Явех], целитель твой» (Исх.15:26). Однако это утверждение имело большие ограничения в виде маленького слова если:
«Если будешь слушаться голоса Господа, Бога твоего, и делать то, что правильно в Его глазах, если будешь соблюдать все уставы Его, Я не наведу на тебя ни одной из болезней, которые Я навел на Египет» (там же).
Это вовсе не означает, что сам Бог наводил на египтян или другие народы болезни, от которых они страдали. Они заплатили за свое упрямое нежелание знать Бога и за свою непокорность. Сатана заполняет любое незаполненное духовное пространство в жизни людей, если они ему это позволяют. Однако в те времена народ Израиля, в своем большинстве, не знал о реальности и влиянии незримого мира злых духов. Поэтому Бог должен был объяснять им причину и следствие в упрощенной форме, чтобы им было понятно. Поэтому Он говорит о Себе, как о первопричине болезней. Бог никогда не посылал и не посылает человеку болезнь или немощь. Он не такой. Но их собственная непокорность (осознанная или нет) делала их незащищенными перед атаками диавола.
На условиях Ветхого Завета, заключенного с Израилем у горы Синай, Бог пообещал народу избавлять их от всякого проклятия. Он жаждал изливать на них Свою любовь. Он обещал быть их Защитой, их Проводником, их Спасителем, их Вождем, их Царем, Целителем и Кормильцем. Он обещал обеспечивать все нужды и потребности народа.
Это был тот самый Бог, который открылся Моисею как «…творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим Мои заповеди» (Исх.20:6). Таковым было Его единственное условие в договоре. Его можно выразить одним словом – покорность. За это Бог обещал даровать им все, чего пожелает сердце.
За несколько сотен лет до заключения Ветхого Завета с народом Израиля, Авраам поверил Богу. Он был во всем Ему послушен, и Богу были угодны все желания, которые проявлял Авраам. Ибо Авраам проявлял желание исполнять все, что велел Бог, - чего бы это ему ни стоило. Разумеется, Авраам, - как человек, - не мог быть абсолютно безупречным. У него были ошибки, были и недостатки. Его послушание не было безукоризненным. Но из-за того, что желания его сердца были правильными в глазах Бога, Он одобрил и благословил Авраама. Бог ищет в нас не безупречности послушания, а безупречности устремлений нашего сердца. Устремлением сердца Авраама была покорность Богу, а не корысть.
Таково основание, на котором Бог в Своем Слове обещает нам все, чего пожелаем. Покорность является стартовым пунктом.
Вопрос греха
Первое исцеление, зарегистрированное в Библии, произошло во времена Авраама и косвенно связано с ним. Эта история записана в главе 20 книги Бытия. Жены царя Авимелеха были исцелены от бесплодия (ст.17), которое их поразило за грех царя (ст.18). Грех состоял в том, что Авимелех взял в жены Сарру, которая была женой Авраама.
Авимелех не знал об этом, поэтому он не был виновен в преднамеренном грехе перед Богом. Тем не менее, проклятие поразило его дом и оставалось на нем до тех пор, пока причина не была выяснена. Бог использовал эти обстоятельства для того, чтобы вернуть Сарру Аврааму.
Грех всегда взыскивает свою разрушительную мзду, являясь омерзительным врагом человека. Грех разрушает человеческие жизни и отношения. Вот почему Бог так желает видеть в нас искреннее стремление к Его праведности.
Бог так же сильно желает нас исцелять, как Он желает, чтобы мы были Ему послушны. И то и другое – в наших интересах. По условиям Ветхого Завета, исцеление требовало покорности Богу. Оба были нужны для блага народа. Поэтому исцеление и покорность были неразделимы. Для нас важно это понять, ибо, хотя мы и живем под Благодатью, желание Бога для нас и для всего человечества не изменилось.
Все, что Бог делает, Он делает для нашего блага! Но никто бы ничему не научился, если бы Бог стал раздавать исцеления и другие благословения огульно, не ожидая от нас какого-то положительного отклика.
Из Священного Писания очевидно, что Бог исцелял и желал исцелять во ветхозаветные времена. Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать следующие тексты: Псалмы 103:3; 147:3; 30:2; 41:3-4; 107:19-20,43; Исаии 19:22; 38; 58:8; Числа 12:13; Исход 15:26.
Бог желает исцелять. Последний стих в вышеуказанном списке текстов многое проясняет о том, как действует Бог: «Если будете внимательно слушать голос Господа Бога вашего и делать то, что правильно в Его глазах», - то, Он обещает, что народ Израиля будет процветать. Бог дал Израилю такие наставления, которые предохранили бы народ от заболеваний, - если бы они их выполняли. Кроме того, Бог предупредил их о том, что непослушание Его закону есть грех (1Ин.3:4) и повлечет за собой многие проклятия и лишения. Эти наказания перечисляются в двух длинных главах Святого Писания: Левит 26 и Второзаконие 28.
…За злые дела твои, за то, что ты оставил Его, пошлет Господь на тебя болезни, пока не истребит Он тебя с земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею. Поразит тебя Господь чахлостью, лихорадкою… (Вт.28:20-22). Поразит тебя Господь нарывами египетскими и опухолями, коростою и чесоткою, от которой ты не сможешь исцелиться. Поразит тебя Господь безумием, слепотою и смятением ума (ст.27-28). Поразит Господь твои колени и ноги болезненными нарывами, которые нельзя исцелить, от подошвы ног твоих до макушки головы твоей (ст.35).
Какие ужасные проклятия! Почему? Разумеется, не потому, что Бог этого хотел. Эти проклятия пали на них, как результат откровенного и сознательного нарушения Его заповедей.
Проблема сердца
Ранее, Бог объясняет Свои мотивы в таких словах:
О, если бы сердца их склонны были бояться Меня и всегда соблюдать все заповеди Мои, дабы хорошо было им и их детям вовеки! (Вт.5:29.)
Он желал, чтобы они наслаждались добрым здоровьем и долгой счастливой жизнью (Вт.6:2-3). Он говорил им:
Вот, сегодня я ставлю пред тобой жизнь и процветание, смерть и разрушение. Ибо я заповедую тебе любить Господа, Бога твоего, ходить по Его путям и соблюдать Его заповеди, постановления и законы; тогда будешь жить и умножаться, и благословит тебя Господь на земле, в которую идешь, чтобы овладеть ею (Вт.30:15-16).
Для того чтобы народ Израиля мог наслаждаться благословениями этой системы жизнедающего закона, сердце его должно было склоняться к Богу и Его путям (Вт.6:5-6).
Если же отвратится сердце твое, и не будешь покорным; если тебя потянет поклоняться иным богам и им служить, то я возвещаю тебе сегодня, что будешь уничтожен. Не будешь жить долго… Сегодня призываю небо и землю в свидетели против тебя, что я поставил пред тобой жизнь и смерть, благословения и проклятия. Избери же жизнь, чтобы жил ты и дети твои, чтобы любил Господа, Бога твоего и слушал Его голос, и крепко за Него держался (Вт.30:17-20).
Вот в чем заключалась проблема! Природная склонность сердца толкала их в противоположном направлении – подальше от Бога! Природная черствость не дала осуществиться желаниям их сердца. Они были невосприимчивы к Божьим благословениям, и пошли путем наименьшего сопротивления, который привел к страданиям и смерти.
Сами того не ведая, они оказались неспособными воспринять тот образ жизни, который Бог предложил им ради их собственного блага. Ибо Божий путь человеку не свойствен (Прит.14:12). Из-за присущего человеку упрямства не получили они благословений, которые Бог желал на них излить. Только с приходом Иисуса, сделавшего Святой Дух более широко доступным для людей, жажда святости смогла поселиться в человеческих сердцах (Иер.31:33). Природная враждебность Богу – черствость сердца, - может смягчиться только под воздействием живущего в нем Святого Духа.
Иезекииль пророчествовал о наступлении такого времени:
Я дам им сердце неделимое и вложу в них новый дух; Я удалю из них сердце из камня и дам им сердце из плоти. Тогда они станут исполнять Мои постановления и старательно соблюдать Мои законы. И будут Моим народом, а Я буду их Богом (Иез.11:19-20).
Покорность сердца являлась основной предпосылкой к получению от Бога под Ветхим Заветом. Некоторые христиане не понимают того, что цели и мотивы Бога с тех пор не изменились. Он и сегодня желает, чтобы мы были Ему покорны. Более того, стандарты Его сегодняшних требований к нам даже повысились, - по сравнению со стандартами Ветхого Завета. Однако теперь доступность Святого Духа дает нам возможность быть покорными.
Кроме того, Бог дарует нам веру и желание быть покорными. Все что нам остается сделать – это подчинить свою волю Его воле. Коль скоро мы проявляем искреннее желание быть праведными и жить в Его святости, Он относит Свою безупречную праведность на наш счет. Сами по себе, - без Него, - мы так же неспособны приблизиться к исполнению праведных стандартов Его закона, как в древности этого не мог исполнить народ Израиля. Мы все нуждаемся в Его благодати (даре милосердия), дарованной нам во Христе.
«Если сделаешь Всевышнего жилищем своим…»
Исцеление было доступно под Ветхим Заветом, и некоторые его получили. Однако большинство людей не могли его получить, так как не желали подчинить Богу свой разум и свою жизнь. Поэтому страницы Ветхого Завета донесли до нас лишь несколько таких случаев.
Текст Исхода 15:27 в своей символике дает нам подсказку о том, как нам получить Божьи благословения, и в том числе – исцеление. Здесь говорится о том, что Израиль пришел в Елим, где они разбили лагерь. Там было 12 источников воды (по одному для каждого племени) и 70 пальмовых деревьев. Вода в Библии символизирует Святой Дух. Плодоносящие пальмовые деревья символизируют жизнь Бога (выражено символическим значением числа 7), которую Он желает даровать человеку (выражено значением числа 10). Отсюда – число пальмовых деревьев: 7 х 10 = 70. Само название местности – Елим, - в переводе означает «Паль-мовые деревья».
[Между прочим, мне кажется не случайным тот факт, что именно Церковь Пятидесятников «Елим» явилась главным орудием Бога для передачи Церкви наших дней истины об исцеляющей силе Его любви.]
В Псалме 92 – песне о Субботе, - праведные сравниваются с пальмовым деревом (ст.12). «Они и в старости плодовиты, сочны и свежи» (ст.14). Выделенные нами слова метафорически описывают доброе здоровье. В идеальном мире, праведные будут процветать, как вечнозеленая пальма. Праведная покорность приносит благие плоды. Если бы все исполняли заповеди Ветхого Завета, то сегодня мы жили бы в идеальном мире. Именно это Бог изначально планировал для человека. Однако такая праведная покорность бывает возможна, только если мы живем с Ним. Именно к этому большинство людей оказываются неготовыми. Наше «Эго» должно умереть, чтобы мы впустили в сердце Бога.
Псалмописец провозглашает:
Если сделаешь Всевышнего жилищем своим – Господа, который мое убежище, - то никакая беда не случится с тобой, и никакое бедствие не приблизится к шатру твоему. Ибо ангелам Своим Он велит о тебе - охранять тебя на всех путях твоих. Они понесут тебя на руках, чтобы ты не ударил ногу о камень (Пс.91:9-12).
Мы знаем, что эти строки нашли безупречное исполнение в жизни Иисуса. Подавая нам пример, Он добровольно отрекся от каких-либо личных человеческих интересов, и понес проклятия греха за нас и ради нас. Иисус был безупречно покорен Отцу. Поэтому кров божественной защиты прикрывал Его все время, - до тех пор, пока не настал час Его жертвенной смерти.
Любой человек, принявший такое же непреклонное решение жить в полной покорности Богу в эпоху Ветхого Завета имел такую же защиту, как Иисус.
Живущий в под кровом Всевышнего покоится под сенью Всемогущего… Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной чумы… Ты не будешь бояться ни ужасов ночи, ни летящей днем стрелы, ни подстерегающей во мраке чумы, ни разрушающего в полдень мора. Тысяча падет рядом с одной стороны, десять тысяч – по правую руку, но к тебе не приблизится (Пс.91:1,3,5-7).
Ключи к получению исцеления
Истории об исцелениях, записанные для нас в Ветхом Завете, дают ключи, которые открывают нам двери Божьей сокровищницы. Ниже следуют два таких ключа, - две важнейшие характеристики, необходимые в личной жизни каждого. Имея их, мы можем быть уверены в том, что наш Бог исцелит нас. Кроме них есть еще другие ключи, которые мы рассмотрим позже. Что касается первых двух, то они являются первоочередными факторами, о которых мы - христиане, - обязаны знать для того, чтобы прийти в присутствие Бога и получить исцеление.